Концепция социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности

Бережная М.С.

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ИХО РАО

Аннотация: 
В статье изложены принципы педагогической системы социокультурной адаптации, сущностные характеристики, комплекс организационно-педагогических условий реализации, критериально-оценочный инструментарий измерения динамики социокультурной адаптации учащихся. Предложена экспериментальная программа комплексного внедрения педагогической системы социокультурной адаптации (на примере Всероссийской государственной налоговой академии, факультет кадрового управления, кафедра психологии управления).

В современной социокультурной ситуации развития российского общества усилился интерес исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода, формирующего стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп. Немаловажную роль в решении данных проблем играет гуманитарное, личностно-ориентированное образование, что определено рядом фак-торов: 1. В обществе происходит формирование нового социокультурного типа личности (1) (Бабочкин П. И.), связанного с информатизацией общества и повышением интенсивности культурных взаимодействий, увеличением социальных и культурных изменений в целом, трансформацией социокультурных ценностей российского общества, а также, возникает не-обходимость его учета в проектировании новых педагогических систем в системе высшего образования. 2. Предельная динамичность российской действительности делает задачу освоения культурного и социального пространства для молодых людей особенно сложной. Именно молодежь испытывает особое давление общественных проблем и создает повышенную группу риска, так как обладает наименьшей социальной и психологической защищенностью. 3. Проблема организации обучения в поликультурном пространстве является очень важной и особенно сложной она становится в связи с большим притоком переселенцев, беженцев. В данной связи, современная образовательная гуманистическая парадигма нацеливает вузы на развитие личностного, ценностного, культурологического потенциала студен-тов, особое значение приобретает учебно-исследовательская и творческая деятельность. 4. В системе высшего образования происходит усиление роли культуры (2). В соответствии с Концепцией художественного образования в России появилась реальная возможность привлечения ресурсов художественного образования в целях социокультурной адаптации молодежи, что является актуальным для российской образовательной политики. Особое внимание приобретают такие вопросы, как: реализация возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях психофизического оздоровления и воспитания молодежи посредством внедрения современных методик артпедагогики; разработка стратегии личностного художественно-творческого развития; развитие творческой личности молодежи в контексте различных культур, как условия развития свободы, ответственности и толерантности личности. 5. Модернизация российского образования с позиций Болонской декларации, направлена на перемены в сторону формирования активной личности, развивающей свой творческий потенциал, обладающей ответственностью за свои действия, и способной к гармонизации взаимоотношений в культуре и обществе. В связи с вышесказанным можно выделить противоречия, существующие в педагогической теории и практике, между:
- медленным развитием инновационных процессов образования в целом и общим уровнем социокультурного пространства жизнедеятельности личности, где необходимо пре-вращение новых знаний в технологии образовательного процесса, соответствующие новым общественным и культурным требованиям; - тем фактом, что современное высшее образование в России приобретает новое качество, становится фундаментальной жизненной ценностью и универсальным способом адаптации человека в условиях процесса глобализации культуры и общества, существующей не-обходимостью практической реализации программ адаптации учащихся, и существующей методологической непроработанностью педагогических технологий, направленных на адаптацию студенческой молодежи и их научно-методического обеспечения; - появлением новых идей о роли педагогического процесса вуза в обогащении культурной составляющей образования, возрастающей потребностью учащихся высших учебных заведений в творческой деятельности, способствующей развитию их личностного и профессионального потенциала, и существующим предметно-содержательным принципом построения учебных дисциплин, направленных на передачу конкретных знаний (Ю. Н. Афанасьев, Ф. Т. Михайлов), а также дифференциацией между различными дисциплинами; - наличием психолого-педагогических представлений о возможностях применения искусства, как средства художественного воспитания в процессе адаптации молодежи и не-разработанностью педагогических условий для их реализации в образовательном пространстве вуза. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности в вузе направлена на: - создание и реализацию программ социокультурной адаптации личности в процессе художественно-творческой деятельности, способствующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов, а также формированию у них способности к само-развитию, самоопределению и самореализации; - содействие педагогическим работникам ВУЗа в формировании у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции учащихся за счет расширения ее художественной сферы существования; - создание условий для самовыражения учащихся на основе всестороннего учета лич-ностных особенностей и проявлений активности в художественно-творческой деятельности с учетом профессиональной сферы; - раскрытие универсальных развивающих, познавательных и информационных возможностей искусства; способов их применения для обеспечения учебного и воспитательного процессов в вузе с учетом разных профессиональных интересов и специализаций студенческой молодежи; - обучение позитивным стратегиям приспособления личности к культуре и социуму и создание условий для социокультурной идентификации учащихся, обеспечивающей их позитивным социокоммуникативным опытом и приобщением к культурным ценностям, а также включающей учащихся в функционирование системы современной культуры в целом. Концепция педагогической системы опирается на принципы: 1) приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; 2) отношения к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников, а к вузу как к целостному поликультурному пространству; 3) целостности восприятия и креативности развития личности студента; 4) модульности образования, предполагающий отбор целей, содержания, форм и методов обучения, которое формируется в виде блоков-модулей и где особое внимание уделяется саморазвитию и самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Основными сущностными характеристиками концепции выступают: 1) используемый для обоснования концепции социокультурный подход, который рас-сматривает культуру как системообразующий фактор развития личности и общества в целом, модель описания и объяснения мира, а также как самостоятельную адаптивную систему; 2) наиболее важными показателями социокультурной адаптации в исследовании вы-ступают те, которые выдвигает современная культура по отношению к человеку; 3) социокультурная адаптация, рассматривающаяся как процесс, направленный на обретение человеком своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культур-ной сфер его жизнедеятельности; 4) целостность личности, которая включает в себя: становление жизненных ценностей, межкультурно-коммуникативную компетентность, толерантность сознания, творческую и личностную самореализацию, активную жизненную позицию, адекватную жизненную перспективу, внутреннюю свободу и ответственность; 5) данная целостность в рамках концепции может быть достигнута только посредством целенаправленного воспитания и образования человека, где система высшего образования является наиболее приспособленной педагогической системой, направленной на обеспечение адаптации учащихся; 6) эстетическая и художественная культура рассматриваются в концепции важнейшими составляющими целостной личности; 7) искусство, как специфическая форма культуры, определяющееся не только художественными законами и индивидуально-психологическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи, в концепции рассматривается как проводник для выстраивания контекстуальных связей личности с социумом и культурой в целом; 8) художественно-творческая деятельность выступает как процесс межкультурной коммуникации и как интегрирующий элемент в педагогической системе социокультурной адаптации студенческой молодежи. Комплекс организационно-педагогических условий реализации педагогической сис-темы социокультурной адаптации в процессе художественно-творческой деятельности включает в себя: 1) интеграцию общих, специальных и культуротворческих дисциплин с воспитательной и культурно-досуговой деятельностью; 2) последовательность дисциплин, обеспечивающих социокультурное пространство вуза; 3) свободу творческого выбора и вариативность образовательных услуг, направленных на творческое самовыражение и творческую самореализацию учащихся; 4) создание положительной мотивации у учащихся; 5) раз-ноуровневость конструируемых культуротворческих ситуаций, введение проблемных ситуаций. Разработанный критериально-оценочный инструментарий измерения динамики со-циокультурной адаптации учащихся, обеспечивающий проведение мониторинга исследования включает в себя: 1) три блока критериев социокультурной адаптации личности: личностный, культуротворческий и социальный. Личностный блок включает в себя: внутреннюю свободу и личностную ответственность, возможность жизнедеятельности в ситуации неопределенности, позитивную Я-концепцию, адекватный уровень личностной тревоги. Культуротворче-ский блок составляют такие элементы, как: творческая самоактуализация, креативность, способность к саморазвитию, сформированное эстетическое мировосприятие, знание и уважение других культур, принятие культурных ценностей. Наконец, социальный блок состоит из: межкультурно-коммуникативной компетентности, толерантности сознания, социальной ответственности, самоактуализации в деятельности. Реализация каждого блока критериев происходит, соответственно, с помощью таких внутренних
процессов социокультурной адаптации как развитие (на уровне личности), ак-культурация (на уровне культуры) и социализация личности (на уровне социума). Развитие как процесс предполагает становление индивидуально-личностных характеристик личности. Социализация рассматривается как процесс усвоения учащимися ценностей, норм, устано-вок, образцов поведения, присущих данному социуму, результатом чего является становле-ние социо-коммуникативных характеристик личности. Аккультурация выступает как про-цесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем или «диалоге куль-тур», когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям социума. Результатом данного процесса выступает интеллигентность личности, понимаемая здесь как совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами род-ной культуры. 2) диагностический комплекс, который охватывает три блока критериев и включает в себя методики, направленные на измерение культурологических тенденций, уровня творче-ского потенциала, самооценки, толерантности и интеллигентности личности, а также социальной адаптации, изолированности и ее стрессоустойчивости. Диагностический блок включает в себя: метод репертуарных решеток (реп-тест) Джорджа Келли; методику «Культурологические тенденции» О. И. Моткова; социометриче-ский тест Дж. Морено; методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Х. Холмс, Р. Х. Раге); экспресс-опросник «индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); вопросник для измерения толерантности (В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура); проективную методику «Нарисуй себя»; тест 16 PF Кеттелла; модифицированную анкету первого интервью (Бережная М. С.); методику графической беседы «Истории жизненных переживаний личности» (Бережная М. С.); оценку уровня интеллигентности личности (В. И. Андреев), оценку уровня творческого потенциала личности (В. И. Андреев); исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн); определение ин-декса групповой сплоченности Сишора; экспресс-диагностику уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон). Для проведения мониторинга исследования выделены следующие социокультурные характеристики современной молодежи, которые необходимо учитывать при разработке об-разовательных адаптирующих программ: - уровень притязаний; - характеристики активности; - идентификационная стратегия; - удовлетворенность реализацией жизненной стратегии; - временные характеристики; - объективные детерминирую¬щие факторы (культурная среда и и социальный ста-тус). Программа реализации педагогической системы предполагает: 1) разработку учебных модулей, направленных на обеспечение социокультурной адаптации учащихся. Модульная система построения учебных занятий и культурно-досуговой деятельности позволяет преподавателям разных специальностей встраивать эле-менты данной системы в свои авторские курсы, социокультурные, творческие проекты и досуговые мероприятия. 2) выбор форм художественно-творческой деятельности, соответствующих задачам каждого модуля. Основными организационными формами здесь выступают: артпедагогика и культуротерапия; коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе; культурно-досуговая реабилитация и адаптация; методы аудиовизуальной и медиа-коммуникации, межличностного и межгруппового общения; творческие, развивающие, обу-чающие этнокультурные методы; репродуктивные, проблемно-ориентированные, объясни-
тельно-иллюстративные, креативные методы. Рассматривая произведения искусства в учебной и внеучебной деятельности ВУЗа в контексте времени, социума и культуры, в данном исследовании обращалось внимание на то: какие выбраны учащимися темы и сюжеты, кто герой этого сюжета, с какими философски-ми, этическими направлениями и феноменами культуры эпохи связано произведение, како-вы особенности восприятия сюжета автором произведения и людьми, воспринимающими его и т.д. В образовательных целях данный подход приминим в процессе проведения лекций, практических, семинарских, факультативных занятий, в самостоятельной работе студентов, во внеучебной, культурно-досуговой деятельности, а также художественной самодеятельно-сти. Модульная система построения занятий позволяет преподавателям разных специально-стей встраивать элементы данной системы в свои авторские курсы, социокультурные, твор-ческие проекты и досуговые мероприятия, что отражено в экспериментальной программе (см. Таблицу 1). Таблица № 1. Экспериментальная программа комплексного внедрения педагогической системы социо-культурной адаптации (на примере Всероссийской государственной налоговой академии, факультет кадрового управления, кафедра психологии управления)
Вид художественно-творческой деятельности
Тема (модуль)
Дисциплина, форма культурно-досуговой или воспитательной деятельности
место в учебном плане
Работа по созданию творческих проектов (создание сценариев мероприятий и их подготовка)
«Мультикультурное образование»
Педагогика
4 курс
Творческое самовыражение в различных формах артпедагогики
«Культура и развитие»
Педагогическая психология
3 курс
Анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры
«Культура в контексте истории искусств», «Символическая природа искусства»
Культурология
1 курс
Знакомство с памятниками архитектуры, живописи, графики, скульптуры, с музыкальными произведениями
«Я-концепция» творческого саморазвития», «Творческое развитие личности»
Факультативный курс «Психология творчества»
4 курс
Коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе
«Межкультурная коммуникация»
Конфликтология
5 курс
Творческое самовыражение в различных формах артпедагогики
«Культурная и социальная идентичность», «Культура и эмоции»
Социальная психология
2 курс
Творческое самовыражение в различных формах артпедагогики
«Культура и концепция «Я»
Введение в психологию
1 курс
Творческое самовыражение в различных формах артпедагогики
«Культура и язык», «Язык и поведение»
Психология делового общения
3 курс
Творческое самовыражение в различных формах артпедагогики
«Культура и личность», «Творческое развитие личности»
Психология личности
Коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе, творческое самовыражение в различных формах артпедагогики
«Творческая самореализация личности»
Выездная летняя психологическая школа
ежегодно
Работа творческих мастерских с элементами театрально-педагогических технологий, сказкотерапии
«Социокультурные пути адаптации человека», «Формы творческого самовыражения личности»
Выездная студенческая научная конференция «Проблемы профессиональной адаптации личности»
ежегодно
Художественная самодеятельность
«Человек в мире культуры»
Студенческие праздники «День первокурсника»,
«Татьянин день» и т.д.
ежегодно
Поэтические вечера
«Диалог культур»
Конкурс чтецов
ежегодно
Художественная самодеятельность, подготовка спектаклей
«Игра как культурная составляющая жизнедеятельности человека»
Театральная студия
постоянно
Творческие проекты
«Современное искусство в нашей культуре»
Студия дизайна
постоянно
Художественная самодеятельность
««Культура, восприятие личности и привлекательность»
КВН
постоянно
Подготовка фоторепортажей
«Межличностная коммуникация», «Жизненные ценности личности»
фотовыставки работ студентов и преподавателей
ежегодно
Знакомство с памятниками архитектуры, живописи
«Культура моего края»
Экскурсионная деятельность
постоянно
Просмотр и создание студенческих кинофильмов
«Культура, личность и социум»
киностудия
постоянно
Беседы с писателями, режиссерами, актерами, художниками и т.д.
«Основные жизненные ценности человека в современной культуре», «Творческая самореализация личности»
Творческие вечера, вечера встреч
постоянно
Беседы, диспуты, презентация творческих проектов
«Проблемы межкультурного диалога»
Круглый стол
ежегодно
Образование, направленное на развитие творчества обучающихся предусматривает: открытость всей системы; гибкость организации; общее творческое отношение и поведение педагогов; более открытый подход к преподаванию и инструктированию; гибкое применение использующих дивергентное мышление творческих заданий, связанных с учебными темами и включающих артпедагогические элементы; тщательное наблюдение и оценку творческого поведения каждой личности в рамках поощрительно-диагностического подхода; планирова-ние и реализацию больших, более длительных междисциплинарных проектов, в которых все участники смогут действительно идентифицироваться со своей будущей профессией, при-нять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни каждого учащегося, участвующего в проекте. Артпедагогика в рамках концепции рассматривается как направление, использующее средства искусства в целях воспитания и обучения, интегрирующее в рамках образователь-ной системы вуза учебное, исследовательское, культурно-досуговое и воспитательное на-правления художественно-творческой деятельности. Эффективность применения искусства в педагогической практике основывается на том, что этот метод позволяет экспериментиро-вать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символ связывает через аналогию явления и феномены мира, проявляя в них не случайные совпадения, а общее сущностностное начало, тем самым придавая миру смысл и единство. С позиции адаптации артпедагогика расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляю-щий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, спо-собствующий общей гармонизации личности. Здесь искусство выступает как социокультур-ное явление, которое несет в себе ценности, нормы и представления о мире, существующие в данном обществе и в данной культуре, а также определенные эстетические идеалы. Для реализации представленной концепции выделены образовательные модули, кото-рые входят в три блока: теоретико-методологический, теоретико-прикладной и технический (см.таблицу 2). Такое изучение позволяет выявлять индивидуальные особенности и потенци-альные возможности студентов, контролировать ход и темп их психического и социокуль-турного развития, что позволяет своевременно организовать необходимую психолого-педагогическую поддержку процесса социокультурной адаптации учащихся. Таблица № 2. Модули педагогической системы социокультурной адаптации мо-лодежи средствами художественного творчества
Теоретико-методологический блок
Искусствознание
Социальная
Теория
Антропология
Культурология
Общая теория систем
Философия образования
Модуль 1. Педагогические и социокультурные условия
Модуль 2. Педагогические цели и задачи
Модуль 3 . Содержание педагогической системы
Теоретико-прикладной блок
Психология искусства
Педагогическая антропология
Социальная психология
Психология художественного творчества
Социология культуры
Психология развития
Модуль 4. Критерии социокультурной адаптации
Модуль 5 . Механизмы социокультурной адаптации
Модуль 6 . Образовательные стратегии
Технологический блок
Технологии арттерапии и культуротерапия
Коммуникативные игровые технологии
Культурно-досуговая адаптация
Технологии аудиовизуальной адаптации
Технологии творческих мастерских и мастер-классов
Технология творческой проектной деятельности
Технологии художественно-творческого самовыражения
Здоровьесберегающие технологии
Технологии современного концептуального искусства
Технологии развивающего и саморазвивающего обучения
Инновационные технологии в социокультурной сфере
Исследовательские технологии
Модудь 7 . Диагностическое исследование и коррекция программ
Модуль 8 . Образовательный процесс
Модуль 9 . Культурно-досуговая деятельность
Модуль 10. Психолого-педагогическое сопровождение
Модуль 11. Ведение мониторинга социокультурных процессов
Модуль 12. Целевые программы социокультурной адаптации студентов
В образовательных целях данный подход может применяться в процессе проведения лекций, практических, семинарских, факультативных занятий, в самостоятельной работе студентов, во внеучебной и культурно-досуговой деятельности. Модульная система построе-ния занятий позволяет встраивать отдельные темы и блоки в существующий в образовательной практике вуза учебный план. Программа социокультурной адаптации, разработанная в рамках данного исследова-ния, включает в себя систему тренинговых занятий в рамках учебной деятельности, допол-нительных спецкурсов, а также мероприятий в рамках дополнительного образования и куль-турно-досуговой деятельности ВУЗа. Конечной целью программы является научно-методическая разработка и апробация интерактивных методов социокультурного образова-ния, способствующих успешной
адаптации студентов в культуре и обществе, достижения ими совместимости с окружающей культурной средой, что проявилось бы как в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, так и в более активном и толерантном взаимодействии с другими культурами. Задачами тренинга социокультурной адаптации, разработанного в рамках данной программы являются: предоставление информации о других культурах через изучение художественной культуры разных народов; выработка профессиональных навыков, уместных в той культуре, в которой участники тренинга собираются жить и работать; разви-тие терпимости к различным установкам, ценностям и убеждениям; обучение культурно уместным поведенческим реакциям; развитие культурного самосознания. Согласно данным исследования, проведенного автором в рамках комплексной про-граммы Российской академии образования по теме «Социокультурная адаптация молодежи средствами художественного творчества» в 2004-2006 гг., методы художественно-творческой деятельности способствуют самоактуализации личности, особенно таких ее со-ставляющих, как свобода, ответственность, доверие, творчество, стремление познать себя и окружающий мир, независимость, спонтанность. Изменению подвергаются такие характери-стики личности, как неуверенность в себе, низкая или заниженная самооценка, особенности межличностных взаимоотношений, страхи, внутренняя и внешняя конфликтность, неприня-тие себя и окружающих. В ходе экспериментальных исследований были обнаружены возможные уровни со-циокультурной адаптации студентов средствами художественного творчества: таким обра-зом, культура художественно-творческой деятельности, направленной на социокультурную адаптацию реализуется на трех уровнях: личностно-ценностном; культуры и социокоммуни-кативном. В результате участия в программе социокультурной адаптации средствами художест-венно-творческой деятельности получили развитие такие качества личности учащихся как, терпимость, уверенность в себе и своих поступках, спокойное восприятие нового, искрен-ность, доверие к себе и окружающему миру, активность, социальная смелость, независи-мость, жизнерадостность. Наблюдается увеличение творческого потенциала, отмечается тен-денция к ориентации на свой внутренний мир, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. По результатам мониторинга выявлено изменение невербальных, бессозна-тельных составляющих в образе "Я" человека, которые выражаются в снижении внутренней напряженности, тревожности, беспокойства, замкнутости; повышении самооценки, уровня притязаний. Под влиянием данной программы у участников изменяются представления об идеальных эталонных качествах человека, а также представления о себе в позитивную сто-рону. Представленные методы изменяют динамику развития группы от диффузной, неструк-турированной до сплоченной, структурированной. Отмечается интенсивность межличност-ных взаимоотношений в учебных группах в сторону увеличения эмпатии, уважения, близо-сти; к концу программы учащиеся воспринимают группу с симпатией, как единое целое. От-ношения, возникшие во время программы, пролонгированы в социокультурную жизнь, и стали для многих переломным этапом. В заключение можно отметить, что эстетическая и художественная культура являются важнейшими составля¬ющими целостной личности. От их наличия и степени развития в че-ловеке зависит его интеллигентность, творческая направлен¬ность устремлений и деятельно-сти, коммуникативное отно¬шение к миру и другим людям. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адек¬ватной ориентации личности в многообразной системе эсте-тичес¬ких и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической пози-ции по отношению к ним, зависящей в свою оче¬редь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художествен¬ных явлений в их структурной данности, в единстве внешних и внутренних параметров. Прове-денное
исследование показало, что использование возможностей искусства и художествен-но-творческой деятельности содействует обучению жизненным навыкам и развитию качеств личности, необходимых для ее дальнейшей социокультурной адаптации: креативности, ус-пешности, развития свободы, ответственности и толерантности личности, честного самопро-явления, способности к новизне, личностной идентичности, пространственному пониманию собственного тела и др.
1. Бабочкин П. И.Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000. 2. Афанасьев Ю. Н. http://www.yuri-afanasiev.ru/humana/try1.htm