КРУГОВЫЕ ТАНЦЫ ЭВЕНКОВ

Марфусалова Венера Петровна (1), Егорова Мария Валерьевна (2)

(1) кандидат педагогических наук,  доцент кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

(2)  педагог дополнительного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля» Республика Саха (Якутия),  г. Нерюнгри 

Аннотация: 
В статье рассматривается традиционное танцевальное искусство эвенков как важный культурно-этнографический источник для исследования. Отмечается, что истоки традиционных круговых танцев уходят в глубокую древность, когда танцы и танцевальные элементы естественно и органично входили в обряды, празднества, игры и были охотничьей пантомимой. Приводится сравнение текстов и своеобразие исполнения у разных народов Севера (эвенов, юкагиров, чукчей, якутов). Показано современное состояние хороводных танцев эвенков, приводят их систематизацию по разным параметрам и анализируют особенности песен в хороводах. Хороводные танцы как жанр традиционного танцевального искусства народов Севера является источником, дополняющим и расширяющим общее представление об архаичном искусстве в целом. При этом они продолжают бытовать в современном обществе, внося особый колорит и своеобразие в культурную жизнь народа.

Введение. Одним из важных факторов культурной самобытности народов Севера является танцевально-песенное творчество.  Одним из основных жанров, сохранившихся до наших времен, являются разные виды хороводных танцев. Они танцы продолжает бытовать в современном обществе, украшая народные празднества, внося особый колорит и своеобразие в культурную жизнь самого этноса и в целом дополняя многоликую культуру России. Хороводные танцы являются неотъемлемой частью фольклора многих народов и являются составной частью народного обряда, праздника наряду с песенно-танцевальным действием[1, 2]. Цель нашей статьи - системное изучение круговых хороводных танцев эвенков с точки зрения лексико-смыслового содержания, жанрового своеобразия и особенностей исполнения в локальных местах распространения традиционного эвенкийского танца.

Методы исследования - изучение литературных источников, наблюдение, анализ фольклорных материалов и танцевальной лексики запевал (икэлэнов).

Содержание. У народов Севера издавна бытуют традиции хороводного песенно-танцевального искусства. Они сопровождаются народным пением и его разновидностями. Танцевально-песенное искусство народов Севера рассматривается в научных трудах Г.М. Василевич, М.Г. Воскобойникова, А.М. Айзенштадта, А.Н. Мыреевой, Г.И. Варламовой и других [1, 2, 3]. Как отмечают исследователи, истоки традиционных эвенкийских танцев уходят в глубокую древность, когда танцы и танцевальные элементы естественно и органично входили в обряды, празднества, игры.  Отмечается, что танец, обладая познавательной, обрядово-магической функциями связан с трудовыми, социально-бытовыми, семейными отношениями.

В современной жизни народные танцы бытуют практически во всех местах компактного проживания эвенков, являются важным средством духовного единения. В последние десятилетия во многих регионах РФ идет процесс возрождения этого самобытного жанра устного народного творчества. Все больше людей проявляют живой интерес к хороводным танцам. Наблюдается активный процесс возрождения круговых танцев, появляются молодые мастера-запевалы, проводятся конкурсы между запевалами. Большую лепту в это важное дело вносят учреждения культуры, образования и средства массовой информации [4, 5]. При этом современные хороводы не имеют традиционной сакральности, в некоторой степени утеряли связь с традиционными обрядами, претерпевают изменения, связанные с заимствованиями из других групп носителей культуры в манере исполнения, в содержании текстов и мелодичности. Традиционное танцевальное искусство носит яркую этническую окраску.  Безусловно,  интерес в исполнительском искусстве хороводов вызывает  художественная сторона.

В данной статье рассмотрим особенности танцев эвенков, которые на эвенкийском языке получили название икэвун (икэн-песня, вун – суффикс со значением имеет). Икэвун исполнялся в 20 веке небольшим количеством запевал и стал терять свою актуальность. Он бытовал в нескольких поселениях Республики Саха(Якутия) (Иенгра, Хатыстыр, Угоян, Угино) и исполнялся на разных фольклорных мероприятиях. Также хороводные танцы исполняли эвенкийские народные  ансамбли Бурятии, Красноярского края и других регионов.

Танцевальное искусство эвенков формировалось и развивалось в тесной взаимосвязи с песенно-музыкальным творчеством, фольклором народа.  Обрядовые танцы  исполняются в период икэнипкэ (встреча нового года)  и в шаманских камланиях. Обязательным компонентом круговых хороводных танцев выступает исполнение ведущего с элементами танца-пантомимы. Запевала в процессе танца импровизирует слова песни-запева, а остальные участники хоровода повторяют за ним песню и движение. Слова не были особенно сложными, но отличались гармоническим сочетанием танцевальной пластики, пантомимы и песнопения, дополняющих и обогащающих друг друга. Каждая локальная группа эвенков имела свои круговые хороводные танцы, которые всегда сопровождались пением. На протяжении длительного периода, шло взаимопроникновение и взаимодействие культур эвенков с другими народами с якутами, юкагирами, эвенами, бурятами, в процессе которого происходило обогащение танцевального искусства новыми запевами и движениями в танце. Как отмечает Г.М.Василевич «на самых ранних этапах истории эвенков танец с пением был охотничьей пантомимой, что между этой пантомимой и игрищем охотников, в котором выявлялась сила, ловкость, быстрая сообразительность, смелость разницы не было» [3, С.208]. Она в книге «Эвенки» проводит анализ запевных песен красноярских эвенков. В эвенкийском хороводном танце икэвун особенно ценится запевала – икэлэн. Исследователи  отмечали,  что истоком хороводов всех групп эвенков являются охотничьи обрядовые танцы, в которых присутствовала импровизация звуков природы, пение птиц и звуки, издающие животными. Из этого богатейшего источника черпали свое вдохновение и развивали творческий потенциал носители древней культуры. В этом заключается особая ценность и своеобразие песенного искусства эвенков.

Современные хороводные танцы под влиянием интеграционных процессов модифицируются, в некоторой  степени происходит смешение групповых различий в тексте, в манере исполнения. Большой интерес вызывают своей самобытностью, лексическим наполнением, особенностью танцевального движения запевала-икэлэн, сохранившие этническое своеобразие в его исконном виде и несущие эту культуру в развитие современного народного танца. В данной работе мы приводим анализ исполнительской манеры эвенков из Южной Якутии. Носители запевных песен являются центром притяжения для любителей хороводных танцев, пользуются большим авторитетом среди сородичей. Как правило, икэлэны владеют традиционными навыками охоты, мастера по шитью одежды, ведут кочевой образ жизни. При этом владеют многими жанрами народного искусства, ведут большую работу по развитию этнической культуры.

Анализ лексико-смыслового содержания  хороводов проводится на материале песенного искусства следующих запевал:

Авелова Анфиса Павловна родом с Читинской области,  местность Чапо-Олого. Проживает в поселке Хатыстыр Алданского района Республики Саха(Якутия).
Енохова Валентина Степановна, проживала в селе Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха(Якутия).
Кириллова Маргарита Степановна, жительница села Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха(Якутия).
Марфусалов Пётр Елисеевич, проживал в поселке Хатыстыр Алданского района Республики Саха(Якутия). Запевал хоровод «Госугор» (алданский вариант). 
Наумова Октябрина Владимировна, проживал в селе Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха(Якутия).
Николаев Прокопий Егорович, проживал в поселке Тяня Олекминского района,Запевал .« Дэлэhинчо», «Дэлэhэр», «Дэвэйдэ», «Госигор»,  Осорай».
Пудова Нина Прокопьевна, жительница села Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха(Якутия).

В целом лексический фонд эвенкийского танцевального искусства по содержанию, характеру и манере исполнения заметно отличается от традиционного танцевального искусства аборигенов Якутии (эвенов, юкагиров, чукчей, якутов). В то же время эвенкийский традиционный танец испытал большое влияние якутского танца. В некоторых локальных группах эвенкийских родов  стали исполнять значительное медленнее, в то же время якутские хороводы приобрели динамичные элементы движения эвенкийских танцев.

В современной культуреэвенков южной группы эвенков Якутиипродолжают исполнять следующие разновидности круговых хороводных танцев: дэвэйдэ, госугор, дялихэр, дялехинчэ, дякирде, одерай, осорай, ехорье, манчорай, гошунго. Впервые две хороводные танцы «Гэсугур» и «Дэвэйдэ» были записаны у А.Н. Трынкиной из пос. Тяня Олекминского районаи опубликованы в книге «Фольклор эвенков Якутии»[7,С.7]. Долгие годы эта песня исполнялась запевалой ансамбля «Энэкэн» старейшиной буягинских эвенков П.Е. Марфусаловым. Импровизационные способности запевал создавали каждый раз уникальное содержание текста, особую манеру исполнения танцев, характер мелодии.Хороводный танец «Манчорай» является родовым танцем эвенков Южной Якутии и в настоящее время исполняется в поселке Иенгра Нерюнгринского района и в Олекминском районе поселке Тяня. Также бытуют хороводные танцы в Алданскомулусе – осорай и госугор, одеро, у Олекминских эвенков – госигор.

Ученые отмечают, несмотря на различные названия, эвенкийский икэн, икэвун по существу у всех групп эвенков имеет одни исторические корни, являясь фактором единого этнокультурного сообщества, расселенного в силу кочевой жизни и традиционного занятия по обширной территории Сибири, Севера и Дальнего Востока.

В древних танцах у эвенков преобладала индивидуальная, импровизированная песня. Он является главным заводилой в танце: дает ритм танца, запева и импровизирует слова песни. Иногда один запевала состязается с другим. По существующей традиции исполнение мелодий запевалами-икэлэнами строго дифференцировано по половому признаку и возрасту. Так, например, мелодию «о-со-рой! О-со-рой!» могли петь лишь икэлэны - пожилые мужчины и женщины, мелодию "эгэ-гэ-лэй-ей, эг-гэ-лей" - пожилые женщины, мелодию "делике-энь, де-ле! Лэ-энь" и "до-вэр-дор-тын, до-вэр-ду!" исполнялись лишь икэлэнами-юношами и девушками. В последние годы эта дифференциация не всегда соблюдается. 

Ритмы запевных песен были индивидуальными мелодиями талантливых запевал. Имея постоянную музыкально – ритмическую строку, запевала по ходу танца слагал шуточные, лирические и эпические куплеты, проникнутые одной мыслью. Так, например, если дело происходило осенью и охотники собирались на промысел, речь обычно шла о предстоящей охоте, если же суглан происходил весной, когда пушной промысел уже кончился, в пляске может звучать радость от результатов  охоты, каких – либо происшествиях на промысле, рождение оленят, о радости встречи весны, предстоящем лете. В куплетах чаще всего восхвалялось красота девушки. Разумеется, не всегда запевала может складно сочинить "на ходу", поэтому и встречаются ритмические "перебои", смена ритмов. Нередко имеют место подражания птичьему пению, топоту оленей, могут подчеркиваться юмористические аспекты события, в честь которого ведется праздничный хоровод, все это выделяется скандированием тонов, отдельных напевок, возгласами одобрения[7].

В икэвуне высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца импровизировать куплеты, создавать настроение танца путем динамики телодвижений и музыкальностью. С годами мелодии и слова песен запевалы  запоминались другими участниками хоровода и становились устойчивыми и передавались из уст в уста. Каждый запевала-икэлэн вносил индивидуальные черты танцам и в текст хоровода.  Воспевались события, предшествующие исполнению, красота природы и настроение самого запевалы. Однако в любом случае основной традиционный ритм – запев икэлэна всегда оставался неизменным, сохраняя родовые истоки танца. Наличие у эвенков «личной песни» говорит о древнейших близких связях с другими народностями, в частности, с чукчами и эскимосами, у которых до сих пор сохранился обычай создания авторской песни и танца в хороводе.

Один и тот же танец у разных групп эвенков имеет отдельные варианты. Сравним запевы хороводных песен  нерюнгринских (тимптонских) и олекминских эвенков.

Олёкминский улус с.Тяня

Нерюнгринский улус с.Иенгра

Госигор – госигор

Госигор – гор

Гор – гор – госигор

Госигор – гор

Дэлэhинчо– дэлэ –

Hинчо

Дэлэhинчо – hинчо –

Hинчо

Дэвэйдэйэ –

Дэвэйдэйэ

Дэво– дэво- дэвэй –

Дэйэ

Осорайкан- осорай

Осорай-осорай

 Основные различия между хороводами могут быть особенности запевных слов, различия в мелодии и танцевальном движении.  Один и тот же хоровод может сопровождаться различными движениями в разных локальных группах эвенков. Например, движения ног в хороводе «Дэлэhинчо» у олекминских эвенков маятникообразные, а у  нерюнгринских эвенков - это  прыжки из стороны в сторону. Исследователь эвенкийского фольклора Г.И. Варламова-Кэптукэ    в своей книге «Женская исполнительская  традиция эвенков»   пишет, что хороводы  водились на праздниках, где обычно собирались родственники, тогда доминирующим оказывается признак единения в хороводе родственников, так как слово дялан «сустав» и дял «родственники, родова» однокоренные [2].  Она отмечает, что род «дял» объединяет всех его членов, как соединяют суставы человека костяк-скелет.   Название «Дялер»  можно  интерпретировать как хоровод «расшевеливания суставов» (тренировки тела).     «Дялер» «расшевеливал» родову, объединяя ее в общем ритуале, еще раз напоминая о том, что каждый участник есть целое в том костяке-скелете, который объединяет род, поэтому слова дялан «сустав» и дял «род, родова» - также единое целое. Здоровые суставы  –  это здоровый человек, здоровый человек – здоровое поколение, здоровое поколение – возрождение  народа  (ответвление рода). Следовательно, можно отметить, в архаической  культуре   эвенкийского народа придавалось  большое значение   подвижности и гибкости суставов и в целом ритмичному, динамичному движению  тела под такт хороводного танца.

В последние годы хороводные танцы получают новый этап развития и снова становятся популярными в общественно-культурной жизни народов Севера. Появляются новые запевала-икэлэны, продолжающие традиции своего народа. Создаются народные ансамбли, которые популяризуют красоту хороводных танцев. Исполнение танцев способствует возрождению родного языка, создает новые возможности для популяризации фольклора как источника самобытной культуры, обогащает духовный мир взрослого и детского населения. Большая работа проводится в образовательных организациях с этнокультурным компонентом в образовательной деятельности. Например, в школе «Арктика» в городе Нерюнгри педагоги и обучающиеся в течение многих лет проводят работу по возрождению хороводных танцев народов Севера [4, 5]. Молодое поколение успешно приобщаются к исполнительскому творчеству, участвую в конкурсах хороводных танцев, изучают исполнительское искусство, активно возрождают язык и культуру своего народа.

Результаты исследования. На самых ранних этапах истории  танец с пением был охотничьей пантомимой, в котором выявлялась сила, ловкость, быстрая сообразительность, смелость участников действа. Об этом свидетельствуют тексты песен и движение, носителями которых являются запевала-икэлэн. В наше время у эвенков сохранились следующие разновидности круговых хороводных танцев дэвэйдэ, госугор, дялихэр, осорай, дялехинчэ, дякирде, представляющие хороводы разных групп эвенков. Авторы статьи рассматривают современное состояние хороводных танцев эвенков, приводят их систематизацию по разным параметрам и анализируют особенности песен в хороводах.

Хороводные танцы как жанр традиционного танцевального искусства народов Севера является   источником, дополняющим и расширяющим общее представление об архаичном искусстве в целом. При этом они продолжают бытовать в современном обществе,  внося особый колорит и своеобразие в культурную жизнь народа.

 

ЛИТЕРАТУРА

Айзенштадт, А.М.  Песенная культура эвенков [Текст] /А.М. Айзенштадт. – Красноярск: Кн. изд-во, 1995. – 286с.
Варламова, Г.И. Женская исполнительская традиция эвенков (по эпическим и другим материалам фольклора) [Текст] / Г.И. Варламова. – Новосибирск: Наука, 2008. - 231с.
Василевич, Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII — начало XX в.) [Текст] / Г.М. Василевич. — Л: Наука, Ленингр. отд-е, 1969. — 304 с. 
Марфусалова, В.П. Функциональные проблемы языков коренных малочисленных народов Севера и создание условий для эффективной организации процесса обучения детей [Электронный ресурс] / В.П. Марфусалова // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 4 – URL: http://mir-nauki.com.pdf. C.1-8. (дата обращения: 10.11.2019).
Марфусалова, В.П. Этнос. Культура. Образование) [Текст] /В.П. Марфусалова. – М: Академия, 2005. - 110 с.
Мельник, А. Эвенки водят хоровод: В помощь руководителям хореографической самодеятельности [Текст] /А. Мельник.  — Красноярск, 1992. — 171 с.
Фольклор эвенков Якутии [Текст] / под редакцией А.В. Романовой, А.Н. Мыреевой. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. - 330 с.