Творчество – основа процесса художественного воспитания учащейся молодежи средствами хореографического искусства в учреждениях культуры и образования. Творческие способности учащегося молодого человека являются условием успешного художественного воспитания. Отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. рассматривали творческие способности по-разному. Концепция В.М. Теплова, предполагает, что участие во всех видах деятельности позволяет развивать восприятие, мышление, фантазию, память, «появляющиеся во всех видах человеческой деятельности» (16, с. 40). Но есть еще и общие способности, которые Г. Азейнк: «выделяет скорость протекания умственных процессов, указывая, что они «есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми». Вместе с тем, он подчеркивает, что «упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. А при нехватке настойчивости можно растерять те преимущества, которые дала... природа» (1, с. 20-21). На базе общих способностей функционируют и развиваются специальные художественные способности. Эти способности позволяют поднять на новый уровень выполнение конкретных видов деятельности. Общие и специальные способности тесно взаимосвязаны. Общие способности обусловливают развитие специальных. В данном исследовании диссертант избрал конкретный вид искусства: хореографическое творчество. Этот вид искусства развивает специальные хореографические способности, задействовав в человеческом организме особые свойства человеческого тела, психики и моторики. Причем способность молодежи к хореографической деятельности в различных качествах: хореографа, исполнителя, педагога. «Исполнительская способность – это координированность и согласованность движений головы, рук, корпуса, ног при исполнении хореографических произведений: пластичность моторного аппарата, ритмика. Творческие способности школьников проявляются в самореализации в песенном, музыкально-игровом, танцевальном творчестве и импровизации на инструментах» (3). В последние десятилетия в трудах ученых по хореографии, психологии и педагогике отмечается тенденция к использованию музыкальности и танцевальности молодежи в политических целях. Это особенно видно в такой общемировой практике как использование хореографического искусства в политике посредством технологии флеш моб. Эта технология построена на том, что из определенного центра молодежи дается задание собраться большим числом в конкретном месте и через музыкально-игровую, танцевально-творческую импровизацию, развивающую мышление и память выполнять конкретные задания, по поведению или исполнению массовых танцев и игр. В технологии флеш моб используется стремление учащейся молодежи расслабиться и самореализоваться средствами хореографического искусства. Здесь используются природные задатки: как эмоциональная отзывчивость на музыку средствами пластики; желание воплощать музыкальные интонации в пластике танца. А поскольку развитие хореографических способностей у учащейся молодежи в современной педагогической практике кроме флеш моба пока нечего противопоставить в художественном воспитании, то остается надеяться только на деятельность учреждений культуры и образования с их хореографическими коллективами всех возрастов. Сегодня можно использовать технологию хореографического воспитания детей, предложенную Т.К. Барышниковой в труде «Азбука хореографии». Интерес вызывает работа: В.М. Гордовского «Взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе» (6), Т.И. Васильевой «Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей» (4) и В.Н. Нилова «Формирование и развитие художественно-творческих способностей средствами хореографического искусства» (15) и др. Практически ценна программа по музыке Д.Б. Кабалевского (13), в которой уделяется особое внимание развитию активности в восприятии музыки. Надо подчеркнуть, что есть три вида музыкальной деятельности в хореографии. Это: восприятие, исполнение и сочинение музыкально-хореографических произведений. По уровню способности разделяют на репродуктивные и творческие. Творческие способности характеризуются самостоятельным созданием нового, оригинального, общественно значимого продукта. В хореографии оба вида: репродуктивная деятельность сочетается с творческой. Педагоги по хореографии понимают, что участники художественной самодеятельности, обладающие высоким уровнем развития репродуктивных способностей могут прекрасно копировать показанные учителем образцы движении и даже танцев. Это не значит, что они будут творческими личностями. Поэтому педагог-хореограф не может ограничивается только показом. Здесь репродукция и творческая деятельность взаимосвязаны. Тогда, тем более увлечена и усердна учащаяся молодежь. Не случайно Л.С. Выготский писал, «творчество присуще всем людям и является продуктом его деятельности, воспитание и обучение являются необходимым условием для проявления способностей и активно воздействуют на личность, формируя эти способности. Окружающая среда и весь сектор общественных условий влияют на рост личности» (5, С.25). Утверждаем, что только при целенаправленном обучении и воспитании можно обеспечить развитие художественно-творческих способностей учащейся молодежи. Концепция или концепт (от лат. сonception - понимание, система) - генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию диссертационного исследования, ибо это система взглядов на явления в мире, в природе, обществе. Концепция деятельности учреждений культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи на основе аксиологического подхода предполагает способ трактовки, восприятия предмета исследования. Это и точка зрения на предмет, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого. Концепция другими словами, замысел, конструкция диссертации. Совокупность однородных методов принято называть методологическим подходом. По мнению профессора А.Д. Жаркова, художественное воспитание учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования целесообразно, поскольку это отражает соединение творческих способностей, дарований, таланта, как сложных систем, охватывающих разные области научного знания и изучает социально-культурная деятельность. В своих трудах профессор Жарков А.Д рассматривает совокупность сложных систем и находит их зависимость не только от целей, которые поставлены перед культурно-досуговой деятельностью, но и от качества знаний, умений, способов достижения поставленных целей. Этим объясняется творческое движение мысли. Этим во многом объясняется возникновение понятия «педагогическая технология». Беспаленко В.П. считает, что «наконец, появилось представление о педагогической технологии как о систематическом и последовательном воплощении на практике» [2] заложенных идей. По концепции профессора А.Д. Жаркова, технология культурно-досуговой деятельности является способом обеспечения «внутренней» жизнедеятельности учреждения культуры и образования. В то же время технология позволяет осуществлять внешние взаимодействия с другими системами. В деятельности учреждений культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи на основе концепции А.Д. Жаркова может быть логически выстроенной конструкцией аксиологического подхода. Анализируя основные составляющие концепции профессора А.Д. Жаркова, диссертант делает вывод, что они характеризуются как понятия производные от профессиональной деятельности, которая направлена на конкретный объект посетителя учреждения культуры и образования. Это во многом обусловлено внешним влиянием объективных и субъективных факторов. Сущность взаимного проникновения всех компонентов концепции является важным, определяющим основной облик каждого учреждения культуры и образования, которые напрямую занимаются процессом формирования творческой направленности личности, которая соприкасается с эффективным функционированием коллективов хореографии. Опираясь на концепцию А.Д. Жаркова, следует понять, что аксиологический подход составляет суть концепции художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Главным качеством авторской концепции А.Д. Жаркова есть целостность, которая предполагает активное взаимодействие всех компонентов, включенных в процесс достижения цели. В своих научных трудах профессор Жарков А.Д. рассматривает ее следующие компоненты: - организационный, как наличие штатного расписания, должностных инструкций, отделов, участков работы, планов работы и т.д.; - методической, как умение создавать сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.; - психологический, имеющий в своем наличии знания о потребностях, мотивах, интересах психологических установках, досуговых предпочтениях, предметной деятельности (в данном случае хореографической). Все три составляющие систему художественные компоненты воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования представляют собой основные механизмы процесса функционирования учреждений культуры и образования. Одним из структурных элементов целой системы учреждений культуры на основе аксиологического подхода к ее изучению становится более наукообразной и вносит вклад в изучение теории методики и организации социально-культурной деятельности. В целостной системе функционируют причинно-следственные связи ценностей, находясь в тесной зависимости. Мы согласны с А.Д. Жарковым. Данная связь с позиции аксиологического подхода движется к определенным аттракторам посредством последовательных действий. Важнейшим системообразующим элементов выводящие систему художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования является цель. Цель является закономерным продолжением задействованных в системе средств, форм, и методов, операций, действий, которые являются оптимальными на конкретном этапе развития и функционирования учреждений культуры и образования. А.Д. Жарков в своих концептуальных взглядах считает, что кроме целеполагания важнейшим элементом в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования является творческое действие. Ученый констатирует, что в процессе творческого действия, которое выделяется важнейший элементом художественного воспитания учащейся молодежи характеризуется жесткой последовательностью. А как целенаправленный процесс, включающий в себя совокупность творческих действий, которые подчиняются частным целям, выделяющимся из главной цели и превращаются в процессе осознания в мотив – цель. От мотивации творческой деятельности специалистов-профессионалов и учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования зависит зона объективно адекватных целей. Это позволяет сказать, что профессор А.Д. Жарков с позиций аксиологического подхода данное научное утверждение можно назвать аттрактором, т.е. провоцирующим фактором творческого действия. Выделение цели, считает А.Д. Жарков, предопределяет умение увидеть результат творческого труда, которым можно удовлетворить потребности, мотивы, интересы, психологические установки, которые и представляют открытый творческий процесс. Здесь, считает А.Д. Жарков, возрастает значение информации – как основы содержательных аспектов мышления, несущих знания об окружающих процессах. В данном случае мы сталкиваемся с аксиологическим подходом. Информацию в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на своей концепции профессор А.Д. Жарков рассматривает в процессе развития творческих способностей, задатков, дарований, талантов и т.д. На основе собранной и зафиксированной информации, считает А.Д. Жарков, разрабатываются различные планы работы в учреждениях культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи. Следующий этап посвящен сбору материалов, которые содействуют в реализации намеченных планов. Далее собранные материалы, поступают в сценарную группу, где преобразуются в художественную группу. Такая технологическая цепочка, как считает А.Д. Жарков, предшествует процессу, в который включается как группа специалистов-профессионалов учреждений культуры и образования, так и их широкого актива и участников, привлекаемых в качестве творческой аудитории. Далее подготовка культурно-досуговой программы предполагает наличие такого качества у («участников как настойчивость в достижении результатов и чувство коллективизма сплочению в процессе совместной творческой деятельности специалистов и участников хореографической деятельности. Последний этап: сам процесс проведения программы – представляет собой сложную и ответственную работу для всех участников. И завершающий этап работы, пишет А.Д. Жарков является - анализ проведения, направленный на воспитание у участников процесса творческой направленности личности. С позиции избранного нами аксиологического подхода, опираясь на основные позиции концепции А.Д. Жаркова в художественном воспитании учащейся молодежи. Это подтверждает, что аксиологический подход базируется на основных концепциях ведущих ученых в области социально-культурной деятельности. Анализируя основные компоненты и элементы системы художественного воспитания учащейся молодежи, они имеют единые цели и конечные аттракторы. «Их рассогласование, утверждает профессор Жарков А.Д., заключается в способах, методах, средствах рационального и эмоционального воздействия на актив и аудиторию для достижения единой цели» [8, с.280]. Концепция, как научно-обоснованная система культурно-досуговой деятельности, утверждает А.Д Жарков, является процесс глубокого осмысления действительности и изучения личности молодого человека в процессе всеобщей взаимосвязи явлении мира. Поэтому концепция позволяет технологии культурно-досуговой деятельности оптимально функционировать, опираясь не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы, которые движут отдельных специалистов при ее осуществлении в конкретной ситуации, а исходя из возникающих смысловых аттракторов, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью и творческой направленностью личности в процессе художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Здесь исходным положением выявления сущности художественного воспитания учащейся молодежи в деятельности учреждений культуры и образования является понимание основных сущностных характеристик художественного воспитания. Это направленность совокупность видов деятельности и общественных отношений. Б.Ф. Ломов считает, что направленность личности «… в разных концепциях эта характеристики раскрывается по-разному». В основном «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.М. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили). И все-таки важнейшей характеристикой личности является А.Н. Леонтьев считает деятельность, то есть совокупность, иерархия видов деятельности «В основании личности, - писал А.Н. Леонтьев, - лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порожденных ходом их развития». Важнейшим этапом, считает А.Д. Жарков, является цель художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Она реализуется постепенно, осознанно, переходя от воспитания к самовоспитанию. Задача специалистов учреждений культуры и образования состоит в том, чтобы в процессе художественного воспитания сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу оценке событий, выбору творческой самодеятельности. Для чего необходимо создать педагогические условия и для развития у учащегося молодого человека рефлексивного сознания. «Это значит, - считает ученый - стремление к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию, самопоощрению. Следовательно, культурно-досуговая деятельность закладывает в личность основы духовного развития, саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение возможности внутреннего самоуправления происходит на основе систематических внешних воспитательных, развивающих и формирующих воздействий» [14]. Согласно А.Д. Жаркову, в современном досуговом пространстве учащийся молодой человек – это многоплановый феномен. С позиции аксиологического подхода личность в условиях досуга многокомпонентная система, многоплановый творческий потенциал. А.А. Жаркова разработала теорию парадигмального подхода к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Она считает, что развитие и воспитание личности происходит в поисках дальнейшего влияния на этот процесс глобальных проблем человечества. С точки зрения парадигмы педагогической регуляции социально-культурной деятельности, разработанной А.А. Жарковой, «рефлексия это циклы цикл действий по сбору информации, оцениванию ситуации, отбору критериев оптимальности и ограничении принятие решения о выборе способов деятельности и коррекции самоконтроля деятельности в условиях досуга» [11]. Данные утверждения А.А. Жарковой полностью подтверждают верность аксиологического подхода к процессу художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Методологические основы аксиологического подхода к художественному воспитанию учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования обусловлены необходимостью поиска ее дальнейшего развития репертуара, который будет затрагивать пути решения глобальных проблем человечества. Многие проблемы сознания связаны со всеобщей глобализацией, включающий весь комплекс элементов системы современного социума. Концепция А.Д. Жаркова для деятельности учреждений культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования наиболее адекватно соответствует нашему исследованию. Поэтому автор избрал концепцией своего исследования авторскую концепцию профессора Жаркова А.Д. о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры и образования [8; с. 156]. В изучении данного аспекта на основе концепции профессора А.Д. Жаркова автором была разработана и представлена программа «Развитие творческих способностей учащейся молодежи средствами художественного воспитания». В процессе раскрытия творческого потенциала, который присущ каждому учащемуся молодому человеку, необходимо было учитывать наличие общих и специальных творческих способностей. Поскольку художественные способности (в данном случае хореографические) находятся в единстве с общими способностями, то творческие способности рассматриваются как индивидуальные особенности личности, которые ярко выражены, в том или ином виде творческой деятельности, являющейся условием успешного развития. В данном контексте были выражены соображения многих отечественных психологов: Л.С. Выготский, Ю.Б. Гипенрейтер, А.Н. Леонтьев, В.В. Зеньковский и др. Общие творческие способности, по утверждению В.М. Теплова, присутствуют во всех видах искусства, где выделяются восприятие, мышление, воображение, фантазия, память, умственные способности. Специальные способности отличаются индивидуальностью личности, ее психологией. Отсюда процесс художественного воспитания учащейся молодежи на основе аксиологического подхода, есть процесс развития всех способностей личности, в том числе и художественно-творческих. Поскольку творчество может проявляться в любом виде деятельности учащегося молодого человека, то потребность в нем и способность к нему является необходимыми условиями его существования. Эти идеи нашли отражение в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.М. Теплова, Я.А. Понамарева и др. Как показывает теоретический анализ, только в процессе систематического, специального, целенаправленного художественного воспитания на основе концепции А. Д. Жаркова в учреждениях культуры и образования возможно эффективное художественное воспитание учащейся молодежи. Хореографические способности у учащейся молодежи по Н.И. Теплову и Н.И. Тарасову подразделяются на музыкальные, танцевальные и ритмические. Характеризуются и внешние проявления способностей: умение держать осанку фигуры, голову, шею, руки, ноги и др. и такие качества как: шаг, прыжок, гибкость, подъем, и др. Ведущие профессиональные педагоги классического танца: А.Я. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, В.С. Костровицкая, Н.И. Тарасов и др. также считали, что перечисленные способности тесно взаимосвязаны между собой и рассматриваются в единстве. Следовательно, концепция А.Д. Жаркова позволяет во всех типах учреждений культуры и образования раскрыть эмоционально-двигательную приводу учащейся молодежи. Для этого автор предлагает развивать у молодежи системность, последовательность, технологичность, направленность на освоение аксиологического подхода к художественному воспитанию молодежи в учреждениях культуры и образования.
ЛИТЕРАТУРА 1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972. 121 с. 2. Беспаленко В.П. Слагаемые педагогические технологии / В.П. Беспаленко - М.: Педагогика, 1989. - 192с. 3. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике, и психологии искусства. – М.:1981. 4. Васильева Т.И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей. Методическая разработка к программе по классическому танцу. - М., 1983. – 28 с. 5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.- 344 с. 6. Годовский В.М. Взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе: Дис.канд.пед.наук, - Л., 1990. 7. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. – М., 2012, 480 с. 8. Жаркова А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. – М.: МГУКИ. – 2007, 480. 9. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: Монография. – М.: МГУКИ, 2013. – 456 с. 10. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры – фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование. 2013. №1(10). С.79-85. 11. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодежи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2014. - №3 (65). – С. 106-111. 12. Жаркова А.А. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. – М., МГУКИ, № 2(13), 2014. – С. 49-51. 13. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М.: Молодая гвардия, 1984. 14. Колчанова Л.В Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения (на материале изучения химии): автореф.дис.канд.пед.наук / Л.В. Колчанов. - Белгород, 2004. - 20 с. 15. Нилов В.Н. Формирование художественно-творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства. Методическое пособие для хореографических коллективов общеобразовательных школ, клубов и центров. – М.: ГУ НМЦ СВР, 2013. – 214 с. 16. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1995. Т.1. - 329 с. Т.2. – 359 с.