КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИРИЖЕРОВ ОРКЕСТРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Соловей Алла Ивановна

Старший преподаватель кафедры оркестрового мастерства, Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке

DOI: 10.34897/b1838-6676-4084-i

 

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки дирижеров оркестровых коллективов, понятие компетентностного подхода. Обсуждаются вопросы учебно-воспитательного процесса в высших музыкальных учебных заведениях через переориентацию профессионального обучения и воспитания на практическую подготовку, на формирование способностей дирижеров-выпускников использовать фундаментальные профессиональные знания в своей деятельности. Раскрываются основные направления учебной деятельности педагога-музыканта, содержание и пути формирования профессиональной музыкальной компетентности дирижеров оркестровых коллективов, педагогические подходы и методические приемы эффективной организации и руководства учебным процессом. Обобщаются научно-методические данные, собственные наблюдения и выдвигается ряд положений, выводов для установления закономерностей в профессиональной подготовке дирижеров оркестровых коллективов.


Введение
Современный этап развития информационного общества характеризуется постоянно меняющимися условиями в профессиональной деятельности и требует от специалистов высокого уровня профессиональной подготовки. Профессиональная деятельность является важным компонентом жизни общества в целом – его научно-технического процесса, социального и духовного процветания. Поэтому поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов, факторов, способствующих достижению успеха в решении этой проблемы – одно из важнейших направлений в педагогике. Это относится и к музыкально-педагогической деятельности, которая требует не только знаний и навыков, но и развития профессиональной мобильности, универсальности, конкурентоспособности, благодаря которым специалист сможет адаптироваться к новым потребностям общества.
Профессиональная подготовка оркестровых дирижеров в высших музыкальных учебных заведениях – это процесс приобретения знаний, умений и навыков в дирижерско-оркестровой деятельности, формирования профессиональной компетентности, совершенствования личностных качеств и способностей, овладения научными основами и ценностями музыкальной культуры. Этот процесс требует переосмысления, направленности на организационную динамичность учебного процесса, использование эффективных педагогических и информационных технологий, что будет способствовать эффективной подготовке дирижеров оркестровых коллективов в высших учебных музыкальных заведениях.
Анализ современной образовательной системы констатирует экстенсивный характер образования в высших музыкальных учебных заведениях. Существует перегрузка учебных дисциплин и программ, ориентация на запоминание и воспроизведение учебной информации, а не ее самостоятельный поиск, творческое усвоение и использование в практической деятельности. Многие студенты уделяют большое значение мануальной технике. На практике студенты часто не могут реализовать теоретические знания по организации коллектива и взаимодействовать с каждым участником оркестра. Большинство выпускников приобретают профессиональный опыт организации, управления и общения с оркестровым коллективом после окончания учебного заведения в реальных условиях профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка, которая руководствуется исключительно художественным направлением, не согласуется с реальными задачами практической деятельности, не обеспечивает того, чтобы профессиональные знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе обучения, использовались в практической профессиональной работе. Современное музыкальное образование требует актуализации и интенсификации профессиональной направленности в подготовке дирижеров оркестровых коллективов, единства художественно-эстетической и общепрофессиональной подготовки специалистов. Адаптация будущих дирижеров оркестровых коллективов к условиям профессиональной деятельности обусловливает необходимость обоснования новой парадигмы профессионального образования, которая связана непосредственно с профессиональной музыкальной компетентностью.
Целесообразность применения компетентностного подхода к обучению заключается в том, что в учебно-воспитательном процессе внимание акцентируется не на сумме знаний, умений и навыков, а на способности дирижеров-выпускников реализовывать фундаментальные теоретико-исполнительские навыки в практической дирижерской деятельности.
Такой подход к обучению направлен на обновление содержания обучения, методов и приемов, учебной среды, что посодействует оптимальной адаптации дирижеров-выпускников к условиям профессиональной деятельности, повышение конкурентоспособности специалистов. Компетентностный подход является приоритетной задачей современного образования, решаемая с помощью смыслообразующих понятий модернизации образования - компетентностей, компетенций и метакачеств [4, с. 13]. «Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, которое понимается как система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям и ценностям, а также представлениям об его будущем» [4, с. 11].
Основная часть
В профессиональной педагогике нет единого подхода к пониманию дефиниций компетентностного подхода. В.А. Болотов считает, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы [2, с. 10]. 
Как отмечают исследователи, компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к обучению, поскольку, с одной стороны, касается личности студента, а с другой, он может быть реализован и проверен только в ходе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий. Именно поэтому важно рассмотрение содержательного наполнения и понятия «компетентности», определения перечня компетенций, которые нужно формировать.
Специфику профессиональной компетентности дирижера оркестрового коллектива целесообразно рассматривать с позиции личностных качеств и свойств самого дирижера. При раскрытии содержания этой специфики необходимо говорить о тех принципах, которые предоставляют возможность создать структуру этого процесса организации в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Н.Кузьмина [6] отмечает, что необходимо рассматривать некую способность студента, обеспечивающую «сплав» знаний, умений, навыков и творческого потенциала будущего дирижера в целях профессиональной деятельности и проявление их в виде профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность будущего дирижера оркестрового коллектива имеет свои особенности, обусловленные полифункциональной природой профессии. Она состоит из таких компонентов, которые органично связаны между собой: личностное развитие, профессиональная музыкальная подготовка, сформированность общей и музыкальной культуры, способность самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность. Дирижер оркестрового коллектива должен иметь не только выдающиеся музыкальные данные и быть профессионалом в своем деле, но и быть педагогом, психологом, организатором.  Принимая во внимание результаты научных исследований компетентностной концепции образования, специфики и особенностей учебно-воспитательного процесса в высших музыкальных учебных заведениях мы рассматриваем профессиональную компетентность дирижера оркестрового коллектива как сложное, интегральное, динамическое по своей структуре образование.
Необходимо отметить, что ранее в отечественной системе образования длительный период умения, способности и навыки специалиста не рассматривались в первую очередь. В частности, считалось, что для подготовки специалистов дирижерско-оркестровой деятельности важно иметь высокие музыкальные способности, которые будут способствовать совершенствованию исполнительского мастерства на музыкальном инструменте, а овладению дирижерских навыков будут способствовать специальные дисциплины, например, «Дирижирование» и «Оркестровый класс». При этом психолого-педагогическим дисциплинам придавали второстепенное значение. 
В последнее время ситуация изменилась. Главной целью сегодняшней подготовки является воспитание всесторонне развитой и одаренной личности, готовой к восприятию потребностей общества и ориентирующейся в современном культурном пространстве и успешной профессиональной самореализации. 
В наше время показатель, позволяющий определить готовность выпускника Вуза к дальнейшему личному развитию и активному участию в жизни общества - это профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность дирижера оркестрового коллектива – многофакторное и сложное явление, влияющее на развитие умений и навыков в дирижерско-оркестровой деятельности, проходящее определенные стадии развития и совершенствования в процессе профессиональной подготовки в высших музыкальных учебных заведениях. Ее эффективность существенно зависит от теоретической, практической и психологической подготовленности дирижера; личностных, профессиональных и индивидуально-психологических качеств; понимание цели и специфических особенностей дирижерско-оркестровой деятельности. Она проявляется в процессе и не может ограничиваться только определенными знаниями, умениями и навыками. Можно привести немало примеров, когда дирижеры не смогли адекватно применить приобретенные профессиональные знания в ситуациях организации и управления творческим коллективом. Поэтому, чтобы быть компетентным специалистом, мало иметь фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, необходимо еще быть творческой личностью, профессионально и психологически готовым к эффективному применению приобретенных профессиональных знаний в профессиональной деятельности.
Такое понимание понятия «профессиональная компетентность» дает возможность обосновать ведущий методологический подход к определению компетентности любого специалиста, с учетом различных аспектов его деятельности – интеллектуальный (когнитивный), профессиональный и личностный. Они взаимодополняют друг друга и при необходимости могут компенсировать недостаточное развитие отдельных показателей его компетентности. Итак, профессиональная компетентность - это сочетание теоретической и практической подготовленности будущего специалиста к будущей профессиональной деятельности и основной показатель наличия у него развитого профессионального мышления. 
Анализ различных подходов к выбору компетентностей показывает, что на сегодняшний день нет системного и согласованного их перечня. Следует отметить мнение Дж. Равенна [8], который считает, что компоненты компетентности развиваются только в процессе выполнения интересной для человека деятельности. 
Под компетентностным подходом следует понимать такой подход к подготовке будущего дирижера оркестра, который направлен на реализацию личностно-ориентированного обучения специалиста, формирование его готовности и способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях культурно-образовательного рынка. Он способствует формированию и развитию ключевых (базовых) и специальных компетенций личности. 
Основными психолого-педагогическими условиями, обеспечивающие внедрение компетентностного подхода в учебный процесс музыкального высшего учебного заведения являются: приоритет активных методов обучения, побуждающих студентов к самостоятельным поискам, педагогическому мышлению и усиление практической направленности учебных занятий, способствующих формированию практических умений и навыков профессиональной дирижерско-оркестровой деятельности и др.
Учитывая это, профессиональная подготовка дирижеров оркестровых коллективов требует перестройки учебно-воспитательного процесса и стратегии. Необходимо изменить традиционные узкоспециализированные подходы к процессу дирижерской подготовки студентов на междисциплинарные и интегративно-целостные подходы, которые соответствуют требованиям научной парадигме отечественной системы профессионального образования специалистов сферы  культуры и искусства; активно внедрять в учебный процесс инновационные технологии, мотивирующие студентов на достижение высоких результатов обучения по дисциплинам специально-прикладного цикла учебных планов; организовать процесс практического обучения (дирижерской практики) в оркестровых коллективах, которые занимаются активной концертной деятельностью, для закрепления сформированных компетенций в процессе обучения и др.
Как уже отмечалось, формирование профессиональных компетенций будущих дирижеров оркестровых коллективов происходит в основном в классе дирижирования, на занятиях оркестрового класса и на дирижерской практике. Именно на этих предметах концентрируются, используются и совершенствуются знания, умения и другие компетентности, полученные студентами на других предметах дирижерско-оркестрового цикла. 
Усиление и совершенствование практической направленности в подготовке дирижеров оркестровых коллективов формируют способность выпускника быть мобильным в новой профессиональной и жизненной ситуации, эффективно, уверенно и результативно действовать, опираясь на профессиональные знания, творческие способности и практический опыт. Отсюда, в процессе профессиональной подготовки дирижеров оркестровых коллективов особое внимание нужно обращать на овладение базовыми навыками, которые являются основой профессиональной музыкальной компетентности специалиста, формируются и развиваются на всех дисциплинах дирижерско-оркестрового цикла. Так, будущий дирижер оркестрового коллектива должен иметь навыки чтения оркестровых партитур, развитое чувство ансамбля и т.д. Особого внимания требует развитие у оркестровых дирижеров внутреннего слуха («Сольфеджио», «Дирижирование») - навыки, которые имеют колоссальное значение для глубокого усвоения студентами оркестровых партитур. Важным компонентом профессиональной компетентности является развитие у студентов теоретических знаний и практических навыков по инструментовке, оркестровым переложениям и основ композиции. Чрезвычайно важным в формировании профессиональной музыкальной компетентности является проблема воспитания у студентов культуры стилевого и жанрового мышления, что является основой профессионального становления дирижера как исполнителя-интерпретатора оркестровых произведений. Это осуществляется на всех предметах дирижерско-оркестрового и музыкально-теоретического циклов, задачей которых является погружение в стилистический культурный контекст и овладение конкретными практическими навыками. Теоретические знания о стилях и жанрах практически преломляются в классе дирижирования, причем процесс познания должен проходить последовательно и параллельно как на музыкально-теоретических курсе, так и в дирижерском классе. Важная сторона воспитания культуры стилевого и жанрового мышления – это планомерное включение в учебный репертуар на протяжении всего процесса обучения оркестровых произведений различных стилей, жанров, эпох.
Психолого-педагогические дисциплины необходимо совершенствовать. Например, музыкальная психология изучается как спецкурс, который не освещает специфики будущей профессиональной деятельности. То есть темы не направлены на освещение тех закономерных психологических процессов, которые происходят во время музыкально-исполнительской деятельности, взаимосвязи с коллективом и тому подобное. Приобретает актуальность вопрос формирования психологической готовности выпускников музыкальных заведений к будущей профессиональной деятельности.
Среди некоторых студентов распространенным является стремление делить учебные дисциплины на «основные» и «второстепенные». Такой подход препятствует не только подготовке дирижера оркестрового коллектива, но и музыканту любой специальности. Поэтому студентов уже с первого курса следует ориентировать на понимание необходимости освоить комплекс навыков, которые они приобретают в учебном заведении. По мнению И.Мусина [7], к специальности оркестрового дирижера все изучаемые предметы имеют прямое отношение, поскольку обычное обучение технике дирижирования является «делом нетрудным».
Теоретическим основанием специальной подготовки дирижеров оркестрового коллектива в высших музыкальных учебных заведениях есть дисциплины музыковедческого направления («Сольфеджио», «Гармония», «Полифония», «История музыки» и т.д.). Эти дисциплины в определенной степени интегрируются в такие дисциплины, как «Инструментовка», «Анализ оркестровых партитур», «История развития оркестрового исполнительства» и т.п.
Положительным признаком практической направленности специальной подготовки является усовершенствование такой дисциплины, как «Методика работы с оркестром», в которой основное место отводится специфике организации различных оркестровых коллективов (в том числе и детских), коммуникативным способностям руководителя, психологическому фактору его взаимоотношений с участниками и т.п.
Отметим, что значительное количество часов по специальным дисциплинам отводится самостоятельной подготовке студентов (это является необходимым условием приобретения соответствующих знаний и профессионального усовершенствования). Вместе с тем, самостоятельная работа дирижера имеет определенные особенности, которые нужно учитывать в общем учебном процессе. С одной стороны, домашняя работа дирижера – это, по мнению Э. Ансерме [1], длительное изучение произведений, поскольку он должен понять музыку, которая скрыта в тексте, а также выяснить средства выразительности и замысел автора. С другой стороны, И.Мусин [7] указывает на то, что при отсутствии у дирижера «инструмента» (под которым он понимает оркестровых исполнителей) невозможно развивать дирижерскую технику. Работая над партитурой в домашних условиях, студент меньше внимания обращает на ее мануальное усвоение.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, необходимо сказать, что учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы практическая работа с оркестровым коллективом была логическим продолжением самостоятельной, в процессе которой студенты смогут в реальных условиях приобретать навыки профессиональной деятельности дирижера. Она должна быть тесно связана не только с индивидуальными занятиями по дирижированию, но и с практической деятельностью оркестрового коллектива во время  обучения в музыкальном  заведении.
Исследования процесса обучения в высших учебных заведениях, свидетельствуют о том, что самоорганизация самостоятельной работы зависит от уровня сформированности интеллектуальных умений, степени сложности выполняемых задач, первоначального запаса знаний. Поэтому, исходя из субъективной оценки трудностей, студенты ставят самостоятельную работу на второе место после экзаменов.
Анализ содержания дирижерско-оркестровой подготовки дает возможность определить положительные аспекты подготовки специалистов такого направления. Отметим, что студенты получают фундаментальную психолого-педагогическую и методическую подготовку, что является основой для будущей профессиональной деятельности в качестве дирижера оркестрового коллектива. Однако, учитывая современные требования к профессиональной подготовке, возникает потребность в интеграции этих дисциплин, в частности в освещении отдельных тем в аспекте проблем дирижерско-оркестровой деятельности. Интеграция знаний способствует формированию продуктивного мышления будущих дирижеров, развития глубины, гибкости, устойчивости и осознанности, полноты и целостности их знаний и умений. Ее результатом должны стать междисциплинарные ассоциации на уровне суждений, понятий и обобщений.
Нерешенность проблем интеграции психолого-педагогической и художественно-эстетической подготовки студентов тормозит развитие их профессиональной культуры и приводит к возникновению инфантильности, пассивности, социального иждивенчества. Результатом этого становится неготовность многих выпускников к общению с участниками оркестров разных возрастных групп. Значительное количество таких выпускников не может определить причины профессиональных неудач на начальном этапе музыкально-педагогической деятельности. Начинающие руководители коллективов ссылаются на то, что обучение в высших музыкальных заведениях оторвано от реальных условий организации и управления оркестрами. Тем самым они оправдывают свои профессиональные неудачи, поскольку им не хватает психологической готовности к непредвиденным ситуациям, которые возникают в ходе профессиональной деятельности.
В заключении стоит сказать, чтобы быть компетентным оркестровым дирижером, мало иметь фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, полученную в высшем учебном музыкальном заведении, еще необходимо быть творческой личностью, профессионально, психологически готовым и способным к эффективному применению приобретенных знаний в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Беседы о музыке [Текст]: [Пер. с фр.] / Эрнест Ансерме; [Вступ. ст. Е. Ф. Бронфин. - 2-е изд. - Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1985. - 104 с.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
3. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
4. Зеер, Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.- пед. ун-т. – 2007. – 240 с.
5. Иванов, А.И. Компетентностный подход в среднем и высшем педагогическом образовании [Текст] / А.И. Иванов, С.А. Куликова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 5. – С. 47–50.
6. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. – М., 1990. – 117 с.
7. Мусин, И.А. Техника дирижирования [Текст] – 2-е изд., доп. / И.А. Мусин. – СПб.: Музыка, 1995. – 204 с.
8. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / Дж. Равен; пер. с англ. – М., 1999. – 144 с.
9. Селевко, Г. Компетентности и их классификация [Текст] // Народное образование. – 2004.– № 4.– С. 138–143.
10. Селезнева, Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования [Текст] // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 3–9.