Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства»
на 2020 год
Разработанная Концепция педагогической поддержки и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства, является результатом исследования коллектива авторов (Савина М.С., Бережная М.С., Командышко Е.Ф., Лыкова И.А., Семенова Е.А., Скворцова Т.С., Юдушкина О.В., Гальчук О.В., Усачева В.О., Михайлина Е.В., Кожевникова В. В., Ковалев Е. В.).
В рамках данной концепции к категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, относятся дети из социально незащищенных и неблагополучных семей, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с инвалидностью и нарушениями развития, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, а также дети, которые не способны преодолеть самостоятельно сложившиеся обстоятельства.
Работа с такими детьми в основном должна быть направлена на создание благоприятных и нейтрализации негативных условий для физического, социального, духовно-нравственного развития личности ребенка, оказание комплексной помощи в адаптации в обществе и поддержка в налаживании связей и партнерских отношений в семье, специальном (образовательном) учреждении [5].
Процесс социализации является одним из ключевых в формировании личности человека и рассматривается как усвоение человеком определенных социальных норм и правил, умений и навыков, владение которыми предполагает возможность нормального взаимодействия в обществе [1]. При этом необходимо отметить, что процесс обновления общества происходит постоянно, люди рождаются, и изначально они не знают и не владеют уже существующими в этом обществе нормами и правилами поведения. Именно социализация позволяет индивиду приобрести знания и навыки, необходимые для эффективного функционирования в нем, в том числе научение определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоение принятых в ней бытовых навыков, адаптации к жизни в определенном климатическом поясе и др. Таким образом, социализация личности в исследовании выступает как процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, понимается, с одной стороны, как процесс включения детей в социум и культуру, с другой − как результат, проявляющийся в виде оптимальной включенности ребенка в социокультурную жизнь, при которой его жизненные проблемы не противоречат возможности взаимодействия и самореализации. Таким образом, реабилитационное воздействие этого процесса должно быть направлено не столько на обозначение жизненных проблем, сколько на оптимизацию индивидуальной траектории развития ребенка [6].
Однако отсутствие междисциплинарных исследований в области педагогического сопровождения социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является существенным препятствием для осуществления вышеуказанных процессов. Эти проблемы и призвана решить разработанная авторами Концепция педагогической поддержки и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства.
Ведущими направлениями разработки концепции педагогического сопровождения продуктивной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства, являются:
• анализ и обоснование педагогического потенциала искусства и художественной деятельности в социализации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации,
• разработка моделей организации процесса социализации детей;
• выявление перспективных подходов к разработке принципов и условий продуктивной социализации детей средствами искусства;
• разработка социокультурных программ педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства;
• изучение региональных особенностей педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации средствами искусства;
• использование театральных технологий педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации;
• исследование особенностей социализации детей мигрантов средствами искусства;
• проектирование индивидуального сопровождения подростков в трудной жизненной ситуации средствами музыки;
• проведение мониторинга эффективности педагогического сопровождения социализации детей в трудной жизненной ситуации на основе разработки критериев и технических средств [1].
Педагогическое сопровождение, использующее потенциал искусства в работе с ребенком в трудной жизненной ситуации, предполагает разработку комплексной системы принципов, условий, содержания, технологий и диагностических средств, способствующих формированию и развитию ценностных установок, жизненных позиций, личностной и культурной идентичности [9].
В разработанной Концепции педагогическое сопровождение продуктивной социализации детей средствами искусства включает использование потенциала театральной, музыкальной, изобразительной, литературной деятельности, создание творческой развивающей среды в разных образовательных учреждениях, системе дополнительного образования.
Это связано с тем, что именно искусство и художественно-творческая деятельность являются катализатором процессов раскрытия и поиска новых возможностей развития и интеграции детей, находящихся с трудной жизненной ситуации, в общество, способствуя, тем самым, их успешной социализации. Занятия творчеством создают новое поле для взаимодействия детей друг с другом, педагогами, волонтерами, обществом в целом, расширяя границы их коммуникационной и социальной компетентности. В процессе творческой деятельности дети получают новые возможности для развития эмоционального интеллекта и эмпатии, как основных слагающих успешной социализации.
Одной из основных задач социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является подбор и внедрение новых форм педагогического сопровождения. Содержание педагогического сопровождения их социализации должно опираться на такие современные принципы воспитания, как самореализация, гуманизация, толерантность и др. Социализация «особых» детей предполагает их интеграцию в общество с целью принятия и усвоения общепринятых ценностей и норм поведения, необходимых для жизни в обществе [5]. Немаловажным фактором успешной социализации «трудных» детей является их поддержка и подготовка к самостоятельной жизни, что требует создания определенных педагогических условий как в семье, так и учреждениях.
Социализация растущей личности, тем более личности в трудной жизненной ситуации, предполагает не только образовательную, педагогическую направленность, но и воспитательную, раскрывающую духовные и творческие способности ребенка. Основной задачей социализации остается включение детей в мир социальных взаимоотношений и готовность их к максимально активной и полезной жизни. И взрослым, сопровождающим данный процесс, необходимо быть готовыми к трудностям, возникающим в общении детей, среди которых: трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребёнка; трудности общения, связанные с социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.); индивидуальные психологические трудности (особенности темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.)
Педагогическая деятельность в образовательных организациях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет свою ярко выраженную специфику. В этом контексте продуктивным представляет рассмотреть с научно-методической точки зрения потенциал художественного образования в личностном становлении такого контингента детей и процессе их социализации.
Одной из важнейших функций искусства при работе с детьми с ОВЗ и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, остается коммуникативная. Искусство позволяет понять человека в искусстве и понять самого себя, оно помогает найти смысл жизни через анализ произведений искусства, а также самореализоваться в процессе творческой деятельности. Эмоциональная отзывчивость, способность понять чувства других и умение выразить свои чувства необходимы каждому человеку для общения и адаптации в окружающем мире [3].
Участие в творческой деятельности активизирует социально-адаптивные компоненты педагогики. Кроме того, в студиях художественного образования возможны организация и внедрение:
1) модели совместной творческой деятельности в разновозрастных группах;
2) модели продуктивного педагогического сопровождения детей и подростков в трудной жизненной ситуации в работе преподавателя искусства;
3) модели организации рефлексивного анализа в творческом процессе в разновозрастной группе;
4) модели работы преподавателя искусства с символическими проекциями и образами.
Большим потенциалом области социализации детей искусства, находящихся в трудной жизненной ситуации, обладает система дополнительного образования, благодаря чему ребенку предоставляется возможность максимального раскрытия и развития потенциальных способностей. Именно дополнительное образование предлагает не всегда традиционные пути выхода из сложных жизненных, предоставляющее возможность самостоятельного выбора (иногда подбора сопровождающими взрослыми) той или иной направленности и формы деятельности, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно [2].
Выделим основные положения организации условий социализации детей:
1. Создание условий инфраструктуры «реабилитационной среды».
Одним из важнейших условий на занятиях искусством возможно также создание инфраструктуры «реабилитационной среды», способствующей особой доверительной, комфортной атмосфере, что также оказывает позитивное педагогическое влияние на детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [9]. Творческая реабилитация – это одно из важнейших направлений социализации и реабилитации детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вовлечение детей в творческую деятельность позволяет раскрыть его потенциал, повышает уровень его интеллектуального развития.
2. Музыкально-педагогические практики в реабилитации детей. Для развития творческих способностей и эмоционально-волевой сферы личности возможно использование потенциала музыки, создающей условия для формирования основ музыкальной культуры и развития познавательной и личностной сфер человека. Воздействие музыки на организм человека, музыкально-педагогические практики способствуют реабилитации инвалидов на протяжении всех этапов обучения, воспитания. Особое значение музыкальное искусство приобретает для незрячих детей и подростков, выбравших музыкальную деятельность в качестве профессии. Музыкальные средства выразительности на этом этапе становятся основой для раскрытия своего художественного потенциала на новом уровне. Профессиональное освоение языка музыкального искусства помогает человеку почувствовать, осмыслить себя более полно как индивидуальность и обрести жизненную перспективу. Сопровождение незрячего ученика на индивидуальных занятиях по сочинению позволяет учитывать психофизические особенности и развивать коммуникативную сферу [10].
Основной технологией сопровождения средствами музыки является процесс сочинения, требующий комплексного подхода, с привлечением межпредметных связей как специальных дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература, игра на инструменте), так и средств общеразвивающего свойства, создающих определенный контекст в работе над музыкально образным выражением – обращение к литературе (поэзия, проза, эссе), истории, мифологии и др.
В целом, достаточно обоснованно можно утверждать, что искусство создает условия для приобщения каждого ребенка к чувству гармонии, которое постепенно, в результате направленного, обдуманного, бережного педагогического влияния, становится неотъемлемым качеством его личности.
3. Организация карнавально-игровой деятельности. В целях продуктивной социализации возможно использование приемов и средств психологического театра, технологии клоунады, перформативных видов театрального искусства, приемы плейбек-театра, элементы интерактивного театра, иммерсивного театра, технологии «лекций-перформансов», лекции с элементами перформанса, формы инклюзивного театра, технологии трансдраматической терапии, средства карнавальных речевых жанров коммуникации, погружение в жизнь и коммуникацию неформальных субкультурных сообществ, карнавально-игровую деятельность, упражнения театральной школы, техники цирковой эксцентрики и киноэкцентризма. Прием читки на зрителя своего автобиографического рассказа дает возможность отстранённо посмотреть на себя со стороны [8].
Метод создания карнавального образа является средством преодоления личностью отрицания себя, позволяет отличать игру от искусства, перформера от героя эстетической деятельности, произведения искусства, повышает уровень саморефлексии, самооценки [8]. Работа по социализации детей и подростков на основе театральных технологий может решить задачи формирования ценностных установок и мировоззренческих позиций; содействия интеграции, адаптации к социуму, приобрести опыт участия в социально значимых проектах.
4. Подготовка и реализация социокультурных программ.
Субъективной предпосылкой и необходимым условием социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является включение их в освоение культуры и искусства на основе художественных коммуникаций. В представленной концепции под педагогическими условиями социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, понимается процесс подготовки социокультурных программ, в котором происходит общение обучающихся с произведением искусства в рамках организованного виртуального социокультурного пространства, направленного на развитие культурно-творческой инициативы и побуждения к социальному творчеству [4].
Обоснование концепции социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях подготовки социокультурных программ, строится на: 1) определении роли в этом процессе художественного самообразования; 2) деятельности учителя по педагогическому сопровождению подготовки социокультурных программ; 3) проявленном интересе и побуждении детей к продуктивной творческой деятельности.
Разработка и апробация методической системы подготовки социокультурных программ раскрывает возможности искусства в формировании культурно-творческой инициативы, как социально-ценного качества, направленного на социальное и культурное творчество. К примеру, комплекс социокультурных культурно-познавательных маршрутов образовательного туризма [7], ориентирован на: формирование художественного восприятия как исходного этапа общения с культурой и искусством; приобретение общекультурных знаний об исторических, региональных и художественных закономерностях и культурных достопримечательностях; развитие художественной коммуникации; многогранность развития личности и творческой деятельности; разработку арт-проектов, направленных на решение социальных проблем.
5. Реализация художественно-творческой деятельности. Художественно-творческая деятельность создает условия для взаимодействия ребенка с другими детьми, социумом. При этом ребенок знакомится не только с эстетически ценными произведениями искусства, но и сам создает творческий продукт в процессе деятельности. В таких условиях ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, общается с другими людьми, что вводит его не только в контекст культуры, но и способствует освоению норм и ценностей общества, правил поведения, как основополагающих факторов его адаптации в социуме.
В дальнейшем, в процессе художественно-творческой деятельности, ребенок интериоризирует эти знания, вводит их в контекст своего поведения и общения, интегрируясь тем самым в общество, становясь его полноценным членом. Занятия творчеством способствуют снижению агрессии, девиантных проявлений, ребенок обучается сублимативным техникам работы с этими социально неприемлемыми проявлениями, у него повышается самоконтроль, эмоционально-волевая регуляция своей деятельности и поведения.
Исследование показало, что занятия искусством позволяют корректировать эмоциональное и психосоматическое состояние детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Искусство является тем самым инструментом, который выполняет не только образовательную и воспитательную, но и коррекционную и реабилитационную функции [2]. Таким образом, искусство, в рамках представленной концепции, выступает как одно из направлений, оказывающих положительное влияние на человека, и способствующее выработке психологической уверенности у детей в собственной полноценности и социальной значимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М., Гальчук, О.В., Печко, Л.П. Инновационные формы обучения в области поликультурного развития с учетом социокультурной среды региона [Электронный ресурс]/ Е.М. Акишина, О.В. Гальчук, Л.П. Печко // Педагогика искусства. - 2018 - №4. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/innovacionnye-formy-obucheniya-v-oblasti-polikulturnogo-razvitiya-s-uchetom (дата обращения 25.09.2020)
2. Бережная, М.С. Влияние кино и телевидения на социокультурную адаптацию личности (К вопросу создания образовательных адаптирующих телевизионных программ для детей и молодежи) [Электронный ресурс] / М.С. Бережная // Педагогика искусства. - 2015 - №4. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vliyanie-kino-i-televideniya-na-sociokulturnuyu-adaptaciyu-lichnosti-k-voprosu (дата обращения 25.09.2020)
3. Гальчук, О.В. Мастерская литературного моноспектакля в контексте художественно-творческой деятельности школьников / О.В. Гальчук // Педагогика. — 2020. — Т. 84. — №8. — С. 57-62.
4. Командышко, Е.Ф., Коняхина, М.С. Художественное восприятие как предмет комплексного научного исследования [Текст] / Е.Ф. Командышко, Коняхина М.С. // Искусство и образование: журнал теории методики и практики художественного образования и эстетического воспитания. – 2020. – №2 (124) . – C. 67-79.
5. Лыкова, И.А. Социализация детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (педагогическая поддержка в трудной жизненной ситуации) [Электронный журнал] / И.А. Лыкова, А.И. Мартынова // Педагогика искусства: – 2020. – №2. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/socializaciya-detey-rannego-vozrasta-sredstvami-teatralizovannoy-deyatelnosti (дата обращения 25.09.2020)
6. Подольская, Т.А., Ковалев, Е.В. Особенности отношения современных педагогов к работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Т.А. Подольская, Е.В. Ковалев – М: Образование личности. Выпуск №3, 2018.
7. Командышко, Е.Ф. Модель повышения уровня культурологического образования школьников в условиях реализации культурно-познавательных программ. [Электронный ресурс] / Е.Ф. Командышко // Педагогика искусства: — 2019. — № 4. — URL: http://www.art-education.ru/sites /default/ files/journal_pdf/komandyshko_25-32.pdf. (дата обращения 25.09.2020)
8. Семенова, Е.А. Улыбка карнавального сознания (К феноменологии детской возрастной одаренности) [Текст] / Е.А. Семенова // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель О.Д. Никитин. 2019. С. 190-198.
9. Скворцова, Т.П., Юдушкина, О.В. Социализация детей-мигрантов средствами искусства (на примере обучения русскому языку как неродному). [Электронный ресурс] / Т.П. Скворцова, О.В. Юдушкина // Педагогика искусства - 2020 - №2. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/socializaciya-detey-migrantov-sredstvami-iskusstva-na-primere-obucheniya-russkomu (дата обращения 25.09.2020)
10. Усачева, В.О., Красильникова, М.С., Копцева, Т.А., Инновационные формы деятельности учителей искусства [Текст] / В.О. Усачева, М.С. Красильникова, Т.А. Копцева // «Образовательное пространство в информационную эпоху 2019»: сб. науч. трудов / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019 – 1378 с.