КОНЦЕПТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ А. ЭНФИ «СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА» КАК «ДУХОВНЫЙ ИНЖЕКТОР» РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

Волошина Людмила Константиновна
кандидат педагогических наук, педагог по музыкальному развитию ГБОУ ЦПМСС «Северо-Запад», Москва.
 Е-mail: voloshina.mila2011@yandex.ru
Аннотация: 
В статье рассматривается деятельность композитора, музыковеда и философа А. Энфи (Арама Суреновича Энфиаджяна), раскрываются ключевые положения его прогрессивного музыкально-педагогического концепта. Показан инновационный характер искусствоведческих и психолого-философских разработок, связанных с генезисом нового жанрового направления «симфо-электронная музыка» (СЭМ). Отмечена убедительная демонстрация плодотворности музыкально-теоретических конструктов А. Энфи в его композиторском творчестве, образцы которого он эффективно использует в своём авторском проекте открытого образования. Обосновывается идея целесообразности преподавания учебного курса СЭМ-дисциплин в российских консерваториях и вузах искусств.

Интерес к многогранному творчеству и неординарной личности российского композитора, музыковеда и философа Арама Энфи (Арама Суреновича Энфиаджяна) вызвала его статья «Симфо-электронная музыка – приоритет России» (см.: «Педагогика искусства» № 3,2012), в которой говорится о всесторонне разработанной искусствоведческой СЭМ-концепции и созданной на её основе образовательной программе. Статья примечательна смелостью инновационных подходов автора к актуальным проблемам развития музыкальной педагогики, высоким профессиональным уровнем изложения материала, логикой аргументации, компетентностью в вопросах, касающихся состояния современной музыки, а также патриотичной позицией относительно прошлого, настоящего и будущего великой советско-российской школы симфонической музыки. Будучи глубоко и масштабно мыслящим музыкальным теоретиком, Арам Суренович анализирует и обобщает предпосылки появления СЭМ, определяет её место и значение в широком контексте всего мирового музыкального искусства, показывает культурно-историческую перспективу её дальнейшего развития. А. Энфи обосновывает целесообразность введения в широкий культурологический дискурс термина «симфо-электронная музыка» в монографиях, научных и публицистических статьях, докладах. Он даёт корректное и максимально точное определение понятию «симфоническая музыка» (СМ): «это музыка, характеризующаяся глубоким идейно-философским содержанием, сквозной процессуальностью развития и колористическим богатством фактуры» [4]. В такой формулировке этимологическое значение слова «симфония», дефинирующее понятие СМ в западной музыковедческой традиции, органичным образом согласовывается с конститутивной категорией Б.В. Асафьева «симфонизм». А. Энфи определяет СЭМ как «вид электронной по своей инструментальной, стилистической и структурной специфике и симфонической по своей композиционной атрибутике и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане психолого-философском и наиболее значимой в аспекте духовно-мировоззренческом, серьёзной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы»[5]. Таким образом, обладая сущностной атрибутикой симфонизма и превосходя остальные жанры, виды и направления музыки по богатству тембральной палитры, по динамическим, фактурным, композиционным и другим возможностям, СЭМ-жанр приобретает сегодня статус ведущего. Считая непосредственной предтечей СЭМ в области акустической традиции органную симфонию, А. Энфи выстраивает новую органологию, вводит в её архитектонику реперной инструментоведческой таксономии «класс органов». За своё исследование «Система Хорнбостеля-Закса и Новая Инструментоведческая Парадигма» учёный удостоился звания Лауреата I Международного конкурса «Классика и современность». Не менее значимым вкладом Арама Суреновича в музыкальную науку явилась разработка им новой музыковедческой дисциплины «Темброведение», которая изучает природу тембров музыкальных звуков, их физические и психоакустические свойства и характеристики; занимается классификацией (систематизацией, категоризацией) типов и видов тембров. Важно отметить, что до самого последнего времени научно обоснованная типология тембра в мире не сложилась, поэтому темброведение построено на априорно-психологическом обосновании необходимости восполнения существенного пробела в современном музыкознании с помощью эмотивной (психо-эмотивной) типологии музыкальных тембров. Разумеется, функциональность подобной дисциплины особенно актуальна для развития наиболее серьёзных жанров академической электронной музыки, где тембр как коренной субстрат музыки, на основе которого только и могут создаваться и выстраиваться все остальные музыкальные атрибуции, диктует изменения её композиционных форм. Тем самым он обретает значение приоритетного фактора, обладающего мощным формообразующим потенциалом. Таким образом, в таксономиях, разработанных на основе эмотивной типологии, тембры дифференцируются и группируются по признакам, отражающим их каузальную аттрактивность [6]. Но, помимо «чистого музыковедения», включающего обширные области музыкальной философии, психологии и социологии, теоретические разработки А. Энфи затрагивают также и фундаментальные мировоззренческие проблемы. Арам Энфи является автором социологически ориентированной философской доктрины «Теория Сущностного Кодирования», этико- и эстетико-центрированной психологической дисциплины «Психология сублимации», а также школы арт-гуманитарных практик, кардинально повышающих трансформационную роль искусства в духовном развитии личности. О том, насколько тесно эти мировоззренческие концепции связаны с глубинными основами музыкознания, можно судить, например, по научному докладу «Методологический концепт Теории Сущностного Кодирования как системный аттрактор Теории Музыки», в котором учёный апеллирует к положениям информационной эстетики и этической семиотики. Крайне важно, что при создании данных концепций были систематизированы и сведены воедино опережающие открытия современных учёных в сфере междисциплинарных научных исследований в области медицины, физиологии и различных отраслей естествознания. Представленные на авторитетных психолого-философских конференциях [7;8] и опубликованные в ведущих профильных изданиях [9], упомянутые революционные концепции во многом уже признаются научным сообществом хрестоматийными и вносят весомый духовно-просветительский вклад А. Энфи в российскую культуру. Эти общегуманитарные исследования определили в итоге духовно-ориентированную методологическую базу для формирования целостного учебного СЭМ-концепта, который сегодня следует признать в мировоззренческом отношении наиболее прогрессивным. Основные положения своей образовательной программы Арам Суренович изложил на Х Международной конференции «Современное музыкальное образование» в научном докладе «Симфо-электронная музыка как новая педагогическая дисциплина». Одновременно им был детализирован учебный план с указанием всего методического и материально-технического обеспечения, позволяющего ввести эту программу в систему высшего профессионального образования. За разработку курса обучения СЭМ-дисциплинам и его практическое внедрение в систему открытого интернет-образования на базе «Сетевой кафедры» А. Энфи удостоился звания лауреата I премии Всероссийского конкурса «Музыка и мультимедиа в образовании». По тематике сетевых форм обучения А. Энфи издал ряд работ: «Актуальная искусствоведческая инноватика и новые возможности интернет-ресурсов», «Авторский сетевой ресурс преподавателя как инструмент диверсификации мотивационного пространства учебно-познавательной деятельности» и др. В журнале «Открытое и дистанционное образование» опубликована программная статья «Вики-портал как инструмент внедрения образовательных инноваций» [10], в которой описан уникальный опыт электронного обучения через ресурс, объединяющий ряд дисциплин музыковедческого цикла. Использование единого ресурса обеспечивает наглядность и интерактивность, позволяет достичь особого синергетического эффекта в освоении магистерской программы. А. Энфи известен и как талантливый композитор, автор нескольких сотен музыкальных произведений крупной и малой формы. Его сочинения зазвучали на российском радио и телевидении в 80-е годы XX века, на Международных фестивалях электронной музыки. Они были удостоены высших лауреатских премий на нескольких Международных и Всероссийских конкурсах. При этом важно отметить, что в своей композиторской практике А.Энфи убедительно демонстрирует эффективность теоретических разработок авторской СЭМ-концепции, а его музыка служит и достижению образовательных целей. Концептуальные СЭМ-произведения А. Энфи отличаются глубоким философским содержанием и монументальностью формы. Оказывая мощное духовно-трансформационное воздействие на сознание человека, они вводят его в состояние ощущения себя неотъемлемой частью Мироздания. При прослушивании этой музыки на память приходят строчки из поэмы «Навна» Д. Андреева, повествующей о «кудеснике премудром, погрузившим, размышляя про быль или небыль, пронзительный взор в синекудрое небо», где «в высотах, доныне безвестных для нас», «лишь недомолвками еле-еле глянет порой из глубин цитадели отблеск Вышнего Духа» (http:// www. vvvasilyev. ru/A/DA_RB/RB08.htm). Именно благодаря выдающимся достоинствам музыка А.Энфи была отмечена сразу двумя наиболее престижными наградами (его основным соперником выступал именитый британский композитор Тэндис Дженхатсон) на недавно прошедшем конкурсе «Медиамузыка», членами международного жюри были специалисты экстра-класса во главе с легендарным Эннио Морриконе. Уникальный во всей мировой музыкально-педагогической практике концепт учебного курса «Симфо-электронная музыка» должен «внедриться» в учебные программы российских консерваторий и вузов искусств, безальтернативно обеспечивая нашему электронно-музыкальному образованию непрерывность и завершённость в полноценной системе обучения «школа – колледж – вуз» [11]. Но, к сожалению, призванный составить гордость и славу российского художественного образования, он остаётся невостребованным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энфи А. Так что же это такое — «симфо-электронная музыка»? // Музыка и время. – 2011. – № 4.т – С. 67-71. 2. Энфи А. Симфо-электронная музыка: Генезис // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № – С. 36-41. 3. Энфи А. Симфо-электронная музыка: принципы // Музыка и электроника. – 2012. – № 1. – С. 4-6. 4. Энфи А. Симфоническая музыка в свете положений «темброведения» и смежных музыкально-педагогических инноваций // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». – Казань: Отечество, год? – С. 172-175. 5. Симфоэлектронная музыка — инновационное направление в российской музыкальной культуре и педагогике // Проблемы музыкальной науки // Анонс. – 2012. – № 2. – С. 140 6. Энфи А. Темброведение: концепция «Театра Звука» на основе эмотивной типологии тембра // Музыка и электроника. – 2014. – № 3.– С. 4-6 7. Энфи А. Семантика Психологии Сублимации: Арт-Гуманитарный аспект // Материалы Всероссийской психологическая конференция с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». – М.: Кредо, 2014. – С. 161-163. 8. Энфи А. Философские аспекты Теории сущностного кодирования: инновационные стратегии в контексте междисциплинарных исследований // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций». – Омск, 2014. – С. 286-291. 9. Энфи А. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice // Психология и Психотехника. – 2014. – № 2. – С.167-172. 10. Энфи А. Вики-портал как инструмент внедрения образовательных инноваций // Открытое и дистанционное образование // Т. – 2015. – №1. – С. 34-39. 11. Энфи А. О концепте преподавания учебной программы «Академическая электронная музыка» // Проблемы музыкальной науки. – 2013. – № 1. – С. 269-271.