Дизайн в развитии и в становлении современного общества играет важную роль. Российские студенты-дизайнеры формируют компетенции в визуально – графическом аспекте традиционными и современными методами, а также в техническом и цифровом проектировании. Все эти знания формируют молодого дизайнера, который проектирует и изготавливает продукт. Дизайнер без знаний процесса управления творческим проектом становится менее востребованным в современном мире. С началом новых рыночных преобразований в России произошли большие изменения в современных компаниях, где руководители хотят видеть нового дизайнера, который будет совмещать профессионализм со стратегическим мышлением. Например: это комплекс деловых знаний при продвижении продукта, анализ арт-рынка, схемы управления и внедрения дизайн – продукта или дизайн - услуги в социокультурную среду. Общество диктует дизайн образованию новые подходы и методики подготовки студентов, которые необходимы в повседневной работе.
Эти условия вызваны значительными изменениями в социальных, технологических, экономических и политических условиях, которые бросают вызов молодым специалиста. С достижением стратегических знаний возможности дизайнера расширяются и становятся практическим ориентиром в достижении успеха. Необходимо уточнить некоторые понятия «стратегия», «конкурентоспособность», «стратегический дизайн», которые раскрывают необходимые знания для преимущественной конкуренции в области дизайна.
Согласно Большой психологической энциклопедии «Стратегия – это установление последовательности мышления и поведения для получения результата и опыта» [4]. Если рассматривать интеграцию двух понятий «стратегия» и «дизайн»: «стратегия» - это определение планирования с достижениями целей, а «дизайн» традиционно понимается как деятельность по проектированию предметов и услуг. Понятие «стратегический дизайн» можно определить, как новый подход в решении задач проектирования, где используются инструменты планирования и управления проектной деятельностью, что поможет дизайнеру добиться успешных творческих и коммерческих результатов. Это системный, продуманный подход в определении взаимодействия дизайнеров и потребителей в рыночных отношениях. Дизайнеры известны своей способностью к креативу, но это не дает им знаний в стратегическом планировании своего проекта, на примере продуктов и услуг в дизайне. Стратегия в большей степени становится главным фактором в обеспечении будущего коммерческого успеха в любой организации [1]. В связи с этим продуманные, системные подходы построения рабочей модели в дизайне являются неотъемлемой частью в организационной структуре.
Более структурированный комплекс творческих решений ведет к улучшению и совершенствованию работы дизайнера, что требует новых преобразований в системе художественного образования, с тем, чтобы удовлетворять потребности современного человека. Для того чтобы студент – дизайнер стал более конкурентоспособным, ему необходимо применять новые знания в сфере управления проектной деятельности [3]. Новые знания для дизайнеров помогут решать задачи, применяя эффективные стратегические решения тем самым привлекая клиентов и делая проект более конкурентоспособным.
Существует несколько исследований, проведённых в России и за рубежом, касающихся стратегии проектной деятельности. Одним из важных исследований в педагогической среде является «Педагогическая стратегия в формировании конкурентоспособности выпускников вуза» доктора педагогических наук Д.А. Коноплянского. Главный стратегический подход он определяет через педагогику, с целью формирования знаний для конкурентоспособности студентов в обществе. В своей работе Д.А. Коноплянский раскрывает понятие «педагогическая стратегия». Рассмотрим одно из них: «Педагогическая стратегия – это рационально сформированный комплекс педагогических действий, которые, во–первых, соответствуют поставленной педагогической цели, а, во – вторых развертываются последовательно и реализуются поэтапно посредством качественного выбора педагогического обеспечения… гибкого применения методов, форм средств и приемов, нацеленных на практическую реализацию конкретного стратегического ориентира» [2, 110-111]. Для того, чтобы стратегия управления дизайн продуктом достигла результативных целей в социокультурной среде, необходимо: во – первых, необходимо разработать теоретико-методологическую основу для введения в процесс обучения, с целью правильной разработки стратегии проекта в деловой деятельности студента. Во – вторых, использовать дизайн – мышления, как метод креативного подхода к решению потребительских задач для улучшения будущего результата в дизайне. В - третьих, использовать стратегическое планирование проекта, «как долгосрочный план достижения перспективной цели или желаемого результата посредством пошаговой реализации детализированных действий» [2, 110] в качестве определяющего элемента для конкурентоспособности студентов.
Что же имеется ввиду под «конкурентоспособностью»: она выражается в эрудиции и исключительных знаниях в области профессиональной детальности, и является необходимым элементом в реализации своих знаний и умений в социокультурной среде. Поэтому системный, продуманный процесс поможет совершенствованию и продвижению своего проекта в условиях конкуренции в современном обществе. Возможности конкурентно способного дизайн – проекта позволят:
• Раскрыть потребности клиентов и создать дизайн – проект, который будет ориентирован на человека.
• Рассматривать дизайн-проект как целостную систему от идеи до ее реализации в жизнь.
• В условиях конкуренции системный подход создания дизайн – проекта должен стать одним из важнейших методов внедрения его в социокультурную среду.
Таким образом, с помощью предлагаемой стратегии конкурентная способность студентов в процессе дизайн - деятельности станет эффективнее, и поможет удовлетворить потребности общества. Эти процессы могут быть как проектные, так и целостно коммерческие, или использоваться как интеграционные.
Данная концепция поможет студентам – дизайнерам самим управлять создаваемыми проектами. Методы и процессы применимые в обучении, должны быть уникальны и применимы к различным видам дизайн деятельности. Потому что дизайн это нечто большее, чем создание продуктов и услуг. Сегодня речь идет о дизайне как процессе стратегического проектировании и реализации этих проектов. Тесная связь дизайна с основами управления определяется, прежде всего, сущностью современной концепции рынка.
За рубежом понятие стратегический дизайн называется «Strategic design». Для примера Хельсинская дизайнерская лаборатория определяет понятие стратегический дизайн как «возможности для действий и устойчивых решений дизайна - будь то продукт, услуга или сооружения. А также применение принципов стратегического дизайна к системным проблемам «большой картины мира», таким как экономическим, экологическим, культурным и социологическим» [6]. Данная лаборатория помогает лицам, принимающим решения, рассматривать проблемы с точки зрения «большой картины» и давать указания в отношении более полных решений, учитывающих все аспекты проблем социокультурной среды. Таким образом, в любой точке мира стратегия развития и проектирования остается важной направляющей для общества в целом. Стратегический дизайн становится все более важным в последние годы, поскольку предприятия и организации конкурируют за долю на сегодняшнем глобальном и быстро развивающемся рынке. Многие считают, что стратегический дизайн нацелен на высокий когнитивный уровень и заключается в руководящих принципах, проникновения на рынок продукта. За рубежом достаточное время пользуются этим принципом во многих компаниях, потому что он соответствует бизнес модели во всех областях общества. На другом континенте уже давно использую бизнес навыки стратегического моделирования и управления брендов и продуктов. Дизайн всегда был, есть и будет инновационной дисциплиной и сейчас он выходит на новый уровень.
Стратегический дизайн, скорее всего, приведет студентов к созданию и продвижению успешных продуктов. Этот путь рассматривает творчество дизайнера начиная с анализа внешней и внутренней среды проекта; продолжается выбором стратегического направления (цели, задачи, планирование шагов реализации); и наконец, появление стратегической реализации, включающая в себя анализ конкретности, совместимости и выполнимости. Данный процесс способствует пониманию для создания проекта, с целью его продвижения и реализации, что повысит потенциал дизайна в деловой среде.
Еще один интересный пример зарубежного стратегического воздействия дизайна в обществе являются глобальные компании, такие как Google, Apple, Autodesk в стратегическом дизайне имеет большой прославленный список лидеров. Например, компания Google считается глобальной сетью в мире, ее стратегия развития это функциональное согласование целей и исполнения и помогает командам продвигать стратегические партнерские отношения и новые инициативы. Компания готова к различным проектным партнерским отношениям для перспективного развития в обществе. Также они не обошлись без Google design это новостной ресурс, где все пользователи могут ознакомиться с последними новостями в мире дизайна. Конечно, без принципов дизайна не существовало бы компании Google и многих других глобальных сетей. Следующая компания Apple, они являются крупнейшим брендом в технологической отрасли с точки зрения объема выручки, а также рейтинга бренда. Это не удивительно для многих Apple снова и снова представляет новейшие продукты, которые также наделены новейшим дизайном и технологиями. Данная компания произвела революцию на рынке техники и считается конкурентоспособной компанией. Следующая мировая компания Autodesk является одним из крупнейших отраслей в индустрии программного обеспечения. Их стратегическая модель цифровых технологий считается лидером в потребительской продукции в дизайне. Компания Autodesk, выпустили 3D программы для проектирования, дизайна и анимации. Их концепция «изменить мир к лучшему», они создают графические программы, которые помогают творческим лицам формулировать и воплощать идеи в реальность. В данных компаниях в значительной степени стилистическое (дизайнерское) решение задач, связано с технологическими, социальными и экономическими потребностями. На сайте журнала о дизайне, бизнес-медиа и технологиях «Fast Company», в одной статье менеджер Консалтинговой компании Artefact, Dave Miller говорит: «В течение следующих пяти лет дизайн как профессия будет продолжать развиваться в гибридную индустрию, которая считается такой же технической, как и творческой» [5].
Можно сделать вывод: дизайн сейчас делает революцию в глобальной экономике. Поэтому дизайнерское творчество является высшим экономическим ресурсом. Стратегический дизайн является неотъемлемой междисциплинарной профессией, которая в будущем будет постоянно развиваться благодаря взаимодействию с клиентами и использованию новых технологий. Дизайнеры для разработки проекта должны быть профессионально грамотны в визуальной графике для обеспечения полного понимания проекта. Использование дизайнерского мышления в экономической среде отражает тесное переплетение этих двух факторов дизайна и стратегии. К сожалению, выпускники в области дизайна не имеют достаточных знаний в области стратегического управления проектами. Задача образования повысить эффективность изучаемых программ, в которые будут внедрять новые компетенции. На наших глазах в обществе проходит взаимосвязь бизнеса, образования и творчества, но пока никто точно не знает, как оценить дизайн - деятельность, ни сами специалисты дизайнеры, ни государственные структуры. Отсутствие этой оценки не может качественно и количественно оценить понимания процесса проектирования в экономической, социальной, культурной среде.
Согласно новой парадигме студенты дизайнеры должны учиться думать стратегически, понимать пути, ведущие к достижению успеха в обществе [1]. Стратегический дизайн определил системный подход выполнения проектов, посредством планирования и решения поставленных задач. Исследовать рынок, материалы и организацию; составления планирования проекта; организация проектной деятельности; введение проекта и расчетов; стоимостный анализ данного проекта для организации. Это требует обширной и мощной подготовки, которая будет включать в себя не только основные знания о дизайне, но и передовые методы исследования среды, концепции дизайн - стратегии.
Стратегический дизайн требует, высокоуровневого видения будущих тенденций, понимания взаимосвязи технологий с социальными изменениями, экспертной оценки ориентированной на пользователя. Использование метода стратегии проектирования поможет студентам – дизайнерам в разработке новых и постоянно совершенствующихся продуктов или услуг.
ЛИТЕРАТУРА
Долгов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.
Коноплянский, Д.А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника вуза: дис. ... док. пед. наук. – Кемерово, 2017.
Мельвиль, Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства: Учеб. Пособие / Е.Х. Мельвиль. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010.
Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology.academic.ru/2479
Fast Company Magazine (Электронная версия журнала) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fastcompany.com/3054433/the-most-important-design-jobs-of-the-future
Helsinki Design Lab (Хельсинская дизайнерская лаборатория) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.helsinkidesignlab.org/