Окружающий человека мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Важную роль в формировании представлений человека о мире играет звуковая среда. В научных источниках чаще всего можно встретить понятия «окружающий мир», «среда», «музыкальная среда». В общем смысле понятия «окружающий мир» и «среда» употребляются применительно к миру или окружению, с которым взаимодействует человек. Среда, по мнению Ю.С. Мануйлова, «в функциональном отношении определяется как то, среди чего пребывает объект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [1, с.112]. «Музыкальная среда», как правило, носит комплексный характер, так как включает в себя спонтанное или целенаправленное использование музыкальных произведений различных жанров и стилевых направлений. С педагогической точки зрения, музыкальная среда рассматривается как значимая часть педагогической системы, способствующая созданию условий для полноценного развития музыкальных способностей и формирования музыкальной культуры личности. Музыкальная среда представляет собой оформление жизнедеятельности человека и выступает одним из компонентов звуковой среды, в которую погружена личность. Звуковая среда («акустическая среда», «звуковая среда обитания», «звуковой пейзаж», «звуковой ландшафт», «звукосфера», «фоносфера») – это воспринимаемый и интерпретируемый человеком мир шумов и звуков. Г.Ш. Орджоникидзе выделяет три компонента звуковой среды: 1) физико-акустический компонент, включающий звуки живой и неживой природы, звуки, связанные с деятельностью человека; 2) музыкальный компонент, включающий традиционные жанры народной и классической музыки, современную музыку, живое музицирование; 3) речевой компонент, удельный вес которого возрастает в связи с интенсификацией общественных взаимоотношений и увеличивающихся контактов между людьми [2]. Описывая звуковую среду современного постиндустриального (информационного) общества, ученые (Р. М. Шефер, Г. Ш. Орджоникидзе) выделяют такие ее качества как неоднородность, дисгармоничность и крайняя избыточность. Созданный современным человеком звучащий мир, несет самое разнообразное психоэмоциональное содержание. К сожалению, часто оно далеко от природосообразных и культуросообразных моделей. Привычка к преувеличенно громкому звучанию, однообразной мелодике, агрессивному ритму, примитивным текстам обедняет сознание современного человека. Несмотря на то, что значение классической музыки в современном мире велико, к сожалению, приходится констатировать, что подрастающее поколение, в большинстве случаев, потребляет музыку низкого художественного качества, распространяемую средствами массовой информации, оставляя за пределами своего внимания действительно значимые пласты музыкальной культуры, которые, воздействуя на человека, делают его внутренний мир душевно тоньше и совершеннее. Звуковая среда, в которую погружается человек с момента своего рождения, способна влиять на формирование внутреннего мира растущего человека. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире следует учитывать звуковой фон, в котором происходит развитие ребенка, опираться на его опыт звукового восприятия, знакомить с многообразием окружающих шумов и звуков, способствовать тому, чтобы слух маленького ребенка стал более восприимчивым к звуковой среде. Звуковая среда является важным фактором формирования аудиальной культуры личности. Аудиальная культура – интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию. Аудиальная культура как компонент культуры, шире музыкальной и речевой культур. Она связана с восприятием и осмыслением всего спектра звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных). Из трех компонентов звуковой информации, лежащей в основе аудиальной культуры личности, – звук, речь, музыка, – наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения. Исходя из представленных классификаций звуковой среды, компонентами которой являются звук, речь, музыка, и нашего понимания аудиальной культуры как интегрированного качества личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию, аудиальная культура представляет собой интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность воспринимать, оценивать, интерпретировать и творчески преобразовывать звуковую среду. Педагогический потенциал аудиальной культуры реализуется в процессе педагогической деятельности по развитию фонетического и музыкального слуха обучающихся, формированию речевой и музыкальной культуры школьников, развитию их художественного вкуса, формированию ценностного отношения к звуковой среде вообще, и звуку в частности, что, в конечном итоге, способствует формированию целостной картины мира. Формирование аудиальной культуры – сложный, многоаспектный и длительный процесс утверждения в сознании человека ценностей культуры, осваиваемых в процессе восприятия, переработки и передачи звуковой информации. Формирование аудиальной культуры строится в опоре на освоение звучащего мира в двух проекциях – как мира, в котором живет человек, и как мира искусства. Следовательно, логика освоения звучащего мира – от дисгармонии окружающей реальности через осознание и освоение его многообразия, представленного в художественных образах, к обретению гармонии. Существует несколько способов гармонизации звукового пространства: 1) на основе знаний о позитивном и негативном звуковом воздействии стараться окружать себя только теми звуками, которые не способны нанести вред соматическому и психическому здоровью; 2) в процессе общения использовать выразительные возможности речи, стараться не прибегать к интонациям, которые могут спровоцировать конфликт с собеседником, способствовать созданию благоприятного климата в процессе коммуникации с другими людьми; 3) уметь выразительно исполнять музыкальные и художественные произведения; 4) стремиться окружать себя высокохудожественными произведениями искусства, уметь чувствовать и понимать их, осознавать их художественную ценность; 5) уметь настроиться на возвышенный лад в процессе знакомства с музыкой, литературой, живописью и получать эстетическое удовольствие от общения с ними; 6) стремиться самому создавать произведения искусства, способствующие гармонизации окружающего пространства. Для реализации выше представленных правил по гармонизации окружающей звуковой среды нами была разработана концепция формирования аудиальной культуры обучающихся начальных классов. Данная концепция базируется на следующих нормативных документах: «Федеральный государственный стандарт начального образования», «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Основная цель формирования аудиальной культуры – объединение усилий учителей на развитие способностей учеников младших классов воспринимать, оценивать, интерпретировать и творчески преображать звуковую среду. В основу разработки концепции формирование аудиальной культуры младших школьников легли три основополагающие идеи: 1. Звуковая среда оказывает формирующее воздействие на личность ребенка. Влияние звуковой среды на развитие подрастающего поколения обусловлена рядом таких ее качеств как глобальный характер, интенсивность, динамичность, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к формированию понимания мира. 2. Аудиальная культура формируется в процессе осмысленного погружения обучающихся в звуковую среду. Окружающий звуковой мир оказывает значительное влияние на формирование аудиальной культуры личности. В свою очередь, аудиальная культура способна повлиять на качество звуковой среды. 3. Формирование аудиальной культуры направлено на развитие умений обучающихся концентрировать свое внимание на звуковой среде, осознанно изменять окружающее звуковое пространство, гармонизовать окружающий звуковой мир. Реализацию поставленной цели мы видим в процессе решения следующих задач: 1. Научить учащихся более внимательно относиться к звукам окружающей действительности (уметь их дифференцировать, характеризовать, осознавать их позитивное и негативное влияние), 2. Способствовать развитию художественного и эстетического вкуса школьников в процессе знакомства с произведениями искусства, репрезентирующих звуковую среду. 3. Вовлекать учеников младших классов в различные виды художественной деятельности, способствующих гармонизации окружающего пространства. Разработанная нами концепция включает три этапа реализации. 1. Аудиальное развитие обучающихся. 2. Развитие «мирослышания» младших школьников. 3. Развитие звукотворчества учеников начальной школы. Обозначая этапы освоения звукового пространства учениками начальной школы, мы опирались на мнение Т.В. Цивьян, которая считает, что сначала индивид «должен оказаться в хаосе звуков, воспринимаемых как некий нерасчлененный шум («нечто вроде настройки оркестра перед концертом – но и здесь опытное ухо может различать разные «голоса»). Осваиваясь в мире и осваивая его, человек придает нерасчлененному звучанию статус знаковости, что позволяет ему переходить к содержательной интерпретации звукового комплекса (каждый звук помещается в свое время и место и связывается с определенным объектом, звук становится сигналом-указателем, дешифрующим ситуацию). Далее, «из пассивного наблюдателя», классификатора, определившего, кто/что/где, когда и как производит звуки, человек превращается в «активного деятеля», который, во-первых, может случайно или намеренно вызывать звучания другого, в соответствии с той же схемой кто/что/где, когда и как [3]. «Аудиальное развитие» – это способность человека принимать и перерабатывать звуковые сигналы из внешней среды, а также адекватно реагировать на них. В основе аудиального развития обучающихся лежит формирование таких умений как концентрация слухового внимания и слуховой памяти, дифференциация звуков окружающей среды, различение тембральной окраски звуков, умение охарактеризовать звуки окружающей действительности, находить их позитивное и негативное влияние. Особое внимание на данном этапе реализации концепции уделяется также развитию умений дифференцировать собственные эмоциональные состояния в процессе освоения звуковой среды и включаться в эмоциональное состояние других людей; умение адекватно воспринимать эмоциональное содержание художественных произведений, репрезентирующих звуковую среду; устанавливать взаимосвязи между эмоциями, пережитыми в определенных жизненных ситуациях (в процессе знакомства с окружающим звуковым миром) и эмоциями, пережитыми от восприятия произведений искусства. «Мирослышание» означает более глубокое осознание и осмысление звуковой среды. Содержательное истолкование различных компонентов звукового мира предполагает выявление смыслов, которыми эти компоненты наделяются при восприятии человеком. На этапе развития «мирослышания» формируется умение осознанно воспринимать и оценивать звуки окружающего мира, наделять их смыслом, выявлять их значение в жизни человека, определять художественную ценность звуков, музыки, художественной речи; развиваются умения сравнивать и проводить аналогии между реально воспринимаемым звуковым миром и миром звуков, воплощенном в произведениях искусства; формируется способность обучающихся осознанно воспринимать, интерпретировать и давать оценку различным произведениям искусства; школьники учатся не только различать средства музыкальной и художественной выразительности, но и осмысливать, понимать, какую роль они играют в раскрытии художественного образа. Значимую роль в освоении детьми звукового пространства, в развитии их «мирослышания», играет приобщение их к различным видам искусств – музыке, поэзии, художественной прозе, устному народному творчеству. В современной эстетике определено, что художественно-творческая деятельность (от восприятия произведений искусства до самостоятельного творчества) может рассматриваться как особая форма освоения мира культуры. Опираясь на понимание искусства как «другой реальности» (А.Ф. Еремеев и др.), можно утверждать, что художественная деятельность – это особый способ миромоделирования. Постигая природу художественных явлений, можно прочувствовать, пережить и осмыслить культуру как опыт человеческого бытия. Обратившись к явлениям художественной культуры, можно обнаружить не только многообразие проявлений звучащего мира, но и выявить, по каким законам он создается, каким образом влияет на людей и есть ли возможность его гармонизации в современном мире. В процессе развития звукотворчества обучающихся начальной школы особое внимание уделяется формированию таких умений как интонационно точно и выразительно исполнить музыкальное произведение, рассказать стихотворение, прочитать прозу, исполнить пластическое движение под музыку; умение передавать свои мысли и чувства в произведениях собственного сочинения, используя разнообразные средства художественной выразительности. Формирование разных сторон аудиальной культуры обучающихся начальной школы обеспечивается на различных дисциплинах общеобразовательного курса. Так, проблема развития ценностного отношения к звукам речи решается на занятиях родного и иностранного языков, литературного чтения; к музыке – на уроках музыки. Звуковая, речевая и музыкальная культура формируется в процессе проведения различных кружков во внеурочной деятельности. Несмотря на многообразие подходов в процессе знакомства учащихся с различными компонентами звуковой среды, до сих пор отсутствует целостная система, интегрирующая различные учебные предметы и целенаправленно реализующая надпредметный подход в формировании и развитии аудиальной культуры школьников младших классов. Средством реализации концепции формирования аудиальной культуры младших школьников является методическая система. Основополагающим подходом методической системы по формированию аудиальной культуры младших школьников является метапредметный подход, который решает проблему разобщенности учебных дисциплин и обеспечивает формирование целостного взгляда на мир в сознании ребенка, звуковой в том числе. К значимым принципам методической системы мы отнесли: принцип учета ведущей сенсорной системы (модальности), позволяющий осуществлять дифференцированный подход к ребенку, выработать личностную траекторию его развития; принцип интеграции содержания образования, способствующий формированию у школьников представлений о целостности мира; принцип полихудожественности, обеспечивающий эстетическое освоение мира и развитие творческих способностей обучающихся. Методическая система представляет собой трехуровневую структуру: макроуровень методической системы (включает все образовательные дисциплины, способствующие формированию аудиальной культуры школьников, реализуется в рамках образовательной программы школы), мезоуровень (представляет собой систему координационных связей отдельных предметов художественно-эстетического цикла, направленных на формирование ценностного отношения к звуковой среде), микроуровень (реализует принцип интеграции на содержательном уровне в специально разработанном учебном курсе, позволяющем развить у школьников способность воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую информацию). Качественными характеристиками методической системы по формированию аудиальной культуры являются: 1) интегративность и автономность входящих в нее дисциплин, предполагающих единую стратегию преподавания всех предметов (развитие концентрации слухового внимания учащихся к звукам окружающего мира – природным, бытовым, речевым, музыкальным; формирование умения различать их позитивное и негативное воздействие; формирование умения характеризовать окружающие звуки и их сочетания, выявлять их значение в жизни человека, определять художественную ценность звуков, музыки, художественной речи; вовлечение учащихся в различные виды художественной деятельности, как средства гармонизации окружающей среды), направленную на формирование аудиальной культуры учащихся при сохранении специфики каждого учебного курса с его целями и задачами; 2) единство общего (методические подходы, технологии, общедидактические методы, приемы и формы в образовании) и частного (частные методики отдельных дисциплин) как условие реализации метапредметности, обеспечивающей формирование аудиальной культуры; 3) наличием специально разработанного учебного курса, объединяющего урочную и внеурочную деятельность, который способствует аккумуляции знаний учащихся о звуковой среде, полученных на различных дисциплинах общеобразовательного цикла, и формирует целостное представление о звуковом мире. В специально организованных условиях аудиальное развитие обучающихся, формирование у них ценностного отношения к звукам и их сочетаниям стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путем использования различных методов, приемов, средств и форм обучения. К ним относятся: использование интерактивных (проблемный, частично-поисковый) методов обучения; современных методов музыкального образования – метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, метод музыкальной импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса; методов аудиального развития – мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования; авторских приемов формирования аудиальной культуры обучающихся – прием «включения» в звуковую среду, прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды; сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации обучения; реализация как традиционных, так и нетрадиционных форм проведения занятий в виде урок-концерт, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-путешествие, ролевая игра, интегрированный урок; включение современных средств обучения – аудиовизуальные и мультимедиа. Таким образом, звуковая среда играет важную роль в развитии личности человека. Значимую роль в процессе освоения и преобразовании звуковой среды, а также гармонизации звукового пространства играет аудиальная культура личности. Аудиальная культура – интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию. Предложенная концепция формирования аудиальной культуры младших школьников позволит, на наш взгляд, развить данные способности школьников в рамках дисциплин общего образования.
ЛИТЕРАТУРА 1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – Костанай: МцсТ, 1997. – 244с. 2. Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник: сб. статей / сост.С.С. Зив. – М.: Советский композитор. – 1983. – №4. – С.272-304. 3. Цивьян Т.В. Звуковой пейзаж и его словесное изображение // Музыка и незвучащее: сб. статей / под ред. Е.В. Пермякова. – М.: Наука, 2000. – 327 с.