Искусство холуйской лаковой миниатюрной живописи является частью национальной мировой художественной культуры. Холуйская миниатюра содержит в себе многовековые иконописные традиции и, кроме того, традиции миниатюрной росписи на изделиях из папье-маше.
Первые попытки создания холуйской миниатюрной росписи на изделиях из папье-маше начались в 1932 году силами талантливых энтузиастов С. А. Мокина, К. В. Костерина, Д. М. Добрынина и В. Д. Пузанова-Молева. И уже в 1934 году была создана самостоятельная Холуйская художественная артель, где художники стремились создать свой собственный художественный стиль письма, отличавшийся от уже процветавших в то время центров лаковой миниатюры Палеха и Мстеры. В основу нового искусства были положены традиции древнерусской живописи, которые творчески перерабатывались художниками лаковой миниатюрной живописи.
Неутомимые творческие поиски и фантазия холуйских художников привели к разноплановым решениям художественной росписи лаковых изделий из папье-маше. Бесконечное творчество проявлялось в выборе темы, формы изделий и технологическом исполнении. Путем трудоемких поисков был найден отличительный художественный стиль письма холуйской миниатюры.
Произведениям лаковой миниатюры Холуя свойственна живописная декоративность, при этом сохраняется близость к реалистическому изображению. Цветовая гамма построена либо в теплом колорите, где доминируют охристо-оранжевые оттенки, либо в холодном, когда преобладает сине-зеленая гамма цветов, которые оживляют контрастные дополнительные тона. Для росписи характерно активное выделение главных сюжетных персонажей, условность линейной и воздушной перспективы, обобщение дальнего плана, детальная проработка переднего плана, повествовательность композиции (многоклеймовость). Холуйская миниатюра выполняется на живописном фоне, но иногда используется черный фон изделия для большей выразительности образов. Особую роль в лаковой миниатюре Холуя занимает пейзаж. Пейзаж помогает глубже выразить творческий замысел художников, усиливает эмоционально-выразительное настроение содержания миниатюры, способствует поэтизации художественных творений холуйских мастеров. Миниатюрная роспись мягко вписывается в фон предмета и обрамляется орнаментом. Орнамент в миниатюре Холуя выполняется металлом, а именно твореным сусальным золотом и серебром, которые художники сами приготавливают в определенном соотношении с необходимыми компонентами. В орнаменте часто используют цвет. В живописи золото применяют только при изображении металлических элементов, таких как военные доспехи, купола церквей, парчовой ткани и др. Формы для росписи изделий разнообразны: шкатулки разных форм и размеров, декоративные тарелки, броши, пеналы, ларцы, пластины, письменные наборы и др.
Холуйская лаковая миниатюрная живопись продолжает развиваться, художники находят новые решения для выражения своих идей. В современной холуйской миниатюре есть два стилевых направления. Декоративное наполнено богатством изобразительных приемов и колорита, обилием фантазии; это произведения, в которых усилена условная художественная переработка всех элементов композиции. Реалистичное – миниатюрная роспись одновременно реалистична и декоративна, в ней есть мера условности: в переработке композиционных элементов, в пластических формах, колористическом решении, композиционной организации, но в основе происхождения лежит натура. Нередко эти художественно-стилевые направленности соединяются в одном произведении, что зависит от выбранной тематики и поставленных автором произведения задач. Выбор художественного стиля зависит от восприятия художником реальной действительности, его способности к стилизации, декоративной переработке и цветовой передаче изображаемого.
Современная холуйская лаковая миниатюра сталкивается с определенными проблемами. Одна из наиболее серьезных проблем на сегодняшний день – это тенденция перетекания одного художественного промысла лаковой миниатюрной живописи в другой. Отличительные особенности и черты теряются, и становится сложно определить, к какому из направлений принадлежит данное произведение: к палехскому, мстѐрскому или холуйскому искусству. В современной холуйской миниатюре применяют нестандартные художественные решения при построении композиционных схем росписи, что, с одной стороны, вносит в миниатюру новое, необычное, свежее решение и развивает миниатюру, а с другой – вызывает отход от художественных традиций, выработанных основоположниками холуйской лаковой миниатюры. Важную роль в миниатюре играет выбор темы, в которой все подчинено раскрытию содержания. Но порой избранная тема художественного произведения мелка и не соответствуют высокому уровню мастера-миниатюриста либо художнику не всегда удается полностью раскрыть идею выбранной темы. Кроме того, не все темы можно раскрыть в лаковой миниатюре, в частности это касается современной тематики.
Экспонаты холуйской лаковой миниатюрной живописи представлены в музеях России: во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Ивановском областном художественном музее, музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина в городе Иваново, Плѐсском государственном историко-архитектурном музее и художественном музее-заповеднике, музее Холуйского художественного училища им. Н. Н. Харламова, в Государственном музее Холуйского искусства и в других.
Богатая и содержательная коллекция холуйской миниатюры находится в собрании Государственного музея холуйского искусства в селе Холуй, которая дает представление о ходе развития промысла от истоков до современного состояния.
Изначально Государственный музей Холуйского искусства являлся музеем народного искусства, основанным на общественных началах в 1959 году, общее количество экспонатов которого составляло 270 единиц. Инициаторами создания музея была группа энтузиастов: старейшие художники, пенсионеры и члены художественного Совета холуйской художественной фабрики, в их числе: К. В. Костерин, А. В. Крюкова, Н. И. Бабурин, Б. В. Тихонравов, У. А. Кукулиев и многие другие. Первым директором музея стал выпускник Ленинградской Всероссийской Академии художеств Уриэль Абрамович Кукулиев.
Первый вклад художественных произведений для создания музея народного искусства внес в 1948 году старейший художник Д. П. Баранов. Он передал для будущего музея 32 этюда с великолепными пейзажами Холуя, которые долго находились в холуйской художественной артели [4].
Торжественное открытие музея состоялось 2 февраля 1959 года. Был проведен небольшой митинг, где выступили старейший художник артели К. В. Костерин и представители общественности. Председатель артели А. А. Усиков пригласил присутствующих в помещение музея. На стенах одного из выставочного зала были представлены большие фотографии Н. Н. Харламова и Е. А. Зарина, вложивших огромный труд в воспитание холуйских мастеров-художников, Д. П. Баранова – первого председателя художественной артели, основоположников холуйской миниатюры С. А. Мокина, К. В. Костерина, В. Д. Пузанова-Молева. В залах музея были экспонированы работы холуйских мастеров миниатюры, строчевышивальных изделий, резчиков по дереву, чеканщиков, старинные иконы, книги и т. п.
Собрание музея привлекло внимание посетителей – любителей народного искусства, которые не только посещали музей, но и пополняли его коллекцию. Большой вклад в формирование музейного фонда внесла местная жительница Александра Тимофеевна Чеснокова, собравшая большое количество икон и предметов церковно-прикладного искусства (книги, альбомы, портреты, денежные знаки, глобусы). Александра Тимофеевна объезжала близлежащие села, где проводила разъяснительную беседу с местными жителями и привозила в музей уникальные вещи. За активное собирательство, бескорыстную работу и неоценимый труд А. Т. Чеснокова была награждена Почетной грамотой Областного управления культуры. Среди находок А. Т. Чесноковой есть книги, год издания которых – 1659, 1777; ею найден «Указ княгини Парасковьи Михайловны Куракиной приказчику А. Зюзину и любезному А. Лепилову 1746 года».
Пополнить музей экспонатами помогали научно-исследовательский институт художественной промышленности в Москве, музей народного искусства в Москве, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский Музей в Ленинграде, которые передали большое количество экспонатов народного искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР скульптор Н. В. Дыдыкин прислал скульптурные портреты Н. В. Гоголя и Н. А. Некрасова, скульптуру А. М. Горького. Семья заслуженного деятеля искусств, профессора П. Д. Бучкина преподнесла в дар музею акварели и рисунки художника. Семья художника Н. Н. Дормидонтова подарила два пейзажа, автолитографию, предметы народного искусства. Профессор П. П. Белоусов прислал два офорта. Сотрудниками музея было собрано большое количество экспонатов в пределах Холуя и окружающих деревень.
Пропагандировали холуйскую миниатюрную живопись искусствовед Л. К. Розова, журналист В. В. Стариков, У. А. Кукулиев, А. А. Каморин. В первые годы существования музея они оказывали практическую помощь в собирательской деятельности, организации выставок, научной работе. Ими было много написано об искусстве Холуя [5].
В настоящий момент серьезным пропагандистом холуйского искусства является Михаил Борисович Печкин – директор Холуйского художественного училища имени Н. Н. Харламова. Многие годы Михаил Борисович изучал историю Холуя, судьбы людей, связанные с искусством села, а также собирал материал, относящийся к Холуйскому художественному училищу. В результате исследований Печкин издал к 120-летию художественно-образовательной деятельности в Холуе книгу «Холуйское художественное училище им. Н. Н. Харламова», а также книги «Холуй. Природа, быт, искусство в воспоминаниях старожилов поселка» в 2004 году, «Холуй. Секреты старых мастеров» в 2006 году, «Вершина и корни» в 2008 году. Усилиями М. Б. Печкина была выпущена газета Холуйского художественного училища им. Н. Н. Харламова «Под крылом жар-птицы», посвященная событиям художественного училища. Под руководством Михаила Борисовича проводится плодотворная выставочная деятельность студенческих работ холуйского искусства. В 2003 году за сохранение и продолжение традиций холуйской лаковой миниатюры М. Б. Печкин удостоен звания лауреата Премии Константина Симонова с вручением золотой медали.
Первоначально Государственный музей холуйского искусства размещался в небольшом деревянном домике возле Борка на берегу реки Теза. В 1962 году музею было предоставлено каменное двухэтажное здание, до революции принадлежавшее купцу Коровайкову. Общая площадь музея составляла 82 кв. метра. Экспозиция занимала пять небольших залов.
Музеем руководил Совет, состоящий из художников-пенсионеров, художников – работников строчевышивального промысла и общественности поселка. Работа музея на общественных началах приносила определенные проблемы. Музей не имел возможности «собирать и накапливать произведения, отражающие истоки и лучшие достижения современного искусства поселка Холуй» [1]. Не было возможности развернуть исследовательскую и научно-теоретическую работу, не совсем успешно велась хозяйственная деятельность в связи с тем, что отсутствовали материальные средства и обслуживающий персонал. Музейные ценности оставались без охраны. В музее работало два человека, состоящих в штатах Холуйской строчевышивальной фабрики и художественной фабрики лаковой миниатюры. Здание музея требовало капитального ремонта.
Совет музея производил большую работу по составлению планов работы музея, по организации выставок, в том числе выездных, в клубах района, по проведению бесед о традиционном народном искусстве.
В период с 1959 по 1966 годы музеем было организованно 17 передвижных выставок в город Южа, рабочие поселки и колхозы Южского района. На передвижных выставках проводились встречи художников Холуя с посетителями. В 1966 году коллекция музея составляла 1390 экспонатов, из них 390 экспонировались. Основная часть собрания музея – это произведения народного декоративно-прикладного искусства: миниатюрная живопись, резная кость, деревянная скульптура и игрушка, кружево, финифть, мозаика, керамика и т. д. Выставка музея давала наглядное представление об основных художественных промыслах нашей страны.
За период с 1965 по 1967 годы собрание музея увеличилось на 200 экспонатов: иконы, строчевышивальные художественные изделия, художественные картины и многие другие художественные изделия. Все собранные экспонаты были учтены по особым карточкам, хранились в здании музея, некоторые экспонировались [1]. Велась массовая научно-просветительская работа, статистика посетителей за определенный период и организованных в здании музея экскурсий. Проводились творческие конференции с докладами и художественными выставками. В это время совет музея, которым руководил старейший художник – первый основоположник лаковой миниатюры К. В. Костерин, – состоял из 11 человек [1].
В 1968 году, по решению Исполкома Ивановского областного совета, Холуйский народный музей переименован в Государственный музей холуйского искусства [4]. Коллекция музея продолжала пополняться ценными экспонатами. В 1993 году музей приобрел 27 живописных работ У. А. Кукулиева, выпускника Всероссийской Академии РСФСР, преподавателя Холуйской художественной профессионально-технической школы, работавшего директором музея и много сделавшего для развития и пропаганды холуйского искусства.
В 1995 году после смерти А. И. Семенова, преподавателя Холуйского художественного училища, по просьбе сотрудников музея семья А. И. Семенова передала музею 17 картин художника, написанных в 60–70 годы (в основном это пейзажи).
В. В. Сальников передал музею уникальный экспонат – бронзовый нагрудный жетон, подаренный В. Д. Пузанову-Молеву лично императором Николаем II в 1912 году за оформление церкви в Царском Селе.
В 1996 году фонд музея пополнился строчевышивальными изделиями. В это время была расформирована Холуйская строчевышивальная фабрика, в результате длительных переговоров сотрудники музея для сохранения уникального методического фонда фабрики выкупили 21 строчевышитые изделия.
Многие художники, такие как Народные художники России Н. И. Бабурин и Б. И. Киселев, Заслуженный художник Н. Н. Денисов, члены Союза художников С. В. Теплов, В. М. Веселов, В. Н. Седов, А. А. Смирнов и др., преподносят в дар музею свои произведения: рисунки, эскизы, лаковую миниатюру, акварельные пейзажи, графику; Т. Н. Белова подарила портрет основоположника Холуйского искусства К. В. Костерина.
В Международный день музеев, 18 мая 1998 года, Государственному музею Холуйского искусства была присуждена премия имени Д. Г. Бурылина за лучшую собирательскую деятельность. Музеем за 1997 год было собрано более 70 экспонатов, имеющих высокую художественную ценность. Были подарены рукописная книга «Соловецкая Челобитная» XVII века, икона начала XX века в серебряном окладе «Святой Серафим Саровский». Холуйские художественные мастерские передали музею изделие с миниатюрной росписью Ю. Колганова, Народный художник РФ Б. И. Киселев подарил две шкатулки, пополнилась коллекция графики, и многие другие уникальные произведения расширили фонд музея.
В 1969 году народный музей был преобразован в филиал Государственного музея палехского искусства, и только 1 апреля 2002 года музей стал самостоятельным учреждением [5].
В 2005 году для охраны музейных ценностей был организован круглосуточный милицейский пост. А в декабре этого же года в музее открыт художественный салон, дающий возможность пополнить материальное благосостояние музея [5].
В настоящее время Государственным музеем Холуйского искусства проводится активная выставочная деятельность, экспозиции постоянно обновляются. Выставки музея посвящаются разнообразной тематике, юбилейным и памятным датам, известным художникам. На выставках экспонируются произведения, привозимые из разных городов России. Традиционной ежегодной выставкой музея стала экспозиция дипломных работ студентов Холуйского художественного училища им. Н. Н. Харламова. Сотрудники музея проводят познавательные экскурсии для взрослых и развивающие занятия для детей дошкольного и школьного возраста.
Коллекция Государственного музея холуйского искусства составляет около 5000 экспонатов, но на выставке представлено около 200, так как недостаточно площади для экспонирования. В собрание музея входит богатейшая коллекция древнерусского искусства: иконы холуйского письма XVIII–XX вв., а также холуйской иконописной школы под руководством академика живописи Н. Н. Харламова. Небольшая коллекция деревянной скульптуры. Старопечатные книги и церковная утварь. Собрание графики включает гравюры XIX в., рисунки и прописи к иконам XIX в., рисунки учащихся и преподавателей холуйской иконописной школы конца XIX – начала XX вв., в том числе альбом рисунков Е. А. Зарина, ученика И. Е. Репина, а также рисунки и эскизы современных художников Холуя, офорты и акварели различных художников. К живописи относятся в основном полотна холуйских мастеров, окончивших холуйскую иконописную школу и преподавателей. В раздел декоративно-прикладного искусства входят коллекции изделий народных промыслов, в их числе Хохлома, Жостово, Богородская и Дымковская игрушки, холмогорская резьба по кости, произведения лаковой миниатюрной живописи Федоскино, Палеха, Мстеры [9]. Большую часть коллекции составляют изделия ручной вышивки холуйских мастериц XVIII–XX вв. В коллекции музея есть также фотографии и архивные документы XVIII–XX в., относящиеся к истории Холуя, развитию холуйской лаковой миниатюры и строчевышивального промысла, нумизматики.
Экспозиция музея начинается с витрин, рассказывающих о пути развития холуйского искусства. Исторические фотографии села Холуй, где изображены давно разрушенная Тихвинская церковь и здание Музея в 1940-е годы, традиционная Тихвинская ярмарка XIX в., проходившая в селе Холуй. Здесь же иконы XIX в., принадлежащие кисти холуйских иконописцев. Рядом расположен небольшой интерьер художника-иконописца, где представлены художественные материалы, применяемые в иконописи. Одна из витрин отведена лаковым миниатюрным живописным изделиям Федоскино, Палеха, Мстѐры. Данные произведения позволяют сопоставить художественные промыслы России, выявить их различия. Основная часть зала посвящена уникальной коллекции холуйской миниатюрной живописи. Второй зал музея отведен истокам лаковой миниатюры Холуя – холуйской иконописи, здесь же проходят временные выставки.
Коллекция холуйской миниатюрной живописи позволяет проследить всю историю становления и развития холуйской лаковой миниатюры. На выставке представлены работы основоположников миниатюрной живописи позднего периода: К. В. Костерина – «Лунный камень» 1950-е гг., пейзаж «Лето» 1950 г., «Сказка о царе Салтане» 1943г., «У лукоморья дуб зеленый» 1957 г., «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» 1960-е гг.; В. Д. Пузанов-Молева – «Поединок» 1942 г., «Сказка о царе Салтане» 1954 г., «Осень» 1954 г.; С. А. Мокина – «Князь Игорь» 1943 г.; их учеников и последователей В. А. Белова, Н. И. Бабурина, Б. В. Тихонравова, А. М. Костерина, Н. Н. Денисова, Б. И. Киселева, В. И. Фомина., Н. В. Старикова, П. И. Ивакина, В. А. Кротова, А. Н. Сотскова, В. А. Елкина, А. А. Смирнов, М. Н. Лапшина, Б. К. Новоселова и др.
Первый выпуск студентов художников традиционного холуйского искусства был на базе профтехшколы в Холуе. Этот выпуск назвали «золотым», или вторым поколением после основоположников холуйских мастеров, так как многие из них стали творческими мастерами [7]. В их число вошел Борис Владимирович Тихонравов, который с отличием окончил профтехшколу. Борис Владимирович – художник-лирик, любитель природы, с помощью которой поэтизирует свои произведения, передает чувства и переживания своих героев. Глубокое поэтическое чувство Тихонравова проявилось в работе «Барышня-крестьянка» выполненной в 1966 году. Композиция построена на теплом колористическом отношении цветов. Яркая, сочная и живописная композиция, в центре которой расположены главные персонажи произведения в окружении природы, передает зрителю романтические, эмоционально-поэтические чувства героев. Красота русской природы, ее поэтичность, одухотворенность и любовь автора к ней ярко отражены во всех работах Б. В. Тихонравова.
Привлекает внимание работа, выполненная в 1964 году превосходным мастером-миниатюристом, обладающим своеобразным колоритом, Валентином Ивановичем Фоминым – «Сон Татьяны» по мотивам романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Колористическая гамма композиции построена на сочетании теплых и холодных цветов. Основные сюжеты произведения выполнены в теплой гамме, которая переходит в холодные тона окружения. Контрастное цветовое решение помогает разделить явный мир Татьяны теплыми, красно-охристыми оттенками, а сон более холодными – сине-зелеными. На кузовке шкатулки изображен растительный орнамент с цветовыми вставками, повествующими о жизни Татьяны.
Николай Николаевич Денисов создал великолепное произведение на тему «Снегурочка», выполненное на пластине в 1992 году. Живописное произведение с тонкими цветовыми оттенками наполнено поэтичностью, народностью образов и красотой русской природы.
В работе «Полет в космос» 1966 года художника привлекает полет в космическое пространство. Это небольшая шкатулка, на которой все пять сторон расписаны четкой и живописной миниатюрной росписью. Композиция выполнена на черном фоне, что придает большую выразительность силуэтам героев произведения. Насыщенные, яркие и теплые цвета контрастируют с холодными, что придает произведению эмоциональный характер.
Фантазия и мастерство талантливого миниатюриста Бориса Ивановича Киселева вылились в создание уникального произведения «Бой петухов», 1960 г. Автор применил для шкатулки черный фон, который придает большую выразительность и четкость композиции. Художник ограничил себя тремя цветами и золотом, использованным в детальной проработке живописных пятен и написании орнамента. Тонкость и точность письма, детальная проработка золотом всех элементов композиции придают произведению особую орнаментальность. Богатство художественной фантазии и мастерство миниатюриста поражают зрителей.
Талант художника-миниатюриста Николая Ивановича Бабурина помог ему создать произведение на сказочную тему «Царевна-лягушка», 1998 г. Маленькая коробочка, расписанная с пяти сторон, выполнена тонко и изящно. Автор произведения обратился к истокам искусства Холуя – иконописи, применив художественные средства в разработке композиции. В миниатюрной работе преобладают светлые и теплые тона. Произведение весьма декоративно и условно. Композиция понятна, каждый сюжет произведения прочитывается легко и непринужденно. Ювелирная тонкость и тщательность проработки заслуживают уважения.
Яркая творческая личность Петр Андреевич Митяшин, один из лидеров художников-миниатюристов третьего поколения, создал превосходное произведение «Михаил Врубель» в 1989 году. Петр Андреевич отобразил творчество значительного и загадочного мастера живописи конца XIX века. Используя контраст светлого и темного, теплого и холодного, художник-миниатюрист смог передать напряженное состояние, трагизм, внутренний мир и неповторимый декоративный дар Врубеля. Композиция построена на охристо-синем колористическом отношении цветов. Центр произведения выявлен теплыми и светлыми цветами, на которые как бы надвигаются все более холодные и темные оттенки, что передает бесповоротно трагический жизненный путь героя.
Акиндин Николаевич Сотсков создал прекрасное произведение на тему «Князь Игорь» в 1970 году. В работе присутствует возвышенность образа и идеала, автор воспевает героические подвиги русского воина. Для воплощения своей идеи художник-миниатюрист заключил композицию в круг, где все боевые действия как бы вращаются вокруг оси. В центре композиции на фоне темного неба сквозь клубы облаков пробиваются лучи солнечного света. В композиционном подходе автор нашел интересное художественное решение, грамотно разобрав сюжет по массам, ритму, цветовым пятнам. Миниатюра наполнена остротой действия, напряженностью и декоративной выразительностью.
Историческая тема увлекла художника Александра Алексеевича Морозова. В своем произведении «За Русь», выполненном в 1976 году, он изобразил древнерусских воинов перед боем. Произведение наполнено тревогой и напряженностью, которые прочитываются в жестах, мимике и действии персонажей, а также в цветовой гамме: тревожное и хмурое небо, темный задний план, наклоненное дерево порывом ветра, как бы говорящие о нелегком и тяжелом бое. Композиция обрамлена серебряно-золотым орнаментом с небольшими вставками воинской атрибутики.
Все богатство традиций холуйской лаковой миниатюрной живописи сохраняет и развивает среднее профессиональное образовательное учреждение Холуйское художественное училище имени Н. Н. Харламова в Холуе (с августа 2011 г. – Холуйский филиал Высшей школы народных искусств) и новое, единственное в России в области традиционного прикладного искусства многоуровневое высшее профессиональное образовательное учреждение Высшая школа народных искусств (институт) в Санкт-Петербурге, в котором ведется подготовка по специализации «Художественная роспись (Холуйская лаковая миниатюрная живопись)». За последние годы выпускники высшего профессионального образования данного направления продемонстрировали отличный профессиональный уровень мастерства, а также высокое качество исполнения дипломных работ холуйской лаковой миниатюрной живописи. Председатель Государственной аттестационной комиссии, академик Российской Академии художеств Мария Александровна Некрасова, а также рецензенты, ведущие сотрудники Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа отмечают, что данный уровень подготовки специалистов обозначает развитие холуйской миниатюрной живописи на десятилетия вперед. Таким образом, холуйское миниатюрное искусство продолжает свое дальнейшее развитие.
Литература
1. Архивные материалы «Государственного музея Холуйского искусства».
2. Искусство Холуя /Ред.-сост. В. В. Стариков, М. А. Гузнов: Иваново, 1959. 116 с.
3. Каморин А. А. Лаковая миниатюра. Холуй. (Шедевры народного иск-ва.) /А. А. Каморин: СПб, 2001. 152 с.
4. Кукулиев. У. А. Есть такое село… (Очерки об искусстве села Холуй)/ У. А. Кукулиев, В. В. Стариков. Ярославль, 1973. 144 с.
5. Музею Холуйского искусства 50 лет. Сотрудники музея// Светлый путь: Южская районная газета – № 11 2009. – 14 февраля. – С. 3.
6. Розова Л. К. Искусство холуйской миниатюрной живописи./ Л.К. Розова Л., 1975. 120 с.
7. Соловьева Л. Н. Холуй. Лаковая миниатюрная живопись: Альбом./ Л. Н. Соловьева: М., 1991. 239 с.: ил.
8. Художественные коллекции в музеях России: справочник путеводитель/ Министерство культуры Российской Федерации, Федер. госучреждение культуры «Гос. Рус. музей»; /отв. сост.: Т. А. Кубанова; науч. ред.: С. Н. Левандовский. 3-е изд., доп. СПб., 2008. 376 с.
9. Холуй – жемчужина Южского района: Государственный музей холуйского искусства. 4 с.
Коллекция произведений традиционной холуйской лаковой миниатюрной живописи в экспозиции Государственного музея Холуйского искусства
Аннотация:
Коллекция произведений традиционной холуйской лаковой миниатюрной живописи в экспозиции Государственного музея Холуйского искусства