Аннотация:
В статье представлены основные положения авторской концепции развития профессионального опыта учителя изобразительного искусства в процессе дополнительного образования. На основе анализа современного состояния профессионального опыта учителя изобразительного искусства сформулированы подходы к проектированию содержания и моделей дополнительного образования, обеспечивающих развитие актуальных видов профессионального опыта учителя изобразительного искусства. Концепция апробирована на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Ассоциации учителей предметной области «Искусство» города Москвы, председателем которой является автор статьи
Феномен профессионального опыта педагогов заслуживает специального внимания в современных условиях как базовая, фундаментальная составляющая их профессиональной компетентности.
Разработана концепция развития профессионального опыта учителя изобразительного искусства в процессе дополнительного образования. Концепция апробирована на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Ассоциации учителей предметной области «Искусство» города Москвы, председателем которой является автор статьи. Концепция предполагает актуализацию и расширение позитивного профессионального опыта учителей изобразительного искусства на основе системной интеграции их личного культурного опыта, опыта художественной деятельности и педагогического опыта, его обобщения, осмысления и интерпретации для применения в практике преподавания изобразительного искусства.
Методологическую основу исследования составляют культурно-историческая концепция психологического развития личности (Л.С.Выготский), теоретико-методологические положения о механизмах психического развития личности, которые характеризуют социальный опыт как определенность самого субъекта, от которой зависит его внутренняя позиция (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский); научные положения о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г.Ананьев, A.A.Бодалев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков); акмеологическая парадигма изучения феноменов профессионализма (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Ю.А.Гагин, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Л.И.Кленина, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, Е.В.Селезнева, А.П.Ситников, В.Н.Софьина и др.); идеи отечественной социологии о социальном опыте как ведущей социологической характеристике личности в конкретной социальной структуре (И.С.Кон, А.Г.Харчев), представления социальной психологии о сущности социального опыта как системе социальных отношений личности (Б.П.Парыгин, А.В.Петровский) и «мотивирующем фоне» – своеобразной совокупности побуждений как объективных (непосредственно вытекающих из реальной ситуации), так и персонифицированных (ценностные ориентации и позиции личности, опосредованные ее личностным своеобразием, потребностями, мировоззрением) (А.Г.Здравомыслов, Г.Ф.Карвацкая, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.А.Ядов); феноменологический подход к пониманию личного опыта в контексте интенционального (Э.Гуссерль, М.Мерло-Понти), идея непрерывного образования как пожизненного процесса обогащения творческого потенциала личности (В.А.Сластенин); концепция личностно-ориентированного профессионального образования (В.В.Сериков, В.В.Шадриков, Э.Ф.Зеер); психологическая, субъектная концепция опыта (Е.Ю.Артемова, А.К.Осницкий, М.А.Холодная); теории профессионального опыта (С.А.Дружилов, Э.Ф.Зеер, Ф.С.Исмагилова, А.К.Маркова, Ю.П.Поваренков, И.И.Чейдаи); личностный подход к обучению и теоретические положения о гуманизации образования, творческом развитии личности, идеи личностно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, В.А.Колесников, А.Н.Леонтьев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская, Г.В.Лабунская, А.А.Мелик-Пашаев и др.), идеи культурологического подхода (В.С.Библер, Г.И.Гайсина, А.Н.Галагузов, А.С.Запесоцкий, Н.С.Злобин, Э.С.Маркарян и др.), концепции художественного образования (А.Ашбе, В.В.Кандинский, И.Е.Репин, В.А.Фаворский, П.П.Чистяков, А.В.Бакушинский, Б.М.Неменский, В.С.Щербаков, А.В.Щербаков, Б.П.Юсов).
Концепция разработана с учетом анализа результатов проведенного эмпирического исследования профессионального опыта учителей изобразительного искусства, которое позволило охарактеризовать его современное состояние и основные виды как педагогического опыта, так и опыта художественной деятельности учителей изобразительного искусства; определить актуальные виды профессионального опыта, на развитие которых мы ориентируем реализацию дополнительных профессиональных программ на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Ассоциации учителей предметной области «Искусство» города Москвы (региональная общественная организация в составе РОО «Единая независимая ассоциация педагогов») под председательством автора статьи.
На основе анализа современного состояния профессионального опыта учителя изобразительного искусства сформулированы подходы к проектированию содержания и моделей дополнительного образования, обеспечивающих развитие актуальных видов профессионального опыта учителя изобразительного искусства.
В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что личный профессиональный опыт имеет определяющее значение, оказывает наибольшее влияние на осуществляемый учителями выбор, принятие ими решений в повседневных педагогических ситуациях, обусловливает характер педагогической деятельности учителей – ему они доверяют в наибольшей степени, как показало дополнительное интервьюирование, собеседования, обсуждения данной темы с учителями изобразительного искусства. Что касается других факторов, то вслед за личным опытом идет опыт коллег, установки руководства образовательной организации, а знания, умения и навыки, полученные в системе профессионального образования, уходят на задний план. Для той группы учителей изобразительного искусства, которые являются членами нашей ассоциации, данный фактор имеет большое значение – а именно второе по значимости место после личного опыта отдали ему члены нашей ассоциации. В собеседовании педагоги пояснили, что деятельность в рамках ассоциации является для них главным источником нового профессионального опыта, который определяет характер их профессиональной деятельности.
Анализ эмпирических данных о соотношении двух основных составляющих в профессиональном опыте учителей изобразительного искусства – опыта педагогического и опыта собственного художественного творчества / художественной деятельности показал, что большинство учителей изобразительного искусства (72%) отнесли себя к педагогам, выбрав либо «точно педагог», либо «скорее педагог, нежели художник», еще 16% выбрали «50х50» и 12% отнесли себя в большей мере к художникам, нежели к педагогам на основе своего личного профессионального опыта. Выявлена тенденция доминирования 3-х вариантов характеристики опыта: «опыт есть, но небольшой / давний / не в системе»; «только лишь несколько единичных случаев такого опыта»; «есть только опыт наблюдения за такой работой других педагогов». Каждый из этих вариантов ответа получил в среднем 30% выборов. При этом обозначились группы видов опыта, которые наиболее часто были отнесены к одной из этих трех характеристик.
Группа № 1. К позиции «опыт есть, но небольшой / давний / не в системе» чаще всего были отнесены: опыт сотворчества с ребенком – создания художественного произведения; опыт проживания ситуации успеха в творческой деятельности (личного успеха); опыт проживания ситуации успеха учениками в ходе уроков ИЗО или внеурочной деятельности; опыт посещения лично учителями художественных галерей, выставок, музеев; опыт организации и совместного посещения с учениками художественных галерей, выставок, музеев; опыт индивидуализации / дифференцированного подхода к организации работы учеников – постановка разных задач.
Группа № 2. К позиции «только лишь несколько единичных случаев такого опыта» наиболее часто были отнесены: опыт организации коллективной работы детей над художественным произведением – коллективное сотворчество; опыт устной презентации собственного художественного произведения; опыт организации и проведения выставок детского художественного творчества; опыт личного участия в пленэре – выполнения художественных работ в природе / городе, др.; опыт создания мотивирующих педагогических ситуаций, расширяющих эмоциональный опыт детей, мотивирующих их к творчеству; опыт виртуальных экскурсий в художественные галереи, музеи, на выставки – лично учителя; опыт создания ситуаций успеха для учеников на уроке / во внеурочной деятельности.
Группа № 3. К позиции «есть только опыт наблюдения за такой работой» наиболее часто были отнесены: опыт проведения экскурсий по выставке и/или презентации работ участниками; организации и проведения пленэра для группы детей; эмоционального подъема восхищения красотой, мотивирующего к творчеству, вдохновляющего к созданию художественных произведений; наблюдения за работой художников-профессионалов; организации и проведения виртуальных экскурсий в художественные галереи, музеи, на выставки для учеников; участия в работе жюри конкурсов детского творчества и оценки детских работ по критериям конкурса.
Результаты эмпирического исследования позволили выявить актуальные виды как педагогического опыта, так и опыта художественной деятельности, развитие которых актуально для современных учителей изобразительного искусства, включая опыт позитивного общения, взаимодействия с участниками образовательных отношений, совместной с ними игровой, творческой деятельности; опыт педагогического сопровождения творческой самореализации детей, сотворчества с детьми; опыт применения разных форм и способов художественной деятельности.
С учетом данных эмпирического исследования разработана концепция развития профессионального опыта учителей изобразительного искусства, которая предполагает: актуализацию и расширение позитивного профессионального опыта учителей изобразительного искусства на основе системной интеграции их личного культурного опыта, опыта художественной деятельности и педагогического опыта, его обобщения, осмысления и интерпретации для дальнейшего применения в практике преподавания изобразительного искусства; реализацию совокупности социокультурного, аксиологического, системно-деятельностного, акмеологического, компетентностного и личностно ориентированного подходов к профессиональному развитию педагогов; актуализацию профессионального опыта в поле задач и результатов дополнительного профессионального образования и методического сопровождения профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства; целенаправленное развитие актуальных видов профессионального опыта у учителей изобразительного искусства в процессе дополнительного профессионального образования и педагогической деятельности и реализацию таких технологий обобщения личного опыта, обмена опытом, которые обеспечивают позитивную динамику профессионального развития педагогов, эффективное применение лучших практик в преподавании изобразительного искусства.
Основными положениями концепции являются также следующие.
Личный профессиональный опыт имеет первостепенное значение для учителей изобразительного искусства как фактор их профессионального роста и фундамент их профессиональной компетентности, профессионального мастерства. Специальное внимание к количеству и качеству личного профессионального опыта у учителей отражает личностно ориентированный подход к дополнительному профессиональному образованию, которое должно предполагать как анализ имеющегося у педагогов личного профессионального опыта, так и создание условий для расширения его актуальных видов.
Профессиональный опыт учителя изобразительного искусства представляет собой совокупность реализованных в практике подходов, методических приемов, способов, механизмов, технологий профессиональной деятельности, апробированных форм и способов общения, деятельности, совокупность разных видов профессионального опыта (педагогического и художественного, культурного и опыта наблюдения, общения, взаимодействия с участниками образовательных отношений и др.), пройденных в практической профессиональной деятельности педагогических ситуаций, что в совокупности определяет субъективную картину мира, субъективное отношение педагога к своей профессиональной деятельности, принимаемые им решения в процессе профессиональной деятельности.
Структура профессионального опыта учителя изобразительного искусства включает в себя педагогический опыт, опыт художественной деятельности и культурный опыт, имеющие самостоятельное значение в формировании у учителя изобразительного искусства необходимых профессиональных компетенций. К актуальным видам профессионального опыта учителей изобразительного искусства, развитию которых должно способствовать дополнительного профессиональное образование и методическое сопровождение профессиональной деятельности, относятся: опыт позитивного общения, взаимодействия с участниками образовательных отношений, совместной с ними игровой, творческой деятельности; опыт педагогического сопровождения творческой самореализации детей, сотворчества с детьми; опыт применения разных форм и способов художественной деятельности.
Концепция включает обоснование дидактических моделей развития профессионального опыта учителей изобразительного искусства в системе дополнительного профессионального образования: модель развития опыта художественного творчества учителей изобразительного искусства «Художник-педагог» в системе дополнительного профессионального образования; модель развития педагогического опыта у учителей изобразительного искусства в системе дополнительного профессионального образования «Педагог-художник»; модель методической поддержки педагогической деятельности учителей изобразительного искусства.
Обосновано содержание и технологии развития профессионального опыта учителей изобразительного искусства в системе дополнительного профессионального образования и методического сопровождения педагогической деятельности учителей изобразительного искусства, обеспечивающие интеграцию художественного, культурного и педагогического опыта педагогов в рамках конкретных форм и способов организации совместной творческой деятельности с детьми. Содержание выражено в комплекте дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей изобразительного искусства, вариативных модулях («Культурный опыт»; «Пленэр»; «Урок в музее»; «Творческие проекты»; «Творческие конкурсы» и др.), которые в совокупности с образовательными технологиями обеспечивают интеграцию художественного и педагогического опыта педагогов в рамках конкретных форм и способов организации совместной творческой деятельности с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Д.Ю. Развитие личного опыта педагога в процессе его профессиональной подготовки: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2010. 40 с.
2. Акишина Е.М. Современные тенденции художественного образования как ответ социокультурным вызовам // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 29–32.
3. Савенкова Л.Г. Методология и история интегрированного полихудожественного образования // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы V Международной научно-практической конференции, Таганрог, 31 марта 2022 года. Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022. С. 32–40.
4. Савенкова Л.Г. Образовательный потенциал художественных практик. Народное искусство в художественном образовании: традиции и инновации // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 239–243.