Критерии освоения визуальной культуры в профессиональном художественно-педагогическом образовании

Мехоношина O.В.

Аспирант Института художественного образования Российской академии образования
 

Аннотация: 
В статье сформулированы педагогические критерии освоения визуальной культуры: 1) способность к художественному общению; 2) способность к созерцанию; 3) способность к интерпретации: перенос впечатлений на собственную художественную практику; 4) способность к рефлексии. Предложенные критерии могут быть основным показателем успешности освоения визуальной культуры студентом, будущим педагогом-художником.

Содержание профессионального художественно-педагогического образования построено на постепенном освоении студентами основ педагогики и искусства, а также на развитии его профессиональной и общей культуры. Культурное развитие, как правило, имеет междисциплинарный характер, студент осознает себя носителем культурных ценностей в различных учебных ситуациях. Наиболее важной составляющей такой аккультурации по праву является визуальная культура: ее освоение обосновано самой спецификой художественно-педагогической специальности. Визуальная культура является составляющей образовательного процесса. Термин «визуальная культура» далеко не однозначен. Прежде всего, оттого, что это частная область понятия «культура». Слово «культура» многолико. Понимание культуры как поэтапного развития искусств и наук, как художественно-эстетической образованности личности, как области социальных взаимодействий, а также другие многочисленные осмысления «культуры как системы» дают нам право уточнить угол зрения на культуру «визуальную». Главная общепризнанная функция культуры — «поддерживать единство и целостность общества, интегрировать, сближать, примирять» . Через трансляцию содержания культуры человек входит в социокультурное пространство. Ценности культуры в опыте конкретного человека передаются, во многом, через зрение. По разным данным, 70—90 % информации поступает в мозг человека через визуальный канал . И здесь важное значение имеет визуальная культура человека, воспринимающего и творящего. Живопись, графика, архитектура, искусство книги, дизайн, — все пластические искусства требуют от тех, кто постигает их основы, наличия определенного уровня визуальной культуры. Под визуальной культурой в разных источниках понимается: • культура грамотного визуального восприятия ; • опыт распознавания визуальных кодов, навигация, опыт визуальных коммуникаций ; • медиакультура и экранные искусства ; • развитие эмоционально-ценностных отношений личности при познании пластических искусств в целом (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, полиграфии и графического дизайна, ТВ и видео, компьютерного интерфейса и Интернета, фото, моды, и пр. ; ); • коммуникации с использованием визуального канала, касающиеся «любых аспектов культуры» . В нашем случае результатом освоения визуальной культуры мы видим развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности» . На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Идя через лакановские («органы зрения есть даже у устриц») и маклюэновские («глаз как ухо») прочтения процесса видения, современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «… точна та визуальность, которая делает видение сродни языку» .. Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности. При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них» . Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов. Исследования визуальных процессов в культуре ведутся в вузах и научно-исследовательских
центрах всего мира. Университет в Миддлсексе, США; «Higher Education Support Program» в Открытом Социальном Международном университете; Социальный Университет в Окленде, Новая Зеландия; Вильнюсский государственный университет, Институт философии, культуры и искусства, Литва; Лаборатория визуальных и культурных исследований (философский факультет, отделение культурологии ЕГУ), Белоруссия и другие вузы. В процессе исследований они предлагают интересные дидактические стратегии развития визуальной культуры студентов. В профессиональной деятельности художника и педагога важна основа, направленная на раскрытие, осмысление художественных образов. Она включает в себя составление ценностного отношения к какому-либо художественному образу, причем моделирование и собственного представления, и отношения других к этой художественной идее. «…Чем бы ни представлялась нам визуальная культура, ее объект не может быть определен или создан без какого-либо отношения к видимому... Визуальность — объект визуальной культуры — провозглашена как диалектика между процессами автоматическими и произвольными, рефлексивными и наработанными, запрограммированными и свободно изменяемыми». Задачей педагога-художника является, в первую очередь, научить «искусству видеть» . Овладение этим искусством в процессе обучения обуславливает появление у студента собственной визуальной культуры как составляющей социально-гуманитарного развития человека. Будет ли он, окончив институт, преподавать МХК в школе, или культурологию в вузе, или дизайн в художественной школе, или лепку в группе дополнительного образования — успех его профессиональной деятельности зависит от его личной визуальной культуры. Искусство понимать художественный образ, видеть красоту, гармонию, открывает человеку возможность воспринять, проанализировать, вдохновиться — и создать собственные уникальные работы, «выйти на сверхзадачу творчества», как называет этот этап Б. М. Неменский . Однако студенту-художнику нелегко это сделать, особенно на первых порах обучения в вузе. Причины известны. В реальной жизни обсуждение визуальных форм и событий искусства чаще всего не происходит на языке искусства. Развитие «чутья» в художественной культуре носит стихийный и неосознанный характер. Проблема неготовности освоить основы визуальной культуры приходит в вуз из детского и подросткового возраста. Она исходит из мизерного количества часов, отведенных на ИЗО и МХК в школе; агрессивной и неэстетичной визуальной среды повседневного мира ребенка; недостаточного художественного воспитания в семье. На языке искусства — с детьми, подростками, молодежью — не говорят; в разношерстном информационном визуальном потоке мало ориентиров, на которых учится глаз. Так что вчерашние школьники, поступившие в вуз, в большинстве своем приходят «не насмотренными», либо, что еще более удручает, с явными последствиями императивности массовых коммуникаций, с «замыленным глазом» и испорченным эстетическим вкусом. А ведь «умение вглядываться, содержательно рассматривать мир, — сугубо важная задача при обучении искусству. Умение видеть — одна из главных составляющих процесса становления личностных качеств…» , и основа визуальной культуры личности. Таким образом, мы можем определить следующие педагогические критерии освоения визуальной культуры: 1) способность к художественному общению. Предполагает конструктивный обмен мнениями по проблемам искусства, обсуждение, нерефлексивные догадки и предположения, вырастающие в самостоятельные эвристические операции и сопоставление результатов. В этом процессе преподавателю важно обогатить лексикон учащегося языком искусства, а зрение — приемами и методами визуального восприятия художественного образа, а также дать возможность выразить собственные суждения. Учащийся лучше усваивает материал занятия, когда озвучивает свой опыт, облекает мысли в слова, тем самым включая их в личный запас знаний и взглядов. К сожалению, применяя этот прием, педагоги зачастую не учат методам художественного анализа, а принудительно преподносят «готовые» штампы. Культура для них — это «суперсистема, куда надлежит включить ребенка (хотя… ребенок со дня рождения уже включен в свое культурное пространство)»; 2) способность к созерцанию. «Язык формален, а визуальный образ непосредственен». Гармонично неспешная, по-японски возвышенная, культура «любования миром», рассматривание образа в благоприятной обстановке, способны дать студенту наиболее глубокое прочтение авторского замысла. Он разговаривает с самим собой через предмет искусства, только не вербализируя эмоции, а проживая их, чувствуя сопричастность образам. «Человек обладает большой потребностью созерцать»; 3) способность к интерпретации: перенос впечатлений на собственную художественную практику. Преподаватель вместе со студентами в процессе занятия при анализе нескольких произведений искусства задает одну целевую установку. Впечатления от увиденного, выделение того или иного явления, особенности средств художественной выразительности, художественного метода становятся основой для собственной творческой деятельности студента. Он дает художественную интерпретацию уже рассмотренных образов, используя те же композиционные приемы, формы; цветовые, тональные, пропорциональные решения. Следует учесть, что творческая деятельность
такого рода основана, прежде всего, на творческой устремленности, и проходит все ее стадии (или «стремления», как их называет арт-психолог С. В. Максимова) — к новизне, к разрешению противоречий, к созиданию ради самопознания и самотрансляции . 4) способность к рефлексии: адекватно определить свой уровень при дифференцированном выполнении творческого задания. Уровневая дифференциация — «педагогический прием, когда в рамках одной группы студентов обучение идет на разных уровнях» . Она отражает идеи личностно-ориентированного обучения. При уровневой дифференциации заранее определяется обязательный минимум знаний, умений и навыков и на его основе формируются повышенные уровни овладения материалом. При таком подходе цели и результаты обучения планируются для каждого уровня. Например, студенту слабого исходного уровня предстоит в таком случае ознакомиться со зрительным рядом — произведениями нескольких художников — и выделить общие признаки, чтоб причислить их к определенному стилю. На этом же занятии студент с исходным сильным уровнем сможет вскрыть причины и предпосылки возникновения стиля, увязывая зрительный ряд с визуальной культурой ранее возникших стилей. Преподаватель может бесконечно дополнять способы, методы и уточнять критерии освоения визуальной культуры. Они могут конкретизироваться и в зависимости от направленности конкретного предмета. Скажем, прием механического наложения построений разных шрифтовых гарнитур для сопоставления пластики знаков потребует умения сравнить пропорции и отличие начертаний от графемы. В зависимости от учебных целей дисциплины, например, при методе творческой работы на основе переноса впечатлений из одного вида искусства в другой развивается способность к переносу стилевых особенностей изображения. Таким образом: 1. Для успешного развития у студентов культуры визуального восприятия, мышления, необходимы «тренировки глаза». Эти поэтапно развивающие упражнения по «рассматриванию», «представлению», «визуальному распознаванию» и пр., входящие в содержание большинства занятий, необходимо соотносить (на каждом из этапов) с критериями освоения визуальной культуры. Результатом станет общее развитие визуального мышления, наличие ценностных ориентиров личности, опирающихся на визуальные образы искусства, будут достигнуты более частные задачи — и узнавание учащимся стилевых особенностей каждой культуры, и рефлексия собственного творчества. 2. Критерии запоминаются студентом и применяются к его дальнейшей практической деятельности и в качестве художника (например, для самопроверки), и педагога (например, для оценки уровня учащихся). Педагогическое общение по проблемам искусства в рамках предметов художественного цикла и вне учебы предполагает исключительно развитую культуру личности учителя, и в основном — владение визуальной культурой. Педагог художник, работающий над освоением визуальной культуры учащимися, более эффективно разовьет эстетический вкус ребенка, приведет его к пониманию значимости визуальных аспектов культурного наследия и культурного производства. Предложенные педагогические критерии могут быть основным показателем успешности освоения визуальной культуры студентом, будущим педагогом-художником. Ценности культуры, передаваемые визуально, воспринимаются и интерпретируются на разных уровнях, и разработанные критерии позволяют выявить, на достаточном ли уровне учащийся овладел основами визуальной культуры. Задача освоения визуальной культуры в профессиональном образовании имеет достаточно широкие перспективы. Возрастающее значение визуальных образов и культуры их подачи в сегодняшнем социуме активно стимулирует освоение визуальной культуры молодежью.
Литература: 1. Безруких М. М. и др. Возрастная физиология. М: Академия, 2007. 2. Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. 3. Генисаретский О. И. Начала знаний о культуре // Теория дизайна. ВНИИТЭ. М.: Школа культурной политики, 2004. 4. Даниэль С. М. Искусство видеть. М., Амфора, 2006. 5. Колосов А. В. Визуальная культура: опыт социальной реконструкции. Монография. М.: Прометей, 2004. 6. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 7. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция? Монография. М.: Академический проект, 2006. 8. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 9. Неменский Б. М. Ребенок, искусство, учитель. Методическое пособие для учителей искусства. Информационный бюллетень // Непрерывное художественное образование. М., 2000. №10. 10. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: КомКнига, 2006.
11. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. В.И.Ткаченко. СПб.: СГМУ, 2001. 12. Щедровицкий Г. П. Дизайн в сфере проектирования. Методологическое исследование.// Теория дизайна. ВНИИТЭ. М.: Школа культурной политики, 2004. 13. Балыкина Е. Н., Липницкая О. Л., Попова Е. Э. Опыт создания учебно-методического комплекса. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru
14. Bal M. Visual essentialism and the object of visual culture // Journal Of Visual Culture. 2003, Vol 2(1). Р. 14. 15. Bryson N. Visual culture and the dearth of images.// Journal Of Visual Culture. 2003, Vol 2(2). Р. 230. 16. Casid J. H. What is visual culture. – Madison, University of Wisconsin-Madison, 2007. 17. Gibson W. / Гибсон У. Pattern Recognition/Распознавание образов. Серия «Альтернатива». М: АСТ, Ермак, 2006. 18. Irvine M. Introducing Visual Culture: Ways of Looking at All Things Visual. Georgetown: Faculty, 2005. 19. Mitchell, W. J. T. The obscure object of visual culture// Journal Of Visual Culture. 2003, Vol 2(2). Р. 251. 20. Mulvey L. Visual pleasure and Narrative Cinema // Visual Culture: the reader. London: Sage publications. Р.381—389.