КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бережная Мария Сергеевна

кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник  ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» профессор кафедры истории и философии ВГИК, профессор кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация: 
В статье представлена модель культурной воспитывающей среды вуза в современных условиях социокультурного общества и информационной среды, направленной на формирование общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей, потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе, ответственного и творческого отношения к учебе и будущей профессиональной деятельности, а также освоение общекультурных компетенций, предусмотренных учебным планом и разработанными учебными программами в соответствии с требованиями ФГОС.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год

 

На структуру любой образовательной системы прежде всего влияет социокультурная ситуация развития общества, в котором она существует, которое обуславливает соответствующие требования и к развитию личности в целом, а также формирует у членов общества соответствующие эталонные представления о жизненном и профессиональном успехе современного человека.

Концепция создания воспитывающей культурной среды в системе высшего гуманитарного образования посредством активной художественно-творческой деятельности включает в себя основные положения, приведенные ниже.

1.  Художественно-творческая деятельность в рамках представленного исследования формируется на основе метода художественного творчества, направленного на развитие творческой деятельности,  которая предполагает выражение чувств, мыслей и переживаний личности в соотнесенности с художественной составляющей культуры и общества. В процессе исследования выявлена взаимосвязь связи между эмоционально-ценностным жизненным самоопределением человека и его уровнем вовлеченности в индивидуальную самостоятельную или групповую художественно-творческую деятельность.

2. В рамках представленной концепции выявлены основные содержательные компоненты творческой деятельности учащихся вуза при создании культурной воспитывающей среды:

1) Творческое конструирование и проектирование индивидуально-личностной и профессиональной траектории развития личности, предполагающее  развитие умения проектировать последовательность собственных действий и действий других участников данного процесса. В культурной воспитывающей среде вуза данный процесс обеспечивается путем активного вовлечения учащихся в создание и реализацию проектов социокультурной направленности в рамках внеаудиторной работы.

2) Осознание и постановка целей и задач, включающих проектирование наполнения своей будущей деятельности и координации конкретных действий по реализации данной деятельности, развитие умения выявлять многообразие путей достижения поставленных ранее целей и задач, а также выбирать наиболее эффективный путь из имеющихся.

3) Развитие способности к самоанализу, саморефлексии, самонаблюдению, самоконтролю и самооценке.

4) Развитие способности к самовыражению, творческому решению проблемных ситуаций, умение эффективно работать и принимать решения в ситуации неопределенности,  силы воли при реализации творческих проектов.

5) Развитие эмоционального интеллекта личности, который включает, коммуникативные способности личности. умение проявлять эмпатию по отношению к окружающим людям, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации в профессиональной и личной сфере, умение контролировать и проявлять эмоции в соответствии с предлагаемой социальной и культурной ситуацией, гибкость в проявлении чувств, расширение круга эмоциогенных реакций и ситуаций.

Художественно-творческая деятельность, реализуемая в специально создаваемой культурной воспитывающей среде вуза, в данном контексте выступает в качестве механизма, обеспечивающего личности возможность получения положительных эмоций в процессе самовыражения и построения собственного образа личного и профессионального будущего [3].

3. Выделены этапы профессионального становления личности в процессе освоения творческой деятельности.

  1. Первичное приобщение учащихся творческим задачам, позволяющих реализовать себя в отдельных профессиональных умениях и способностях, сформировать личностный опыт творческого разрешения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности, расширить общую социокультурную компетентность, позволяющую грамотно выстраивать деловые и культурные коммуникации в процессе жизнедеятельности.
  2. Приобщение к различным направлениям творческой деятельности и получение опыта социокультурного проектирования, позволяющих определить направленность творческих способностей личности в рамках зоны ее ближайшего развития. 
  3. Получение дополнительного опыта профессиональной творческой деятельности, дающей возможность осознанного выбора дальнейшего жизненного и профессионального пути личности, с учетом своих индивидуально-личностных творческих способностей, а также в результате расширения общекультурных компетенций личности в процессе образования.
  4. Развитие умения выстраивать профессиональные цели и задачи, направленные на реализацию сложных и социально-значимых творческих идей.
  5. Общее приобщение к культуре и ценностям данной культуры, позволяющее осознать глобальность социокультурным проблемам и идей.

Успешное и целенаправленное прохождение вышеописанных этапов, зависит от степени активности развития индивидуально-личностного творческого потенциала личности и навыков привлечения внутренних ее ресурсов.

4. Образование, направленное на развитие культурной развивающей среды, поддерживающей развитие культуротворческих способностей обучающихся, предусматривает следующие аспекты [1]:

  • открытость всей образовательной и воспитательной системы;
  • гибкость организации в формировании учебной и внеаудиторной деятельности учащихся;
  • поддержка и стимулирование общего творческого отношения и поведения преподавательского состава;
  • развитие более открытого подхода к преподаванию и инструктированию;
  • гибкое применение использующих дивергентное мышление творческих заданий, связанных непосредственно с учебными темами;
  • тщательное наблюдение и оценку  и индивидуальный подход к выявлению творческого поведения каждой личности в рамках поощрительно-диагностического подхода в образовательной практике;
  • планирование и реализацию больших, более длительных междисциплинарных студенческих проектов, имеющих социокультурную направленность, в которых все участники смогут действительно идентифицироваться со своей будущей профессией, принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни каждого человека, участвующего в проекте.

5. Одной из составляющих творческого развития личности является ее креативность. Развитие креативности личности непосредственно связано с ситуацией в культуре и обществе. Здесь необходимо выделить основные положения:

  • Особенности культурной среды влияют на формирующийся тип креативности, а также процесс ее дальнейшего развития. В современном мире начал превалировать активный, основанный на индивидуальном опыте личности образ жизни, который  распространяется и занимает доминирующие позиции в обществе параллельно развитию различных структур и институтов экономики. Творческий и креативный образ жизни, то есть стремление человека превратить свою жизнь в последовательность различных новых опытов по освоению различных сфер жизни, является в современных условиях развития общества непосредственной реакцией на данную проблему в условиях роста экономической потребности в творчестве, а также залогом профессиональной и личностной конкурентоспособности современного человека.
  • В данной связи культуротворчество является реализуемой на уровне личности и на уровне общества общая человеческая способность совершать культурные акты (акты аффирмации), то есть способность создавать и поддерживать культурные явления. Таким образом, деятельность личности в культуре, иными словами культуротворчество, выступает как основная составляющая жизнедеятельности человека. В результате, культуротворчество реализуется во многообразных формах, развивающихся с начала образования культуры, наиболее укоренившимися из них являются  миф, религия, искусство и мораль. Таким образом, развитие креативности и культуротворчества не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.
  • Не существует предела и прерывности в творческом и креативном развитии личности. Спад творчества и креативности личности может быть связан с появлением новых требований и стрессовых ситуаций, с которыми сталкивается учащийся. В данной связи образовательная система, направленная на формирование и развитие  культурной развивающей и воспитывающей среды играет большую роль в актуализации и реализации творческих способностей личности, которые в свою очередь. Влияют на дальнейшее профессиональное развитие и конкурентоспособность личности.
  • Спад в развитии творческих способностей и креативности личности можно снять в любом возрасте путем специального обучения, включающего .

6. Модель создания культурной воспитывающей среды вуза предполагает взаимосвязь культурологической, эстетической и психолого-педагогической и социальной составляющих в культуротворческом  развитии личности:

1) Культуротворческая составляющая личности становится актуальной только в следствие благоприятной культурной развивающей и воспитывающей среды, в которой существует личность [2].

2) Творческую личность можно развивать и формировать посредством воздействия на образовательную среду, которая должна включать в себя обширные возможности доступа к информации (наличие современной информационно-образовательной среды), индивидуально-личностным подходом, свободой творческой деятельности. Также культурные и семейные традиции создают среду и влияют на уровень развития творческой личности.

3) Культурологическая составляющая включает в себя современные представления и существующие на данный момент требования  культуры, нормы и правила, которые отражают те эталоны, которые сложились в обществе. В данном контексте происходит процесс инкультурации личности, и обеспечивается возможность вовлечения личности в социокультурное творчество, а также развивает у учащихся мотивацию  соответствовать идеалу, который ваключает в себя представления о личностном совершенстве. Данная мотивация в свою очередь формирует творческую, социально-полезную направленность развития личности учащихся.

4) Эстетическая составляющая определяет и предполагает степень удовлетворения учащимися духовно-эстетической и художественно-творческой направленности, которая позволяет расширить познавательные интересы личности во взаимосвязи с формированием эстетического мотива деятельности учащихся, так как наблюдается корреляция между данными составляющими. Высокое удовлетворение эстетических потребностей личности влияет на уровень интеллектуально-эмоционального развития личности, развивает эмоциональный интеллект личности учащихся и повышает уровень творческого развития и креативности. 

 5) Психолого-педагогическая составляющая культурной воспитывающей среды предполагает обеспечение образовательного процесса в вузе организационными формами, условиями методами, направленными на  раскрытие  индивидуально-психологических особенностей интеллектуально-эмоционального развития личности, способствующих творческому и профессиональному развитию конкурентоспособной личности.

7. Основными стратегиями образовательной деятельности вуза, направленной на создание культурной воспитывающей среды являются [3]:

1) Культуротворческая, основным направлением которой является изучение, восстановление, освоение, обогащение, создание новых культурный ценностей с применение развивающих и творчески формирующих образовательных технологий.

2) Восстановительная, которая включает в себя проведение культурно-массовых мероприятий, развитие кружковой и студийной деятельности, а также создание программ, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся.

3) Социально-защитная, предполагающая работу с социально незащищенными группами учащихся посредством внедрения в образовательный процесс технологий с элементами арт-терапии и культуротерапии, коммуникативных и игровых технологий, направленных на адаптацию и культурно-досуговую  реабилитацию.

4) Создание современной информационно-коммуникационной среды, позволяющей сделать максимально доступной культурную воспитывающую среду вуза.   

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина Е.М., Гальчук О.В., Печко Л.П. Инновационные формы обучения в области поликультурного развития с учетом социокультурной среды региона [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, О.В. Гальчук, Л.П. Печко // Педагогика искусства. – 2018. – №4. – С. 241-250. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_galchuk_pechko_241-250_0.pdf (дата обращения: 03.09.2021)
  2. Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, Е.П. Олесина, О.И.  Радомская // Педагогика искусства. – 2017. – №4. – С. 9-17. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_olesina_radomskaya_9-17.pdf (дата обращения: 03.09.2021)
  3.  Савина М.С., Бережная М.С., Михайлина Е.В. Концепция педагогической поддержки и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства: основные положения [Электронный ресурс] / М.С. Савина, М.С. Бережная, Е.В. Михайлина // Педагогика искусства. – 2020 - №4. – С. 81-88. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/berezhnaya_mihaylina_savina_81-88_0.pdf (дата обращения: 03.09.2021)