КОУЧИНГ. ОБЗОР ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Фоминых Екатерина Викторовна

DOI: 10.34897/IAECS.2020.99.58.011

преподаватель ФГБОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина, аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
Данная статья посвящена коучингу – новому стилю взаимодействия между людьми с целью увеличения их личной эффективности. В статье произведен обзор основных аспектов коучинга, таких как: характеристика понятия, история возникновения и развития в современном мире, обзор основных методов и инструментов, применяемых при решении поставленных задач. Технология коучинга является универсальным средством, предоставляющим широкие возможности для развития творческого потенциала и креативности, увеличения осознанности, самостоятельности мышления, профессионального и личностного самосовершенствования. Все эти качества делают коучинг перспективным направлением в развитии современного общества в различных сферах, включая художественное образование.


В современном мире в эпоху глобализации и цифровизации становятся актуальными такие понятия как самосовершенствование, самопознание, креативность, оптимизация, затрагивающие все сферы человеческой жизни, включая и художественное образование. Благодаря всемирной сети Интернет количество и качество информации, а также возможность ее получения и обработки увеличивается с каждым годом. В связи с этим меняются и способы взаимодействия между людьми. Возникает необходимость в появлении и применении новых подходов к работе и обучению. Популярность приобретают методы, направленные на увеличение личной эффективности, раскрытие творческой индивидуальности, поиск оригинальных и нетривиальных идей.  Важными критериями оценки личной эффективности являются уменьшение временных затрат, достижение психологического комфорта и возможность максимального самовыражения. Всем этим требованиям на сегодняшний день отвечает коучинг. Целью данной статьи является обзор различных коучинг-технологий и возможность их применения в различных сферах, включая художественное образование.
Коучинг зародился на Западе во второй половине XX века и получил распространение и признание по всему миру. «Сoaching» в переводе с английского означает «наставлять, воодушевлять, тренировать» [5]. Термин имеет венгерское происхождение. В XVI веке так называли повозку или карету, а в переносном значении - «средство, способствовавшее быстрому достижению определенной цели». В XIX веке в Англии «коучерами» стали называть репетиторов, помогающих школьникам и студентам в выполнении домашнего задания [3]. Постепенно значение понятия расширилось, и оно стало применяться сначала в области спорта, а затем в сфере менеджмента и управления.
Основоположником направления принято считать Тимоти Голви, который, работая тренером, в процессе анализа своей деятельности и поиска эффективных способов взаимодействия со спортсменами, написал книгу «Работа как внутренняя игра» (1974). Под словом «внутренняя» подразумевалось самоощущение спортсмена. 
Главная идея Т. Голви заключается в том, что в момент выполнения определенного действия у каждого человека в голове происходит внутренний диалог. Он осуществляется двумя «Я». Первое «Я» является критиком, подающим команды и производящим контроль. Второе «Я» – это сам человек, его врожденный внутренний потенциал, все способности к творчеству и естественному обучению. Я-2 в процессе деятельности подает точные невербальные команды, а Я-1 вносит искажение, пытаясь контролировать, оценивать и критиковать. Из-за этого происходят многочисленные ошибки. Необходимым условием и важным фактором успеха и естественного развития является возможность раскрытия творческого «Я» посредством уменьшения вмешательства и оценки критического «Я». 
Раскрытие творческого потенциала, по мнению Голви, заключается в использовании формулы «Результативность = Потенциал - Вмешательство» [1, 19]. И основная задача тренера – способствовать максимальному раскрытию внутреннего потенциала человека при помощи создания комфортной атмосферы, неоценочного мышления, правильного фокуса внимания и максимального снижения помех от самокритики в момент выполнения действия. 
В основе методов и принципов книги лежит «глубокая вера в естественную способность человека учиться на непосредственном опыте» [1, 9]. У большинства людей достаточно интеллектуальных знаний для решения множества задач, но им достаточно сложно действовать, поскольку отсутствует уверенность в своих силах. Самокритика и отсутствие веры в себя, а также привычка ориентироваться на постороннее мнение приводят к тому, что скорость и качество развития ухудшаются, мотивация к действиям снижается, и человек возлагает ответственность за свои действия на тренера или инструктора, а сам лишь выполняет команды. Но при отсутствии четких указаний, при снижении оценки и критики становится возможным почувствовать спокойствие и проявить свой потенциал максимально свободно.
Изначально метод предназначался для спортсменов, поскольку наглядность действия и мгновенное получение результата способствуют максимальной точности наблюдений и возможности ясной оценки. Но впоследствии коучинг завоевал популярность и в других сферах деятельности – в менеджменте и управлении. Идеи коучинга также могут быть актуальны и для людей, профессии которых связаны с художественным образованием и творчеством, так как необходимым условием достижения успеха в профессии является возможность создать нечто уникальное, проявить свое собственное видение и выразить его в различных видах художественной деятельности.
Идеи Тимоти Голви получили свое развитие у Джона Уитмора, автора книги «Коучинг высокой эффективности», ставшей мировым бестселлером. Уитмор считал, что «Коучинг — это воздействие, основной и постоянной целью которого является формирование уверенности в себе независимо от содержания конкретного задания» [7, 25].
Задачей коуча является развитие осознания, ответственности и уверенности в себе, что дает возможность действовать успешно и принимать правильные решения. Для этого необходимо, чтобы отношения между коучем и подопечным основывались на партнерстве, доверии и были максимально свободны от оценки и давления. В процессе диалога, при помощи ответов на вопросы человек получает возможность осознать собственные мысли и составить четкий план решения проблемы.
  Последовательность специальных вопросов, определенным образом структурированных, была разработана Джоном Уитмором и получила название GROW. Каждая начальная буква означает определенный этап:
I. Конкретизация того, что необходимо достичь, «цель» (Goal). 
Цель, в свою очередь, должна иметь несколько характеристик и быть:
SMART:
• Specific (конкретная);
• Measurable (измеримая);
• Achievable (согласованная);
• Realistic (реалистичная);
• Time (определена во времени).
PURE:
• Positive (позитивная);
•  Understandable (понятная);
•  Relevant (уместная);
•  Ethical (этичная).
Примерные вопросы:
1. Каковы цели, конечная и промежуточные?
2. Каких результатов необходимо достичь?
3. Каковы сроки для их достижения определенных задач?
II. Понимание действительности и конкретизация действий «реальность» (Reality). 
Примерные вопросы:
1. Каковы детали текущей ситуации?
2. Какие имеются опасения?
3. Какие действия уже были предприняты?
4. Какие имеются препятствия в достижении поставленной цели?
5. Какие результаты уже есть?
6. Какие ресурсы необходимы для решения ситуации?
III. Исследование возможных вариантов действий, которые могут способствовать достижению поставленной цели (Options).
Примерные вопросы:
1. Какими способами возможно достичь цели?
2. Каковы достоинства и недостатки различных вариантов решения проблемы?
3. Какой из вариантов представляется наиболее эффективным?
IV.       What, When, Who, Will — определение намерений, что, когда и кому необходимо сделать (Will) [4, 81].
Примерные вопросы: 
1. Что необходимо сделать? 
2. Когда начинать и заканчивать запланированные действия?
3. Какая необходима поддержка?
4. Есть ли что-то еще, что необходимо обсудить?
Формулирование открытых вопросов является основным инструментом работы коуча, стимулирующим мышление человека и позволяющим добиться осознанности и получить ответы при помощи раскрытия внутреннего потенциала личности. По словам Джона Уитмора, «мы способны выбирать и контролировать то, что осознаем; но то, что не осознаем — контролирует нас» [7, 66].
Структура GROW дает возможность использовать цикл вопросов по спирали, продвигаясь поэтапно в процессе решения поставленных задач, и с каждым новым циклом достигать все большего осознания. Данная методика является очень эффективной при воздействии на людей, имеющих базовые знания и компетентность в решаемых вопросах. Применение GROW в художественном образовании может способствовать более чёткому осознанию аспектов, связанных с пониманием художественного образа, и выбору средств, с помощью которых возможно добиться наилучшего результата.
Еще одним важным человеком, оказавшим влияние на формирование методов коучинга, является Майлз Дауни. В своей книге «Эффективный коучинг, уроки коуча коучей» он обобщает идеи Тимоти Голви и Джона Уитмора, дополняет инструменты воздействия коуча, а также выделяет необходимые условия проведения эффективного коучинга.
 Майлз Дауни изобрел модель «Т», которая позволяет продвигаться внутри модели GROW. Она подразумевает, что в начале диалога идет расширение (обзор всех аспектов), а затем фокус на определенной детали. Это позволять охватить все возможные варианты, и затем углубиться в изучение наиболее интересного [2, 66].
 Также Майлз описал основные инструменты коучинга:
1. Слушать, чтобы понять. Умение правильно слушать является одним из главных умений коуча. Во время слушания важно не пытаться делать суждения или думать о следующем вопросе, а быть «в моменте». Мысль необходимо фокусировать на текущих ответах, не позволять себе отвлекаться на раздражающие факторы. Важно находиться в «потоке» [2, 86], не делать поспешных выводов и предположений, не пытаться предугадать ход мысли партнера. Все это уводит от хода мысли и способствует ухудшению понимания. Важно просто слушать и наблюдать. Понимание способствует доверию, улучшает контакт и способствует осознанности. Человек, которого слушают и понимают, готов делиться своими мыслями и идеями. 
2. Повторение, суммирование, перефразирование. Подтверждает то, что коуч внимательно следит за ходом беседы. Позволяет лучше понять некоторые моменты разговора.
3. Группирование. Способствует структурированию информации.
4. Использование молчания. Дает возможность собеседнику подумать, осмыслить текущие ответы.
5. Следование за интересом. Направляет беседу в нужном направлении.  Стимулирует ход мысли человека, побуждая к размышлению и принятию решений.
6. Проясняющие вопросы. Уточнение смысла определенных слов.
Все эти навыки способствуют пробуждению осознанности, улучшению понимания.
Также Майлз Дауни структурирует виды директивного и недирективного коучинга по силе воздействия различных техник. По своему воздействию коучинг может быть мягким (недирективным) и жестким (директивным). Различие заключается в степени вмешательства и влияния коуча. Более эффективным считается недирективный, т.к. с его помощью возможно стимулировать интерес к эксперименту и умение мыслить самостоятельно. Но в некоторых случаях недирективный стиль необходимо дополнять директивным. Суть директивного коучинга заключается в том, чтобы направлять, советовать, давать инструкции.
Структура инструментов коучинга, от недирективного к директивному:
Директивный
Инструктировать
Давать советы
Осуществлять обратную связь
Вносить предложения
Задавать вопросы
Слушать, чтобы понять
Недирективный
В различных ситуациях применение стилей будет варьироваться в соответствии с поставленными задачами, а также исходными данными.
При недостатке вариантов и идей либо при отсутствии необходимых знаний у собеседника коуч может поделиться своими мыслями и опытом. Он может вносить предложения, но мягко, не навязывая свое мнение. Помощь и инструкции коуча также могут потребоваться при необходимости решительных действий и достижения быстрого результата либо психологическом дискомфорте подопечного и неспособности взять на себя ответственность в самостоятельном принятии решения. В художественном образовании, особенно на начальных этапах формирования навыков, больше подходит директивный стиль, но в процессе совершенствования мастерства обучающегося и роста его профессионального интеллекта все большую необходимость приобретает недирективный коучинг. Возможность свободного выражения своей индивидуальности является необходимым условием формирования яркого художественного образа. Новаторство рождается из эксперимента и самостоятельного применения полученных навыков. Поэтому недирективный стиль, применяемый в художественном образовании, предоставляет необходимую свободу и возможность самостоятельного мышления и творческого поиска.
Для того, чтобы воздействие коучинга было результативным, нужно учитывать следующие факторы:
1. Доверие. «Страх и сомнение. Ничто так не мешает результативности, как эти две вещи» [2, 74]. Необходимо создание доверительной атмосферы, которая предполагает отсутствие критики и оценки со стороны коуча. Только в психологически комфортном и спокойном состоянии человек может открыться и давать честные ответы на вопросы. Критика провоцирует защитную реакцию, желание приукрасить действительность. Свобода от оценки дает возможность высказать мысли и идеи, которые кажутся безумными и нереальными. Но именно при отсутствии боязни показаться неловким и смешным у человека возникают действительно ценные и креативные решения. Без доверия коучинг невозможен.
2. Наличие обратной связи. Давать обратную связь – значит реагировать на слова, действия, невербальные сигналы партнера и давать четкую оценку текущей ситуации. Человеку обязательно нужно чувствовать обратную связь, для того чтобы убедиться в наличии взаимопонимания. При отсутствии обратной связи теряется понимание реальности. При предоставлении обратной связи коучу важно быть максимально беспристрастным и честным. Нельзя давать намеренно искаженную информацию, боясь обидеть или по другим причинам. Это может подорвать доверие - основу взаимоотношений. Для некоторых творческих профессий, связанных с исполнительством, наличие обратной связи является необходимостью, поскольку у человека отсутствует возможность оценки себя со стороны.
3. Намерение. Четкое осознание цели, к которому стремится коуч, определяет выбор подходящих средств и инструментов для взаимодействия с собеседником. Намерение заключается в том, чтобы дать собеседнику возможность более полно понять себя и ситуацию для принятия оптимального решения. Намерение коуча должно исходить из желания пробудить осознанность в человеке. Важно понимать, какой стиль коучинга является необходимым в данный момент, и уметь подходить к решению проблемы комплексно. Одной из главных целей художественного образования является формирование творческой индивидуальности, и намерением должно быть не только желание передать традиции и собственные знания, но и создание свободных условий для творчества.
4. Вера в потенциал является важным фактором на пути к успеху. Без нее невозможно развитие и совершенствование. Коучинг предполагает создание равноправных партнерских отношений и отсутствие иерархии, директив и четких указаний, чем кардинально отличается от тренинга, наставничества и консультирования [5]. Вера в творческий потенциал является необходимым условием любых творческих отношений. 
Человек привыкает к самостоятельности мышления, а также берет ответственность за свои мысли и действия. Все это способствует повышению активности и росту мотивации. «Уверенность в себе развивается тогда, когда мы принимаем решения, успешно действуем и берем на себя ответственность за то и другое».
Ответственность также важна для высокоэффективного исполнения. Когда мы искренне и сознательно принимаем ответственность за свои помыслы и поступки, наша преданность им повышается, а вместе с ней и эффективность исполнения» [7, 41]. Создание шедевра невозможно без личной ответственности и заинтересованности. Поэтому очень важной целью художественного образования является создание самостоятельной творческой единицы, что достигается в процессе обучения благодаря возможности самостоятельного принятия решений. 
Предполагается, что коуч не должен иметь квалификацию в определенном виде деятельности, иногда она даже мешает. Поскольку коуч должен фокусировать внимание на поиске способов достижения цели, а не критиковать и искать недостатки, наличие квалификации и знаний в определенном вопросе может стать серьезной помехой в использовании данного метода [7, 38]. «Часто наш результат зависит от того, на чем мы фокусируемся. Боясь поражения, мы на нем и фокусируемся, получая в итоге именно этот результат» [7, 61].
Главная задача коуча – помочь человеку найти решение проблемы, а не решать проблему за него. Создать подходящую атмосферу, нужный настрой и сфокусировать внимание на необходимом является прямой обязанностью коуча. «Тот, кто настроен на победу, часто побеждает. Тот, кто боится проиграть, часто проигрывает» [7, 62].
Суть коучинга заключается в том, чтобы дать возможность собеседнику увидеть ситуацию со стороны, более цельно или под другим углом, при помощи обсуждения вопросов «возвысить» собеседника над проблемой и сделать его видение более ясным и объективным.
 Основная идея коучинга заключается не в том, чтобы дать информацию и указать четкий алгоритм действий, а в том, чтобы стимулировать мышление человека к поиску ответов в недрах собственного сознания. Это является очень важным фактором формирования собственного мнения, учит самостоятельности, без чего невозможно стать профессионалом ни в одном виде деятельности. Применение методов коучинга в художественном образовании способно привнести в обучение новизну, сделать его более комфортным и интересным для обучающихся, повысить мотивацию к самостоятельному изучению вопросов и развить свободу к экспериментальной и творческой деятельности. Коучинг не ставит цели научить, а помогает «научить учиться» [7, 17].
 В современном мире коучинг широко применяется в различных областях: менеджмент, спорт, образование, маркетинг, бизнес. Также он активно используется в практиках личностного роста, что доказывает его действенность и популярность.
Использование данной методики в художественном образовании дает возможность развития мышления, креативности, самостоятельности, укрепляет веру в себя и свои силы, а также способствует развитию индивидуальности и психологической зрелости личности. Способность к самосознанию и умению взять на себя ответственность является важными качествами на пути к успеху в профессиональной деятельности и личной эффективности каждого человека.
Возможность применения коучинг-технологий в художественном образовании может иметь перспективы развития и стать востребованным методом как при развитии подрастающего поколения, так и в совершенствовании уже сформировавшихся специалистов.
                  
ЛИТЕРАТУРА 
1. Голви, Т.У. Работа как внутренняя игра [Электронный ресурс] / Тимоти У. Голви.  -URL.: //http://www.sstcc.ru/index.php/download_file/view/568/324/ (дата обращения 25.04.2020)
2. Дауни, М. Эффективный коучинг: уроки коуча коучей [Текст] / Майлз Дауни / Пер.с англ К.Гладкова. – М.: Добрая книга, 2008. – 288 с.
3. Лазутина, А.Л. Коучинг в России: становление и проблемы развития [Электронный ресурс] / А.Л. Лазутина // Приволжский научный вестник. -2014. -№12-2 (40). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-v-rossii-stanovlenie-i-problemy-razvitiya (дата обращения: 17.04.2020).
4. Отличие коучинга от смежных профессий [Электронный ресурс] / Первая профессиональная академия профессионального коучинга. -URL.: https://www.1napc.ru/aboutcoaching/otlichie-kouchinga-2.html (дата обращения: 26.04.2020)
5. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Эрик Парслоу, Моника Рэй. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с.
6. Технология коучинга: принципы, инструменты, возможности и ограгичения [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/6810626/page:5/(дата обращения: 20.04.2020)
7. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности [Текст] / Джон Уитмор. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. – 168 с.