КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ИСКУССТВО И ОДАРЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ

Алексеева Лариса Леонидовна

доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
В предлагаемой статье представлен краткий анализ трех монографий последнего десятилетия известного в гуманитарной сфере автора – доктора философских наук, профессора Лейлы Петровны Печко. На примере рецензируемых трудов, посвященных актуальным современным проблемам, рассмотрены теоретические и практические аспекты научного поиска ученого, показаны приоритеты и ведущие позиции исследований, изложены принципиально важные взгляды на вопросы формирования общей культуры и художественно-эстетической среды образования, развития одаренности и художественного творчества и др. Сделан вывод о научном и педагогическом потенциале изданий, дающих импульс к размышлениям и перспективным изысканиям в области эстетики, педагогики, искусства и культуры.

У каждого ученого, начинающего и достаточно опытного, маститого и незаурядного, есть свой собственный научный взгляд на окружающий мир и его противоречия [3]. Как есть и свои собственные варианты для решения острейших проблем современности, в том числе и в сфере педагогической науки, когда речь заходит об обучении и воспитании молодого поколения с помощью искусства. Что может современный ученый предложить в ответ на глобальные вызовы цифрового тысячелетия и нарастающие угрозы духовной безопасности молодого поколения? На наш взгляд, ответ на поставленные вопросы очевиден на примере монографий Лейлы Петровны Печко, доктора философских наук, профессора, ведущего научного сотрудника лаборатории музыки и изобразительного искусства Института художественного образования и культурологии Российской академии образования.

Три достаточно разные по проблематике работы – «Стили искусства: эстетические контексты» [4], «Выразительность эстетики природы и культураличности» [5], «Проблемы активизации креативности у одаренныхподростков в художественно-эстетической среде образования(интердисциплинарный культурно-эстетический аспект)» [6], – объединяет искреннее, глубокоеубеждение Лейлы Петровны в том, что сфера искусства, эстетическая деятельность и художественное творчество и есть то самое, «на все века и времена», универсальное противодействие вызовам и рискам XXI тысячелетия. Так, монография «Стили искусства: эстетические контексты» [4] включает обоснование эстетической выразительно-смысловой природы стиля искусства в гуманитарной мысли XX века, раскрывает вопросы потенциала стилей искусства в социокультурных процессах, показывает индивидуальный стиль среди других стилевых форм искусства и представляет эстетическую значимость индивидуального стиля в искусстве.

В качестве методологических оснований при изучении проблемы определены концептуальные идеи А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и В.В. Бычкова. Автор рассматривает стиль произведения в ракурсе своеобразных эстетических срезов в комплексе характерных признаков: «ценностно-смысловой экспрессии содержания и его выражающей художественно-образной материи формы, интонационного и фактурного аспектов» [4, 6]. Размышляя об «эстетическом поле искусства», характерных чертах стиля и его природе, общефилософских, психологических, художественно-эстетических и культурологических акцентах при изучении стиля в отечественных и зарубежных концепциях, Л.П. Печко осуществляет исторический экскурс, представляет определение феномена стиля в современном понимании, показывает его сущность, типы, взаимосвязи и т.д. в разных видах искусства.

Предпринятое автором рассмотрение стилей искусства на примере эволюции художественного сознания, исследование целостного своеобразия внутреннего мира творческой индивидуальности, обстоятельный и глубокий показ эстетической значимости художественного стиля мастера и стилевых тенденций современности свидетельствует о всестороннем знании и понимании проблемы, дает своеобразный «педагогический ключ» для решения образовательных и воспитательных задач учебного процесса различных учреждений и организаций. Отметим с положительной стороны и параграф монографии о динамике, диалектике «борьбы за стиль», где последовательно проводится мысль о воссоздании «живого мира человеческих смыслов», особенностях контекста «художественной ткани», выразительности слова, воздействующего на воображение и сознание человека [4, 144 – 157].

Обращаясь к исследованию Л.П. Печко в области выразительности эстетики природы и культуры личности [5], подчеркнем, в первую очередь, поэтичность стиля изложения монографии, оригинальность поставленных проблем и многогранность их рассмотрения. Эстетическая выразительность,эколого-эстетическая культура, а такжеспособы и формы ее развития, диалог личности с природой, экологическая эстетика, научная и эстетическая картина мира, освоение многообразия и выразительности природы на этапах возрастного развития личности, педагогический потенциал экспрессионного подхода, эстетика природы во взаимосвязи с личностным и деятельностным аспектами, творческое воспроизведение природы– таков далеко не полный охват изучаемых исследователем проблем.

Для педагогических работников общеобразовательной и высшей школы особое значение имеет глава, посвященная возможностям формирования и развития (углубления) эколого-эстетической культуры детей и юношества в возрастной динамике [5, 240 – 330]. Предлагаемые автором практические пути и педагогические ресурсы, сгруппированные умения и способности, построение педагогически организованной среды, предлагаемая система работы со школьниками и студентами, опора на деятельностный и личностный подходы, авторские приемы и методики, выводы об особенностях восприятия эстетических признаков природы убедительны, аргументированы и логичны. Широкого практического применения заслуживает и разработанный Л.П. Печко спецкурс для гуманитарных вузов «Эколого-эстетическая культура в межличностном общении и освоении эстетики природы».

Подробнее скажем о работе «Проблемы активизации креативности у одаренных подростков в художественно-эстетической среде образования» (интердисциплинарный культурно-эстетический аспект). Общеизвестно, что век информатизации и компьютеризации с очевидным нарастающим доминированием схем, инструкций, алгоритмов, заданного порядка действий и т.п., обостряет и без того вечные актуальные вопросы развития творческих возможностей молодого поколения. Рассмотрение данной проблематики в контексте «интердисциплинарного» и «культурно-эстетического», а также «в художественно-эстетической среде образования», делает подготовленную монографию крайне востребованной для широкого круга научных и педагогических работников.

На основе многолетнего исследования творческого развития детей школьного возраста Л.П. Печко систематизирует, анализирует, в ряде случаев дает оценку явлениям, представлениям, отношениям и т.д., в контексте идей трансдисциплинарного подхода, в какой-то мере близкого к позициям интегративного подхода [2]. Автор монографии обращает внимание на то, что «путь от одаренности к качествам креативного уровня лежит через творческое освоение мира природы, культуры и искусства, мира человека, их осмысление. При этом важна передача личного, творческого видения мира средствами выразительности, присущими именно искусству, его языку, его духовному смыслу» [6, 3].

Введение монографии представляет собой весьма широкую картину рассмотрения проблемы, начиная с поиска «решения новых, незнакомых для человеческих способностей задач» и образования специалистов будущего, обозначения принципов изучения современных проблем и системы эстетических категорий, упоминания основных российских государственных программ развития одаренности детей, обзора и классификации методов выявления одаренности в художественном развитии ребенка Н.Н. Фоминой в качестве «педагогической основы и ракурса изучения одаренности», а такжерассмотрения ключевых для автора подходов, теорий отечественных (Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская, А.И. Буров, А.А. Мелик-Пашаев и др.) и зарубежных исследователей (Г. Гарднер, Дж. Рензулли, П. Торренс и др.). Заслуживает безусловной поддержки пристальное внимание ученого к понятию «выразительность», во многом предопределяющее, по мнению Л.П. Печко, понимание человеком сущности явлений окружающего мира и явлений культуры.

В контексте названия монографии практически все главы в той или иной мере освещают вопросы творчества, с той лишь разницей, что в каждой из глав представлен свой, определенный и неповторяющийся вектор рассмотрения. Так, третья глава посвящена творческому развитию личности и ее одаренности в культурно-историческом видении и трансдисциплинарном ракурсе; четвертая глава затрагивает проблемы культурно-эстетического сознания и отношения как универсальной основы личностного мировосприятия и художественно-эстетического творчества школьников; в пятой главе рассматривается воображение как «аппарат» творческого развития личности в подростковом и юношеском возрасте, приводятся высказывания школьников, участников экспериментальной деятельности различных образовательных организаций [6, 84 – 86 и др.].

В работе автора находят свое отражение глобальные проблемы современного социума, в том числе значение и роль искусства в образовании и развитии творческой личности, можно сравнить к примеру, с идеями и решениями, представленными в ряде недавних публикаций [1,2]. Раскрыта в книге специфика эстетической картины мира и самовыражения личности школьника в художественном творчестве, изложены представления об образах реальности и искусства у будущих педагогов, уделено внимание вопросам понимания и оценки студентами-гуманитариями одаренности школьников и собственной креативности. Более практико-ориентированный характер имеет глава, в которой рассматриваются резервы становления креативности в художественно-эстетической образовательной среде, и «Гимн творчеству» в проектной модели активизации креативности при реализации дополнительной эстетической деятельности школьников. Для педагогов-практиков, очевидно, будут полезны предложенные в монографии тесты, опросные листы, анкеты по выявлению одаренности и креативности школьников и студентов-педагогов [6,167 – 169].

Одна из глав «Актуальные научные и реальные основания изучения художественно-эстетической одаренности в подростковом и юношеском возрасте» раскрывает принципиально важные позиции исследования в опоре на деятельностный, ценностный, культурологический и другие подходы, вбирающие искусство и культуру, с акцентом на теории эстетического воспитания Александра Ивановича Бурова. Эстетическое отношение и уровни его проявления у школьников, эмоциональные реакции, эстетические состояния и эстетическое сознание, эстетические эмоции, ментальность по отношению к одаренности развивающейся личности, культурная среда, общекультурные типы творческой одаренности – эти и другие важнейшие аспекты активизации креативности детально рассмотрены автором.

Здесь же предлагаются типы одаренности «по специализированности, проявляющейся в школьный период» [6, 31]. Это универсальный (разносторонний), художественный, гуманитарный (или культурно-эстетический) и др. Подробно автор останавливается именно на гуманитарном типе, излагая общие характеристики, признаки и проявления, предлагая способы для определения уровня, динамики, специфики индивидуального становления, связи со средой. Приводятся и соответствующие показатели, как, например, наличие эстетической интуиции, эмоционального воображения, отзывчивости и др., что расширяет границы исследования и показывает возможности практического применения его результатов. Впечатляет основательность, фундаментальность подхода автора к рассмотрению художественно-эстетической одаренности и связанных с этим вопросов и проблем, что, конечно, является достоинством монографии.

Глава «Культурно-эстетическая активность и активизация креативности подростков и старших школьников как источники накопления духовного капитала личности» обращает на себя пристальное внимание с точки зрения возможности восполнения духовности современного молодого поколения и рассмотрения актуальных педагогических практик для решения обозначенной проблемы. Глубокий анализ имеющихся научных трудов (В.В. Небылицын, В.А. Петровский, А.В. Бакушинский и т.д.), изучение особенностей культурной, гуманитарной активности личности и целого ряда категорий и понятий, позволяют автору монографии говорить о том, что «культурно-эстетическая активность выступает как интегративное качество личности, перерастающее далее в социокультурную активность участников общественной жизни и деятельности» [6, 48].

На примере главы «Воображение как «аппарат» творческого развития личности в подростковом и юношеском возрасте» очевидна авторская позиция в отношении особой роли педагогики искусства в развитии «эвристической педагогики творчества», способов развития творческого воображения в условиях современного образовательного процесса, резервов творческого постижения искусства в образовании детей и юношества и т.д. [6, 75 – 76]. В опоре на подход М.М. Бахтина, выдвигаемые им нравственно-гуманистический, эстетический и эвристический принципы, автор убедительно и на высоком философском уровне раскрывает эстетический смысл и возможности художественной интерпретации искусства, подчеркивает необходимость неформального, глубоко личностного постижения искусства в процессе творческого развития.

В каждой из рецензируемых монографий обращает на себя внимание «Список использованной литературы» со значительным количеством источников на иностранном языке, что в свою очередь побуждает к чтению. В целом, обращение к монографиям подвигает к размышлению и полемике в отношении концептуальных теоретических позиций и подходов отечественных и зарубежных воззрений, идей и представлений «о педагогических аспектах в эстетике и искусстве», «об эстетических аспектах в педагогике, культуре и искусстве» и т.п. Обобщая изложенное, подчеркнем, что рассмотренные научные труды Лейлы Петровны Печко демонстрируют широкий, открытый и пытливый взгляд ученого на проблемы современного мира, учат внимательному отношению к каждому растущему человеку, вдумчивому эстетическому видению и «прочтению» выразительности окружающей действительности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Текст] / Сборник научных статей // Ред. – сост. О.И. Радомская; под общей ред. О.В. Стукаловой. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.

2. Актуальные проблемы художественного образования: интегративный подход (по материалам диссертационных исследований): коллективная монография [Текст] / Под редакцией Е.Ф. Командышко. – М.: ИХОиК РАО, 2016.

3. Педагогика искусства и современное художественное образование. Монография [Текст] / Е.М. Акишина (рук. авт. кол.) и др.; рук. проекта Е.М. Акишина; науч. ред. Л.Л. Алексеева; общ. ред. Е.В. Боякова. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

4. Печко, Л.П. Стили искусства: эстетические контексты: монография / Л.П. Печко. – Елец: Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, 2010.

5. Печко, Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности / Л.П. Печко. – Ульяновск: УлГТУ, 2008.

6. Печко, Л.П. Проблемы активизации креативности у одаренных  подростков в художественно-эстетической среде образования  (интердисциплинарный культурно-эстетический аспект) / Л.П. Печко. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.