Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания
Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год
Развитие креативности обучающихся в общем и профессиональном образовании напрямую зависит от их участия в олимпиадах, в спортивных состязаниях и в многочисленных интеллектуальных творческих конкурсах. Это обусловлено потребностью современного общества: вырастить разносторонне развитого и здорового члена общества. Необходимо разработать научно-методическое обеспечение мероприятий по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, увеличению способностей к занятиям физической культурой и спортом, воспитания интереса у детей к научно-исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Своевременная и качественная оценка научных знаний, творческих и спортивных достижений учащихся продиктована необходимостью развития современного общества. На основе изучения олимпиад и интеллектуальных и творческих конкурсов, обучающих фестивалей, конкурсного практикума образовательных лабораторий представляется возможным определение теоретических основ анализа олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов и разработка обоснованной системы критериев оценки олимпиад и конкурсных мероприятий. Разработка современного инструментария, экспертных материалов и документов необходима для обновления содержания и учебно-методического обеспечения современного дополнительного образования детей и юношества.
Чтобы определить и проанализировать количество различных уровней олимпиад и иных мероприятий по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт» необходимо исследовать методическое содержание и степень разработки заданий олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, обучающих фестивалей, конкурсного практикума образовательных лабораторий. Очень важно систематизировать образовательные задачи конкурсных мероприятий и доступность материалов для детей с ОВЗ с учётом возраста. Анализ конкурсных мероприятий различного уровня для детей и юношества по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт» поможет выявить особо востребованные олимпиады, интеллектуальные и семейные творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса детей и их семей к научно-исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности. [6, 232с.]. Пропаганда научных знаний, творческих и спортивных достижений учащихся проводится в ДОУ, МОУ, организациях дополнительного образования с целью получения высокой рейтинговой оценки и получения особого статуса. Для образовательных учреждений существует проблема массового вовлечения детей в фестивальное конкурсное движение в начальной школе, дошкольном пространстве. Для детей с ОВЗ и ОФР таких конкурсов проводится крайне мало. В организации конкурсного пространства для таких деток существует ряд проблем:
1.Наличие тематического выбора конкурсов и олимпиад.
2.Сложность в создании общей доступности.
3.Вовлечение семьи в творческий процесс.
4.Наличие конкурсов для всех возрастных категорий.
5.Сохранение желания и мотивация для неоднократного участия .
6.Невозможность оплаты участия в конкурсах и олимпиадах.
Исходя из этого, можно построить путевую карту информационного ресурса конкурса.
Необходим список измерительных материалов и пакета инструментов для проведения оценочных процедур таких конкурсов и разработка экспертного и аналитического сопровождения олимпиад и других мероприятий для таких категорий детей. Выявление условий для повышения результативности деятельности педагогов на региональном уровне, работающих не только с одарёнными детьми, но и с детьми с особенностями.
Анализ и выявление эффективных практик работы педагогов с детьми и привлечения детей к участию в олимпиадах и конкурсных мероприятиях различного уровня на всероссийском и международном уровне. И как рекомендация, разработка эффективной системы вовлечённости обучающихся на различных уровнях образования в фестивальные конкурсные мероприятия разного уровня, разработка условий многоступенчатого роста статуса самого фестиваля и его участников. При заполнении каждого поля, представленной схемы можно проследить и составить предварительную оценку результативности деятельности олимпиады, конкурса, фестиваля.
Дети двадцать первого века - особенные дети. Они пользуются сложными гаджетами и каждый день проводят в информационной среде длительную часть своего времени. Дети Z( родившееся после 2000г.) намного опережают своих предшественников Y ( родившееся 1984-2000гг.) и X (рождённые 1963-1984гг.), они не могут без информационного электронного пространства. Эти дети индивидуумы, интеллектуалы, но интроверты, поэтому их участие в фестивальных конкурсных мероприятиях разного уровня - это возможность для них остаться в реальном коммуникационном поле. Сегодняшние дети владеют всеми способами передачи информации, они готовы посещать онлайн форумы, мастер классы, знакомы с электронными ресурсами любых образовательных порталов, но как оценивать этих детей и не потеряют ли они в будущем необходимость вербального общения? [5, 152с. ]. И не потеряем ли мы формирование мотивации интерактивной деятельности у детей. А как же дети с ОВЗ и ОФР, для которых конкурсное пространство является способом общения и способом проявить себя? Для них творческих конкурсов и фестивалей проводится крайне мало, а если и есть, в данном конкурсном пространстве такие дети не имеют обратной связи с организаторами. Отсутствует рейтинговая оценка конкурсных мероприятий, отсутствует специальный информационный портал для таких участников. Организаторам мероприятий необходимо предусмотреть все категории участников, при подаче заявки на конкурс дополнительно отмечать данную категорию при проведении анализа уровня конкурса. Необходимо включение обратной связи, где будет проходить интервьюирование педагогов, работающих с одарёнными детьми, с детьми с ОВЗ родителей, имеющих проблемы с детьми, анкетирование сверстников. В рабочем пространстве конкурса полезно будет проведение анкетирования и выявление эффективных практик работы педагогов по привлечению детей к участию в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня.
В пространстве современного фестивального и олимпиадного движения необходимо дистанционное тъютерское сопровождение, обратная связь, особенно для детей с ОВЗ Тъютер в переводе с английского языка – это опекун, помощник, наставник. Первые тъютеры появились в Великобритании в 13 веке в Оксфорде и Кембридже. Об этом пишет И.Д.Проскуровская [8, с. 24]. К 16 веку тъютерство стало формой университетского наставничества, В России существовала форма монастырских наставников. Монастырские наставники передавали своё умение гувернёрам, те в свою очередь опекунам, которые в 19 веке много занимались просветительской деятельностью.
В российское образование тъютерство вернулось в конце 90-х годов с появлением дистанционных форм образования. Тъютер помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, наладить обратную связь внутри олимпиады и конкурсных мероприятий. Предоставить научно-методические рекомендации по участию и дистанционному сопровождению детей на творческих и научных конкурсах, олимпиадах. Для разработки научно-методических рекомендаций необходим анализ перечня олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов для определения уровней проводимых олимпиад и иных мероприятий по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт» и разработка критериальной базы для оценки вовлечённости и участия обучающихся в олимпиадных и конкурсных мероприятиях. Обратная связь в виде тъютерства сможет внедрить конструктивные предложения по поддержке молодых талантов.
Проведения олимпиад в новом качестве и включение в обратную связь тъютерского сопровождения даст возможность для участия детей с ОВЗ и ОФР в конкурсных мероприятиях. Создание обратной связи и тъютерского сопровождения - это методическое предложение в пакет документов для работы экспертной группы Национального координационного совета по поддержке молодых талантов.
Групповые консультации (тъютериалы) для участника дадут возможность для многократного участия детей с ОВЗ в олимпиадах и фестивальных мероприятиях и получения дальнейших методических рекомендаций с целью диагностики и реабилитации. Внеконкурсные мероприятия, платформа творческого сопровождения - это реальная помощь семье в качестве советов и методических рекомендаций по профилактике, диагностике, лечении и реабилитации детей на основе участия в творческом и научном конкурсе. Это ещё один из способов расширить систему вовлечения обучающихся в научные и другие творческие конкурсные мероприятия. Т.М.Ковалёва [3, c. 171] указывает на задачи тъютерской работы:
- Повышение образовательного результата.
- Обратная связь с педагогами по выполненным заданиям.
- Поддержка образовательного движения обучающего на протяжении всего курса.
В отношении детей с ОВЗ тъютериалы (групповые консультации) помогут педагогам и родителям решить следующие задачи:
- Подбор конкурсов, в которых можно принять участие вместе с детьми.
- Количество и название олимпиад, спортивных состязаний, в которых можно принять дальнейшее участие.
- Подбор фестивалей, конкурсов, в которых дети могут принять участие самостоятельно на 1 этапе.
- Дистанционное профильное ориентирование детей для дальнейшего участия в фестивальном конкурсном движении (городские, региональные проекты, мастер-классы, сопровождающая образовательная лекционная площадка).
- Возможность адресной помощи для всех участников.
- Помощь в выборе семьи по подбору конкурсов, фестивалей, олимпиад и участия детей.
По мнению П.Г. Щедровицкого « Тъютор –это консультант учащегося, который поможет выработать индивидуальную образовательную программу» и в дальнейшем сопровождать[9, с. 18]. 5 мая 2008года издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №216н «Об утверждении квалификационных групп должностей работников общего образования», он направлен на оказание помощи в достижении наилучшего образовательного результата [7, с. 32]. Это должно получить своё продолжение и в олимпиадном движении и в конкурсном процессе.
Олимпиады и конкурсные мероприятия могут расцениваться не только как способ вовлечения обучающихся в творческий процесс, но и как один из способов рефлексировании собственной деятельности. В научно-методических рекомендациях по проведению конкурсных мероприятий должна появиться статья о тъютерском сопровождении по направлениям: «Наука», «Искусство», «Социальное проектирование».
Это не только рассылка новостей, перечень форумов, это может быть:
- адресное комментирование;
- анкетирование участника в начале и в конце события;
- опрос родителей;
- подключение к тъютерской поддержке по мере необходимости и пожеланию каждого участника;
- связь онлайн с детьми с ОВЗ в любое время;
- полный отчёт для каждого участника и по всем участникам;
- архивный фото и видео отчёт о конкурсном мероприятии.
Наличие тьютерского сопровождения должно войти как показатель в современную систему критериев оценки олимпиадных и конкурсных мероприятий.
Например, в «образовательной лаборатории для одарённых детей» в МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевск не хватает связи с тьютерами, для составления дальнейшего адресного маршрута индивидуального участия и проектирования диаграмм роста уровня творческого и интеллектуального развития детей.
Тьютерская поддержка могла бы помочь в профилактике, диагностике социальной реабилитации детей различных групп, в повышении ответственности за качественное выполнение поручения среди родителей, в творческой самореализации педагогов и родителей детей участников олимпиад и иных мероприятий.
Наличие тьютерской поддержки могло бы стать частью дополнительной оценки эффективности конкурсных мероприятий.
Таким образом, главной базой для оценки эффективности конкурсных мероприятий является:
- Содержание конкурсных заданий разрабатывается с учётом особенностей развития детей в различные периоды возрастного развития.
- Обязательное наличие не менее двух этапов для участия в олимпиадах и иных мероприятиях по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт» и сопровождающих конкурсных образовательных маршрутов. Конкурсные задания включают многообразие возможных вариантов для коллективного и индивидуального физического, творческого и интеллектуального развития детей.
- Выявление приоритета среди олимпиад, спортивных состязаний и иных конкурсных мероприятий по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт» при наличии возможности различных видов и способов участия детей с О.В.З.
- Наличие у олимпиад, спортивных состязаний и иных конкурсных мероприятий информационного сайта и возможности дистанционного этапа участия.
- Наличие для оценивания участников олимпиад, спортивных состязаний и иных конкурсных мероприятий квалифицированного жюри.
- Уровень конкурсных мероприятий определяется по наличию городского, районного, регионального, краевого общероссийского и международного этапов участия. Предполагается три квалификационных уровня. События каждого уровня должны быть медиа зафиксированы и иметь свободный архивный доступ. Уровень олимпиад и конкурсных мероприятий зависит от количества участников и регионов.
- Одним из способов изменения содержания конкурсного материала является возможность использования разнообразных методов трансляции и иллюстративных методов освоения заданий для детей с ОВЗ.
- Необходимо деление олимпиад, спортивных состязаний и иных конкурсных мероприятий: «Наука», «Искусство», «Спорт» на узко профильные и многопрофильные по количеству участников в состязаниях по разным направлениям и времени проведения мероприятий.
- Архивное подтверждение в истории олимпиад и конкурсных мероприятий положительного влияния на художественное, социальное, культурное, физическое и патриотическое развитие участников.
- Содержание архива должно включать данные о судьбе многократных участников и их профильного определения в выборе дальнейшей профессии.
- Наличие качественного путеводителя и указателя, сопровождающего образовательный маршрут для участников разного возраста и детей с ОВЗ, для педагога и семьи участника. Наличие нулевого этапа конкурса с облегчённым вариантом заданий. Образовательный материал включает большое количество заданий для творчества детей и взрослых, как способа приобретения знаний о специфике и цели данного конкурса.
В ходе исследования были рассмотрены условия приобретения навыков участия дошкольников и членов их семей в театрализациях.
Целью творческих заданий программ творческого развития и воспитания детей дошкольного возраста является не только развитие умений и определённых навыков у воспитанников, но и формирование у них особого отношения к предметному и природному миру. У ребёнка воспитывается умение ощущать себя творческой единицей в пространстве окружающего мира, закрепление понимания единой картины мира, воспитание творческого отношения к выполнению разнообразных художественных заданий.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев, А.А. Интернет техники и модели обучения / А.А. Андреев. – М.: Миик, 2013. – 57с.
Андреев, А.А. Дистанционное обучение. // Сущность, технология, организация / А.А Андреев.– М.: МЭСИ, 1999. – 196 с.
Ковалёва, Т.М. Основы тьютерского сопровождения / Т.М. Ковалёва. – М.: Наука, 2010. – 191 с.
Китайгородская, М.Д. Опережая образование / М.Д. Китайгородская. – М.: Аспект, 2007. – Гл.4. – 175 с.
Комлева, В.В. Восприятие и развитие дошкольников на тематических занятиях по театру [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2014. – №4. – URL: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva_150-160.pdf (дата обращения: 10. 09. 2019).
Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Закономерности формирование художественного восприятия и мышления у школьников [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2014. - №4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_228-234.pdf (дата обращения: 6.09.2019).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования // Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования [Электронный ресурс] – С. 32-36. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rossii-05052008-n-216n-ob/8.(дата обращения: 05.02.2019).
Проскуровская, И.Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьютерства // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – №2 (6) от 01-06-2009. – С.71-81.
Щедровицкий, П.Г. Образование как объект культурной политики / П.Г. Щедровицкий. – М.: Школа культурной политики, 2011. – 360 с.