КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ 1, ПОДВОЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ 2

1. Доктор педагогических наук, профессор, Академия гражданской защиты МЧС России

2. Доктор педагогических наук, профессор, Московский Педагогический Государственный Университет

Аннотация: 
В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном и школьном воспитании детей и подростков. Культурно - историческое развитие, воспитание и образование в семье и в окружающем социуме. Преодоление инертности в обучении и воспитании детей из полных и не полных семей. Рассматриваются эффективность взаимодействия семьи и образовательных учреждений и учреждений культуры. Показаны отличия, педагогическая и психологическая поддержка по взаимодействию между родителями и педагогами в организации семейного воспитания.

Исторические изменения в общественной, культурной и политической сферах
нашего общества создают условия развития, воспитания и формирования личности с
высоким уровнем обученности, творческого потенциала, способности к эффективной
социальной коммуникации и самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Обучение указанным качествам личности возможно в условиях семейного
образования, предполагающего высокую степень индивидуализации и гуманизации
обучения и воспитания подростков. Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий
человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность ребенка, ее
сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество
различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной
литературе.
«Становление семейного образования в России», это один из наиболее значимых
факторов в культурно - историческом развитии образования в семье.
Мы рассматриваем семейное образование, как эффективное средство выполнения
социально-образовательного заказа семьи, государства и общества. Культурно-
исторический подход семейного воспитания и образования позволяет раскрыть
следующие основные компоненты: - теоретические основания семейного образования; -
методы и способы семейного образования; - педагогические условия становления
семейного образования в России во взаимосвязи с факторами, определяющими ее
формирование.
Культурно-исторический подход к становлению семейного образования включает в
себя четыре основных компонента: 1. Принципы гуманизации и индивидуализации; 2.
Личностно - ориентированный подход; 3. Уточнённый и дополненный понятийно -
категориальный аппарат семейного образования; 4. Результаты критического анализа
Российского, общемирового и зарубежного опыта семейного образования.
Обращаясь к существующим и перспективным образовательным системам, среди
которых наиболее продуктивной является семейное образование, определяемое как
освоение учащимся общеобразовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования в семье с прохождением промежуточной
и итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении, и осуществляемое либо
непосредственно родителями (законными представителями) обучающегося, либо лицами,
выбираемыми и назначаемыми родителями (законными представителями). Право
родителей на обучение ребёнка в семье закреплено в ст. 44 п. 3 федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
Основной характеристикой семейного образования является высокая степень
реализации субъектно-ориентированного и гуманистического подхода в обучении и
воспитании детей.
Анализ научной литературы по данной проблематике позволяет утверждать, что,
несмотря на повышение интереса к семейному образованию и увеличение количества
публикаций по данной тематике, вопросы становления семейного образования в России
изучены на данный момент не системно и фрагментарно.
В педагогической теории и практике возникают следующие противоречия между:
- объективными требованиями общества к образованию, как к процессу воспитания
личности и недостаточным развитием необходимой для этого системы индивидуального,
ориентированного образования;
- высоким уровнем личностно-формирующего, дидактико-воспитательного
потенциала семейного образования и его слабой реализацией в Российской
педагогической практике;
- необходимостью становления семейного образования в России и недостаточной
степенью практической реализации и научной обоснованности данного процесса.
Необходимость решения обозначенных противоречий подчеркивает их значимость
и актуальность в изучении педагогических условий становления семейного образования в
современной России.
Изучение специфики семейного образования, ее теоретического обоснования, как
педагогического внедрения, явилось предметом исследований следующих ученых и
специалистов: А. И. Антонова, А.А. Жарковой, А.А. Ласкина и др.
Они показали актуальность обозначенной проблемы, её теоретическую и
практическая значимость, степень её разработанности и педагогические условия
становления российского семейного образования на основе культурно-исторического
подхода.
Для достижения цели и проверки гипотезы о культурно - историческом развитии
семейного воспитания и образования в России были определены следующие задачи:
- определение генезиса развития семейного образования в России и обозначить его
категориальное поле в свете современной педагогической теории и практики;
- теоретически обосновать основы становления семейного образования в России;
- проанализировать исторические и культурные особенности становления
семейного образования в России и за рубежом;
- дать диагностику состояния и смоделировать формы становления семейного
образования в России;
- экспериментально проверить педагогические условия совершенствования
процесса развития семейного образования.
- показать динамику процесса совершенствования семейного образования в России.
На основе анализа педагогических материалов раскрываются положительные и
отрицательные аспекты семейного образования, приводятся результаты исследования
процесса развития семейного образования в России и за рубежом. Анализ психолого-
педагогической и социологической литературы позволил разработать понятийно-
категориальный аппарат семейного образования, включающий в себя определение
источников семейного образования.
Семейное образование представляет собой освоение учащимся
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования в семье с прохождением промежуточной и итоговой
аттестации в общеобразовательном учреждении и осуществляется либо непосредственно
родителями (законными представителями) обучающегося, либо лицами, выбираемыми и
назначаемыми родителями (законными представителями).
Отметим, что согласно ст. 17 п. 4 федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., возможно сочетание различных форм
получения образования. Последнее приводит к идее комбинированного (семейно-
школьного) образования, которое мы определяем как интегративную образовательную
систему, системообразующим фактором которой является синтез семейного и
традиционного школьного образования.
Однако семейную форму получения образования не следует отождествлять с
понятием экстерната. Экстернат является самостоятельной, как правило, ускоренной
формой получения образования. Также некорректно отождествление семейной и
домашней форм получения образования. Домашняя форма используется для детей,
которые не имеют возможности учиться в общеобразовательном учреждении по
состоянию здоровья.
Противоречие между высоким потенциалом семейного образования, как
дополнения государственной образовательной системы и инструмента коррекции его
издержек и малой распространённостью семейного образования в России обусловлено
наличием совокупности взаимосвязанных факторов: отсутствием чёткой, единой для всей
страны законодательной базы семейного образования, совершенно недостаточной
степенью информированности общества о семейном образовании, отсутствием
фактической возможности перевода на комбинированное образование, отсутствием
системы эффективного взаимодействия семейных школ и общеобразовательных
учреждений.
До настоящего момента семейное образование прошло длительный эволюционный
путь развития – от простой передачи опыта от родителей к детям до привилегии
обеспеченных слоёв общества, и от последней – к массовому социальному явлению, к
эффективному способу получения образования, востребованному широкими слоями
населения.
Особенностью Российского семейного образования в исторической ретроспективе
позволяет выделить из разработок прошлого наиболее перспективные и адекватные
современным педагогическим условиям, а именно упорядочение системы репетиторства и
гувернёрства (прохождение репетиторами и гувернёрами специальной аттестации, выдача
рекомендаций с места работы и др.).
Процесс становления семейного образования будет наиболее эффективным, если:
- разработать теоретические основы семейного образования, как педагогического
феномена;
- обобщить и систематизировать результаты историко-культурного анализа
семейного образования в России и за рубежом, внедрить в практику педагогические
разработки, отвечающие современным российским педагогическим условиям;
- внедрить экспериментально проверенную модель оптимальных педагогических
условий становления семейного образования и способы их формирования;
- разработать и внедрить технологии, позволяющие повысить уровень
информированности родителей и педагогов образовательных учреждений о семейном
образовании, а также способствующие формированию готовности учащихся и родителей
к реализации семейного образования.
Для решения поставленных задач и использования комплекса
взаимодополняющих методов исследования: использовалась научная философская,
социологическая, психолого-педагогическая литература, а также нормативно-правовые
источники по проблеме исследования, анализировался, обобщался и систематизировался
исторический и современный опыт семейного образования в России и за рубежом. На
данном этапе были определены цель, задачи и гипотеза исследования культурно -
исторических особенностей семейного воспитания и образования, разрабатывались
теоретические основания для семейного образования, как педагогического феномена.
Показаны и проанализированы условия функционирования семейного образования,
характерные для современной России. В процессе проведения работы с родителями и
учителями с помощью диагностического инструментария, были экспериментально
обоснованы значимые педагогические условия становления семейного образования в
современной России, такие, как: - информированность родителей, педагогов и
администрации общеобразовательных учреждений о семейном образовании, -
несоответствие результатов образовательного процесса запросам родителей и учащихся, -
готовность родителей к принятию мер по повышению образовательного уровня детей, -
высокая эффективность семейного образования.
Были разработаны и апробированы на основе культурно-исторического и
общемирового опыта в области семейного образования, основные уровни готовности
родителей и педагогов по организации учебного и воспитательного процесса в семье. А
для общеобразовательных учреждений реализация на основе культурно-исторического и
общемирового опыта семейного образования, критерии его эффективности. Разработаны и
апробированы модели, включающие основные педагогические условия становления
семейного образования в современной России во взаимосвязи с предпосылками и
особенностями их формирования.Обоснованы технологии реализации потенциала
семейного образования в России, в частности условия эффективного взаимодействия
общеобразовательных учреждений и семейных школ.
Представляя практические рекомендации по преодолению влияния объективных
факторов семейного образования: выявлены основы эффективного взаимодействия
семейных школ и общеобразовательных учреждений, разработаны различные комплексы
занятий, как фактор повышения эффективности деятельности образовательных
учреждений, способствующие повышению уровня информированности родителей и
педагогов общеобразовательных учреждений о семейном образовании, экспериментально
доказана перспективность внедрения комбинированного образования в педагогическую
практику.
Указанные разработки могут быть эффективно использованы: в деятельности
семейных школ, в работе общеобразовательных учреждений, на базе которых реализуется
семейное образование, в консультационных центрах по вопросам семейного образования,
в деятельности государственных организаций при разработке образовательной политике в
области семейного образования, а также могут составить основу курса по подготовке
консультантов для семейных школ.
Современное российское семейное образование представляет собой целостную
форму субъектно-ориентированного, гуманистического образования, позволяющую в
значительной степени раскрыть положительные субъектные качества учащихся в
условиях реализации индивидуальных образовательных траекторий и базирующуюся на
личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании, а также на принципах
гуманизации и индивидуализации образовательного процесса; опирающуюся на
формирование и развитие таких свойств личности учащегося семейной школы, как
высокий уровень обученности, воспитанности, социализации, независимость мышления,
стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
В контексте современной цивилизации развитие семейного образования вызвано
совокупностью взаимосвязанных социальных, культурных и политических процессов,
представляющих собой объективные тенденции, характерные для большинства стран
мира (ориентация на обучение и воспитание в условиях индивидуализации и гуманизации,
высокого образовательного уровня родителей, либерализация общественной жизни).
Так потенциал семейного образования может быть реализован посредством
разработанной теоретической модели, отражающей современное состояние
педагогических условий становления семейного образования и позволяющей проследить
векторы их развития, отвечающие наиболее конструктивным историческим тенденциям в
области семейного образования.
Делаем вывод о наличии в России большинства значимых педагогических условий
становления семейного образования, а именно: - несоответствие результатов
образовательного процесса в образовательных учреждениях запросам родителей и
учащихся; - готовность родителей к принятию мер по повышению образовательного
уровня развития детей; - высокая эффективность семейного образования, делающая
семейное образование инструментом эффективной коррекции издержек государственного
школьного образования. При этом такое условие, как информированность родителей и
педагогов образовательных учреждений о семейном и семейно-школьном образовании,
фактически не представлено, однако его значимость для становления семейного
образования обосновывается как большим отечественным, так и зарубежным опытом в
области семейного образования.
Возникает обоснованная необходимость создания и активизации целостной
системы информирования родителей и педагогов образовательных учреждений о
различных аспектах семейного образования, а также наглядно доказывает значительную
эффективность семейного образования, которая может быть прослежена по динамике
таких показателей эффективности семейного образования, как: - уровень обученности, -
воспитанности, - тревожности учащихся семейных школ, - гармоничности
внутрисемейных отношений.
Полноценной реализации потенциала семейного образования препятствуют
следующие основные проблемы: - проблема социализации и отсутствие государственной
поддержки, - спортивной и физической подготовки учащихся; - отсутствие эффективного
взаимодействия семейных школ и образовательных учреждений; - фактическое отсутствие
коммуникации между семейными школами. Решению данных проблем может
способствовать создание методической службы, оказывающей консультационную помощь
заинтересованным лицам, а также осуществляющей мониторинг в области семейного
образования.
Процесс становления семейного образования будет наиболее эффективным, если: -
разработать теоретические основы семейного образования как педагогического феномена;
- обобщить и систематизировать результаты историко-культурного анализа семейного
образования в России и за рубежом, внедрить в практику педагогические разработки,
отвечающие современным российским педагогическим условиям;
- внедрить экспериментально проверенную модель оптимальных педагогических
условий становления семейного образования и предпосылки их формирования;
- разработать и внедрить технологии, позволяющие повысить уровень
информированности родителей и педагогов образовательных учреждений о семейном
образовании, а также способствующие формированию готовности учащихся и родителей
к реализации семейного образования. Нами сформулирована проблема исследования
о культурно - исторических особенностях семейного воспитания и образования в России и
ее актуальность, представлен развёрнутый анализ состояния проблемы становления
семейного образования в отечественной и зарубежной педагогической теории.
Рассматривая теоретические основы становления семейного образования в России
путем анализа отечественного и зарубежного опыта в области семейного образования,
результаты которого позволяют утверждать, что современный этап характеризуется
активным развитием семейного образования во многих странах мира (так, в США и
Канаде семейное образование является одним из наиболее востребованных способов
обучения и воспитания). Официальный статус семейного образования признан уже в 45
государствах. Стала более заметна устойчивая тенденция к дальнейшему развитию
семейного образования и в России. Анализ процесса развития семейного образования в
зарубежной практике обнаруживает тесную взаимосвязь между стремительным
изменением социально-экономических условий существования современного общества и
распространением семейного образования. Так, катализатором развития семейного
образования в большинстве стран мира явилась совокупность следующих факторов:
значительное снижение уровня школьного образования, распространение в школах
преступности, алкоголизма и наркомании, либерализация общественной жизни. Анализ
широкого круга информационных источников позволяет утверждать, что современный
этап развития российского общества характеризуется наличием большей части указанных
факторов.
Следовательно, применение индуктивного метода позволяет показать значительные
перспективы становления семейного образования в России.
Анализ передового российского опыта семейного образования, а также
определение основных положительных и отрицательных аспектов становления семейного
образования, позволили разработать теоретические основы этого процесса. К
теоретическим основам становления семейного образования в России следует отнести: -
информированность родителей, педагогов и администрации общеобразовательных
учреждений о семейном и комбинированном образовании; - соответствие результатов
образовательного процесса в образовательных учреждениях запросам родителей; -
готовность родителей к принятию мер по повышению образовательного уровня своих
детей; - высокую эффективность семейного образования в оптимальных педагогических
условиях. Реализация комплекса вышеуказанных факторов создает объективные
предпосылки для использования комбинированного образования, предполагающего
посещение детьми, обучающимися в семье, школьных занятий по ряду
общеобразовательных предметов, в том числе с целью преодоления проблемы
социализации и осуществления спортивной подготовки. Создание педагогической среды,
в рамках которой станет возможным осуществление эффективного взаимодействия между
семейными школами и государственными общеобразовательными учреждениями.
Создание консультационных центров и общественных организаций, в функции которых
будет входить консультирование заинтересованных лиц, отстаивание прав семейных
школ, сопровождение и оптимизация образовательного процесса в семейных школах;
оптимизации деятельности семейных школ: построение системы эффективной
коммуникации между семейными школами, объединение семейных школ в группы.
Посещение учащимися семейных школ учреждений дополнительного образования детей
(кружков, клубов по интересам, спортивных секций), а также реализация в практике
семейного обучения взаимоответственности всех участников образовательного процесса,
четкой организации обучения, самообразование родителей, обучающих детей в семье.
Культурно-исторический подход к становлению семейного образования в России
позволил раскрыть достаточно высокий уровень информированности педагогов
общеобразовательных учреждений и родителей о семейном образовании; готовность
родителей к принятию мер по повышению образовательного уровня своих детей;
несоответствие результатов образовательного процесса в образовательных учреждений
некоторым запросам родителей; эффективность семейного образования.
Проведение культурно-исторического анализа необходимо, и позволяет определить
уровень информированности о семейном образовании. В том случае, если результаты
диагностики свидетельствуют о слабой выраженности какого-либо педагогического
условия, возникает необходимость в осуществлении небходимой преобразующей
деятельности, направленной на его формирование, что также отражено в модели
семейного воспитания. Эффективность данной работы проверяется посредством анализа
сформированности педагогических условий становления семейного образования, что
придает указанной деятельности циклический характер.
Диагностика по разработанным методикам и анализ современных педагогических
условий становления российского семейного образования, проведённые на различных
констатирующих этапах работы, обосновали вывод о том, что этот процесс
характеризуется пока недостаточным наличием в России педагогических условий для
развития семейного образования.
Это характеризуется неудовлетворённостью родителей качеством образовательных
услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями, уровнем
школьного обучения, уровнем школьного воспитания, психологической обстановкой в
общеобразовательных учреждениях. А также низким уровнем материальной
обеспеченности значительной части населения, не позволяющим многим родителям
оплачивать обучение детей в частных образовательных учреждениях. Вместе с тем,
достаточно высокий процент родителей, которые готовы к принятию активных мер по
повышению образовательного уровня своих детей.
С целью определения актуального состояния становления семейного образования,
как информированность родителей и педагогов образовательных учреждений о семейном
образовании, на констатирующем этапе неоходимо определить уровень компетентности
родителей, а также представителей общеобразовательных учреждений в вопросах
семейного образования, а именно психолого-педагогический, теоретический и
практический компоненты.
При диагностике указанных компонентов мы выделяем пять уровней готовности
родителей к семейному обучению: - низкий уровень, который предполагает отсутствие
знаний о специфике семейного обучения, отрицательное отношение к семейному
образованию, отсутствие мотивации для перевода ребёнка на семейное образование; -
ниже среднего, который предполагает наличие отдельных, слабо осмысленных с
практической точки зрения представлений о семейном образовании, индифферентное
отношение к семейному образованию; - средний уровень, который характеризуется
наличием определенных представлений о специфике семейного обучения, внутренней
готовностью «попробовать свои силы» в обучении ребёнка в семье; - выше среднего
уровень, который предполагает владение основными теоретическими знаниями в области
семейного образования, умением планировать организацию обучения ребёнка на дому,
выраженное положительным отношением к семейному образованию, готовность к
переводу ребёнка на семейное образование; - высокий уровень, который предполагает
владение теоретическими знаниями в области семейного образования, достаточно
полными, прочными и системными, их творческое использование в планировании
процесса обучения в семье, устойчивый интерес к семейному обучению, осознанное
стремление к переводу ребёнка на семейное образование.
Так по результатам диагностики, около половины (49%) родителей
продемонстрировали достаточно низкий уровень подготовленности к семейному
обучению (12% - низкий и 37% - ниже среднего), 31% - средний уровень
подготовленности, 15% и 5% - уровни выше среднего и высокий соответственно.
По результатам проведённых исследований позволим утверждать, что в России
практически не представлено такое значимое условие становления
семейного образования, как информированность родителей и педагогов образовательных
учреждений о различных аспектах семейного образования, чем обусловлен невысокий
уровень оценки родителями своих возможностей в реализации семейного обучения, а
также низкий уровень готовности педагогов и администрации общеобразовательных
учреждений к принятию семейного образования, как инновации, что является практически
невозможным для реализации, поскольку требует от родителей наличия либо очень
высокого уровня образования и значительного количества свободного времени, либо
высокой материальной обеспеченности семьи, чтобы можно было оплачивать услуги
репетиторов и педагогов. Тем самым образовательное учреждение перекладывает часть
своих обязанностей по обучению детей на их родителей, ссылаясь на то , что школьный
уровень образования вполне достаточен для большинства детей, а семейное обучение
подходит только для детей, чьи индивидуальные особенности значительно отличаются от
остальных. Это неприемлемо, поскольку при этом происходит изоляция ребёнка от
социума, в школу же ребёнок ходит не только для того, чтобы учиться, но и чтобы
пообщаться с друзьями, выработать независимое мышление и социально-
психологический иммунитет, «пошалить». Однако если у родителей есть возможность
перевести ребёнка на семейное образование, то её обязательно нужно реализовать,
поскольку преимущество индивидуального обучения и воспитания перед коллективным
школьным неоспоримо. Многие родители чувствуют ответственность за будущее своих
детей, отмечают перспективность вложения своего капитала, моральных и временных
ресурсов в качественное обучение и воспитание ребёнка, которое является основой
успешного функционирования и развития ребёнка в обществе.
Результаты нашей диагностики позволяют заключить, что среди педагогов
образовательных учреждений достаточно распространена оценка семейного образования
как малоперспективного, трудоёмкого для родителей и, следовательно, не имеющего
предпосылок для широкого распространения. Также было отмечено неконструктивное
восприятие некоторыми педагогами и представителями школьной администрации
семейного образования, как конкурентной традиционному школьному образованию, с
интерпретацией решения родителей о переводе учащегося на семейное образование, как
способа выражения недоверия к государственной образовательной системе и её
представителям.
При повторной диагностике уровня готовности родителей к обучению ребёнка в
семье, уровень их готовности к обучению ребёнка в семье существенно повысился.
Вышеизложенное обосновывает вывод о том, что реализация системы
информирования в значительной степени способствует актуализации такого
существенного условия становления семейного образования, как информированность
педагогов образовательных учреждений и родителей о семейном образовании.
Наиболее существенную положительную динамику показали уровень успеваемости
и снижение уровеня тревожности. На 30% возросли уровень воспитанности и
гармоничности внутрисемейных отношений.
В качестве средства апробации и корректировки практических рекомендаций по
улучшению качества организации семейного образования, разработанных в процессе
работы над данной темой, было выбрано оказание консультативной помощи родителям,
обучающим детей на дому, посредством электронной переписки.
В рамках указанного направления, были выявлены основные аспекты динамики,
детерминирующие процесс обучения в семье, а именно: статус обучающих (осуществляют
ли обучение репетиторы, родители, иные родственники, либо имеет место «перекрёстное
обучение» (посредством объединения семейных школ в группы), стаж семейного
обучения; доминирующий метод обучения; степень занятости обучающих; причины
перевода ребёнка на семейное обучение; проблемы, возникающие у родителей в процессе
обучения; образование родителей; самообразование родителей; уровень материальной
обеспеченности семьи; средний уровень успеваемости учащихся семейных школ и др.
При исследовании культурно - исторических особенностей семейного воспитания и
образования в России нами был отмечен рост и повышение качества и степени
адаптивности семейных и государственных школ к современным тенденциям в
образовании, подготовку и методическое сопровождение родителей, а также
педагогического и руководящего состава работников учреждений общего образования.
Отмечена динамика повышения темпа прироста семейных школ, рост предметной
успеваемости учащихся семейных школ, выражающийся в повышении среднего балла на
0,65 по результатам аттестации и ЕГЭ в 2014 году.
К важнейшим теоретико-методологическим основам семейного образования в
России, относятся высокая степень гуманизации и индивидуализации обучения и
воспитания, что позволяет охарактеризовать семейное образование, как удовлетворяющее
требованиям современной образовательной парадигмы и обладающее значительным
личностно-формирующим потенциалом. Согласно, исторически сложенному
комплексному подходу, только при условии ретроспективного анализа развития
семейного образования и выявления современных общемировых тенденций в области
семейного образования становится возможным определение специфики становления
семейного образования в современной России. При критическом осмыслении
исторического и общемирового опыта в области семейного образования, позволяет
выделить положительные аспекты, конструктивные тенденции в процессе развития
семейного образования, отвечающие современным российским педагогическим условиям.
Становление семейного образования, реализация потенциала семейного образования в
российской педагогической практике явится эффективным способом дополнения общего
школьного образования, позволит повысить уровень школьного обучения и воспитания,
будет способствовать гармонизации отношений между детьми и родителями и снижению
уровня детской тревожности. Наиболее значимыми педагогическими условиями,
способствующими оптимизации процесса становления семейного образованияв России,
являются: создание педагогической среды, в рамках которой станет возможным
осуществление эффективного взаимодействия и коммуникации между семейными
школами и государственными общеобразовательными учреждениями; активное
применение семейно-школьного образования на основе исторического опыта; создание
целостной системы информирования педагогов образовательных учреждений и родителей
о семейном образовании, а также создание системы консультаций по вопросам семейного
образования.
ЛИТЕРАТУРА
Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности: Монография. М:
МГУКИ, 2012. 480 с.
Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное
пространство. Международный альманах. – Том 2. – № 4. 2013. С. 666-674.
Лазарев М.А. Художественная картина мира как ведущий фактор духовного и эстетического развития
современной молодежи: анализ теоретических подходов // Педагогика искусства: электронный
научный журнал. – № 2. 2012, - http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-
2012/lazarev_12_june.pdf: 1-8 (0,5 п.л.). [12.06.2012]
Лазарев М.А. Формирование художественной культуры будущего учителя // Инициативы XXI века. – № 1.
2012. С. 79-81.
Ласкин А.А. Развитие личностного и экономического мышления у специалистов социально-культурной
деятельности и студентов ВУЗов // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – Том 2.
– № 4. С. 559-567.
Ласкин А.А., Подвойский В.П. Психотехнологии профессиональной и семейной деформации: Монография.
– М.: Высшая школа социально- управленческого консалтинга, 2009. 83 С.
Подвойский В.П., Лазарев М.А., Утенков А.В. Учебно-профессиональный инфантилизм студентов: теория и
практика. Монография. Германия, Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co
2013.174 c.
Подвойский В.П., Лазарев М.А., Климкович Е.В. Деструктивный имидж. Монография. Германия,
Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2013. 155 c.