Для современного социокультурного пространства России волонтёрская деятельность – довольно новое явление, стремительно набирающее популярность среди разных слоев населения и постепенно обретающее заметную общественную значимость. Об этом свидетельствует объявление в России 2018 года - Годом волонтёра и особое внимание к вопросам развития добровольческого движения со стороны представителей власти и общественности. В нашей стране идёт процесс формирования культуры волонтёрства, сущность и особенности которой попытаемся раскрыть в данной статье. Прежде, чем определить понятие «культура волонтёрства», обратимся к устоявшимся терминам и категориям.
Термин «волонтёр» произошел от фр. volontaire, которое восходит к латинскому voluntaries, и изначально означал солдата-добровольца. Затем коннотация слова изменилась и волонтёром стали называть добровольцев в широком смысле, тех, кто по доброй воле принимает участие в каком-либо деле. Военный контекст употребления этого понятия сохраняется и в наше время, он закреплён в нормах международного права [1]. Всё большую значимость и распространение обретает иная смысловая интерпретация, подчеркивающая, что добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации.
«Всеобщая декларация добровольчества», провозглашенная на XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в январе 2001 года, определяет добровольчество как индивидуальное или коллективное действие, посредством которого, в том числе, люди реализуют свои права и ответственность членов общества, одновременно познавая новое, совершенствуясь, раскрывая свой полный человеческий потенциал. Таким образом, добровольчество трактуется как фундамент гражданского общества.
Традиционно к научному осмыслению вопросов волонтёрства обращаются представители исторической науки [5], социологии, педагогики и психологии [4, 6]. Актуализация практик волонтёрства в условиях современного социокультурного пространства России, позволяет утверждать необходимость комплексного интегративного подхода к изучению данного феномена культуры, который будет наиболее полон при культурологическом анализе [2, 3]. Международная практика волонтёрства существенно отличается от российской, как в части правового обеспечения и государственного участия, так и в укорененности самой традиции добровольческой деятельности в структуре повседневности людей. Наблюдается явное противоречие между традицией взаимопомощи и помощи нуждающимся, закреплённой в культурных кодах россиян (в том числе, основанных на религиозной культуре, православной традиции), и отсутствием стремления к демонстрации инициативы (имеющим историко-культурное основание в виде «наказуемости» за проявление активности, которое негласно практиковалось особенно в советский период). Массовая готовность людей оказать помощь ярко появляется в чрезвычайных, кризисных ситуациях, когда в обществе стремительно разворачиваются процессы самоорганизации (например, спонтанная помощь беженцам во время локальных военных конфликтов, поддержка пострадавших во время стихийных бедствий, терактов и т.д.). Факторами, несколько замедляющими развитие культуры волонтёрства в отечественной социокультурной практике, выступают отсутствие чёткой законодательной базы, исторических традиций волонтёрства, эффективных методик подготовки добровольцев и сопровождения их деятельности.
Идеи добровольной и бескорыстной помощи находят отражение в историко-культурном прошлом разных стран и народов мира. Сострадание и милосердие лежало в основе добровольного служения обществу и поддерживалось церковью, поскольку являлось воплощением священных заповедей и составляло органичную часть религиозной культуры (через деятельность храмов, монастырей и т.д.). В России культура волонтерства/добровольчества базируется на культурных кодах и глубинных ценностно-смысловых структурах личности, воплощенных в таких феноменах как национальный характер и менталитет. Задолго до институционализации добровольчества и участия в этой деятельности государства, возникла традиция взаимовыручки, взаимопомощи, которая, прежде всего, была направлена на наименее защищенных членов общества – стариков и детей. Последующее укрепление православных традиций сформировало культуру добровольчества, заключавшуюся во внутренней потребности человека в помощи бедным, обездоленным, нуждающимся. В имперской России была развита система государственной благотворительности, проводившая социальную политику государства (народные школы, сиротские дома, госпитали, больницы и т.д.) как на казенные средства, так и на пожертвования благотворителей.
В советский период культура добровольчества активно развивалась и поддерживалась государством, которое «включало» человека в общественно полезную и социально значимую деятельность уже в младшем школьном возрасте через официальные массовые детские организации (прежде всего, через пионерскую организацию), унаследовавшие традиции дореволюционных организаций скаутов. Образ комсомольца-добровольца, стремящегося отдать свои силы на благо общества. Родины, является хрестоматийным и отражает не только направленность государственной идеологии, но и самые лучшие душевные качества, самые высокие нравственные идеалы человека. Яркие образы героических военных и трудовых подвигов добровольцев были созданы советским кинематографом, начиная от таких довоенных фильмов, как «Семеро смелых» (реж. С.Герасимов, 1936 год), «Трактористы» (реж. И.Пырьев, 1939 г.), «Девушка с характером» (реж.К.Юдин, 1939 г.), «Тимур и его команда» (реж. А.Разумный, 1940 год), до кинокартин, вышедших на экраны в период «оттепели» и позднее. Наибольшей популярностью среди них пользовались «Высота» (реж. А.Зархи, 1957 г.), «Поднятая целина» (реж. В.Басов, 1959), «Неподдающиеся» (реж. Ю.Чулюкин, 1959 г.), «Девчата» (реж. Ю.Чулюкин, 1961 г.), «Неуловимые мстители» (реж. Э.Кеосаян, 1966 г.) и др. Эти и многие другие художественные произведения, созданные в советский период, популяризировали и пропагандировали идею добровольчества, формировали особую культуру взаимопомощи в трудных, социально и общественно значимых ситуациях, демонстрируя огромный потенциал этой деятельности и значительные (нередко несколько нереальные результаты). В итоге, несмотря на идеологический контекст и имевшиеся недостатки, связанные с принуждением к деятельности, добровольчество было широко распространено в советском обществе; безвозмездная помощь, особенно в трудной или чрезвычайной ситуации, считалась моральной нормой, которой следовало большинство. Культура волонтерства формировалась целенаправленно и была представлена как неотъемлемая часть жизни советского человека.
В настоящее время культура волонтерства развивается как форма социальной помощи. С середины 90-х г.г. ХХ века в России стали появляться, традиционные для стран Запада, благотворительные организации, которые объединяют добровольцев и специализируются на разных сферах деятельности: научной, культурной, образовательной, медицинской и др. Например, благотворительные фонды: «Искусство, наука, спорт» (А.Усманова), Владимира Потанина, Елены и Геннадия Тимченко, Михаила Прохорова, Русфонд, «Подари жизнь», «Линия жизни» и мн. др. осуществляют активную добровольческую деятельность, развивая традиции благотворительности и культуру волонтёрства.
Культура волонтёрства формируется на основе ценностно-смыслового комплекса, семантики деятельности человека и отражает как историческую, так и актуальную составляющую жизни общества. Она находится в непосредственной зависимости от духовно-нравственных характеристик и установок личности, проявляя ее альтруистические начала. В этой связи рассматривается мотивация волонтёрской деятельности, которая базируется на личностных смыслах жизни человека. Волонтёрская деятельность детерминирована целым комплексом мотивов, доминанта которых может изменяться с возрастом и социальным положением человека. Для молодёжи наиболее мотивирующими факторами волонтерской деятельности выступает возможность обретения профессиональных компетенций, интеграции в профессиональное сообщество через новые контакты и знакомства, а также реальная возможность получения необходимых знаний и навыков на практике. Для лиц среднего возраста волонтёрство, прежде всего, это - возможность осознанной самореализации. Добровольческая деятельность может осуществляться в сфере далекой от профессиональной деятельности человека, открывая для него новую специальность и, нередко, несколько компенсируя неудовлетворенность выбором профессии. Другой, более важной стороной мотивации людей среднего возраста, выступает желание вести общественно значимую жизнь, быть полезными для социума, что отражает гражданскую позицию человека и его готовность не только думать о благе общества, но и прилагать реальные усилия для достижения его позитивной динамики. Для «серебряных волонтёров» добровольчество – это, прежде всего, площадка интенсивных коммуникаций, реализации потребности в участии, дающая ощущение востребованности обществом и чувство полноты жизни. В деятельности этой категории волонтеров прослеживается двухсторонний процесс обучения и обмена новыми знаниями и опытом. С одной стороны, пожилые добровольцы передают более молодым коллегам свои знания и умения, основанные на прежней профессиональной деятельности и жизненном опыте. С другой стороны – общаясь с молодежью, пенсионеры обретают новые компетенции, связанные с использованием цифровых технологий, новых способов связи и удаленного взаимодействия посредством сети Интернет. По данным ВЦИОМ (опрос «Что вдохновляет волонтеров?, 2017 г.) главными факторами участия в волонтёрской деятельности являются нематериальные мотиваторы, среди которых лидируют следующие: интересное проведение досуга, желание быть полезным и самореализоваться. При этом в российских СМИ заметно нарастает число сообщений о волонтёрской деятельности, что придает ей общественную значимость и формирует культуру добровольчества, делая её привычной характеристикой жизни современного человека. Отдельную роль в популяризации волонтёрской деятельности, особенно среди детей и молодёжи, имеют различные интернет-ресурсы, в том числе пользующиеся высокой степенью доверия и привычные для данной категории социальные сети, способные актуализировать практики добровольчества и привлекать к волонтёрской деятельности значительное число пользователей. Наряду с группами и страницами в социальных сетях, создана единая информационная система «Добровольцы России» (добровольцыроссии.рф), которая выступает своеобразным агрегатором для волонтёрских инициатив представителей всех регионов нашей страны. На сайте размещена информация о наиболее значимых мероприятиях в сфере добровольчества и Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2018», который выступаем драйвером года добровольца. Наряду с этим, всем желающим предлагается он-лайн обучение по вопросам волонтёрства и консультационная помощь.
Обобщая всё вышеизложенное, определим культуру волонтёрства (добровольчества) как ценностно-смысловой комплекс, основанный на идее благотворительности, добровольного служения обществу и проявляющийся в социально значимой безвозмездной деятельности отдельного человека, группы лиц или организации. Волонтёрство, как практика безвозмездного выполнения общественно значимых работ, широко распространено в мире, продолжает развиваться, и привлекает новых участников-добровольцев.
Культуру волонтёрства можно классифицировать по ряду различных признаков. По источнику инициативы добровольческой деятельности выделяется: индивидуальное (добровольческую деятельность инициирует отдельная личность, которая ее затем осуществляет в одиночку или с привлечением единомышленников-добровольцев); групповое (соответственно, источником волонтёрской активности становится группа лиц, объединенная общими альтруистическими и социально значимыми интересами); корпоративное (волонтёрская деятельность организуется компанией и может быть направлена как внутрь организации, так и вовне) и государственное волонтёрство (инициатором выступает государство в целях, как правило, поддержки масштабных проектов). По содержанию культура волонтёрства проявляется в таких направлениях деятельности как: профессиональное или pro-bono (безвозмездная профессиональная работа специалистов, необходимая для осуществления добровольческой деятельности определенного направления в виде консультационного сопровождения или непосредственного практического участия); социальное (помощь социально незащищенным слоям населения, лицам, испытывающим проблемы социальной адаптации и реабилитации, поддержка тяжелобольных людей и членов их семей и т.д.); экологическое (участие в решении экологических проблем, в том числе и локального характера); медико-просветительское (популяризация здорового образа жизни, информирование населения о способах профилактики и лечения наиболее опасных и социально значимых заболеваний и пр.); поисково-спасательное (поиск людей, пропавших без вести, оказание помощи при проведении спасательных операций и др.); спортивное (участие в подготовке и проведении спортивных мероприятий разного уровня от местных до международных); культурное/волонтёрство в сфере культуры (помощь организаторам культурных практик, событий в их подготовке и поведении, непосредственная работа с посетителями учреждений культуры и пр.). По степени регулярности волонтёрская деятельность может быть, как разовой, так и осуществляться на постоянной основе (как по эпизодическому или постоянному участию отдельного конкретного добровольца, так и по характеру самой деятельности, которая может быть разовой или иметь регулярный характер).
Ведущая роль в формировании культуры волонтёрства принадлежит семье, образовательным учреждениям и культурным институциям, которые совместно влияют на ценностно-смысловой комплекс личности, способствуя ее становлению с самого раннего детства. Во многих странах мира сегодня волонтёрская деятельность – это повседневная социальная практика. Добровольцы объединяются для посадки деревьев, сбора помощи нуждающимся, поиска пропавших без вести, профилактики правонарушений, борьбы с опасными болезнями, участия в культурно-просветительских проектах, поддержки талантов и т.д. Основными принципами, лежащими в основе культуры волонтёрства, выступают: альтруизм, участие, взаимопомощь, социальная ответственность, социальная и личная значимость. Ценностно-нормативная система личности обуславливает идеалы для деятельности, но не только индивидуально-психологические характеристики добровольцев выступают их основой. Она определяется состоянием общества, его готовностью воспринимать и поддерживать безвозмездный труд и, безусловно, позицией государства по данному вопросу. При этом государственная поддержка и регулирование должны полностью исключать институты и функции принуждения к добровольчеству, способные вызвать отторжение волонтёрской деятельности. В руках государства находятся правовые и идеологические инструменты, способные оказать существенную помощь в развитии социальных инициатив добровольцев, стремящихся выйти за рамки своей профессиональной деятельности и обыденной жизненной практики и бескорыстно служить обществу и конкретным людям.
ЛИТЕРАТУРА
Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева и др. М., 1999; Большой юридический словарь / [В. А. Белов и др.]; Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - 2. изд, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2002.
Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: дисс... канд. культурологии., Саратов, 2012.
Носова Ю.И. Волонтёрство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики// Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств, 2012, №3. С. 62-65.
Тарасова Н.В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России, 2012, №4. С.46-52.
Харченко А.А., Купцова И.А. История и перспективы развития молодежного движения в Российской Федерации, Орел: Изд-во ОРАГС, 2006.
Makarova G.A. Volunteer in activity of art and culture establishments // Педагогика искусства, 2009. №2. С. 45-52.