Критерии воспитанности: проблемы диагностики воспитанности в младшей школе в процессе работы с русской народной сказкой

Михайлина Елена Владимировна
Аспирант Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», руководитель отделения Института иностранных языков Российского университета дружбы народов
Аннотация: 
Критерии воспитанности: проблемы диагностики воспитанности в младшей школе в процессе работы с русской народной сказкой

Вопросы воспитания детей на всех этапах развития общества являются важнейшими для современной педагогической науки и практики. От того, как мы воспитаем последующее поколение сегодня, зависит, как и в какой стране мы будем жить завтра. Такое серьезное отношение к проблеме воспитания не является новообразованием современности. Так, например, Джон Локк в своих педагогических сочинениях отмечал: «От воспитания и внешних обстоятельств зависит все развитие человека» [3, с. 43]. Я. А. Коменский говорил о воспитании следующее: «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, всѐ же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым» [2, с. 36].
Результатом воспитания должна стать воспитанная личность. Следовательно, необходимо определиться с самим понятием воспитанности. В разные времена этот термин имел разное содержание. Всѐ зависело от того, какие критерии выступали в качестве определяющих. В словаре Д. Н. Ушакова приводится определение, имевшее хождение до революции 1917 г.: «Воспитанность – это знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего" воспитания» [6, с. 361].
Современная трактовка воспитанности звучит так: «Воспитанность – способность следовать моральным правилам и поведенческим нормам, принятым в референтной группе» [7]. Но и это определение не может быть исчерпывающим, так как, помимо следования нормам, которое по большей части выражено внешне, есть еще и внутренняя сторона, связанная с явлениями, скрытыми от глаз – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями ребенка. Слишком часто бывает так, что внешне весьма воспитанные дети руководствуются в своем поведении далеко не лучшими побуждениями. А мотивы их вроде бы благовидных поступков отнюдь не так чисты, как представляется воспитателям.
Государство и общество ставит перед педагогами в области воспитания следующие задачи: формирование у детей коммуникативной компетентности, усвоение моральных норм и нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости и толерантности [8]. И эти качества должны быть присвоены детьми не только внешне, но и стать частью их личности.
В связи с этим очень важной проблемой является диагностика воспитанности, процедура ее проведения и показатели, по которым она должна проводиться. Также необходимо учитывать, что на каждом возрастном этапе воспитанность включает в себя разные содержания и измеряться должна по разным критериям. В рамках данной статьи я хотела бы рассмотреть вопросы диагностики уровня воспитанности младших школьников, критерии и технологию ее проведения.
В данном случае диагностика необходима не только для того, чтобы измерить результаты, полученные по завершении какого-либо этапа воспитательной работы, например в конце года. На мой взгляд, диагностические исследования должны проводиться гораздо чаще, с целью получить представления о ходе воспитательного процесса и возможной его корректировки.
В современной школе в качестве критериев для диагностики уровня воспитанности младших школьников выступают чаще всего: отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность); отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей); отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города); отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежлив вежливость); стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены, опрятный внешний вид, уход) и т. п.
Но подобные критерии не дают исчерпывающей информации о воспитанности младшего школьника и его личности. Диагностика этих качеств не позволяет выявить внутреннюю, личностную воспитанность, которая связана с движущими мотивами ребенка, с его внутренними установками. Таким образом, при помощи этих критериев не могут быть точно диагностированы все качества личности, а лишь отдельные свойства и образования. Но личность – это образование целостное и не может изучаться по отдельно взятым внешним проявлениям, из чего можно предположить, что использование указанных критериев не позволяет оценить общий уровень воспитанности личности ребенка.
Необходимо отметить, что критерии, которые охватывали бы в комплексе все качества личности и позволяли достаточно точно определить общий как внешний, так и внутренний уровень воспитанности личности, до сих пор не разработаны. И это одна из важнейших проблем современной педагогики.
Каким же образом в условиях общеобразовательной школы оценивать и своевременно корректировать воспитательное воздействие, чтобы добиться необходимого результата – воспитать гражданина и человека нравственного? При выборе критериев и создании диагностической методики измерения уровня воспитанности нужно учитывать и тот факт, что результат воспитания является отсроченным во времени, его невозможно увидеть непосредственно сразу после воздействия на ребенка.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым выделить ряд критериев, по которым, можно будет достаточно достоверно оценивать общий уровень воспитанности младшего школьника.
В данной связи вполне обоснованно вывести критерии воспитанности из русской народной сказки. Во-первых, устное народное творчество является выражением народной мысли, его нравственных ценностей и отношений к миру, себе и Родине, существующих на протяжении всей истории народа. Во-вторых, в русских сказках говорится как о внешних проявлениях воспитанности, так и о внутренних мотивах и убеждениях, которым обладают или руководствуются в своем поведении персонажи. Таким образом, используя русскую народную сказку, мы можем выделить ряд критериев, которые могут быть использованы для диагностики уровня воспитанности младших школьников и позволят измерить, как внешнюю сторону воспитанности, так и внутреннюю ее составляющую.
И еще отметим тот факт, что выделенные из народной сказки критерии можно будет применять для диагностической работы во всех без исключения регионах нашей страны, в том числе и с учетом национальных особенностей.
Дело в том, что сюжеты сказки интернациональны, она понятна и интересна представителям разных этносов. Кроме того, имеется большое количество русских народных сказок, имеющих аналоги в устном народном творчестве других народов нашей страны и ближнего зарубежья. Не подлежит сомнению и наднациональность общечеловеческих нравственных ценностей. Это своеобразные законы жизни человека в обществе, единые для всех представителей всех народов. Это позволяет нам выделить из сказочного материала критерии, которые издавна у всех народов считались признаками хорошего воспитания. Итак, попробуем их вычленить на примере русской народной сказки.
Издавна в нашем национальном эпосе воспевались, доброта, отзывчивость, честность, любовь к Родине, неординарность мышления, трудолюбие, скромность, вежливость аккуратность, ответственность. Эти качества можно применять в качестве критериев при проведении мониторинга уровня воспитанности школьников, особенно в младших классах. Но, учитывая возможную широкую и неоднозначную трактовку этих свойств, необходимо расшифровать, что будет пониматься под этими обозначениями при проведении мониторинга. Важно при этом учесть, насколько и в какой форме младшие школьники могут обладать указанными качествами с учетом их возрастных особенностей, средним уровнем развития когнитивных и коммуникационных способностей. Так критерий «доброта», трактуется как умение дружить, вообще наличие друзей, готовность поделиться чем-либо с другим/другими, общительность, участие в общественных делах. Любовь к Родине включает в себя любовь к своей малой Родине, знание национальных сказок, притчей, поговорок, обычаев, бережное отношение к родной природе, гордость за свою страну, интерес к истории Родины. Отзывчивость – желание помочь другому, умение сочувствовать, неравнодушное отношение к проблемам друзей и класса. Вежливость – знание основных принципов общения, принятых в современном обществе, уважительное отношение к сверстникам и взрослым, следование общепринятым нормам поведения, побуждение других к их соблюдению.
Честность – один из самых важных критериев и одновременно свойство личности. Если младший школьник лжив, то любые попытки педагогов и родителей воспитать его сознательным и ответственным гражданином обречены на неудачу. Лживые дети не могут в полной мере брать на себя ответственность за свои поступки и их последствия, они склонны к увиливанию от учебы и работы, их социальная активность носит отрицательный характер и, как правило, эгоистическую направленность. Таким образом, честность является очень важным критерием общей воспитанности и выступает как показатель внутренней ее составляющей. Под ним в диагностике уровня воспитанности понимается общая направленность личности ребенка к искренности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, умение признавать свою неправоту, брать ответственность на себя, умение говорить правду в различных ситуациях, верность данному слову.
Аккуратность при диагностике фиксируется как бережное отношение к одежде, письменным принадлежностям, аккуратность при выполнении различных заданий, чистоплотность. Скромность в младшем школьном возрасте можно оценивать как простоту в общении с ровесниками и взрослыми, умение признавать заслуги других.
Трудолюбие как критерий весьма многогранен, а как качество личности имеет не меньшее значение, чем честность. Трудолюбие непосредственно соотносится с учебой и поведением младшего школьника, и поэтому трактовать его я предлагаю как: добросовестное выполнение домашних и классных заданий, участие в общественных делах, умение подчинить свои эмоции и желания необходимости сделать что-то, организованность, помощь и участие в домашних делах, внешкольные занятия в секциях и кружках, активность.
Ответственность наряду с трудолюбием и честностью является также неотъемлемым признаком внутренней воспитанности личности и имеет непосредственное отношение к деятельности и характеру поведения и отношений ребенка к себе, другим и окружающей действительности. Этот критерий можно расшифровать как умение и понимание необходимости соблюдать правила поведения, исполнительность, инициативность, умение принимать самостоятельные решения и признавать за собой ответственность за свои поступки и их возможные последствия.
Неординарность мышления младшего школьника можно трактовать как творческую составляющую его натуры и деятельности, и соответственно диагностировать как умение принимать нестандартные решения в стандартных ситуациях, стремление найти выход из сложных ситуаций, неординарность подходов при выполнении различной деятельности, в том числе и на уроках рисования, технологии.
При проведении диагностики целесообразнее всего использовать шестибалльные шкалы, по которым производится опрос родителей самих детей и классных руководителей. Баллы колеблются от -3 до +3 по каждому из критериев, при этом:
+3 – устойчивость, активность при совершении положительных действий;
+2 – устремленность к положительным действиям;
+1 – готовность к положительным проявлениям;
0 – среднее, не выраженное значение показателя;
-1 – готовность к отрицательным проявлениям;
-2 – устремленность к отрицательным действиям;
-3 – антиобщественное поведение.
После опроса вычисляется средний балл, который и показывает уровень воспитанности каждого младшего школьника по каждому критерию. Следует также отметить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Их как раз следует рассматривать в связи с мотивами поведения, т. к. вне связи с мотивом эти качества не могут характеризовать уровень воспитанности. Проводить такие исследования целесообразно два раза в год – в начале и конце учебного года.
Однако использование только опросов при исследовании уровня воспитанности учащихся младшей школы, не дает объективного результата. Более того, мы не можем с уверенностью сказать, удалось ли достоверно продиагностировать внутреннюю воспитанность личности ребенка.
В связи с этим мы предлагаем использовать наряду с опросами, еще один метод диагностики воспитанности – метод воспитывающих ситуаций. Суть его состоит в том, чтобы ввести детей в ситуацию, в которой они должны поступить тем или иным способом. Причем создаваемая ситуация должна быть максимально приближена к реальной, дети не должны чувствовать себя неестественно, от этого зависит достоверность получаемых данных. Диагностические ситуации, как и критерии, мы предлагаем черпать из сюжетов русских народных сказок. Для детей же это будет выглядеть как игра в сказку, а поскольку игровая деятельность в младшем школьном возрасте не теряет своей актуальности и является для детей интересным и комфортным занятием, они с удовольствием включаются в нее. Таким образом, ситуация выглядит для них естественно, что позволяет им в полной мере проявлять себя, свои мотивы, внутренние ориентации и установки.
Еще один важный момент состоит в том, что, применяя метод воспитывающих ситуаций, мы можем диагностировать и позицию «умолчания» со стороны детей, тогда как при других методах диагностики она сложно выявляема. Как правило, такая пассивность со стороны детей не вызывает у воспитателей какой-либо тревоги и вопросов, наоборот, молчание и соглашательство со стороны воспитанников педагог воспринимает за воспитанность, что губительно для самого воспитательного процесса. При позиции «умолчания» со стороны детей, педагог лишен возможности правильно диагностировать их истинные мотивы, ориентации, установки и убеждения. А без подобной информации невозможно эффективно выстроить воспитательный процесс, вовремя произвести коррекцию своих воздействий и отношений с младшими школьниками.
Помимо этого, воспитывающая ситуация является не только методом диагностики уровня воспитанности, но и выступает в качестве формирующего эксперимента. В ней дети не только демонстрируют внутренние качества личности, но воспитываются в процессе проживания этой ситуации. Этот метод может быть использован как при работе с отдельными детьми, малыми группами, так и в целом классе.
Например, детям предлагается русская народная сказка, лучше волшебная по классификации В. Я. Проппа. Дело в том, что сюжет волшебной сказки увлекает детей, специально созданная педагогом ситуация становится естественной для них и они без каких-либо помех демонстрируют свои истинные качества и мотивы. Соблюдается также одно очень важное условия эффективного применения метода воспитывающих ситуаций: сама создаваемая ситуация понятна и интересна воспитанникам, а задачи, которые в ней ставятся, являются для них посильными.
Еще один плюс волшебной сказки в том, что, как правило, это самые длинные сказки, в них множество разнообразных ситуаций, сюжетных линий и большое количество персонажей. Всѐ это позволяет моделировать самые разные ситуации, вовлекать в них максимально большее количество детей, предоставляя им самые широкие возможности для проявления различных сторон личности.
При проведении таких занятий лучше всего вести протокол, где фиксируются создаваемая ситуация, фамилии и имена детей, которые принимают участие, их проявления в процессе занятия. В конце каждого занятия рекомендуется проводить обсуждения с детьми того, что происходило во время разыгрывания ситуации, как они себя чувствовали во время исполнения своих ролей, как относились или относятся к персонажам сказки, какие свойства и качества личности были проявлены.
Конечно, такое обсуждение весьма затруднительно в первом и втором классах начальной школы. Дети еще путаются в оценках своих чувств, ситуаций и пр., сказывается их недостаточно развитая социальная компетентность. Однако в процессе таких бесед она постепенно развивается, и к четвертому классу подобные обсуждения становятся весьма информативными, в том числе и с диагностической точки зрения.
Помимо протокола, желательно вести видеозапись занятий. Конечно, можно ограничиться и аудиозаписью, но она даст неполную информацию. Пропадет та информация, которую можно было бы почерпнуть из невербального поведения ребенка – мимики, движений тела, поз, жестов, – а ведь именно она наиболее содержательна и может многое рассказать о личности ребенка в целом и отдельных ее качествах.
Очень важно отметить, что подобный метод диагностики является весьма достоверным еще и потому, что для него нет ограничений ни по возрасту детей, ни по их социальному статусу, ни по уровню развития когнитивных способностей. А также, что очень важно, на достоверность результатов ни оказывает практически никакого влияния национальный состав детского коллектива. В этом проявляется универсальность сказки, как диагностического и воспитательного инструмента. Сказка, как известно, ровесница человечества, она зародилась вместе с зарождением речи и языка. В ней заключены мудрость и нравственные устои всех предшествующих поколений, всего человечества, сказка и ее сюжеты интернациональны и понятны детям разных национальностей. Поэтому, используя ее, мы максимально исключаем влияние национального фактора на результаты диагностики, что очень важно в условиях современной поликультурной школы.
Однако отметим, что для наиболее объективной и всесторонней оценки уровня общей воспитанности ребенка желательно проводить оба вида диагностики. Опрос дает нам сведения о том, как ребенок оценивает себя и свои качества, как его оценивают родители и педагоги, а самое главное – информацию о совпадениях и расхождениях в этих оценках. Эта информация может быть использована для коррекции воспитательной работы, как с отдельными детьми, так и с детским коллективом в целом. Также данные опроса могут быть использованы в работе с родителями.
При использовании метода воспитывающих ситуаций мы получаем наиболее полную информацию о личности ребенка, его отношениях, мотивах, ориентациях.
Сопоставив информацию, полученную обоими диагностическим способами, мы можем получить наиболее объективную и достоверную картину, отражающую личность ребенка, а также уровень его текущей воспитанности, скорректировать, а возможно, и перенаправить воспитательные воздействия, спрогнозировать будущий уровень воспитанности, которого может достигнуть конкретный ребенок и детский коллектив в целом.
Литература
1. Киселева Н. С. Роль игровой деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности // Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 3, 2009 URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-3-2009.htm. Объем 0,5 п. л.
2. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1989 г.
3. Локк Дж. Педагогические сочинения. М., 1939.
4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических ВУЗов в 2 кн., кн. 2. М., 2000
5. Пропп В. Я. Русская народная сказка. М., 2000.
6. Толковый словарь русского языка: В 4х т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: 1935–1940.
7. http://www.psychologos.ru.
8. http://standart.edu.ru Пояснительная записка к ФГОС III поколения для начальной школы.
9. http://korped.rkc-74.ru.
10. http://150solsavel.edusite.ru.
11. http://www.kgau.ru/distance.