Современная педагогика определяет проектную деятельность как способ активизации самостоятельного познания участников образовательных отношений, развития самостоятельной творческой деятельности и мышления [2, 99]. В школе метод проектов может быть рассмотрен как результативная и интересная работа, которая организуется в соответствии с конкретной необходимостью и реальной практической потребностью всех участников образовательного пространства, дает дополнительную возможность с разных сторон изучить предметный материал и получить конкретный результат, представляющий собой значительный вклад в решение поставленной проблемы.
Приступая к проектированию технологической карты урока по изобразительному искусству, важным становиться определение места данной темы в общей системе уроков или занятий (в программе), связь между собой уроков четверти (блока) занятий, объединение данного урока с предыдущими и последующими занятиями [6].
Следующим этапом разработки является определение цели, задач и проблем урока, которые необходимо в отведенное время урока решить. В технологической карте урока необходимо указать реально достигаемые цель и задачи урока, распределив их по степени значимости. Разрабатывая урок в соответствии с ФГОС, необходимо заранее определить, каков предполагаемый результат обучения: предметный, метапредметный и личностный.
На следующем этапе определяя содержание и методику ведения урока (его технологию), следует обратить внимание на особенности формирования мотивации учебной деятельности учащихся при изучении данной темы, установить форму организации обучения по выбранной теме, к какому типу урока относится планируемое занятие.
Важным при конструировании урока, становиться обеспечение взаимодействия педагога и учащихся, направленное на решение поставленных задач. Поэтому, выбирая технологию урока, необходимо продумать, как будет организовано такое взаимодействие, какая педагогическая технология позволит достигнут цели.
В отборе необходимых средств обучения следует учесть и обязательные требования, и реально имеющиеся возможности современных образовательных учреждений. Средства наглядности, предполагаемые к использованию на уроке изобразительного искусства (наглядные пособия, ИКТ-средства, ЭОР), можно не только перечислить, но и представить в рисунках-схемах, таблицах или набросках, дополняющих разработку. В плане урока необходимо указать, как минимум, четыре основных этапа урока. В завершении проектирования урока необходимо включать сведения о том, как будет организован контроль усвоения материала (самопроверка, взаимопроверка), предложить критерий оценки [6].
В представленном уроке по теме «Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)», ученик в художественно-творческой деятельности исследуя путь «архитектора», «декоратора» и «куратора», создает свой продукт [2]. Он анализирует деятельность, опыт предшественников, осуществляет поиск формы, создает архитектурную композицию. Ведущим мотивом создания объекта является стремление к творческой самореализации, желание создать новое и оригинальное на основе природных мотивов и творчества известного архитектора. Реализация творческого проекта включают в себя три этапа: поисковый, технологический и аналитический этап. На поисковом этапе выбирается тема проекта, происходит отбор источников информации, формируются творческие группы, разрабатывается плана выполнения проекта. На технологическом этапе выполняется конструирование изделия с элементами декора, ведется фотосъемка, готовится защита проекта (презентация). На аналитическом этапе проводится защита проекта. Защита позволяет, с одной стороны, актуализировать подготовленный в проектной деятельности продукт, с другой стороны, проанализировать выполненную работу, отметить достоинства, определить дальнейшие перспективы в диалоге со слушателями.
Содержание урока представлено в технологической карте, дополненной дидактическим пособием «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна». Пособие раскрывает требования к моделированию проектного задания, а также последовательность выполнения проекта фонтана и декора композиции из простых, базовых форм.
Использование наглядных пособий помогает изложить материал наглядно и последовательно, что способствует развитию зрительной памяти учащихся, развивает их художественно-образное восприятие.
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ФОНТАН)
Предмет |
Изобразительное искусство |
класс |
7 |
||
Тема года |
Художник как свидетель истории |
||||
№ четверти |
II |
||||
Тема четверти |
Природа и творчество |
||||
Тема урока |
Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) |
||||
Предыдущие темы/последующие темы. |
Предыдущая: Глава 2. Природа и творчество. Тема: Бумажная пластика. Макет. Фактура. Последующая: Глава 2. Природа и творчество. Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты – от Леонардо да Винчи до наших дней |
||||
Типы урока – по способу проведения – по целям обучения |
Урок-проект Урок – работа в объеме (конструирование) |
||||
Цель |
К архитектурным сооружениям А. Гауди создать объемный архитектурный проект фонтана, в основе которого лежат природные мотивы, используя бумажные макеты геометрических фигур и декоративные элементы |
||||
Методы, технологии |
Проектная технология |
||||
Планируемые результаты |
Предметные умения |
УУД |
|||
1. Создать и детально проработать объёмно-пространственные макеты (проект): архитектурные, дизайнерские объемные формы, в основе которых лежат природные мотивы. 2. Придумать оригинальное решение композиции. 3. Уметь защитить свой проект |
Личностные: 1. Формирование эстетического чувства на основе природных мотивов. 2. Развитие художественного и пространственного мышления. Регулятивные: 1. Умение регулировать и самостоятельно планировать пути достижения цели (самостоятельно выбирать модульные формы, декоративные элементы для создания задуманной композиции). 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выстраивать план работы. Познавательные: 1. Знакомство с понятием «ландшафтный дизайн». 2. Знакомство с архитектурой А. Гауди. Коммуникативные: 1. Умение выступать в диалоге и участвовать в коллективном обсуждении проектов. 2. Владеть монологической и диалогической речью |
||||
Решаемые учебные проблемы |
1. Видеть соотношение природной формы с конструктивными особенностью архитектуры А. Гауди 2. Видеть, понимать и передавать в собственной художественной проектной деятельности (фонтан) природные мотивы с использованием средств бумажной пластики. 3. Применять практические навыки компоновки объектов (бумажные макеты геометрических фигур) и бумажных декоративных элементов в построении архитектурной композиции (фонтан) |
||||
Материально-техническое обеспечение |
1. Интерактивная доска, проектор, компьютер. 2. Заготовленные из бумаги геометрические фигуры, декоративные элементы, карандаш, ластик, клей, ножницы, резак, коврик для резки |
||||
Виды используемых образовательных ресурсов и их методическое назначение |
Презентация по творчеству А. Гауди (изображения архитектурных проектов, зданий, садов). Наглядное пособие «Фонтан – элемент ландшафтного дизайна» |
||||
План урока |
1. Организационный момент. 2. Выбор темы проекта (фонтан – дракон, лев и др.), отбор источников информации (работа с презентацией), формирование групп, разработка плана выполнения проекта. 3. Организация коллективной работы на основе плана выполнения проекта. Создание творческого продукта, работа в группах (создание фонтана в стиле А. Гауди). 4. Рефлексия – защита проекта в виде презентации перед аудиторией |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия обучающимися нового материала |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методики и формы обучения |
Длительность этапа |
||
1. Учитель приветствует учащихся. 2. Представляет творчество А. Гауди. 3. Знакомит с понятием «Ландшафтный дизайн» |
1. Ученики слушают учителя. 2. Выбирают тему проекта (фонтан – дракон, лев и др.), на основе отбора источников информации (работают с презентацией, подбирают архитектурные проекты А. Гауди) |
1. Фронтальная работа со всеми учащимися. 2. Индивидуальная работа с каждым учеником |
5 минут |
||
Этап 2. Организация и самоорганизация обучающихся для дальнейшего освоения материала |
|||||
1. Учитель помогает ученикам разделиться на три творческие группы. В каждой распределяют роль «архитектора»; «декоратора»; «куратора» |
1. Ученики разбиваются на группы, разрабатывают плана выполнения проекта |
1. Работа в группах |
5 минут |
||
Этап 3. Создание творческого продукта (создание фонтана в стиле А. Гауди) |
|||||
1. Учитель индивидуально корректирует работу учащихся |
1. Группы выполняют проект фонтана по мотиву архитектора А. Гауди: «архитекторы» из имеющихся геометрических форм создают объемные конструкции; «декораторы» декорируют, используя бумажные декоративные элементы; «куратор» готовит защиту проекта, ведет фотосъемку, готовит презентацию. 2. Придумывают название фонтану |
1. Работа в группах |
25 минут |
||
Этап 4. Рефлексия – защита проекта в виде презентации перед аудиторией |
|||||
1. Учитель организует проведение презентации продуктов проектной деятельности учащихся в каждой группе. 2. Организует диалог выступающих и слушателей пооценке деятельности и ее результатов, по определению перспектив. |
1. Группы представляют результаты проектной деятельности. 2. В диалоге выступающих и слушателей дают оценку проектной деятельности и ее результатов, определяют перспективы. 3. Оценивают проведенный урок. |
1. Работа в группах. 2. Самооценка деятельности и результатов. 3. Взаимооценка деятельности и результатов.
|
10 минут |
||
Одним из путей реализации ФГОС в средней школе является включение учащихся в проектную деятельность. «Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся» [5, 208].
Следует уточнить, что именно в седьмом классе в процессе освоения изобразительного искусства, проект является наиболее значимым, поскольку позволяет каждому обучающемуся выбрать свое направление и тему работы, что значительно увеличивает заинтересованность в предмете и активизирует самостоятельное познания ученика, его творческую деятельность.
- Выбранная тема проектной деятельности «Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)» в седьмом классе является базовой и именно в ней можно успешно реализовать развивающие направления, обозначенные в программе и учебнике. В первую очередь, это:
- Развитие заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы.
- Формирование понятия гармонии и красоты в природе.
- Освоение функционально-практической взаимообусловленности каждого звена природных структур: ландшафт - растения - животные - насекомые - свободное пространство - человек.
- Пространственное расположение объектов в реальной и природной среде.
- Функциональная значимость каждого звена природной структуры.
- Развитие представлений о динамике формы, цвета, пространства в истории искусства.
- Развитие представлений о биоархитектуре. Природные закономерности в искусстве.
- Творение формы по мотивам природных структур.
Включение в проектную деятельность этого направления для обучающегося – это еще и уникальная возможность творческой самореализации, поскольку в ходе этой деятельности ученик может смоделировать и выполнить личностно значимый для него продукт в группе или самостоятельно, публично презентовать полученный результат, в заинтересованном диалоге оценить свою работу и наметить перспективы дальнейшей творческой деятельности.
Для учителя учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию как целенаправленной деятельности по обнаружению проблемы, определению способов ее решения, выбору необходимого способа, актуализации цели и решению задач, вытекающих из проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
- Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов. – М.: Архитектура-С, 2004.
- Ермолинская Е.Л., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Кузнецова Н.С. Технология проектирования урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2017. – №3. Код доступа: URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kuznecova_171-176.pdf
- Кузнецова Н.С. Технология проектирования урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kuznecova_133-138.pdf
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
- Программа итогового государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения изобразительному искусству. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. http://lib2.znate.ru/docs/index-343124.html
- Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. Монография. – М.: МАГМУ-РАНХиГС, 2011.
- Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2004.