КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ

Булавкина Елена Борисовна (1), Ермолинская Елена Александровна (2)

(1) специалист по УМР МО ЦДО, аспирантка ГОУ ВО МО МГОГИ

 e-mail: antigona06@ mail.ru

(2) кандидат педагогических наук, учитель ГБОУ СОШ № 158 г. Москвы 

e-mail: eabloknot@yandex.ru

Аннотация: 
В статье рассматриваются конкурсы педагогического мастерства как эффективный способ повышения профессионализма учителя, даётся экскурс в историю подобных конкурсов в России, анализируются задачи и условия их проведения и роль профессиональных конкурсов в повышении компетентности учителя.

Одной из центральных проблем профессионального образования является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, современного педагога, педагога новой формации. Под педагогом новой формации мы понимаем самостоятельную творческую личность, владеющую основами профессиональной компетенции, способную выйти за пределы стандартных учебных ситуаций, учебных задач собственного предмета в пространство задач, мировоззренческих, социальных, духовно-нравственных и социокультурных, умеющую работать в условиях междисциплинарного взаимодействия, интеграции, гуманитаризации образования. Основные характеристики профессиональной компетентности: • индивидуально-личностные качества и способности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения, • гуманистическая позиция учителя как творческой личности, • активность и умение взаимодействовать с коллегами в решении общих образовательных задач, • открытость передовым педагогическим идеям, желание узнавать и осваивать передовой педагогический опыт, • смелость в апробации нового, общая эрудиция и культура личности, • креативное мышление и способность к педагогическому творчеству. Современный педагог должен быть человеком культуры, поскольку основная задача образования не сводится к передаче детям суммы знаний по отдельным дисциплинам (предметам, наукам), но к усвоению учащимися всего богатства знаний и культурного наследия человечества. Именно эта связь поколений, осуществляемая в образовательном пространстве педагогом-профессионалом как носителем культурных ценностей, позволила определить современного педагога как целостную личность и человека культуры, что во многом связано с процессом его самоопределения в профессии, способностью владеть социокультурной ситуацией, с активностью становления личностной профессиональной компетентности. Культурная образовательная среда рассматривается нами как совокупность условий, методов, средств обучения и развития человека, в основе которой лежат духовно-нравственные приоритеты, принципы культуросообразности, свободы самостоятельного продуктивного творчества, направленные на формирование личности выпускника, способной к самореализации во взрослой жизни и профессиональной деятельности. Успешность осуществления инноваций в образовании сегодня во многом зависит от того, насколько готов педагог к работе в новых образовательных пространствах, по новым образовательным стандартам, вызванных требованиями времени. Под новыми образовательными пространствами мы понимаем учебные пространства, возникающие в результате интеграции образовательных дисциплин, решающих задачи формирования у учащегося целостной картины мира средствами разных наук и искусств, широкое использование проблемных и интегрированных форм обучения, решающих задачи саморазвития, самореализации, получение целостного представления о мире. Построение образовательного пространства на основе интеграции коренным образом меняет принципы профессиональной подготовки педагогических кадров, саму профессиональную деятельность, которая выражается в отказе от авторитарных и репродуктивных форм обучения в пользу творческих, в основе которых лежат познавательная активность учащегося и субъект-объектные отношения, построенные на признании учащегося субъектом образовательного процесса. Наиболее актуальным и приоритетным в структуре подготовки специалистов должен стать, на наш взгляд, принцип формирования педагога как свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в предлагаемых инновационных условиях, испытывать потребность творческой самореализации и саморазвития в профессии, которую можно рассматривать как область социального творчества. Современному педагогу необходимо умение сочетать профессиональную компетентность с широким познавательным кругозором, стремлением к высотам педагогического мастерства которое базируется на широком кругозоре, хорошем знании материала, учебной программы своего предмета, а также знакомстве с учебными программами других дисциплин. Это позволяет педагогу видеть многомерность учебного процесса, открывает свободу многовариантного конструирования учебного занятия в соответствии с актуальными на данный момент образовательными и воспитательными задачами. Современное образование находится в активной ситуации перехода к новым образовательным стандартам, к новым требованиям к образовательному процессу, к личности педагога, к реализации его педагогического потенциала в пространстве информационного общества. Опыт работы с педагогами-практиками, анализ программ и технологии подготовки, переподготовки, патронирования молодых специалистов показывает, что зачастую общественный запрос слишком опережает образовательный процесс. Не каждый педагог готов к переходу к работе по-новому. Негативным фактором в переходе учителя к работе в новых образовательных условиях играет боязнь нового, педагогическая инертность, в основе которой уверенность в том, что педагогического багажа, наработок и личного опыта вполне достаточно для того, чтобы соответствовать современной образовательной политике. В качестве одной из форм мотивации педагога на повышение профессиональных компетенций и общего уровня профессионализма может стать ситуация, в которой задействованы отношения между существующими (теми, которыми обладает педагог на текущий момент) и высшими (идеальными или близкими к ним) параметрами успешности в профессиональной деятельности. В результате их встречного движения происходит осознание необходимости выстраивания индивидуально-личностного процесса повышения мастерства и уровня подготовки на основе критического анализа личного опыта. В результате с особой ясностью вырисовываются направления и траектория движения в самореализации в профессии как наиболее продуктивной «вертикальной» формы развития, в отличие от «горизонтальных» изменений, которые носят повседневный, ситуативный характер и могут не быть положительным фактором развития, и не нести понимания необходимости профессионального совершенствования. Одной из форм создания условий и мотивации педагога для «вертикального» возрастания в профессии и повышения своего педагогического и социального статуса являются конкурсы профессионального мастерства, наиболее масштабными из которых являются «Учитель года» и «Педагогический дебют». Конкурсное мероприятие – всегда вызов и испытание для педагога: но не содержательно – а как форма презентации себя и своей деятельности, как способность к самосовершенствованию. Участие в конкурсе раскрывает потенциал педагога в новых условиях, в инновационном аспекте. Основные задачи конкурса: содействие профессиональному развитию педагогических работников; представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты обучения, воспитания и развития детей; создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала; повышение уровня профессионального мастерства. Профессиональные конкурсы, фестивали творчества и мастерства в нашей стране имеют свою историю. В 1989 году «Учительская газета» пригласила своих читателей к разговору о конкурсе «Учитель года». В декабре 1989 года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года». В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проводится конкурс «Учитель года СССР». Символом конкурса становится «Хрустальный пеликан». С 1992 года, после распада СССР, конкурс «Учитель года» называется уже не всесоюзным, а всероссийским. В августе 1993 года приказом Министерства образования России был учреждён нагрудный знак «Учитель года» («Золотой пеликан»). В конкурсе 1993 года в список заданий добавилась «защита педагогической идеи», а в 1996 году - уроком-импровизацией. Аудиторию составляли другие лауреаты конкурса, что обеспечивало преподавателю полноценную обратную связь. В этом же году конкурсантам было предложено написать эссе «Моя педагогическая философия». В 2002 году начал работу Межрегиональный клуб «Учитель года», в задачи которого входят поддержка талантливых педагогов, обмен опытом и повышение престижа профессии школьного учителя. С 2009 года в конкурсе появляется новая номинация «Воспитатель года». В конкурсе принимают участие воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители. Важно понимать, что участие в конкурсах педагогического мастерства – показатель успешности учителя. Успешность – это динамическое и формируемое качество – это опыт, индивидуальный стиль деятельности, интуиция и стратегия инновационного поведения. Поэтому основная функция конкурса профессионального мастерства – развивающая. Она является стимулом творческого поиска и саморазвития педагога. Педагог, участвующий в конкурсе ориентирован на достижение успеха, его отличает: 1) гражданская и профессиональная направленность; 2) способность к самопознанию; 3) умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать её к конкретным условиям, 4) способность анализировать накопленный опыт [3]. Для учителей, стаж работы которых не превышает трёх лет, существует номинация «Педагогический дебют». Она задумана с целью поддержки и развития творческого потенциала, формирования активного профессионального отношения молодых учителей к совершенствованию системы образования и как форма самореализации молодых педагогов. Для данного конкурса важно грамотное методическое и психологическое сопровождение которое осуществляется преподавателями образовательных учреждений, опытными методистами и учёными. Анализируя результаты конкурса «Педагог года» можно сделать следующие выводы: 1. Профессиональные конкурсы – это эффективная форма повышения уровня профессионализма педагогов. Она направлена на формирование и развитие педагогической компетентности учителя, создание условий для самоанализа и самосовершенствования педагогической деятельности, развития творческих способностей и активной профессиональной позиции педагогов. 2. Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, так как дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе: через оценку, данную коллегами, реализовать творческий потенциал в условиях состязания, получить материальное и моральное поощрение. В конкурсах педагогического мастерства учитель приобретает опыт, который положительно влияет на становление его как специалиста, способствует построению личной траектории профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА 1. Иншакова И.В. Новые подходы и требования к системе повышения профессионального уровня педагогических кадров образовательных учреждениях при реализации ФГОС // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 2. Касьян Е.П. Управленческий аспект организации самообразования педагогов ДОУ // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС./ Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 3. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. Педагогическое общество России, 2013 4. Панюшкина Л.И., Каплун Т.А. Самообразование педагогов в процессе модернизации методической службы ДОУ // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 5. Официальный сайт конкурса «Учитель года»: https://teacher-of-russia.ru/?page=history#0