Окружающий ребенка мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный
мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Важную роль в
формировании представлений ребенка о мире играет звуковая среда – воспринимаемый и
интерпретируемый человеком мир шумов и звуков.
Существуют различные подходы к классификации звуковой среды. В психолого-
педагогической литературе можно встретить классификацию, в которой воспринимаемые
звуки делятся на речевые, музыкальные, шумы и голоса природы (В.П. Ермаков, Л.В.
Нейман, В.Н. Носуленко, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Якунин и др.). Лингвисты делят
окружающие человека звуки на речевые, музыкальные и неречевые. Музыканты-
исследователи предпочитают подход к классификации с позиции музыкальной речи.
Такой подход позволяет выделить в звуковой среде два пласта звучаний (М.Ш. Бонфельд)
[1]: первый пласт опосредован музыкальными звуками (музыкальные звуки образуют
«центр звуковой атмосферы музыкального искусства»), их генезис и формирование
прослеживаются достаточно четко, они отобраны из множества звучаний и подверглись
серьезной культивации; второй пласт – это немузыкальные звуки (немузыкальные звуки
вошли в музыкальную речь европейской традиции значительно позднее и к настоящему
времени выходят за рамки только инструментов ударной группы).
Более детальная классификация звуковой среды, на наш взгляд, предложена
Г.Ш. Орджоникидзе. Музыкант-исследователь выделил несколько компонентов звуковой
среды [2]: 1) физико-акустический пласт, включающий звуки живой и неживой природы
(шум дождя, грозы, грома, завывания ветра, пение птиц, зовы разных животных и т.д.), а
так же звуки, связанные с деятельностью человека – шумовые эффекты, возникающие в
быту, в процессе труда (звуки крутящегося веретена, звуки вращающегося колеса,
сигналы, гудки и т.д.); 2) музыкальный пласт, сформировавшийся под воздействием
художественного творчества (традиционные жанры народной и классической музыки,
современная музыка, живое музицирование); 3) речевой компонент, удельный вес
которого возрастает в связи с интенсификацией общественных взаимоотношений и
увеличивающихся контактов между людьми.
Звуковая среда, в которой живет современный ребенок, отличается
неоднородностью, дисгармоничностью и крайней избыточностью. Созданный человеком
звучащий мир несет самое разнообразное психоэмоциональное содержание. К сожалению,
часто оно далеко от природосообразных и культуросообразных моделей.
Творческим актом преобразования (гармонизации) звуковой среды становится
преломление звуков окружающего мира в художественные образы, что нашло свое
выражение в литературных и музыкальных произведениях. Звучащий мир, слуховые
ассоциации стали предметом изображения для многих художников. Это с наибольшей
силой проявилось, например, в стремлении создать синтетический (целостный) образ
реальности средствами различных видов искусств.
Окружающая звуковая среда влияет на формирование личностных качеств ребенка.
Это диктует необходимость учитывать ее особенности в формировании художественных
вкусов подрастающего поколения, а так же развивать ценностное отношения к звукам
окружающего мира. Поэтому представляется важным формировать аудиальную культуру
личности ребенка как культуру звукового восприятия, которая позволит ей в дальнейшем
не только адаптироваться к звуковой среде современности, но и грамотно организовывать
свое звуковое пространство.
Аудиальная культура (с лат. «аudio» – слушать) трактуется нами как интегративное
качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать,
оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую,
речевую и музыкальную информацию. Исходя из представленных классификаций
звуковой среды, компонентами которой являются звук, речь, музыка, и нашего понимания
аудиальной культуры – интегрированное качество личности, в основе которого лежит
способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и
творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию, можно
установить взаимозависимость и взаимообусловленность данных феноменов. Аудиальная
культура представляет собой интегрированное качество личности, в основе которого
лежит способность воспринимать, оценивать, интерпретировать и творчески преображать
звуковую среду.
Наиболее существенными компонентами аудиальной культуры личности являются:
эмоционально-ценностный компонент, в основе которого лежат способности человека к
эмоциональному восприятию звуковой среды, установка на ценностные ориентации в
звуковом мире; когнитивно-рефлексивный компонент – способности получать и
осмысливать информацию об окружающей звуковой среде; деятельностно-практический
компонент – способности самостоятельно приобретать и использовать знания о звуковой
сфере.
Отсюда критериями аудиальной культуры младших школьников, на наш взгляд,
являются: 1) эмоциональная отзывчивость – первая реакция ребенка на звуковой мир; 2)
познавательная активность, которая позволяет этот мир осознать и осмыслить: 3)
способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки (под
ценностью в данном исследовании понимается субъективная значимость для человека
явлений окружающего мира, частью которого является звуковой мир; установка – это
состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной
ситуации, следовательно, в ценностных установках выражается отношение субъекта к
окружающему миру, в нашем случае, к звуковому).
Каждый из названных критериев, в свою очередь, определяется по ряду
показателей.
Показателями эмоциональной отзывчивости являются: 1) умение
дифференцировать собственные эмоциональные состояния в процессе освоения звуковой
среды и «включаться» в эмоциональное состояние других людей (почувствовать их
настроение); 2) умение адекватно воспринимать эмоциональное содержание
(эмоциональный тонус) художественных произведений, репрезентирующих звуковую
среду; 3) умение устанавливать взаимосвязи между эмоциями, пережитыми в
определенных жизненных ситуациях (в частности, в процессе знакомства с окружающим
звуковым миром), и эмоциями, пережитыми от восприятия произведений искусства, в
которых происходит преломление звуков окружающего мира в художественные образы;
3) умение выразить собственное эмоциональное состояние, в том числе и пережитое от
восприятия произведений искусства, в собственном творчестве – звукотворчестве.
Познавательная активность учащихся определяется через: 1) стремление выявлять
причинно-следственные связи и зависимости в процессе знакомства с окружающей
звуковой средой, проявляющееся через умение логически мыслить и выделять главное,
классифицировать и обобщать, строить аналоги, концентрировать свое внимание и
память; 2) желание расширить и углубить познавательную деятельность, которое
выражается в умении приобретать знания, что позволяет более основательно
познакомиться с окружающим звуковым миром, более тонко чувствовать его; в умении
использовать дополнительную информацию, полученную из источников социальной
коммуникации, в процессе чтения, просмотра телевидения, слушания радио и т.п.; 3)
проявление повышенного интереса к произведениям искусства как средству познания
окружающего мира, звукового в том числе.
Способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки
выявляется через такие показатели как: 1) применение полученных знаний о звуковой
среде в новых условиях; 2) проявление инициативы и самостоятельности в процессе
знакомства со звуковым миром; 3) ориентация на творчество в процессе познания
звуковой среды, стремление к творческому самовыражению через звукотворчество,
рисунок, пластику.
Таким образом, формирование аудиальной культуры школьников, как культуры
«слышания» окружающего мира, – важная задача современного образования.
Аудиальная культура – интегрированное качество личности, в основе которого
лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и
творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Установлена взаимозависимость и взаимообусловленность звуковой среды
(компоненты – звук, речь, музыка) и аудиальной культуры личности (способность
воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать
звуковую, речевую и музыкальную информацию). Аудиальная культура – есть
интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность воспринимать,
оценивать, интерпретировать и творчески преображать звуковую среду.
Наиболее существенными компонентами аудиальной культуры личности являются:
эмоционально-ценностный компонент, когнитивно-рефлексивный компонент и
деятельностно-практический компонент.
К важным критериям сформированности аудиальной культуры обучающихся
начальных классов относятся: эмоциональная отзывчивость, познавательная активность,
способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бонфельд М.Ш. Семантика музыкальной речи // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-
сост М.Г. Арановский. Изд. 2-ое. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 82-141.
2. Орджоникидзе Г.Ш. Звуковая среда современности // Музыкальный современник: сб. ст. / сост. С. С. Зив.
– М., 1983. – Вып. 4. – С. 272-304.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация:
В статье раскрывается специфика звуковой среды, выделяются основные компоненты данного
феномена; дается авторская трактовка понятия «аудиальная культура»; обосновывается взаимозависимость
и взаимообусловленность звуковой среды и аудиальной культуры личности; выделяются компоненты
аудиальной культуры, в соответствии с которыми определяются критерии и показатели сформированности
аудиальной культуры обучающихся начальных классов.