КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА КАК ФОРМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Копцева Татьяна Анатольевна

DOI: 10.34897/IAECS.2020.74.43.009

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В данной статье конкурс детского рисунка анализируется как эффективная форма выявления передового педагогического опыта. В рамках реализации Всероссийского конкурса детского рисунка «Тульский кремль – гордость России» был проведен мониторинг по выявлению интереса детей к истории государства. Исследование выявило активность тех педагогов-художников, которые способны помимо учебно-образовательной деятельности осуществлять исследовательскую работу, аккумулировать новые идеи, предлагать оригинальные пути решения конкурсных тем. В итоге вычленены критерии педагогической активности и готовности передавать свой опыт другим: систематичность участия в конкурсно-выставочном движении, открытость творческого процесса, демократический характер обучения, сетевое взаимодействие и обмен опытом, учет индивидуальных и возрастных особенностей юных художников, способность к аналитической работе, профессиональная экспертная оценка и компетентный отбор детских рисунков для конкурса.

Результаты получены в рамках реализации проекта «Особо значимое мероприятие: Всероссийский конкурс рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций к 500-летию Тульского кремля на тему 
«Тульский кремль – гордость России»

Конкурс детского рисунка – это не только показатель творческой активности юных художников, но и способ демонстрации результатов эффективной педагогической работы, своеобразная площадка для обмена опытом. Педагог, радеющий за своего ученика, стремится публично показать его рисунок. Произведение юного художника, созданное под руководством педагога-художника, – это результат сотворческого диалога учителя и наставника, и в определенной степени отражает эффективность используемых учителем методов работы. 
  В 2019 году состоялся Всероссийский конкурс рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций на тему «Тульский кремль: Руси прекрасная эмблема». Многие педагоги, ученики которых приняли активное участие в этом конкурсе, и делегировали детские рисунки для экспозиции в Выставочном комплексе Тульского кремля, снова проявили интерес к новому конкурсу «Тульский кремль – гордость России» (2020 г.). Этот конкурс стал важным мероприятием комплексной президентской программы по празднованию 500-летия возведения Тульского кремля.
Систематические участие в конкурсно-выставочной деятельности – важный показатель педагогической активности, а постоянные победы юных художников в конкурсах детского изобразительного творчества – это свидетельство эффективности применяемых учителем способов работы. Следует выделить группу педагогов-художников, долгие годы сотрудничающих с Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования (Сырых Н.В., Селезнева Г.Б., Фомина О.Н., Кобышева С.Н., Черепанова В.Н., Усачева Т.В., Суздальцева С.Н., Фишер Е.Н., Лыкова Н.В., Арзамасцева И.В., Рубан Г.А., Ширшова И.П. и др.), которые из года в год демонстрируют высокий уровень творческих достижений своих воспитанников. В связи с подготовкой и проведением Всероссийского конкурса «Тульский кремль – гордость России» они объединились в сетевое сообщество с целью создания единого информационного поля, для неформальной коммуникации на интересующие их конкурсные темы. 
Перед началом учебно-просветительной работы, они провели мониторинг по выявлению интереса обучающихся образовательных организаций к исторической теме в изобразительном искусстве. В результате опроса 300 детей 6-14 лет выявлено, что ученики начальных классов имеют поверхностное представление о городе Тула, 70% детей не знают, чем город знаменит, на вопрос: «Сколько лет Тульскому кремлю?», никто не смог дать правильный ответ. 
Ученики 5-7 классов также имеют самые общие представления о Туле, их познания ограничиваются простейшими знаниями о тульских оружейниках, пряниках и самоварах. На вопрос: «Сколько лет Тульскому кремлю?» никто не дал правильный ответ. На вопрос: «Тульский кремль старше или младше Московского кремля (1482 г.)?»  5 человек ответили, что они построены в одно время, а также прозвучали версии, что Тульский кремль построен в 15 в., 16 в., 17 в., большинство опрашиваемых затруднились с ответом. Дату основания Тульского кремля (1520 г.), никто из опрошенных не назвал. Также никто из опрошенных не знал, что 2020 г. – это год празднования 500-летия Тульского кремля в РФ. О Тульском кремле знали лишь те, кто побывал в Туле (14%) во время экскурсии или имеет там родственников. 
На вопрос: «Почему Тульский кремль – считается гордостью России», 15 человек ответили, что это город – Герой, о том, что Тулу прославили пряники, знают 140 человек, самовары – 90, тульское оружие – 30. Была высказана версия о Великой Отечественной войне, что фашисты не вошли в город, благодаря кремлевским стенам. О знаменитом Левше вспомнили 30 человек, в основном те, кто посмотрел и вспомнил мультфильм «Левша» (Мультфильм, 1964, режиссер: Иван Иванов-Вано).
В результате выявленных проблем, была разработана серия творческих заданий «Историческое прошлое и настоящее города-героя Тулы и Тульского кремля», с целью проведения занятий с разными возрастными категориями детей. За основу методических рекомендаций были взяты сведения из Тульского музея археологии.
В апреле 2019 года в Туле был проведен Всероссийский форум «Кремли России и их роль в истории Российского государства», в рамках его работы в Тульском кремле открылся музей археологии, стилизованный под археологические раскопки. Музей содержит артефакты с раскопок при проведении реконструкции кремля в 2012-2015 гг. Анализ этих артефактов был положен в основу изучения истории Тульского кремля при педагогической работе с детьми над конкурсными темами. Виртуальное путешествие по "Выставочному центру Тульского кремля", началось с изучения коллекций четырёх выставочных залов цента: Музей военной истории Тульского края, Музей народного искусства Тульского края, Музей самоваров и тульского пряника и Музей истории Тульского кремля, (https://www.museum-tula.ru/). Это путешествие обогатило детские представления и способствовал созданию выразительных детских рисунков.
В результате просветительной педагогической работы и поисковой деятельности школьников, дети узнали, что Тула древний город, известный по летописям с 1146 года, многие века стоящий на страже южных рубежей Москвы – столицы государства. В начале 16-го века город вошел в состав Московского княжества и по приказу московского князя Василия Ивановича (Василия III) в нем строится сначала дубовый острог, а потом, по образу московского, и каменный кремль в 1520 г. В некоторых детских поисковых рисунках-эскизах образ старого дубового острога нашел отражение. 
Анализируя детские рисунки, и проведенную учениками поисковую работу, учителя отмечали, что особый интерес у детей разных возрастных групп вызвали 9 башен Тульского кремля.  Кремлевские стены имеют в плане прямоугольник, по углам которого стоят четыре глухие круглые башни: Наугольная к реке, Спасская, Никитская, Ивановская (Тайницкая). На северо-восточной стороне кремля находится пятая глухая башня – На погребу – прямоугольная. Юные художники при изображении кремля, чаще всего изображали четыре проездные прямоугольные башни: Одоевских, Водяных, Пятницких и Ивановских ворот. 
У мальчиков особый интерес вызвала информация о том, что на верхних ярусах башен размещались пушки крупного и среднего калибра (пищали), а склады боевых припасов ручного (легкого) оружия (ядра, порох, "ежи") находились на нижних ярусах. Каждая из башен представляет собой самостоятельную крепость, в них была сосредоточена основная огневая мощь кремля. Всего бойниц в Тульском кремле 300. Часто детские рисунки с изображением башен сопровождались изображением батальных сцен, военных действий со взрывами снарядов. Мальчики с интересом копировали старинное оружие – понравившиеся экспонаты Музея военной истории Тульского кремля.
Педагоги отмечали, что при изображении архитектурных построек юные художники использовали фоторепродукции, но педагогическая установка на творческую интерпретацию увиденного, способствовала созданию творческих работ, а не подражательных. 
Привлек внимание юных художников архитектурный облик и история создания памятников Тульского Кремля (Богоявленский собор XIX в., Успенский собор XVIII в. и Соборная колокольня, воссозданная в начале XXI в.). Некоторыми педагогами-художниками было отмечено, что при изображении архитектурных построек проявились возрастные особенности изображения пространства и объема детьми разных возрастных групп. Юные художники 6-9 лет в основном изображали постройки фронтально, располагая их на горизонтальной линии, без показа светотени. Некоторые подростки 10-14 лет стремились к передаче объема и светотеневых градаций, демонстрируя навыки владения линейной и воздушной перспективой, иногда изображая постройки, слово с птичьего полёта [1,6]. Отдельные педагоги отмечали, что перед выполнением композиций, ученикам 6-7 классов давалось задание нарисовать с натуры объемные геометрические тела: куб, цилиндр, конус и призмы.
«Тульский пряник» – тема, которой, по большей части, заинересовались девочки. Но выполненные ими эскизы в процессе поисковой работы оказались неоригинальными и однообразными, в основном копирующими традиционные композиции пряников. Игровая ситуация «сочини и испеки свой пряник» и педагогическая установка на создание собственной композиции, способствовали разработке учениками индивидуальных проектов пряников. Форма пряников напоминала башни Тульского кремля, разных по форме самоваров и др. 
Конкурсная тема «Тульский самовар» нашла оригинальное воплощение в сюжетных рисунках с чайными церемониями и в натюрмортах. Интересна серия работ, в которых самовар стоит на столе с красивой скатертью. Детям было дано задание в процессе поисковой работы найти декоративные орнаменты для скатерти. Как отмечают педагоги, юные художники с интересом рисовали интерьеры с убранными красивыми скатертями столами, на которых торжественно стоял самовар, чашки с блюдцами, лежали сушки, пряники и другие сладости: все это органично составляло композиции на тему «Чаепитие». 
Педагоги отмечали, что перед рисованием организовывалось театрализованное действие, имитирующее чаепитие, а также посещались местные (школьные) или городские краеведческие музеи народного быта, где тульские самовары по праву занимают достойное место. Многие натюрморты были выполнены с натуры, а в младших классах «по-поводу натуры». 
Тема «Левша» оказалась сложной, поскольку сопряжена с изображением человека. Детям было предложено просмотреть мультфильм «Левша» (Мультфильм, 1964, режиссер: Иван Иванов-Вано) или прочитать повесть Николая Лескова «Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе» (1881 г.), в которой нашло отражение стремление осознать роль народного мастера, неравнодушного к государственным делам. В русском языке имя «Левша» стало нарицательным, олицетворяющим смекалку творческого человека. Образ народного умельца Левши нашел наивно-выразительное решение в рисунках детей 6-7 лет. Маленькие художники создавали сложные по композиции работы, подчеркивая тем самым и знание основного сюжета повести Лескова, и умение передавать свой замысел.
В связи с празднованием 75-летия Победы, педагоги решили провести занятия, связанные с мужественной обороной города Тулы в период Великой Отечественной войны. Подросткам было предложено провести поисковую работу и выяснить, почему фашисты не смогли захватить город, рассказать о каком-нибудь из 250 жителей Тулы, которым было присвоено звание «Герой Советского Союза» за стойкость, мужество и отвагу, проявленные в боях и обороне города. 
Седьмого декабря 1976 г. Туле была присвоена медаль «Золотая Звезда» и звание города-героя. Ученикам было предложено самостоятельно познакомится с памятными мемориалами города-героя, посвященными событиям Великой Отечественной войны, написать творческие сочинения или сделать видео презентации и зарисовки. В поисковых набросках ученики в основном рисовали скульптуру в виде солдата и ополченца – монумент в честь героев-защитников на площади Победы, на постаменте которого написаны слова: «Героическим защитникам Тулы, отстоявшим город в 1941 году». Органичной частью мемориального ансамбля является вечный огонь и стальные обелиски, в форме трех штыков, олицетворяющих непобедимость оружия народа-защитника Родины. Некоторые дети, впечатленные этим мемориальным комплексом, выполнили композицию «Возложение цветов». Однако батальные сцены на фоне башен и стен Тульского кремля – это наиболее часто встречающийся сюжет детских композиций.  
Многие ученики свой поисковый интерес проявили в исследовании истории создания тульских гармони и баяна. Хроматическая гармонь заслуженно является гордостью туляков. Учитывая интерес детей к этому музыкальному инструменту, ученикам было предложено осмыслить тему «Деятели искусства в период Великой Отечественной войны». Двухрядная гармошка порой была единственным музыкальным инструментом, который сопровождал творческие группы артистов, выезжающих на фронт, что нашло отражение в ряде детских композиций. 
Оценка индивидуального прогресса обучающихся оценивалась по трем критериям: оригинальная продуктивность (творчество как деятельность), интеллектуальная активность (творчество как познание), воображение (творчество как выражение) [2]. Не всем детям удается реализовать свой замысел. Иногда форма рисунка была проще своего содержания, тогда заключенная в ней информация не достигала цели. Опытные учителя отмечали, что важным качеством оценки является анализ личностных достижений ученика по отношению к его предыдущим достижениям, а не в сравнении с другими учениками [2,3,4]. Педагоги-художники создавали условия для возникновения самостоятельной, а не подражательной (срисованной) работы. 
После проведения серии занятий во многих школах или в классах были проведены мини-выставки или просмотры. Наиболее выразительные рисунки были делегированы для участия во Всероссийском конкурсе «Тульский кремль – гордость России», а также для участия в Международном конкурсе [2,3] 30-ой передвижной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир: мир нашему дому», посвященной 75-летию Победы. 
Вывод. Проведенное исследование показало, что конкурс детского рисунка стал своеобразной формой выявления передового педагогического опыта. Конкурс выявил активность тех педагогов-художников, которые способны помимо учебно-образовательной деятельности осуществлять исследовательскую работу, аккумулировать новые идеи, предлагать оригинальные пути решения конкурсных тем. 
Выявились аспекты, свидетельствующие о педагогической активности и готовности передавать свой опыт другим: систематичность участия в конкурсно-выставочном движении, открытость творческого процесса, демократический характер обучения, сетевое взаимодействие и обмен опытом, учет индивидуальных и возрастных особенностей юных художников, способность к аналитической работе, профессиональная экспертная оценка и компетентный отбор детских рисунков для конкурса. Об эффективности педагогичеcкой работы свидетельствует также тот факт, что некоторые рисунки, поступившие на Всероссийский конкурс, пополнят Международную коллекцию детского риcунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» [3, 4, 5], станут источниками изучения используемых педагогами-художниками перспективных форм и методов организации учебной деятельности детей и подростков. 

ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967. – 94 с., ил.
2. Копцева, Т.А. Диагностический инструментарий оценки учебных достижений обучающихся: особенности оценки результатов изобразительной деятельности детей и подростков [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – № 1. – С. 143-150. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kopceva_143-150.pdf. – 0,5 п.л. ISSN 1997-4558.  – 0,3 п.л. – DOI: 10.34897/IAECS.2020.1.56713
3. Копцева, Т.А. Передвижная выставка детского рисунка как средство развития художественного образования [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева, В.А. Варданян, В.П. Копцев // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – №4. – С. 7-11
4. Koptseva, Tatiana A., Krasilnikova, Marina S.,Usachova, Valeria O. Innovative Forms Of Art Teachers’ Activities / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (International conference “Education Environment for the Information Age – 2019”) (EEIA – 2019). – 30 September 2019. – Volume LXIX. – No: 51. – Pages 1054. – PP. 440-449. – ISSN: 2357-1330. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.51 
5. Фомина, Н.Н. Коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО – база исследования исторического опыта художественного образования и эстетического воспитания [Электронный ресурс] / Н.Н.Фомина // Педагогика искусства. – 2016. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina_ 89_-_96.pdf (дата обращения: 17.05.2020)
6. Fomina, Natalia, Savenkova, Lubov Object-spatial Approach to Studying Fine Art: Development of Three-dimensional and Spatial Perception among Students Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2017 – Vol. IX. – No. 2. – DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v9n2.29    Full Text: http://rupkatha.com/V9/n2/v9n229.pdf – PP. 282–292.