Аннотация:
В статье представлен оригинальный опыт педагогов-художников в организации культурно-образовательных практик в формате онлайн: видео-урок, мастер-класс, онлайн-конференция с использованием тематических презентаций. Читателя знакомят с авторскими подходами культурно-образовательных практик трех педагогов-художников в условиях проведения занятий по живописи, графике и композиции. Описываются основные методические приемы создания и разработки заданий с использованием современных мультимедийных технологий в области художественного образования.
Новый вид образовательных практик, который в последние годы входит в образовательные стандарты, постепенно приобретает свое оригинальное звучание в системе обучения студентов. Появляются интересные направления в этом виде деятельности в вузах художественного профиля, в частности в подготовке педагогов-художников на факультетах художественного образования. В данной статье мы хотели бы познакомить читателей с некоторыми направлениями в организации культурно-образовательных практик, которые, на наш взгляд, не только представляют интерес, но и являются одной из форм приобщения будущего специалиста к реальной практико-ориентированной деятельности, в частности в формате онлайн, рассматриваемой как одной из форм интегрированного обучения. Для раскрытия данного вида работы нами выделено направление организации предметно-пространственной среды.
Выбор данного направления основан на том, что пространство педагога-художника окружено предметами – звуком, движением, действием, цветом, воздухом, водой, природой. Все, что окружает его в реальном мире часто является сферой его художественной деятельности, способствует реализации его творческого потенциала и расширению личного образовательного пространства [3].
Одним из педагогических принципов преобразования предметно-пространственной действительности в искусстве является интеграция в искусстве - взаимодействие в разных видов художественной деятельности (музыка, кино, художественное движение, театр, изобразительное искусство), направленное на пространственное насыщение занятий зрительными, слуховыми и двигательными элементами. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации практик, пониманию и осмыслению информации (с позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формированию понятий и представлений о мире как едином целом [3].
Культурно-образовательные практики – актуальная форма и вид творческой деятельности, связанной с освоением языка искусства [1, 2]. Сегодня большая роль в художественном образовании отводится организации культурно-образовательных практик с использованием новых мультимедийных технологий. Современные технические средства позволяют демонстрировать учащимся различные виды обучающей информации: текст, изображения, звук, видео и пр. Универсальность в сочетании с интерактивностью вносят живой оттенок в интегрированный характер данной технологии, формируют у слушателя чувственный опыт, позволяют представить информацию в максимально приближенном к реальности виде. Воздействие на слушателя/зрителя через различные каналы восприятия (слуховой, зрительный, моторный), учет психолого-педагогических особенностей восприятия и усвоения информации оптимизируют образовательный процесс за счет ускорения и рационализации подачи материала и расширяют образовательное пространство самого педагога-художника.
Говоря о широком применении данных технологий в обучении изобразительному искусству (живописи, рисунку), прежде всего имеются в виду видео-уроки и мастер-классы в формате онлайн.
Одним из примеров работы с такими образовательными технологиями является опыт художника-педагог Наталья Петренко (г. Каменск-Уральский). Автор организует и проводит творческие занятия по темперной живописи в формате онлайн. Ценность занятий в том, что можно выйти за рамки своей художественной мастерской и своего региона, найти потенциальных слушателей (учеников) как в других регионах, так и за пределами России, реализовать себя как художника с разных ракурсов и граней (перформанс, танец, видеоарт, музыка и пр.).
Началом активной деятельности Натальи в данной области стал первый видео-урок «Вам букет». Мастер-класс состоит из трех уроков с пошаговым погружением в основы акриловой живописи. Методика занятия выстраивается на основе передачи материальности разных по фактуре предметов: дерева, металла и букета полевых цветов. Видео-урок, организованный в рамках бесплатного марафона, собрал более 2500 участников из России и других стран.
Видео-уроки Натальи Петренко отличают такие характеристики, как свобода в подаче теоретического материала, профессиональная беседа-диалог со зрителем, игровая форма представления материала (видео-история, видео-путешествие, видео-игра, мастерская художника), личная заинтересованность, образность и лаконичность педагога и потрясающий результат урока – самостоятельное, законченное живописное произведение, дающее радость и уверенность в своих силах.
Важно, что слушатели (ученики) видео-уроков Натальи Петренко – это люди разного возраста, разных профессий, в том числе не имеющие отношения к художественной деятельности.
Наиболее значимыми проектами Наталья стали «АРТ ИГРЫ» («Травы и реки», «Магия железа», «Кот и пес», «Я и моя тень», «История в камне», «Мой большой друг»). Это блок уроков, где участники сочиняют, создают образ в игровой, экспериментальной форме, что позволяет без напряжения реализовывать свои образы и состояния. Как говорит сам автор: «Задается тема и несколько технических и композиционных моментов, позволяющих в формате экспресс-урока создать свою авторскую композицию. Эксперименты с материалом, формой и текстурами делают процесс веселым (заведомо несерьезным) времяпровождением, что само по себе дарит ресурс и удовлетворение (снимает контроль и внутреннего критика). И самое главное, позволяет получать новый опыт в живописи без напряжения и с любопытством».
Сегодня Натальей Петренко создано более пятидесяти видео-уроков и мастер-классов в формате онлайн, среди которых: «Весна в горах», «Миниатюрная коллекция. Сливы в чаше», «Лимоны на блюде», «Куртка из кожи», «Кофе на газете», «Камни», «Утро на озере», «Осень у дверей», «Маяк на моем острове», «Снежная гора. Серый и золото», «Бык с золотыми монетами», «Цветные лошади», «Рябиновые бусы для белой вороны», «Домашний хлеб» и др.
Более подробно погрузиться в методику проведения видео-урока можно на примере занятия по теме «Домашний хлеб». Работа выполняется на основе референса – вспомогательного изображения (фотографии с изображением домашнего хлеба), которое изучается слушателем перед началом работы, чтобы точнее передать детали, материальность, образность. Перед началом выполнения основного задания автор знакомит слушателя с необходимым материалом для работы и техникой акриловой живописи.
Видео-урок «Домашний хлеб» включает в себя три пошаговых видео-части: вводная тема и два практических занятия. Задача вводного урока – как можно образнее ввести слушателя в проблематику данного сюжета, насладиться «ароматом горячего хлеба», прожить и почувствовать теплоту и нежность фактуры предметов. На данном этапе педагог мотивирует слушателя на выполнение практического задания – через погружение в заданную тему, образное сопоставление и внимательное рассматривание предмета, постановку учебных задач, интонацию, актерскую игру слов и рук, свой лаконичный образ.
Практическое занятие начинается с детального анализа референса. Обращается внимание на композиционное размещение на листе, на цветовые нюансы и тональные контрасты, акцент делается на передаче фактуры деталей: деревянного стола, белой льняной ткани и хлеба.
Работа начинается с основы - столешницы. На листе наносится тонкая разметка карандашом. Затем специальными фактурными шпателями, сухой кистью и мастихином коричневыми оттенками «набирается» поверхность стола, передается фактура состаренного дерева столешницы – основы. Когда столешница готова, переходят к исполнению ткани. Используя трафарет (форма трафарета повторяет очертание белой льняной ткани), отбивают край щетинистой кистью с черной краской, что позволяет передать тень драпировки. Далее серыми оттенками набирается фактура ткани, используется плотное письмо, отбивание и высвечивание белым цветом заломов ткани. Когда ткань готова, переходят к изображению самого хлеба. Тонкой круглой кистью наносится детальный силуэт хлеба. Затем прорабатывается светотень предмета. С использованием охры набирается объем и предметность поверхности – фактурность «корочки хлеба». Когда все детали композиции решены, ведется проработка отдельных композиционных узлов – выявление, обобщение деталей. В завершение готовая работа помещается в раму и паспарту.
Видео-урок записан на профессиональном оборудовании, смонтирован с использованием музыки, фото- и видео-эффектов. Авторская методика, разработанная Натальей Петренко, позволяет достигнуть интересного результата, почувствовать реалистичность изображенных предметов, погрузиться в мир акриловой живописи и получить удовольствие и радость от проделанной работы.
Второй пример мастер-класса в формате онлайн связан с освоением техники печатной графики, который проводит педагог-художник Ирина Мартусенко (Гаркуша) (г. Краснодар). Педагог знакомит зрителя с авторской методикой создания графических композиций с использованием нескольких техник (ручная печать монотипии с коллажем, гравюра на картоне с использованием подложки, гравюра на основе из полистерола и др.). Мастер-класс проходит в формате реального времени, когда можно задать вопросы педагогу, увидеть весь процесс создания композиции от задумки и эскизов до печати и итогового листа. Ирина проводит онлайн-занятия в учебных классах художественной школы, где есть возможность представить как учебные работы своих учеников по темам авторских мастер-классов, так и свои графические листы.
Еще одной интегрированной формой подачи материала в формате онлайн может служить комбинация онлайн-конференции и использования тематических презентаций, текстового материала с иллюстративным сопровождением. В данном формате работает педагог-художник, старший преподаватель кафедры художественного образования факультета художественного образования НТГСПИ (ф) РГППУ Елена Чебакова (г. Нижний Тагил). На начальном этапе курса она предлагает студентам пакет материалов к занятию: это может быть текстовый документ, в котором изложены задачи с иллюстративным методическим материалом, презентация или ряд презентаций по нескольким разделам темы. Студенты знакомятся с материалами занятий, готовят вопросы. Когда назначается занятие-конференция в формате ZOOM, педагог более подробно объясняет задачи занятия и отвечает на вопросы студентов, которые возникают по мере изучения темы. Например, при изучении композиции на втором курсе по теме «Пейзаж» студентам предлагается познакомиться с упражнениями к теме, представленными в текстовом документе. Здесь же размещаются работы студентов из методического фонда, эскизные упражнения по теме задания, дипломные работы. Данный материал дополнен несколькими презентациями, отражающими специфику задания. Так, тема «Пространство в пейзаже» раскрывает особенности и характеристики разных типов пространства. Типы пространства, рассматриваемые в презентации, сопровождаются аналогами произведений художников, которые работали в разные эпохи, в разных стилях и направлениях, и на примере этих произведений ведется разбор того или иного типа пространства. Аналогично раскрываются понятия в презентациях по теме «Ритм в пейзаже», «Цвет в пейзаже» и т. д. В таких дисциплинах, как, например, «Рисунок», «Живопись» или «Технологии графических материалов», в презентациях предлагается подробное поэтапное изображение этапов выполнения задания с текстовыми комментариями и описаниями каждого этапа. Так, по «Технологии графических материалов», в рисунке натюрморта сангиной, представлены этапы работы над натюрмортом, а также приемы работы мягким материалом (как держать мелок на разных этапах выполнения работы, как и чем растирать мелок, чтобы передать задачи тональных отношений и т. д.).
При такой форме дистанционного обучения важно, чтобы материалы были выданы заранее, чтобы студенты могли ознакомиться с заданием и на видео-конференции задать интересующие их вопросы.
Следует подчеркнуть, что описанная выше форма организация работы в системе художественного образования с использованием современных мультимедийных технологий сегодня востребована и актуальна, так как позволяет не прерывать обучение даже при очень сложных ситуациях, как, например, пандемия, а продолжать обучение сохраняя все традиционные этапы работы и направления в изучении любого материала, художественно-творческого, в том числе.
Литература
1. Кузнецова, Н.С., Чебакова, Е.А. Культурно-образовательные практики – творческие задания и проекты // Художественное образование: история и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Тагил, 21 октября 2019 г.). – Нижний Тагил. – 2019. – С. 34–39.
2. Кузнецова, Н.С., Чебакова, Е.А. Педагогические инновации в области внеаудиторного образования и культурно-образовательных практик в процессе подготовки студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2019. – № 2. – URL: http://www.art-education.ru/pedagogika-iskusstva-37.
3. Савенкова Л. Г. Пространство и среда – базовые основы педагогики искусства // Художественное образование: история и современность: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Тагил, 21 октября 2014 г.). – Нижний Тагил. – 2014. – С. 177–182.