Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
(номер для публикаций 27.7394.2017/8.9)
Необходимость модернизации содержания программ и учебно-методических материалов в соответствии с вызовами времени назрела по всем предметам, в том числе и по предметам, входящим в предметную область «Искусство». Идея модернизации художественного образования диктуется государственной образовательной политикой, богатыми культурными традициями народов России, поликультурным характером российского общества, спецификой и вкладом регионов в культуру России и мира, исторической духовной общностью народов и культур России, реалиями современного информационного пространства.
Концептуальные основы модульного проектирования содержания общего художественного образования отвечают положениям, изложенным в принятой в декабре 2018 г. Министерством просвещения Российской Федерации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях РФ. В ней отмечено, что учебные предметы, входящие в предметную область «Искусство», имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся, и направлены на освоение обучающимися российского и мирового искусства, на овладение элементарными навыками в области искусства [2].
Основным направлением реализации, принятой Концепции, в корне отличающим ее от всех предыдущих стратегий, является: «Обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности с 1 по 11 классы» [2]. Модули, ориентированные на расширение художественных практик, соответствуют требованиям к современному российскому образованию, приоритетным для которого является системно-деятельностный подход. Введение сквозных модулей позволяет школе: 1) выбирать направления художественного обучения, исходя из возможностей учителя и интересов обучающихся; 2) увеличивать время на индивидуальные проекты и творческую деятельность учащихся; 3) расширять интересы и обогащать опыт школьников в продуктивной художественной деятельности.
Таким образом, программы по предметам искусства содержат два компонента: базовый и вариативный. Базовый компонент должен обеспечивать реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), вариативный – увеличивает возможности художественных практик.
Обеспечивать освоение базового компонента должны Учебно-методические комплекты (УМК) по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство» и 70% учебного времени, отводимого на них. Получение знаний и навыков в сфере вариативного компонента обеспечивается выбором соответствующего модуля и оставшимися 30% учебного времени. Таким образом, мы видим, что основную теоретическую базу, а также ключевые умения и навыки по предмету учащиеся получают в рамках основной образовательной программы, которая служит базой для углубленных занятий по выбранному модулю.
Нами разработана дихотомная модель основного и модульного проектирования содержания общего художественного образования, имеющая форму куба (Рис.1-2). Центральная часть, является основой, стержнем общего художественного образования – содержание, обеспечивающее реализацию требований ФГОС. Она включает все основные сведения об искусстве, которые необходимо знать (виды и жанры, стили и выдающиеся явления, язык художественной выразительности и представления об образной природе искусства), а также опыт художественно-творческой деятельности, который важно освоить каждому ребенку.
Усвоенные на уроках искусства в течение 6,5–7 месяцев (3 четверти) каждого учебного года умения и навыки, правила и закономерности, получают развитие в практической художественно-творческой деятельности в направлении выбранного модуля в оставшиеся 2–2,5 месяца (или 4-я четверть).
Если рассматривать нашу модель с позиций предмета «Изобразительное искусство», то из рисунков 1 и 2 можно увидеть, что модули сгруппированы по видам визуально-пространственных искусств: изобразительные (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладные, дизайн, анимация, а также теория искусства – искусствознание. Учитывая широту и многообразие деления каждого вида искусства, и то, что, приобретение профессиональных навыков, требуя углубленных знаний в выбранной сфере, одновременно суживает опыт художественно-творческой деятельности, каждый из восьми модулей можно конкретизировать и углублять настолько, насколько глубоко владеет своим предметом учитель и каковы интересы учащихся. Например, занятия по модулю «Графика (рисунок, гравюра, книжная, ИКТ)» могут быть организованы по следующим направлениям:
- обучение рисунку с натуры и по представлению различными графическими материалами;
- освоение какого-либо вида гравюры, скорее всего картоногравюры или линогравюры, как наиболее доступных в условиях школы;
- знакомство с книжной графикой и опыт работы по оформлению книги (обложка, заставка, концовка, буквица, иллюстрации);
- художественная практика в области компьютерной графики, знакомство с различными графическими редакторами от самых простых (в начальной школе) до более сложных (в основной школе).
Еще один пример. Занятия по модулям «Народное декоративно-прикладное искусство» (НДПИ) и «Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) могут проводиться учителем в одном из направлений: батик, вышивка, кружевоплетение, роспись по дереву. Уровень обучения определяется возможностями учителя и спецификой региона. Если в регионе нет сложившихся традиций того или иного направления декоративно-прикладного искусства, а учитель, не являясь мастером, любит и знает основы, которые хочет передать своим ученикам, то занятия могут быть ориентированы на достаточно широкое, но поверхностное знакомство с принципами работы на плоскости с разными материалами и в разных техниках по мотивам выбранного направления. В этом случае, дети редко получают возможность освоить истинную технологию изготовления изделия, дело, как правило, ограничивается изучением стилистики промысла и работой именно «по мотивам». В таких случаях в росписи по дереву особенно часто выбираются: городецкая и мезенская роспись; в игрушках – дымковская или филимоновская и т.п. Но если речь идет о регионе, в котором существуют богатые традиции, а учитель является мастером (кружевоплетения, вышивки, керамики и т.д.) и может научить своих учеников основам того, чем сам владеет на профессиональном уровне, то, раскрыв общие принципы работы на плоскости и приемы стилизации в ДПИ, он будет целенаправленно строить художественную практику в направлении своего искусства.
Существуют замечательные примеры из практики, когда мастера народных промыслов, занимаясь со школьниками в обычной общеобразовательной школе, раздвигали рамки своего промысла за счет интеграции с предметами учебной программы – литературой, историей, музыкой и др. В частности, мастер тульской игрушки Ольга Алексеевна Андреева – народный мастер России, член союза художников России, работая учителем изобразительного искусства, ведет занятия и по ДПИ в одной из московских школ. Учитель не только сумела заинтересовать своих учеников тульской народной игрушкой, но и вызвать интерес к литературе! Ее учениками создаются образы героев произведений русских писателей в стиле тульской городской игрушки, изображаются сцены их жизни – настоящий спектакль на столе.
Создание каждой сцены требует внимательного и целенаправленного знакомства с литературным произведением, описанием внешнего вида и характера персонажей. Некоторые черты характера дополняются по совершаемым ими поступкам. Для воссоздания костюмов, интерьеров помещений, внешнего вида зданий и парков, предметов мебели и т.д. изучается материальная культура эпохи: мода на одежду и прически, стиль мебели и посуды, оформление интерьера и т.д. То есть предварительно проводится настоящее исследование, собирается материал и только после этого разрабатываются эскизы и осуществляется работа в материале с полным соблюдением технологии промысла. Когда произведение «проиллюстрировано» таким необычным способом можно снять мультипликационный фильм (модуль «Анимация») по произведению. В этом случае необходимо подобрать музыкальное сопровождение, не только «оживить» но и озвучить героев [1].
Приведем примерные варианты распределения содержания модулей по классам, учитывая нарастание сложности заданий и обогащения опыта учащихся.
Сквозной характер проектируемых модулей дает возможность ребенку поэтапно накапливать знания и умения, получать и развивать практические навыки в выбранном виде деятельности с 1 до 8 классы. Также сохраняется возможность перехода из одного модуля в другой в связи с приблизительной синхронностью содержания на ранних этапах обучения. Так, при выборе модуля «Народное декоративно-прикладное искусство: художественная роспись» содержание художественной практики включает задания, в процессе выполнения которых учащиеся:
1) последовательно приближаются к пониманию специфики декоративно-прикладного искусства; 2) осваивают принципы изображения в традиционном искусстве (стилизация, декоративность, ритмические чередования и повторы элементов и др.); 3) знакомятся с основными образами-символами и их ролью в миропонимании человека; 4) постигают приемы построения геометрического, растительного и фигуративного орнамента; 5) овладевают композиционными приемами художественной росписи, изучаемого промысла; 6) выполняют роспись изделия; 7) учатся интерпретировать и трансформировать традиционные приемы, мотивы, образы в современных изделиях (элементы одежды, украшения, игрушки, посуда и др.). Как видим, требования к знаниям и умениям учащихся универсальны для освоения всех видов народного и авторского декоративно-прикладного искусства, а также, дизайна.
Вариант сквозного модуля «Народное декоративно-прикладное искусства» (все направления)[1]:
1 класс. Композиция из геометрических фигур.
2 класс. Стилизация природных форм. Декор. Композиция в аппликации.
3 класс. Образ сказочной птицы или коня (графические или живописные материалы).
4 класс. Эскиз композиции с образом сказочной птицы или коня.
5 класс. Знакомство с техникой росписи. Колористическая композиция на тему времен года с небольшим изобразительным элементом (направление – батик), элементы росписи – дуги, круги, спирали, травки, цветки и др., (направление – роспись по дереву – в соответствии с выбранным промыслом).
6 класс. Декоративная композиция по мотивам народной росписи в материале.
7 класс. Декоративная роспись изделия.
8 класс. Творческая переработка традиционных мотивов. Создание современного изделия на основе интерпретации образов и стилистики традиционного искусства.
Приведем примеры возможного построения других сквозных вариативных модулей.
Модуль «Дизайн», на первых порах синхронизирован с модулем декоративно-прикладное искусство. Содержание художественной практики включает задания, в процессе выполнения которых учащиеся:
1) учатся видеть в сложных предметах простые геометрические формы, манипулировать формами, создавать из простых геометрических фигур новые формы; 2) осваивают принципы стилизации природных форм и учатся находить их в архитектурных образах, в окружающих предметах и изображать их на плоскости; 3) знакомятся с простыми приемами моделирования объемных форм и создают композицию в пространстве; 4) осваивают специфику рельефного изображения, создают изразец или коллективную рельефную композицию; 5) овладевают приемами макетирования (бумагопластика, скульптурный пластилин, глина и др.) и создают композицию исторического или фантастического города в пространстве; 7) учатся интерпретировать и трансформировать традиционные приемы, мотивы, образы в современных изделиях (элементы одежды, украшения, игрушки, посуда и др.).
1 класс. Композиция из геометрических фигур.
2 класс. Стилизация природных форм (бионика). Композиция в аппликации или в объеме.
3 класс. Моделирование сказочного города (коллективная работа).
4 класс. Эскиз композиции рельефного панно или витража.
5 класс. Знакомство с художественным конструированием. Коллективная работа на тему «Город-крепость» или «Город будущего».
6 класс. Конструирование современной игрушки или украшения.
7 класс. Эскиз исторического костюма или эскиз костюма для персонажа спектакля.
8 класс. Эскиз и макет декорации к спектаклю.
Модуль «Анимация».
1 класс. Составление и анимация фигурок животных, сказочных человечков, построек, деревьев из простых геометрических фигур на плоскости и простых геометрических тел – в объеме.
2 класс. Стилизация природных форм для создания среды обитания героев мультфильма на плоскости и в объеме.
3 класс. Рисованные и объемные персонажи мультипликации.
4 класс. Моделирование сказочного города (коллективная работа) и создание образов его жителей. Анимация фрагмента сказки.
5 класс. Рисованные образы мультипликации. Работа по группам. Создание одной сцены мультфильма на темы современной жизни.
6 класс. Кукольные образы мультипликации. Создание и «оживление» кукол. Сценарий и создание небольшого фильма.
7 класс. Создание образов персонажей из пластилина. Сценарий и съемка небольшого фильма.
8 класс. Проектная работа по созданию авторского мультфильма.
Дихотомная модель демонстрирует возможности распределения учебного времени в пределах Федерального государственного образовательного стандарта (3 учебные четверти или 6,5–7 месяцев) и расширения художественных практик как внутри содержания общего образования (ФГОС), так и вне него (4–я четверть или 2–2,5 месяца). Кроме того, от выбранного модуля зависит контекст общего образования, которое в своей основе, обеспечивая реализацию требований ФГОС, может иметь некоторые аспекты, рассматривать темы программы под определенным углом зрения, постепенно подводя учащихся к художественной практике в выбранном направлении.
Простота и соразмерность дихотомического деления содержания художественного образования обеспечивается тем, что основной и вариативный компоненты модели дополняют друг друга: обязательный (ФГОС) и по выбору (модули). Неопределенность второго компонента, содержание которого не подчиняется требованиям ФГОС, компенсируется за счет мотивации и мастерства педагога в выбранной области, наличия методических и учебных пособий, конкретизирующих содержание каждого модуля, а также направленностью на продуктивную художественную деятельность учащихся, которые получают возможность расширить художественные практики и освоить тот или иной вид художественно-творческой деятельности на предпрофессиональном уровне.
Модель модульного проектирования содержания общего художественного образования раскрывает систему построения содержания непрерывного общего художественного образования на примерах начальной и основной школы. В контексте программ ЮНЕСКО, провозгласивших: «образование длиною в жизнь», данную модель можно достраивать и трансформировать как для общего, так и профессионального образования [3].
Введение интегрированных предметов «Искусство» (8-9 классы) или «Мировая художественная культура» (9-11 классы) в школе позволит изучать изобразительное искусство и музыку на углубленном уровне, а модули рассматривать как основу для проектной деятельности. Таким образом, обязательный для всех обучающихся базовый уровень художественного образования будет «способствовать повышению художественной культуры, эстетического вкуса, развитию художественно-творческих способностей и универсальных учебных действий» [2]. Модули обеспечат «углубленное изучение учебных предметов предметной области «Искусство», … высокий уровень освоения теоретических основ и развития профессиональных навыков в выбранном обучающимся виде искусства и/или искусствоведческом анализе произведений искусства» [2].
Концептуальные основы модульного проектирования содержания общего художественного образования представляют стратегию организации образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» с 1 по 8 классы с возможностью продолжать обучение по выбранному модулю, углубляя и расширяя знания и практические навыки в каком-либо направлении искусства. Сегодня данный подход не обеспечен учебными пособиями и методическими разработками, их создание является первоочередной задачей ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».
ЛИТЕРАТУРА
Кашекова, И.Э. Анализ эффективных форм приобщения детей и молодежи к искусству и художественно-творческой деятельности в рамках Всероссийских, региональных и школьных проектов [Текст] / И.Э. Кашекова // Искусство в школе. – 2019. – №5. – С. 33-37.
Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b/ (дата обращения: 10.05.2019).
Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке. Пилотный проект Бюро ЮНЕСКО в Москве ЮНЕСКО/МФГС [Электронный ресурс]. – URL: http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/observatorii-yunesko (дата обращения: 10.05.2019).
[1] Подробное описание методики работы по каждому направлению будет представлено в методическом пособии, разрабатываемом в ФГБНУ «ИХОиК РАО».