Концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании

Бережная Мария Сергеевна, Никитин Олег Денисович, Фузейникова Ирина Ниловна

Доктор педагогических наук, кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования», Москва

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования», Москва

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник
Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования», Москва

Аннотация: 
Концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании

Социокультурная адаптация детей и молодежи в современном обществе представляется проблемой значимой, требующей поиска адекватных новых средств и способов ее решения. Одним из таких способов интеграции человека в социум выступает искусство, которое, по словам Л.С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [3, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности.
Влияние искусства на человека широко и универсально. В концепции рассматриваются эстетико-философские, психологические, педагогические, культурологические взгляды на природу искусства, его функции и значение в становлении личности. Важными в данной связи являются представления о специфике искусства и его целостном воздействии на человека Ю.У. Фохт-Бабушкина, Е.Л. Фейнберга. Социальный опыт человека ограничен. Искусство выступает средством сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества, способом обогащения и коррекции жизненного опыта. По мнению Ю.У.Фохт-Бабушкина, «художник не только познает жизнь, но и обогащает человека опытом, одновременно социализируя индивида… В целостном конкретно-чувственном отражении жизни вся суть – именно это и определяет специфику искусства…Целостно воздействую на человека, искусство влияет на его духовные потенциалы, из которых складывается личность»[6, с. 326–330].»
Социокультурную ситуацию развития детей и юношества в современном обществе можно охарактеризовать как кризисную. Усиление социального неравенства различных групп населения, загруженность родителей, неясность перспектив социального развития общества, изменения в ценностно-мотивационной сфере, нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, «коррозия доверия» (В.П. Зинченко) в современном обществе приводит к увеличению числа юношей и девушек, попадающих в так называемые группы риска. Возникшая у подрастающего поколения размытость социокультурного пространства приводит к дезориентации, отсутствию стержневой личностной позиции, наблюдаемой педагогами и психологами потере смысла, желания что-либо сделать и что-то изменить. В результате наблюдаются сложности в понимании и осознавании растущим человеком своей принадлежности к культуре, с присущими ей одной этническими особенностями, художественно-эстетическими ценностями.
Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социокультурной адаптации учащихся в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, – с другой. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы учащегося, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных заведений учеба не становится для воспитанников деятельностью, формирующей личность.
Представленная концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании разработана в рамках научно-исследовательской работы авторского коллектива (Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н.) по проекту Государственного учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» «Культурно-исторические основы интеграции образования и культуры в условиях социальных перемен» по теме «Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования» с 2008 по 2011 гг.
Концепция основывается на действующих нормативных актах в области педагогики, образования, молодежной политики и художественного образования. При разработке данной проблемы авторами учитывались нормативные документы: Конвенция ООН о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Страсбургская декларация. Деонтологический кодекс (приняты 21 октября 1990 г.), Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 Об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», Министерство образования Российской Федерации Приказ N 636 от 22.10.99 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Министерство культуры Российской Федерации Приказ от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006г. N 1760-р; Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2010 годы)» от 8 декабря 2005 г. № 740; Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995); Великая Хартия Европейских Университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.), Болонская декларация (1995 г.).
Для представленной нами концепции важны основные представления Л.С. Выготского, рассматривающего проблему приспособления человека к среде в зависимости от возрастного поведения ребенка и роли социальной среды в воспитательном процессе. Ребенок проходит через много стадий приспособления к социальной среде, и функции его социального поведения сильно меняются в зависимости от той или иной возрастной ступени. Ученый отмечал главенствующую роль в образовании процессов воспитания как внутреннего основания развития ребенка, выработки новых форм его поведения, целостного образовательного процесса, в котором нет места противопоставлению воспитания обучению. Близкие по духу воспитательные цели отражены в трудах отечественных педагогов (И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) и ученых (Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина и др.). В 30-е годы ХХ века особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное А.С. Макаренко и С.Т. Шацким, которые опирались на принципы, методы педагогики и социальной работы с детьми и подростками, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционной работы выступала воспитывающая среда, созданная и организованная педагогом совместно с учащимися. Также, необходимо отметить, что авторы опираются на основные принципы и представления о становлении субъекта деятельности, выделенные в концепции культуросообразного образования В.Т. Кудрявцева, Л.Б. Слободчикова, Л.В. Школяр.
Наиболее важными показателями социокультурной адаптации в нашей концепции выступают те, которые выдвигает современная культура по отношению к человеку. Современные тенденции, происходящие в обществе и культуре, диктуют новые требования к личности, а, следовательно, и выдвигают свои критерии социокультурной адаптации личности. Также возникает множество спорных вопросов о том, какого человека можно считать адаптированным или дезадаптированным и по каким основаниям, которые можно свести к следующим:
а) становится все труднее воспринимать состояние общественного сознания как «норму». Общесоциальные и культурные болезни выглядят все более острыми, и современное состояние социума в целом уже можно оценить как «неадекватное»;
б) относительно единое в прошлом пространство общественного и культурного сознания становится все более маргинальным и раздробленным, тем самым еще более затрудняя выбор некоей «нормы»;
в) ни личное, ни общественное, ни культурное сознание нельзя рассматривать, как нечто статичное – они являются непрерывно эволюционирующими структурами и то, что когда-то считалось отклонением, сейчас является нормой. Поскольку культура является жизненным пространством, которое разворачивается в историческом времени в соответствии с пониманием человеком самого себя – своего отношения к миру знаемому и незнаемому, материальному и идеальному, и является некоторым историческим вариантом ответа на фундаментальный вопрос бытия, а также свою историческую истину, то не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы адаптации на все времена. В каждой исторической культуре имеются свои представления о природе и «норме» социокультурной адаптации;
г) скорость протекания социокультурных процессов в наше время возросла, и если раньше при выборе точки «нормы» эволюционной динамикой можно было пренебречь, то сейчас это невозможно.
Методологическими основаниями социокультурной адаптации человека в процессе гуманитарного образования в концепции выделяются:
1) выдвижение в качестве методологической основы социокультурного подхода, рассматривающего культуру как системообразующий фактор развития личности и общества в целом, а также как модель описания и объяснения мира;
2) представление о социокультурной адаптации как о процессе, направленном на обретение человеком своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности, а также как одном из основных факторов культурогенеза в целом и изменения черт сознания и поведения отдельных личностей;
3) выделение в качестве наиболее важных показателей социокультурной адаптации тех, которые выдвигает современная культура по отношению к человеку;
4) понимание целостности личности учащихся, как качества, достигаемого путем интеграции индивидуальной, культуротворческой и социальной сфер их жизнедеятельности, включающего в себя: становление жизненных ценностей, межкультурно-коммуникативную компетентность, толерантность сознания, творческую и личностную самореализацию, активную жизненную позицию, адекватную жизненную перспективу, внутреннюю свободу и ответственность, достигаемых только посредством целенаправленного воспитания и образования человека, где система непрерывного образования является наиболее приспособленной педагогической системой, направленной на обеспечение адаптации учащихся;
5) определение искусства, как специфической формы культуры, опосредованной не только художественными законами и индивидуально-психологическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи, а также как проводника для выстраивания контекстуальных связей личности с социумом и культурой в целом.
Данные основания дали возможность сформулировать следующие концептуальные положения:
1) искусство в образовательном процессе выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данных обществе и культуре;
2) социокультурная адаптация рассматривается как специально-организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение учащимся своей целостности;
3) социокультурная адаптация учащихся обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей и молодежи на трех уровнях: личности, культуры и общества:
- развитие, обеспечивающее становление индивидуально-личностных характеристик личности;
- инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;
- социализация, обеспечивающая развитие социально-коммуникативных характеристик личности;
4) организующим аспектом образования в рамках концепции является его способность обеспечить органичность и целостность личности путем постоянного гармоничного взаимодействия образования, культуры и общества, где обращение к гуманитарному знанию, искусству и художественному творчеству выступает как один из важных методологических источников обоснования целей педагогического процесса.
В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а также возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним из основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей.
Социокультурная реальность может быть здесь рассмотрена как бытие созданных человеком общезначимых символических форм, где имеет два взаимообусловленных измерения: материальное (социальные институты, обеспечивающие функционирование искусства в обществе, готовые продукты художественной деятельности и т. п.) и идеальное (ценности, значения, идеалы, нормы, представления, иллюзии и т. п.); первое служит основой и носителем второго, второе воплощается и выражается в первом.
Человек, адаптирующийся к внешним условиям социокультурной среды и к потребностям внутреннего мира, стремится прежде всего к согласованию жизненных целей и достигаемых результатов, к установлению равновесных отношений с самими собой и с реальностью, к созданию комфортной жизненной ситуации, при которой страдания и проблемы сведены к минимуму, к получению от жизни практической пользы, успеху и творческой самореализации.
Концепция основана на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека и отношения к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников.
Концепция направлена на:
- создание и реализацию программ социокультурной адаптации личности средствами искусства, способствующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов, а также формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации;
- содействие в формировании у учащихся ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования;
- создание условий для самовыражения учащихся на основе всестороннего учета личностных особенностей и проявлений активности в художественно-творческой деятельности с учетом профессиональной сферы;
- раскрытие развивающих, познавательных и информационных возможностей искусства; способов их применения для обеспечения учебного и воспитательного процессов в вузе с учетом разных профессиональных интересов и специализаций студенческой молодежи;
- обучение позитивным стратегиям приспособления личности к культуре и социуму и создание условий для социокультурной идентификации учащихся, обеспечивающей их позитивным социокоммуникативным опытом и приобщением к культурным ценностям, а также включающей учащихся в функционирование системы современной культуры в целом.
Современная школа вступила в сложный период реформирования образования, который, в свою очередь, ведет к необходимости изменения форм и методов взаимодействия с учащимися. Современный педагог все чаще обращается к игровым, терапевтическим техникам («современная немедицинская психотерапия» В.В. Вольская), которые педагог может выполнить самостоятельно без помощи психотерапевта и психолога. Сегодня все более представляется актуальной для организации учебного процесса необходимость изучать особенности характера, интересы своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. Возрастает роль различных диагностических исследований и коррекционных занятий (Н.В. Добрецова, И.Г. Инц и др.). В связи с этим, педагоги все больше обращаются к такому популярному и доступному виду художественной деятельности, как театр.
В данной концепции театральному искусству уделяется особое внимание, поскольку театр как социокультурное явление в нашей стране занимает одну из ведущих позиций не только в мире искусства, но и в гуманитарном образовании в целом. Театр для детей как социокультурный институт имеет свою художественно-педагогическую программу, в которой одним из главных аспектов выступает общность идейно-эстетических принципов детского и взрослого театра, а также взаимосвязь детского театра со школой.
Проводимые ранее исследования лаборатории театра ИХО РАО позволили авторам концепции определить возможности театрального искусства в педагогической и социально-адаптационной сфере: 1. Игровая условная ситуация. Позволяет сохранить безопасность. Экологичный способ опробования, присвоения через этюды и анализ спектаклей различных ролей и жизненных ситуаций. Обогащает и развивает психологическую устойчивость и компетентность участников процесса. 2. Действенная выраженность театрального искусства. Развивает, расширяет вооруженность подростка через проигрывание различных состояний человека, что позволяет ему адекватно считывать поведение людей и выражать свои мысли и чувства. 3. Ролевая игра. Практика ролевых игр, которые лежат в основе драмы, позволяет изучать и приобретать навыки смены различных ролевых позиций, что способствует развитию мотивационной сферы, взаимопонимания, толерантности. 4. Идейная устремленность художественного продукта театрального искусства. Анализируя и продуцируя через сценический конфликт и сценическое взаимодействие различные жизненные коллизии, участники процесса учатся различать морально-нравственные ценности человека, присваивают культурно-исторические образцы поведения, укрепляют свои жизненные позиции.
Социокультурная адаптация детей и молодежи в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения личности к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.
Разработанные нами театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию личности, в концепции представляют собой комплекс методов работы, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты; учитывают возрастные особенности каждого периода развития; включают в себя общеразвивающие направления театральной педагогики (освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театра), психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем, арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.
Современные исследователи функциональной теории искусств, рассматривающие «искусство как процесс» (М.Е. Марков), кроме эстетической и коммуникативной функции искусства, отмечают его психокоррекционную сущность, не только «проповедническую, но и «исповедальную» роль театра (Л.Б. Переверзев). В концепции рассмотрены возможности театрального искусства и таких его терапевтических ответвлений, как психодрама, арттерапия (драматерапия, маскатерапия) в работе педагога. Греческая трагедия считается прототипом модели «Театра спонтанности», из нее вырастала социально-психологическая доктрина будущей психодрамы Морено. Психодрама в работе с учащимися помимо коррекционно-развивающего аспекта, познания себя через проживание и переживание «здесь» и «сейчас» жизненных ситуаций и явлений, развития спонтанности, творческих основ личности, развивает эстетическое чувство личности учащегося. В основе психодраматического метода лежит спонтанная игра – одна из главных и древнейших форм эстетических действий. Если в игре обыгрываются эстетические свойства реальности или эстетические проявления субъекта, то ее можно считать эстетическим феноменом. Психодрама есть метод, который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников, позволяющий в процессе действия накапливать человеку социально-эстетический опыт, который приводит его в состояние катарсиса, своего рода очищению чувств.
Драматерапия дает человеку возможность при желании практически полностью идентифицироваться с воображаемыми персонажами и ситуациями, но каждый определяет сам, стоит ли ему участвовать в игре и в какой мере это осуществлять. Драматерапия стремится сделать этот выбор как можно более свободным, в отличие от театра. В маскотерапии сочетаются изобразительное искусство и драма. Маска выполняет необходимые в работе с подростками функции: освобождающую и защитную. Отметим символичность маски и ее диакритичность, а также следующие свойства маски: ее способность расширять, фокусировать, развивать, преувеличивать или преображать характер. Помимо приобретения собственно уникального опыта, человек в своем общении с произведением искусства как бы «тренирует» свою множественность. Любое произведение искусства, в том числе и то, которое создаст подросток в ходе арттерапевтических сессий, будет своего рода метафорой его жизни.
Исследование возможностей театрального искусства в социокультурной адаптации учащихся показало свою действенность и адекватность, так как в специально организованном взаимодействии реализуется потребность личности в общении, самопознании и самопринятии, а также происходит освоение новых социальных ролей и самоопределение.
Еще одной действенной формой работы в рамках нашей концепции является танцевальная терапия. Одним из основных принципов танцевально-двигательной терапии выступает принцип неоценивания движения и исследование его свободного течения. Результатом данного вида арттерапии можно назвать снятие «зажимов», а также большее эмоциональное насыщение танца. Танцевальная форма становится естественной и органичной, а человек чувствует себя свободным в рамках заданной формы.
Также необходимо отметить такое направление, как сказкотерапия (использование историй, притч, метафор, сказок). Сказки, мифы, притчи, легенды и другие метафорические истории являются первым знанием ребенка об окружающем мире. На языке метафоры люди могут открыть друг другу самое откровенное, обнажить свои проблемы и страхи. Этот метод привлекателен с точки зрения практической психологии еще и тем, что на него не существует практически никаких ограничений. Сказкотерапия в данном случае выступает как адаптационная и воспитательная система, целью которой является передача жизненного опыта, обучение способу взаимодействия с внутренним «я», терапия особой сказочной обстановкой.
Немаловажную роль в образовательной практике, направленной на социокультурную адаптацию личности учащихся играют также технологии творческого самовыражения, что определяется следующими позициями:
1) использование игровых форм работы способствует актуализации и увеличению творческих ресурсов личности.
2) игровые формы работы позволяют в безопасной и мягкой форме проработать защитные психологические механизмы, блокирующие творческое самовыражение.
3) средства творческого самовыражения способствуют процессу интеграции личности.
4) игровые формы работы позволяют провести детальную проработку ситуаций, с которыми может столкнуться личность в процессе самореализации, что способствует открытости личности новому опыту.
5) в процессе получения нового опыта технологии творческого самовыражения позволяют сформировать позитивное отношение к себе и окружающему миру, что способствует усилению опоры на себя и более полному овладению навыками самоисследования и самопринятия.
6) использование игровых технологий и технологий творческого самовыражения способствует более четкому формированию образа себя в этом мире, что позволяет личности реализовать свой творческий потенциал с учетом спонтанно возникающих обстоятельств.
7) технологии творческого самовыражения могут быть использованы с целью прогнозирования и структурирования различных вариантов будущей деятельности и позволяют сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом собственных ресурсов личности.
8) игровые формы самовыражения обладают достаточно широким спектром возможностей, что может быть использовано при подборе определенных технологий с учетом личностных особенностей.
9) игровые технологии и технологии творческого самовыражения могут быть с успехом использованы в работе со страхом ожидания будущих изменений и позволяют снять и проработать тревожное состояние неопределенного ожидания, которое блокирует творческие ресурсы.
10) при проработке негативных эмоциональных состояний (страх, тревожность, подавленность и т.д.) технологии творческого самовыражения могут быть использованы в процессе диагностики, что позволяет пол учить более детальную и четкую картину данного состояния и обнаружить причину его возникновения.
11) на этапах дальнейшей работы с негативными эмоциональными состояниями игровые технологии и технологии творческого самовыражения способствуют детальной проработке этих состояний и закреплению позитивных результатов работы.
12) технологии творческого самовыражения могут быть использованы в самостоятельной работе, так как не требуют от человека дополнительных знаний в области психологии.
13) технологии творческого самовыражения и игровые технологии могут быть рекомендованы, как для индивидуальной, так и для групповой работы и не имеют ограничений по возрастным категориям. В зависимости от возраста можно рекомендовать использование определенного спектра технологий, способствующих более продуктивной работе.
14) технологии творческого самовыражения могут быть применены в работе с людьми различных профессий. Спектр их применения не зависит от уровня образования человека.
В данном направлении широко используются уже существующие произведения искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации, а также как стимульный материал для творчества.
Необходимо выделить такое направление психолого-педагогической практики как работа с рисунком. Данный вариант работы служит следующим целям:
- интенсификации процессов самосознания,
- возможность использования невербальных средств самовыражения,
- способность входить в интенсивный контакт с собственными чувствами,
- метафорическое выражение и проработка внутренних проблем,
- возможность безопасного предъявления актуальных на данных момент тем,
- фиксация различных жизненных тем с целью нахождения между ними взаимосвязи,
- построение визуальной композиции внутреннего пространства личности с целью ее дальнейшего исследования,
- возможность фиксирования линий взаимоотношений не проявленных на сознательном уровне.
Следует отметить, что рисунок является универсальной системой самовыражения, коммуникации и взаимоотношения между людьми различных взглядов, мировоззрений и поколений. Особый интерес представляет тот факт, что понимание содержания рисунка происходит минуя языковой барьер, тем самым обеспечивая универсальное понимание на символическом уровне.
В целом арттерапия и артпедагогика рассматриваются нами как направления, использующие средства искусства в целях воспитания и обучения, интегрирующее в рамках образовательной системы учебного заведения, исследовательское, культурно-досуговое и воспитательное направления художественно-творческой деятельности. Эффективность применения искусства в психолого-педагогической практике основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символ связывает через аналогию явления и феномены мира, проявляя в них не случайные совпадения, а общее сущностностное начало, тем самым придавая миру смысл и единство. С позиции адаптации артпедагогика расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей гармонизации личности. Здесь искусство выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы и представления о мире, существующие в данном обществе и в данной культуре, а также определенные эстетические идеалы.
Выбор форм художественно-творческой деятельности должен соответствовать задачам педагогического процесса, в который данная форма вписана. Основными организационными формами здесь выступают: артпедагогика и культуротерапия; коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе; культурно-досуговая реабилитация и адаптация; методы аудиовизуальной и медиа-коммуникации, межличностного и межгруппового общения; творческие, развивающие, обучающие этнокультурные методы; репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные методы.
Литература
1. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. Монография. М., ИХО РАО, 2007
2. Зинченко В.П. Психология доверия. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 104 с.
3. Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Изд-во «Наука», 1988. 352 с.
4. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Коллективная монография/Бережная М.С., Семенов В.В., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова Е.Н., Гребенкин А.В.и др. М., Компания Спутник+, 2006 – 346 с.
5. Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. Коллективная монография/ Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова Е.Н., Гребенкин А.В. и др. М.: ИХО РАО, Высшая школа консалтинга, 2007 – 363 с.
6. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. – 556 с.
7. Фузейникова И.Н. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества. Сб. науч. статей / Ред.-сост. О.И. Радомская /Под общей ред. Л.Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2009. 0, 5 п.л.
8. Янушевска-Варых М.М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. М.Издательский дом РАО, 2005. 370 с.
9. Кудрявцев В.Т., Слободчиков Б.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания./ Известия РАО, 2001. № 4.
10. Никитин О.Д. Использование визуализации в работе со студентами. // Педагогика искусства: Электронный журнал – URL: http://www.art-education.ru / АЕ-magazine/ - 2009, - № 3 – 0,5 п.л.