КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМАХ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ

Чжао Цзинь

аспирант кафедры педагогики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме выявления путем сравнительного анализа общего и особенного в концептуальных основах духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системах высшего музыкального образования Китая и России. В структуре концептуальных основ духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов выделяются два уровня знаний: уровень знаний философско-мировоззренческого характера о роли вокального искусства в духовном и нравственном развитии человека, и уровень специальных знаний, описывающих современные представления о духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов в Китае и России. Результаты проведённого анализа позволят определить пути совершенствования системы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов.

В последние годы возрос интерес учёных к проблемам подготовки представителей творческих профессий – художников и музыкантов – в современном Китае. Особый интерес представляют исследования, в которых осуществлён сравнительный анализ процесса подготовки представителей творческих профессий в вузах Китая и России (Цзюй Чжаочунь, Яо Вэй), позволивший выявить общие тенденции и специфику в разработке теории и в организации практики подготовки художников и вокалистов. Однако в таких исследованиях рассматриваются главным образом вопросы обучения, в то время как проблемам воспитания представителей творческих профессий в системах высшего образования Китая и России не уделяется должного внимания.
Между тем в настоящее время проблемы воспитания студентов творческих вузов (в том числе будущих вокалистов) как в Китае, так и в России, требуют пристального внимания учёных. Исполнители вокальных произведений являются носителями, выразителями и трансляторами не только музыкальной культуры, но и тех духовных и нравственных ценностей, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение в произведениях вокального искусства. Известные вокалисты пользуются авторитетом в обществе, являются образцом для подражания для подростков и молодёжи. Поэтому духовно-нравственное воспитание вокалистов должно быть неотъемлемой частью их профессиональной подготовки.
Чтобы успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание будущих вокалистов, необходимо систематизировать знания о его концептуальных основах с учётом социальных и культурных особенностей общества, тенденций развития вокального образования. Российские исследователи под концепцией понимают «сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования» [7, 10]. При этом фундаментальные знания включают в себя не только педагогические, но также философские и культурологические знания, позволяющие понять и описать природу определённого педагогического феномена.
Анализ работ Яо Вэя [8], Г.А. Гвоздевской [3] позволил выявить следующие уровни концептуальных основ духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов:
уровень знаний философско-мировоззренческого характера, включающий представления о роли вокального искусства в духовном и нравственном развитии человека;
уровень специальных знаний, описывающих современные представления о духовно-нравственном воспитании, научно-педагогические подходы к его организации, позволяющие эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов.
Специфика нашего подхода состоит в том, что мы рассматриваем в синтезе положения, касающиеся вокального искусства, и положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания. Кроме того, в структуре данных концепций, помимо уровней, необходимо выделение структурных составляющих. Рассматривая духовно-нравственное воспитание, целесообразно выделить в нём духовную и этическую составляющие. Представления об этих составляющих как в Китае, так и в России со временем менялись. Духовная составляющая первоначально понималась как неотъемлемая часть религиозного контекста и связывалась с приобщением человека к высшей реальности: в православной России – с приближением к Богу, в Китае – с постижением «дао» и священных смыслов буддийской религии. Этическая составляющая связывалась в обеих культурах с совершенствованием отношений между людьми и с самосовершенствованием. С самого начала вокальной музыке отводилась особая роль в духовном и нравственном развитии человека.
На уровне знаний философско-мировоззренческого характера особую важность представляет вывод о синтетическом единстве музыки с другими видами искусства. В Китае музыка была неразрывно связана с поэзией, театральным искусством, искусством танца, каллиграфией [3, 10]. В вокальном искусстве на первом плане находится синкретическое единство музыки и слова, обладающее большой воспитывающей силой; в религиозной традиции как Китая (буддизм), так и России (православие) единству музыки и слова придавалось сакральное значение.
В России глубоко обосновывалась роль музыки в духовном развитии человека, что первоначально осуществлялось в рамках религиозного мировоззрения. В трудах православных богословов, посвящённых религиозным песнопениям, выделяются две функции церковно-православной музыки: 1) постижение смысла православия и 2) духовное «возвышение» человека [1, 828-829]. Ведущую роль в вокале играло слово, призванное донести до слушателей смысл православного вероучения.
В светской же традиции (народная музыка) на первом плане находилась этическая составляющая: народные песни выражали любовь к родному краю, уважение к обычаям и традициям, почтительное отношение к старшим, показывали красоту человеческих чувств и отношений.
В Китае в силу ряда причин на первый план вышли этические аспекты вокального искусства. На этические аспекты использования вокального искусства в духовно-нравственном воспитании обращал серьёзное внимание Конфуций. Он утверждал, что в музыке должны быть слиты воедино красота и добро и считал, что самые совершенные и прекрасные музыкальные формы – те, которые имеют своим основанием стремление выразить добро в различных его проявлениях. В современном Китае музыкальные идеалы конфуцианства оказывают большое влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Духовная составляющая духовно-нравственного воспитания рассматривалась представителями даосизма и буддизма. Согласно учению даосизма, музыка должна отражать «первозданную красоту неба и земли», не стеснённую никакими социальными и моральными ограничениями. Задача же буддийской музыки – просвещение и достижение спокойствия сердца и духа человека, создание условий для созерцания, для «избавления от оков реальности».
Наряду с этим в Китае большую роль в духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов играют философия марксизма, идеи Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В отношении вокального искусства эти идеи находят выражение в первую очередь в положении о необходимости воспитания патриотизма как основы нравственности, как необходимого условия построения «социализма с китайской спецификой».
Говоря об уровне специальных знаний, необходимо отметить, что в структуре китайских и российских концепций имеются некоторые различия. В России духовно-нравственное воспитание понимается как ценностно-смысловой феномен (Т.И. Власова, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова). При этом духовная составляющая связывается с постижением смыслов, заключённых в явлениях культуры, в отношениях между людьми, а этическая составляющая – с формированием у детей системы ценностных отношений к окружающему миру, другим людям, природе, обществу [4]. Духовность рассматривается российскими учёными как основа нравственности, а нравственность, в свою очередь, понимается как одно из проявлений духовности (наряду с творчеством, патриотизмом, религиозностью). Российские учёные Е.В. Бондаревская, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова подчёркивают, что важной составляющей духовно-нравственного воспитания является восхождение к культуре.
Российские исследователи (И.В. Арановская, В.В. Медушевский, Е.Ю. Юлпатова и др.) считают, что в процессе духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов необходимо опираться на современную теорию диалога культур, в основе которой лежат положения, разработанные М.М. Бахтиным и В.С. Библером, использовать диалогические методы, имеющие ценностно-смысловую направленность [2; 6]. Кроме того, исследователи рекомендуют использовать в целях духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов духовные (религиозно-православные) песнопения, признавая тем самым положительную роль диалога с религиозной культурой.
В современном Китае большое влияние на разработку теории духовно-нравственного воспитания оказывает государственная идеология. Поэтому как духовная, так и этическая составляющая духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов рассматриваются, в числе прочего, в политико-идеологическом аспекте. Так, учёный-педагог Чжан Цзянь рассматривает нравственные качества как проявления «социалистического духа». Ци Ланьминь выделяет следующие направления духовно-нравственного воспитания в процессе вокальной подготовки студентов: сочетание музыкального образования с нравственно-идеологическим воспитанием; воспитание патриотизма благодаря знакомству с биографиями авторов музыкальных произведений, пониманию исторического контекста создания тех или иных вокальных произведений; формирование устойчивой внутренней позиции студента [5]. Однако наряду с этим в исследованиях современных китайских учёных разрабатываются гуманистические идеи всестороннего развития личности в процессе духовно-нравственного воспитания, индивидуализации данного процесса. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании в современном Китае играет этическая составляющая, связанная в первую очередь с общественной моралью. Духовная составляющая связывается с приобщением подрастающего поколения к духовной культуре, в том числе к музыке.
Таким образом, существующие в современной педагогической науке концепции духовно-нравственного воспитания можно структурировать по вертикали и по горизонтали. По вертикали в структуре концепций духовно-нравственного воспитания выделяются два уровня: 1) уровень философско-мировоззренческих знаний; 2) уровень специальных знаний. В структуре концепций по горизонтали целесообразно выделить и анализировать духовную и этическую составляющие. В Китае концепции, являющиеся базой для духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов, обосновываются преимущественно в этическом, культурологическом и политико-идеологическом аспектах, в России – в ценностно-смысловом аспекте.

                                            

1.      Алфеев Иларион. Православие. Т. 2.  М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.
2. Березовская В.А., Быкасова Л.В. Герменевтические смыслы музыкального образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2015. - № 3. – URL: http:// http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/berezovskaya_bykasova_60-64.pdf
3. Гвоздевская Г.А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов древности и Средневековья (на материале Индии, Китая, Японии). – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2013.
4. Соловцова И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». – 2011. – № 8(62). – С. 86-91.
5. Ци Ланьминь. Как сочетать музыкальное образование с нравственным воспитанием // Образование в Цинхай. – 2002. - № 1 (на китайском языке).
6. Юлпатова Е.Ю. Психолого-педагогические «координаты» процесса диалогизации высшего профессионального музыкального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. - № 6. – С. 50-53.
7. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. – М.: «Владос», 2006.
8. Яо Вэй. Особенности подготовки специалистов вокального искусства в Китае и России // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2014. – С. 246-248.