КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (часть 2, окончание; начало в № 2, 2018)

Кузнецова Наталья Сергеевна

к.п.н., доцент, член СХ РФ, декан, факультет художественного образования, Федеральное  государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Н. Тагиле

Аннотация: 
В статье представлен технологический подход к конструированию урока изобразительного искусства по теме «Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)» для учащихся 7 класса с использованием проектной технологии [2]. Технологическая карта занятия является продолжением разработанных уроков по изобразительному искусству по учебнику: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. Л., Медкова Е. С. Изобразительное искусство: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014[2], и опубликованных в журнале Педагогика искусства – 2017- №3; 2018 – №2 [3;4]. Урок дополнен наглядным пособием: «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна» [2].

Современная педагогика определяет проектную деятельность  как способ активизации самостоятельного познания участников образовательных отношений, развития самостоятельной творческой деятельности и мышления [2, 99].  В школе метод проектов может быть рассмотрен как результативная и интересная работа, которая организуется в соответствии с конкретной необходимостью и реальной практической потребностью всех участников образовательного пространства, дает дополнительную возможность   с разных сторон изучить предметный материал и получить конкретный результат, представляющий собой значительный вклад в решение  поставленной проблемы.

 Приступая к проектированию технологической карты урока по изобразительному искусству, важным становиться определение места данной темы в общей системе уроков или занятий (в программе), связь между собой уроков четверти (блока) занятий, объединение данного урока с предыдущими и последующими занятиями [6].     

Следующим этапом разработки является определение цели, задач и проблем урока, которые необходимо в отведенное время урока решить. В технологической карте урока необходимо указать реально достигаемые цель и задачи урока, распределив их по степени значимости. Разрабатывая урок в соответствии с ФГОС, необходимо заранее определить, каков предполагаемый результат обучения: предметный, метапредметный и личностный.

На следующем этапе определяя содержание и методику ведения урока (его технологию), следует обратить внимание на особенности формирования мотивации учебной деятельности учащихся при изучении данной темы, установить форму организации обучения по выбранной теме, к какому типу урока относится планируемое занятие.  

Важным при конструировании урока, становиться обеспечение взаимодействия педагога и учащихся, направленное на решение поставленных задач. Поэтому, выбирая технологию урока, необходимо продумать, как будет организовано такое взаимодействие, какая педагогическая технология позволит достигнут цели.

В отборе необходимых средств обучения следует учесть и обязательные требования, и реально имеющиеся возможности современных образовательных учреждений. Средства наглядности, предполагаемые к использованию на уроке изобразительного искусства (наглядные пособия, ИКТ-средства, ЭОР), можно не только перечислить, но и представить в рисунках-схемах, таблицах или набросках, дополняющих разработку. В плане урока необходимо указать, как минимум, четыре основных этапа урока. В завершении проектирования урока необходимо  включать сведения о том, как будет организован контроль усвоения материала (самопроверка, взаимопроверка), предложить критерий оценки [6].   

  В представленном уроке по теме «Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)», ученик в художественно-творческой деятельности исследуя путь «архитектора», «декоратора» и «куратора», создает свой продукт [2].  Он анализирует деятельность, опыт предшественников, осуществляет поиск формы, создает архитектурную композицию. Ведущим мотивом создания объекта является стремление к творческой самореализации, желание создать новое и оригинальное на основе  природных мотивов и творчества  известного архитектора. Реализация творческого проекта включают в себя три этапа: поисковый, технологический и аналитический этап. На поисковом этапе выбирается тема проекта, происходит отбор источников информации,  формируются творческие группы, разрабатывается плана выполнения проекта. На технологическом этапе выполняется конструирование изделия с элементами декора, ведется фотосъемка, готовится защита проекта (презентация).  На  аналитическом  этапе проводится защита проекта. Защита позволяет, с одной стороны, актуализировать подготовленный в проектной деятельности продукт, с другой стороны, проанализировать выполненную работу, отметить достоинства, определить дальнейшие перспективы в диалоге со слушателями.

Содержание урока представлено в технологической карте, дополненной дидактическим пособием «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна». Пособие раскрывает требования к моделированию проектного задания, а также последовательность выполнения проекта фонтана  и декора  композиции из простых, базовых форм.   

Использование наглядных пособий помогает изложить материал наглядно и последовательно, что способствует развитию зрительной памяти учащихся, развивает  их  художественно-образное восприятие.

ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ  И САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ФОНТАН)

Предмет

Изобразительное искусство

класс

7

Тема года

Художник как свидетель истории

№ четверти

II

Тема четверти

Природа и творчество

Тема урока

Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)

Предыдущие темы/последующие темы.

Предыдущая:

Глава 2. Природа и творчество. Тема: Бумажная пластика. Макет. Фактура.

Последующая:

Глава 2. Природа и творчество. Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты – от Леонардо да Винчи до наших дней

Типы урока

– по способу проведения

– по целям обучения

 

Урок-проект

Урок – работа в объеме (конструирование)

Цель

К архитектурным сооружениям А. Гауди создать объемный архитектурный проект фонтана, в основе которого лежат природные мотивы, используя бумажные макеты геометрических фигур и декоративные элементы

Методы, технологии

Проектная технология

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

1. Создать и детально проработать объёмно-простран­ственные макеты (проект): архитектурные, дизайнерские объемные формы, в основе которых лежат природные мотивы.

2. Придумать оригинальное решение композиции.

3. Уметь защитить свой проект

Личностные:

1. Формирование эстетического чувства на основе природных мотивов.

2. Развитие художественного и пространственного мышления.

Регулятивные:

1. Умение регулировать и самостоятельно планировать пути достижения цели (самостоятельно выбирать модульные формы, декоративные элементы для создания задуманной композиции).

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выстраивать план работы.

Познавательные:

1. Знакомство с понятием «ландшафтный дизайн».

2. Знакомство с архитектурой А. Гауди.

Коммуникативные:

1. Умение выступать в диалоге и участвовать в коллективном обсуждении проектов.

2. Владеть монологической и диалогической речью

Решаемые учебные проблемы

1. Видеть соотношение природной формы с конструктивными особенностью архитектуры А. Гауди

2. Видеть, понимать и передавать в собственной художественной проектной деятельности (фонтан) природные мотивы с использованием средств бумажной пластики.

3. Применять практические навыки компоновки объектов (бумажные макеты геометрических фигур) и бумажных декоративных элементов в построении архитектурной композиции (фонтан)

Материально-техническое обеспечение

1. Интерактивная доска, проектор, компьютер.

2. Заготовленные из бумаги геометрические фигуры, декоративные элементы, карандаш, ластик, клей, ножницы, резак, коврик для резки

Виды используемых образовательных ресурсов и их методическое назначение

Презентация по творчеству А. Гауди (изображения архитектурных проектов, зданий, садов).

Наглядное пособие «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна»

План урока

1. Организационный момент.

2. Выбор темы проекта (фонтан – дракон, лев и др.), отбор источников информации (работа с презентацией), формирование групп, разработка плана выполнения проекта.

3. Организация коллективной работы на основе плана выполнения проекта. Создание творческого продукта, работа в группах (создание фонтана в стиле А. Гауди).

4. Рефлексия – защита проекта в виде презентации перед аудиторией

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методики и формы обучения

Длительность этапа

1. Учитель приветствует учащихся.

2. Представляет творчество А. Гауди.

3. Знакомит с понятием «Ландшафтный дизайн»

1. Ученики слушают учителя.

2. Выбирают тему проекта (фонтан – дракон, лев и др.), на основе отбора источников информации (работают с презентацией, подбирают архитектурные проекты А. Гауди)

1. Фронтальная работа со всеми учащимися.

2. Индивидуальная работа с каждым учеником

5 минут

Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала

1. Учитель помогает ученикам разделиться на три творческие группы. В каждой распределяют роль «архитектора»; «декоратора»; «куратора»

1. Ученики разбиваются на группы, разрабатывают плана выполнения проекта

1. Работа в группах 

5 минут

Этап 3. Создание творческого продукта (создание фонтана в стиле А. Гауди)

1. Учитель индивидуально корректирует работу учащихся

1. Группы выполняют проект фонтана по мотиву архитектора А. Гауди: «архитекторы» из имеющихся геометрических форм создают объемные конструкции; «декораторы» декорируют, используя бумажные декоративные элементы; «куратор» готовит защиту проекта, ведет фотосъемку, готовит презентацию.

2. Придумывают название фонтану

1. Работа в группах 

25 минут

Этап 4. Рефлексия – защита проекта в виде презентации перед аудиторией

1. Учитель организует проведение презентации продуктов проектной деятельности учащихся в каждой группе.

2. Организует диалог выступающих и слушателей пооценке деятельности и ее результатов, по определению перспектив.

1. Группы представляют результаты проектной деятельности.

2. В диалоге выступающих и слушателей дают оценку проектной деятельности и ее результатов, определяют перспективы.

3. Оценивают проведенный урок.

1. Работа в группах.

2. Самооценка деятельности и результатов.

3. Взаимооценка деятельности и результатов.

 

10 минут

           

 

Одним из путей реализации ФГОС в средней школе является включение учащихся в проектную деятельность. «Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся» [5, 208]. 

Следует уточнить, что именно в седьмом классе в процессе освоения изобразительного искусства, проект является наиболее значимым, поскольку позволяет каждому обучающемуся выбрать свое направление и тему работы, что значительно увеличивает заинтересованность в предмете и активизирует самостоятельное познания ученика, его творческую деятельность.

  • Выбранная тема проектной деятельности «Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)» в седьмом классе является базовой и именно в ней можно успешно реализовать развивающие направления, обозначенные в программе и учебнике. В первую очередь, это:
  • Развитие заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы.
  • Формирование понятия гармонии и красоты в природе.
  • Освоение функционально-практической взаимообусловленности каждого звена природных структур: ландшафт - растения - животные - насекомые - свободное пространство - человек.
  • Пространственное расположение объектов в реальной и природной среде.
  • Функциональная значимость каждого звена природной структуры.
  • Развитие представлений о динамике формы, цвета, пространства в истории искусства.
  • Развитие представлений о биоархитектуре. Природные закономерности в искусстве.
  • Творение формы по мотивам природных структур.   

Включение в проектную деятельность этого направления для обучающегося – это еще и уникальная возможность творческой самореализации, поскольку в ходе этой деятельности  ученик может смоделировать и выполнить личностно значимый для него продукт в группе или самостоятельно, публично презентовать полученный результат, в заинтересованном диалоге оценить свою работу и наметить перспективы дальнейшей творческой деятельности.

Для учителя учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию как целенаправленной деятельности по обнаружению проблемы,  определению способов ее решения, выбору необходимого способа, актуализации цели и решению задач, вытекающих из проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов. – М.: Архитектура-С, 2004.
  2. Ермолинская Е.Л., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  3. Кузнецова Н.С. Технология проектирования урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2017. – №3.  Код доступа: URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kuznecova_171-176.pdf
  4. Кузнецова Н.С. Технология проектирования урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – №2.   URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kuznecova_133-138.pdf
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  6. Программа итогового государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения изобразительному искусству. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. http://lib2.znate.ru/docs/index-343124.html
  7. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. Монография. – М.: МАГМУ-РАНХиГС, 2011.
  8. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова  И.Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2004.