Социокультурная адаптация детей и молодежи в современном обществе представляется проблемой значимой, требующей поиска адекватных новых средств и способов ее решения. Одним из таких способов интеграции человека в социум выступает искусство, которое, по словам Л.С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [3, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности.
Влияние искусства на человека широко и универсально. В концепции рассматриваются эстетико-философские, психологические, педагогические, культурологические взгляды на природу искусства, его функции и значение в становлении личности. Важными в данной связи являются представления о специфике искусства и его целостном воздействии на человека Ю.У. Фохт-Бабушкина, Е.Л. Фейнберга. Социальный опыт человека ограничен. Искусство выступает средством сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества, способом обогащения и коррекции жизненного опыта. По мнению Ю.У.Фохт-Бабушкина, «художник не только познает жизнь, но и обогащает человека опытом, одновременно социализируя индивида… В целостном конкретно-чувственном отражении жизни вся суть – именно это и определяет специфику искусства…Целостно воздействую на человека, искусство влияет на его духовные потенциалы, из которых складывается личность»[6, с. 326–330].»
Социокультурную ситуацию развития детей и юношества в современном обществе можно охарактеризовать как кризисную. Усиление социального неравенства различных групп населения, загруженность родителей, неясность перспектив социального развития общества, изменения в ценностно-мотивационной сфере, нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, «коррозия доверия» (В.П. Зинченко) в современном обществе приводит к увеличению числа юношей и девушек, попадающих в так называемые группы риска. Возникшая у подрастающего поколения размытость социокультурного пространства приводит к дезориентации, отсутствию стержневой личностной позиции, наблюдаемой педагогами и психологами потере смысла, желания что-либо сделать и что-то изменить. В результате наблюдаются сложности в понимании и осознавании растущим человеком своей принадлежности к культуре, с присущими ей одной этническими особенностями, художественно-эстетическими ценностями.
Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социокультурной адаптации учащихся в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, – с другой. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы учащегося, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных заведений учеба не становится для воспитанников деятельностью, формирующей личность.
Представленная концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании разработана в рамках научно-исследовательской работы авторского коллектива (Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н.) по проекту Государственного учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» «Культурно-исторические основы интеграции образования и культуры в условиях социальных перемен» по теме «Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования» с 2008 по 2011 гг.
Концепция основывается на действующих нормативных актах в области педагогики, образования, молодежной политики и художественного образования. При разработке данной проблемы авторами учитывались нормативные документы: Конвенция ООН о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Страсбургская декларация. Деонтологический кодекс (приняты 21 октября 1990 г.), Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 Об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», Министерство образования Российской Федерации Приказ N 636 от 22.10.99 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Министерство культуры Российской Федерации Приказ от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006г. N 1760-р; Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2010 годы)» от 8 декабря 2005 г. № 740; Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995); Великая Хартия Европейских Университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.), Болонская декларация (1995 г.).
Для представленной нами концепции важны основные представления Л.С. Выготского, рассматривающего проблему приспособления человека к среде в зависимости от возрастного поведения ребенка и роли социальной среды в воспитательном процессе. Ребенок проходит через много стадий приспособления к социальной среде, и функции его социального поведения сильно меняются в зависимости от той или иной возрастной ступени. Ученый отмечал главенствующую роль в образовании процессов воспитания как внутреннего основания развития ребенка, выработки новых форм его поведения, целостного образовательного процесса, в котором нет места противопоставлению воспитания обучению. Близкие по духу воспитательные цели отражены в трудах отечественных педагогов (И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) и ученых (Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др.). В 30-е годы ХХ века особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное А.С. Макаренко и С.Т. Шацким, которые опирались на принципы, методы педагогики и социальной работы с детьми и подростками, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционной работы выступала воспитывающая среда, созданная и организованная педагогом совместно с учащимися. Также, необходимо отметить, что авторы опираются на основные принципы и представления о становлении субъекта деятельности, выделенные в концепции культуросообразного образования В.Т. Кудрявцева, Л.Б. Слободчикова, Л.В. Школяр.
Наиболее важными показателями социокультурной адаптации в нашей концепции выступают те, которые выдвигает современная культура по отношению к человеку. Современные тенденции, происходящие в обществе и культуре, диктуют новые требования к личности, а, следовательно, и выдвигают свои критерии социокультурной адаптации личности. Также возникает множество спорных вопросов о том, какого человека можно считать адаптированным или дезадаптированным и по каким основаниям, которые можно свести к следующим:
а) становится все труднее воспринимать состояние общественного сознания как «норму». Общесоциальные и культурные болезни выглядят все более острыми, и современное состояние социума в целом уже можно оценить как «неадекватное»;
б) относительно единое в прошлом пространство общественного и культурного сознания становится все более маргинальным и раздробленным, тем самым еще более затрудняя выбор некоей «нормы»;
в) ни личное, ни общественное, ни культурное сознание нельзя рассматривать, как нечто статичное – они являются непрерывно эволюционирующими структурами и то, что когда-то считалось отклонением, сейчас является нормой. Поскольку культура является жизненным пространством, которое разворачивается в историческом времени в соответствии с пониманием человеком самого себя – своего отношения к миру знаемому и незнаемому, материальному и идеальному, и является некоторым историческим вариантом ответа на фундаментальный вопрос бытия, а также свою историческую истину, то не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы адаптации на все времена. В каждой исторической культуре имеются свои представления о природе и «норме» социокультурной адаптации;
г) скорость протекания социокультурных процессов в наше время возросла, и если раньше при выборе точки «нормы» эволюционной динамикой можно было пренебречь, то сейчас это невозможно.
Методологическими основаниями социокультурной адаптации человека в процессе гуманитарного образования в концепции выделяются:
1) выдвижение в качестве методологической основы социокультурного подхода, рассматривающего культуру как системообразующий фактор развития личности и общества в целом, а также как модель описания и объяснения мира;
2) представление о социокультурной адаптации как о процессе, направленном на обретение человеком своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности, а также как одном из основных факторов культурогенеза в целом и изменения черт сознания и поведения отдельных личностей;
3) выделение в качестве наиболее важных показателей социокультурной адаптации тех, которые выдвигает современная культура по отношению к человеку;
4) понимание целостности личности учащихся, как качества, достигаемого путем интеграции индивидуальной, культуротворческой и социальной сфер их жизнедеятельности, включающего в себя: становление жизненных ценностей, межкультурно-коммуникативную компетентность, толерантность сознания, творческую и личностную самореализацию, активную жизненную позицию, адекватную жизненную перспективу, внутреннюю свободу и ответственность, достигаемых только посредством целенаправленного воспитания и образования человека, где система непрерывного образования является наиболее приспособленной педагогической системой, направленной на обеспечение адаптации учащихся;
5) определение искусства, как специфической формы культуры, опосредованной не только художественными законами и индивидуально-психологическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи, а также как проводника для выстраивания контекстуальных связей личности с социумом и культурой в целом.
Данные основания дали возможность сформулировать следующие концептуальные положения:
1) искусство в образовательном процессе выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данных обществе и культуре;
2) социокультурная адаптация рассматривается как специально-организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение учащимся своей целостности;
3) социокультурная адаптация учащихся обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей и молодежи на трех уровнях: личности, культуры и общества:
- развитие, обеспечивающее становление индивидуально-личностных характеристик личности;
- инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;
- социализация, обеспечивающая развитие социально-коммуникативных характеристик личности;
4) организующим аспектом образования в рамках концепции является его способность обеспечить органичность и целостность личности путем постоянного гармоничного взаимодействия образования, культуры и общества, где обращение к гуманитарному знанию, искусству и художественному творчеству выступает как один из важных методологических источников обоснования целей педагогического процесса.
В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а также возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним из основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей.
Социокультурная реальность может быть здесь рассмотрена как бытие созданных человеком общезначимых символических форм, где имеет два взаимообусловленных измерения: материальное (социальные институты, обеспечивающие функционирование искусства в обществе, готовые продукты художественной деятельности и т. п.) и идеальное (ценности, значения, идеалы, нормы, представления, иллюзии и т. п.); первое служит основой и носителем второго, второе воплощается и выражается в первом.
Человек, адаптирующийся к внешним условиям социокультурной среды и к потребностям внутреннего мира, стремится прежде всего к согласованию жизненных целей и достигаемых результатов, к установлению равновесных отношений с самими собой и с реальностью, к созданию комфортной жизненной ситуации, при которой страдания и проблемы сведены к минимуму, к получению от жизни практической пользы, успеху и творческой самореализации.
Концепция основана на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека и отношения к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников.
Концепция направлена на:
- создание и реализацию программ социокультурной адаптации личности средствами искусства, способствующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов, а также формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации;
- содействие в формировании у учащихся ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования;
- создание условий для самовыражения учащихся на основе всестороннего учета личностных особенностей и проявлений активности в художественно-творческой деятельности с учетом профессиональной сферы;
- раскрытие развивающих, познавательных и информационных возможностей искусства; способов их применения для обеспечения учебного и воспитательного процессов в вузе с учетом разных профессиональных интересов и специализаций студенческой молодежи;
- обучение позитивным стратегиям приспособления личности к культуре и социуму и создание условий для социокультурной идентификации учащихся, обеспечивающей их позитивным социокоммуникативным опытом и приобщением к культурным ценностям, а также включающей учащихся в функционирование системы современной культуры в целом.
Современная школа вступила в сложный период реформирования образования, который, в свою очередь, ведет к необходимости изменения форм и методов взаимодействия с учащимися. Современный педагог все чаще обращается к игровым, терапевтическим техникам («современная немедицинская психотерапия» В.В. Вольская), которые педагог может выполнить самостоятельно без помощи психотерапевта и психолога. Сегодня все более представляется актуальной для организации учебного процесса необходимость изучать особенности характера, интересы своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. Возрастает роль различных диагностических исследований и коррекционных занятий (Н.В. Добрецова, И.Г. Инц и др.). В связи с этим, педагоги все больше обращаются к такому популярному и доступному виду художественной деятельности, как театр.
В данной концепции театральному искусству уделяется особое внимание, поскольку театр как социокультурное явление в нашей стране занимает одну из ведущих позиций не только в мире искусства, но и в гуманитарном образовании в целом. Театр для детей как социокультурный институт имеет свою художественно-педагогическую программу, в которой одним из главных аспектов выступает общность идейно-эстетических принципов детского и взрослого театра, а также взаимосвязь детского театра со школой.
Проводимые ранее исследования лаборатории театра ИХО РАО позволили авторам концепции определить возможности театрального искусства в педагогической и социально-адаптационной сфере: 1. Игровая условная ситуация. Позволяет сохранить безопасность. Экологичный способ опробования, присвоения через этюды и анализ спектаклей различных ролей и жизненных ситуаций. Обогащает и развивает психологическую устойчивость и компетентность участников процесса. 2. Действенная выраженность театрального искусства. Развивает, расширяет вооруженность подростка через проигрывание различных состояний человека, что позволяет ему адекватно считывать поведение людей и выражать свои мысли и чувства. 3. Ролевая игра. Практика ролевых игр, которые лежат в основе драмы, позволяет изучать и приобретать навыки смены различных ролевых позиций, что способствует развитию мотивационной сферы, взаимопонимания, толерантности. 4. Идейная устремленность художественного продукта театрального искусства. Анализируя и продуцируя через сценический конфликт и сценическое взаимодействие различные жизненные коллизии, участники процесса учатся различать морально-нравственные ценности человека, присваивают культурно-исторические образцы поведения, укрепляют свои жизненные позиции.
Социокультурная адаптация детей и молодежи в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения личности к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.
Разработанные нами театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию личности, в концепции представляют собой комплекс методов работы, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты; учитывают возрастные особенности каждого периода развития; включают в себя общеразвивающие направления театральной педагогики (освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театра), психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем, арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.
Современные исследователи функциональной теории искусств, рассматривающие «искусство как процесс» (М.Е. Марков), кроме эстетической и коммуникативной функции искусства, отмечают его психокоррекционную сущность, не только «проповедническую, но и «исповедальную» роль театра (Л.Б. Переверзев). В концепции рассмотрены возможности театрального искусства и таких его терапевтических ответвлений, как психодрама, арттерапия (драматерапия, маскатерапия) в работе педагога. Греческая трагедия считается прототипом модели «Театра спонтанности», из нее вырастала социально-психологическая доктрина будущей психодрамы Морено. Психодрама в работе с учащимися помимо коррекционно-развивающего аспекта, познания себя через проживание и переживание «здесь» и «сейчас» жизненных ситуаций и явлений, развития спонтанности, творческих основ личности, развивает эстетическое чувство личности учащегося. В основе психодраматического метода лежит спонтанная игра – одна из главных и древнейших форм эстетических действий. Если в игре обыгрываются эстетические свойства реальности или эстетические проявления субъекта, то ее можно считать эстетическим феноменом. Психодрама есть метод, который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников, позволяющий в процессе действия накапливать человеку социально-эстетический опыт, который приводит его в состояние катарсиса, своего рода очищению чувств.
Драматерапия дает человеку возможность при желании практически полностью идентифицироваться с воображаемыми персонажами и ситуациями, но каждый определяет сам, стоит ли ему участвовать в игре и в какой мере это осуществлять. Драматерапия стремится сделать этот выбор как можно более свободным, в отличие от театра. В маскотерапии сочетаются изобразительное искусство и драма. Маска выполняет необходимые в работе с подростками функции: освобождающую и защитную. Отметим символичность маски и ее диакритичность, а также следующие свойства маски: ее способность расширять, фокусировать, развивать, преувеличивать или преображать характер. Помимо приобретения собственно уникального опыта, человек в своем общении с произведением искусства как бы «тренирует» свою множественность. Любое произведение искусства, в том числе и то, которое создаст подросток в ходе арттерапевтических сессий, будет своего рода метафорой его жизни.
Исследование возможностей театрального искусства в социокультурной адаптации учащихся показало свою действенность и адекватность, так как в специально организованном взаимодействии реализуется потребность личности в общении, самопознании и самопринятии, а также происходит освоение новых социальных ролей и самоопределение.
Еще одной действенной формой работы в рамках нашей концепции является танцевальная терапия. Одним из основных принципов танцевально-двигательной терапии выступает принцип неоценивания движения и исследование его свободного течения. Результатом данного вида арттерапии можно назвать снятие «зажимов», а также большее эмоциональное насыщение танца. Танцевальная форма становится естественной и органичной, а человек чувствует себя свободным в рамках заданной формы.
Также необходимо отметить такое направление, как сказкотерапия (использование историй, притч, метафор, сказок). Сказки, мифы, притчи, легенды и другие метафорические истории являются первым знанием ребенка об окружающем мире. На языке метафоры люди могут открыть друг другу самое откровенное, обнажить свои проблемы и страхи. Этот метод привлекателен с точки зрения практической психологии еще и тем, что на него не существует практически никаких ограничений. Сказкотерапия в данном случае выступает как адаптационная и воспитательная система, целью которой является передача жизненного опыта, обучение способу взаимодействия с внутренним «я», терапия особой сказочной обстановкой.
Немаловажную роль в образовательной практике, направленной на социокультурную адаптацию личности учащихся играют также технологии творческого самовыражения, что определяется следующими позициями:
1) использование игровых форм работы способствует актуализации и увеличению творческих ресурсов личности.
2) игровые формы работы позволяют в безопасной и мягкой форме проработать защитные психологические механизмы, блокирующие творческое самовыражение.
3) средства творческого самовыражения способствуют процессу интеграции личности.
4) игровые формы работы позволяют провести детальную проработку ситуаций, с которыми может столкнуться личность в процессе самореализации, что способствует открытости личности новому опыту.
5) в процессе получения нового опыта технологии творческого самовыражения позволяют сформировать позитивное отношение к себе и окружающему миру, что способствует усилению опоры на себя и более полному овладению навыками самоисследования и самопринятия.
6) использование игровых технологий и технологий творческого самовыражения способствует более четкому формированию образа себя в этом мире, что позволяет личности реализовать свой творческий потенциал с учетом спонтанно возникающих обстоятельств.
7) технологии творческого самовыражения могут быть использованы с целью прогнозирования и структурирования различных вариантов будущей деятельности и позволяют сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом собственных ресурсов личности.
8) игровые формы самовыражения обладают достаточно широким спектром возможностей, что может быть использовано при подборе определенных технологий с учетом личностных особенностей.
9) игровые технологии и технологии творческого самовыражения могут быть с успехом использованы в работе со страхом ожидания будущих изменений и позволяют снять и проработать тревожное состояние неопределенного ожидания, которое блокирует творческие ресурсы.
10) при проработке негативных эмоциональных состояний (страх, тревожность, подавленность и т.д.) технологии творческого самовыражения могут быть использованы в процессе диагностики, что позволяет пол учить более детальную и четкую картину данного состояния и обнаружить причину его возникновения.
11) на этапах дальнейшей работы с негативными эмоциональными состояниями игровые технологии и технологии творческого самовыражения способствуют детальной проработке этих состояний и закреплению позитивных результатов работы.
12) технологии творческого самовыражения могут быть использованы в самостоятельной работе, так как не требуют от человека дополнительных знаний в области психологии.
13) технологии творческого самовыражения и игровые технологии могут быть рекомендованы, как для индивидуальной, так и для групповой работы и не имеют ограничений по возрастным категориям. В зависимости от возраста можно рекомендовать использование определенного спектра технологий, способствующих более продуктивной работе.
14) технологии творческого самовыражения могут быть применены в работе с людьми различных профессий. Спектр их применения не зависит от уровня образования человека.
В данном направлении широко используются уже существующие произведения искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации, а также как стимульный материал для творчества.
Необходимо выделить такое направление психолого-педагогической практики как работа с рисунком. Данный вариант работы служит следующим целям:
- интенсификации процессов самосознания,
- возможность использования невербальных средств самовыражения,
- способность входить в интенсивный контакт с собственными чувствами,
- метафорическое выражение и проработка внутренних проблем,
- возможность безопасного предъявления актуальных на данных момент тем,
- фиксация различных жизненных тем с целью нахождения между ними взаимосвязи,
- построение визуальной композиции внутреннего пространства личности с целью ее дальнейшего исследования,
- возможность фиксирования линий взаимоотношений не проявленных на сознательном уровне.
Следует отметить, что рисунок является универсальной системой самовыражения, коммуникации и взаимоотношения между людьми различных взглядов, мировоззрений и поколений. Особый интерес представляет тот факт, что понимание содержания рисунка происходит минуя языковой барьер, тем самым обеспечивая универсальное понимание на символическом уровне.
В целом арттерапия и артпедагогика рассматриваются нами как направления, использующие средства искусства в целях воспитания и обучения, интегрирующее в рамках образовательной системы учебного заведения, исследовательское, культурно-досуговое и воспитательное направления художественно-творческой деятельности. Эффективность применения искусства в психолого-педагогической практике основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символ связывает через аналогию явления и феномены мира, проявляя в них не случайные совпадения, а общее сущностностное начало, тем самым придавая миру смысл и единство. С позиции адаптации артпедагогика расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей гармонизации личности. Здесь искусство выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы и представления о мире, существующие в данном обществе и в данной культуре, а также определенные эстетические идеалы.
Выбор форм художественно-творческой деятельности должен соответствовать задачам педагогического процесса, в который данная форма вписана. Основными организационными формами здесь выступают: артпедагогика и культуротерапия; коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе; культурно-досуговая реабилитация и адаптация; методы аудиовизуальной и медиа-коммуникации, межличностного и межгруппового общения; творческие, развивающие, обучающие этнокультурные методы; репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные методы.
Литература
1. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. Монография. М., ИХО РАО, 2007
2. Зинченко В.П. Психология доверия. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 104 с.
3. Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Изд-во «Наука», 1988. 352 с.
4. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Коллективная монография/Бережная М.С., Семенов В.В., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова Е.Н., Гребенкин А.В.и др. М., Компания Спутник+, 2006 – 346 с.
5. Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. Коллективная монография/ Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова Е.Н., Гребенкин А.В. и др. М.: ИХО РАО, Высшая школа консалтинга, 2007 – 363 с.
6. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. – 556 с.
7. Фузейникова И.Н. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества. Сб. науч. статей / Ред.-сост. О.И. Радомская /Под общей ред. Л.Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2009. 0, 5 п.л.
8. Янушевска-Варых М.М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. М.Издательский дом РАО, 2005. 370 с.
9. Кудрявцев В.Т., Слободчиков Б.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания./ Известия РАО, 2001. № 4.
10. Никитин О.Д. Использование визуализации в работе со студентами. // Педагогика искусства: Электронный журнал – URL: http://www.art-education.ru / АЕ-magazine/ - 2009, - № 3 – 0,5 п.л.
Концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании
Аннотация:
Концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании