КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Петракова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, учитель английского языка МБОУ «Средняя школа №21», Ульяновск 

Аннотация: 
В статье автор представляет разработанную и опробированную концептуальную модель формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка, которая состоит из взаимосвязанных блоков (методологического, целевого, содержательного, деятельностного, результативного), а также учитывает направления, факторы и педагогические условия, оказывающие влияние на эффективность данного процесса, позволяет охватить в единой системе его специфику. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность предлагаемой автором концептуальной модели, рост культурно-эстетической толерантности младших школьников по всем выявленным критериям и показателям.

Одной из главных целей изучения предмета «Английский язык» в начальной школе является осознание младшими школьниками диалога культур как безальтернативной философии. «Усиление в процессе изучения английского языка (на уроках и во внеурочной деятельности) культурно-эстетических содержательных компонентов позволяет напрямую воздействовать на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, что повышает возможность решения проблемы формирования толерантного сознания, без которого невозможен полноценный культурный диалог» [4, с. 19].

Разработанная в ходе исследования концептуальная модель формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка позволила комплексно рассмотреть исследуемый процесс и охватила в единой системе методологический, целевой, содержательный, деятельностный и результативный блоки (Рисунок 1). Данная модель представлена в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Формирование культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка» [3, с. 18-19].

Методологический блок отражает принципы (гуманистической направленности, культуросообразности, эстетизации обучения и воспитания, взаимосвязи эстетического и нравственного в гуманитарном образовании) и подходы (культурологический, аксиологический, полихудожественный, выразительностный (экспрессионный)) к формированию культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка.

Целевой блок включает в себя цель и задачи исследуемого процесса.

Содержательный блок отражает урочную и внеурочную деятельность.

Деятельностный блок описывает педагогическую технологию формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка: формы, методы, средства.

Результативный блок отражает критериальный аппарат, включающий критерии (когнитивный: сформированность знаний об уникальности культуры и искусства разных народов, общего и особенного в их ценностно-смысловом содеражании; регулятивный (эмоционально-волевой): сформированность на основе культурно-эстетического взаимодействия эмоциональной чуткости, чувства эмпатии, навыков толерантного общения (эмоционально-волевого самоконтроля); мотивационно-поведенческий: стремление к реализации полученных культурно-эстетических знаний и навыков в активной творческой деятельности и общении); уровни (адаптивный, продуктивный и ситуативно-деятельностный) и показатели сформированности культурно-эстетической толерантности младших школьников (адекватность, осознанность, полнота, прочность знаний; степень выраженности эмоций и чувств; проявление их в практической творческой деятельности и умение их контролировать; степень единства эстетических эмоций и чувств со знаниями; яркость выраженности направленности, активности и устойчивости мотивации к активной творческой деятельности и межкультурному общению).

[Подпись: Определение принципов и подходов, постановка цели и задач, определение содержания, форм, методов и средств.]

[Подпись: Разработка критериальной характеристики, подбор диагностического инструментария.]  

Рис. 1. Концептуальная модель формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка

В представленной модели также отражены основные направления, факторы и педагогические условия, влияющие на эффективность исследуемого процесса. Немаловажным компонентом является учет необходимости определения принципов и подходов, постановки цели и задач, определения содержания, форм, методов, средств формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся, разработки критериальной характеристики и подбора диагностического инструментария данного процесса.

 

1. Арябкина, И. В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2010. –  №3. – URL: http://www. art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/11_09_aryabkina.pdf.

2.     Арябкина, И. В. Основополагающие методы формирования культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы в условиях педагогического вуза [Текст] / И.В. Арябкина, О.Ю. Марковцева // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 3.  – С. 139-143.

3.     Петракова Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка [Текст] :  автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Н. Петракова. – Ульяновск, 2016. – 30 с.

4.     Петракова Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка [Текст] :  диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Н. Петракова. – Ульяновск, 2016. – 306 с.