Культурно-просветительская деятельность как фундамент профессионального образования педагога-музыканта

РУДОЙ ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

магистр искусств в области религии, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Заокского христианского гуманитарно-экономического института, соискатель Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования 

Аннотация: 
В статье представлена проблема реализации культурно-просветительской деятельности в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Автор исследования видит одним из решений проблемы организацию педагогической системы вуза и выполнение задач, направленных на достижение поставленной цели: формирования социокультурной среды обучения; развития художественных интересов в сфере культурно-просветительской деятельности; творческой активности в подготовке и реализации художественных проектов.

2014 год - год культуры в своем завершении ознаменован уникальным событием – началом обсуждения «Основ государственной культурной политики» (http://www.rg.ru/2014/04/24/putin.html) на уровне президента Российской Федерации, министерства и общества. Глава государства сделал заявление о том, что культура сегодня - это главная объединяющая субстанция нации. Потому не так важно, что написано в графе "национальность", аважно то, как сам человек себя идентифицирует, кем он себя считает. Также важно, какие основополагающие культурные принципы в него заложены с детства, в какой среде он воспитывается и каковы его морально-нравственные ориентации. Советник президента по культуре и искусству В.И. Толстой подчеркнул, что культуру необходимо воспринимать гораздо шире, чем просто сферу, подведомственную министерству, где есть театры, архивы, музеи, библиотеки. Культура – это фундаментальное понятие, основа личности человека, основа национального характера, даже основа государства. В этой связи, подготовка учителей образовательной области «Искусство» обретает новые полномочия и задачи, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте. В настоящее время ФГОС определяет культуру как одну из областей профессиональной деятельности бакалавров. При этом будущий учитель готовится к двум видам профессиональной деятельности: педагогической и культурно- просветительской. Следует отметить, что среди важных задач профессиональной подготовки будущего учителя музыки в области культурно-просветительской деятельности выделены: -изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно- просветительской деятельности;  - организация культурного пространства; - разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; - популяризация профессиональной области знаний обществу. Данные задачиизложены впункте 7 ФГОС, где указаны требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», а также сделан акцентна формировании социокультурной среды обучения. В связи с требованиями ФГОС в процессе подготовки будущих учителей музыки нами были разработаны и поставлены следующие задачи: - формирования социокультурной среды обучения; - развитияхудожественных интересов студентов в сфере культурно- просветительской деятельности; - проявлениятворческой активности в подготовке и реализации художественных проектов. 1. Формирование социокультурной среды обучения. В исследованиях современных ученыхсоциокультурная среда – это конкретное, данное каждому студенту во время обучения социальное пространство, посредством которого он начинает включаться в культурные связи сообщества и приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности (Крылова Н.Б.)[5, с.185]. Именно образовательная среда в вузе является наиболее естественной обстановкой для учебы и воспитания, которая состоит из процессов непреднамеренной социализации (Асафьева Л.С.)[1, с.271]. Исследователь М.С. Бережная, анализируя вопросы социально-культурной адаптации личности в процессе педагогической практики отмечает, что именно такая адаптация предполагает личностную самооценку, столь значимую для молодых людей, которая соотносится с культурным идеалом личности, присутствующим на определенном участке развития общества [2, с.117]. Следует отметить, что формирование готовности к профессиональной деятельности у студентов связано с развитием у них сознательного отношения к себе как культурно- историческому субъекту. То есть, в процессе обучения происходит осознание ими религиозно-философских корней своей жизненной философии, обогащение мировосприятия. Так, изучая музыкальные предпочтения и вкусы различных социальных и культурных групп, психологи выяснили, что люди, обладающие развитой музыкальной культурой склонны к плюрализму, легче принимают «чужое» и не отрицают его, а в социальной жизни они придерживаются либеральных взглядов.Поэтому следует учитывать, что именно вовлечение учащихся в социально-значимые художественные проекты помогают будущим работникам сферы образования и просвещения формировать готовность к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. 2. Развитие художественных интересов студентов в сфере культурно- просветительской деятельности.В настоящее время содержание образования учащейся молодежи должно быть разносторонним, достаточным для формирования эрудиции, широкого художественного кругозора студентов и развития их интереса к профессиональной деятельности. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к своей деятельности [7, с.373]. Как известно, восприятие нового учебного материала будет наиболее полным, сознательным, если студент в нем заинтересован. Наличие интереса при усвоении нового придает знаниям основательность, прочность, сознательность. Напротив, отсутствие интереса при усвоении знаний ведет к тому, что знания усваиваются формально и не  находят применения в жизни и профессиональной деятельности. По справедливому замечанию ученых переживание, эмоциональное отношение является «ядром» эстетического интереса, потому в процессе формирования эстетической направленности необходимо раскрывать не только эстетические стороны предметов и явлений действительности, но и эмоционально-положительное отношение к ним [6]. В подготовке студентов творческих специальностей важно учитывать, что их мотивация в освоении новых знаний основана не только на общем эстетическом, но, прежде всего, на художественном интересе, что связано с направленностью их профессиональной деятельности. В настоящее время рыночные отношения предъявляют к учителю с самого начала педагогической деятельности достаточно высокие требования. Сегодня основными конкурентными преимуществами являются опыт, способности и знания, а самое главное - желание и умение постоянно их совершенствовать и развивать. В отношении требований к подготовке будущих учителей музыки следует учитывать, что процесс формирования профессиональной компетентности складывается успешно при условии мотивированного избрания профессии, реализации знаний и обогащения опыта художественно-творческой деятельности. К наиболее эффективным приемам саморазвития и самореализации будущих учителей музыки мы относим проектную деятельность, основанную на художественном интересе и творческой активности. 3. Проявление творческой активности в подготовке и реализации арт- проектов. Готовность студента-музыканта к проектной деятельности является важным показателем полноценной профессиональной подготовки, а её формирование – актуальная цель и результат вузовского этапа обучения. Это, в свою очередь, в первом десятилетии XXI века обусловило повышение интереса исследователей различных областей научного знания к проблеме технологического обеспечения профессиональной подготовки современного педагога. В исследованиях Е.Ф. Командышко представлен широкий спектр социальной и художественно-творческой проектной деятельности: производство разнообразных шоу- программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, выставок произведений изобразительного искусства, производство аудио и видеопродукции. [4, с. 235]. В нашем исследовании в подготовке будущих учителей музыки мы включилиновую форму работы надрегиональным арт-проектом. Было установлено, что работа над подготовкой и реализацией региональных арт- проектов соответствует прогрессивным процессам современного общества и культурным запросам современной молодежи, включая их художественные интересы и потребности. Так, региональный арт-проект в условиях профессиональной подготовки будущих учителей музыки может выступать: 1)в качестве основания для творческой работы обучающихся; 2) как стратегическая цель работы, реализация практической формы деятельности студентов; 3) для реализации организационных, информационных, технических, технологических, экономических и других инноваций; 4) в качестве рекламы образовательного учреждения, творческого объединения, фонда, программы и т.д. В нашем исследовании творческая работа со студентами Заокского христианского гуманитарно-экономического институтаначалась с подготовки регионального арт-проекта «Музыкальные путешествия».Идея проекта была заимствована из экспозиции музея- заповедника Поленово,расположенноговсего в 15-ти километрах от института(Заокский район, Тульская обл.). Сам Василий Дмитриевич Поленов, составляя описание картин, имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике,  дополненное музыкой. В процессе работы студенты экспериментальных групп предложили расширить рамки заданного проекта и самостоятельно провели исследование. Так появилась идея в реализации нового арт-проекта под названием: «Кругосветное путешествие с В.Д. Поленовым». Студенты активно включились в исследовательскую работу, объединившись в творческие группы (по несколько человек в каждой).Далее собранные данные объединялись в единую информационную базу по разным рубрикам: музыкальные путешествия; фауна и флора; город и другие. В процессе исследовательской работы студентами была проявлена инициатива в расширении поиска информациипо нескольким направлениям: музыка, национальная кухня, костюм. Арт-проект также позволил остановиться на одной из социальных проблем культурного взаимодействия: диалога культур Востока - России -Запада. Как известно, в русской музыке представлены восточные сцены в «Руслане и Людмиле» М. Глинки; «Князе Игоре» А. Бородина; «Садко» Н. Римского-Корсакова; «Демоне» А. Рубинштейна; «Юдифи» А. Серова; отдельные оркестровые произведения – «В Средней Азии» А. Бородина; «Шахерезаде» Н. Римского-Корсакова и мн.др. Приведем еще один пример по разработке арт-проекта «Славянские композиторы», который был подготовленв рамках Международного студенческого фестиваля«Славянское единство». Разработка тематики и идеи проекта связаны с картиной И. Е. Репина «Славянские композиторы. Собрание русских, польских и чешских музыкантов», находящейся сегодня в гостиной верхнего фойе Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. На картине представлен групповой портрет славянских композиторов, написанный художником в 1871-72 годах по заказу московского предпринимателя А.А. Пороховщикова для концертного зала гостиницы «Славянский базар». При всей неоднозначности оценки замысла и сюжета картины, высказанной современниками, сегодня для нас важна сама идея, воплощенная художником: творчество не связано государственными границами, язык музыки объединяетнациональности. В процессе работы над проектом студентами были открытымалоизвестные имена выдающихся славянских композиторов, музыкантов, деятелей культуры. Участники проекта познакомились с целым рядом музыкальных произведений композиторов, представленных на полотне И.Е. Репина, научилисьпо-новому воспринимать культурные события вне политических и экономических противоречий. Следует отметить, что подготовка арт-проектов позволила нам включить студентов в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы. При этом социокультурный подход способствовал реализации коллективной работы на основе: 1) исследований места проживания и его достопримечательностей; 2) анализа культурных событий, проводимых в регионе; 3) деятельности ярких личностей региона (музыкантов, писателей, ученых и т.д.). Таким образом, исследование показало, что культурно-просветительская деятельность, являясь фундаментом профессиональной подготовки педагога-музыканта, обеспечиваетсяреализацией арт-проектов в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьева Л.С. Социокультурная среда как условие успешной адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе. Часть 2: Личность в межкультурном пространстве: материалы III международной конференции к 100-летию социальной психологии, 20-21.11.2008, Москва, РУДН / ред. А.И. Крупнов, З.Н.Новиковаhttp://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/17599/source:default. – Москва: РУДН, 2008. –391 с. 2. Бережная М.С. Критерии социокультурной адаптации личности в педагогической практике // Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования. Монография для работников системы общего и профессионального образования. – М.: ИХО РАО, 2011. – 260 с. 3. Командышко Е.Ф. Принципы типологии культур в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2014. Том 3. № 4. С. 590-601. 4. Командышко Е.Ф. Специфика художественного проектирования в развитии творческого воображения учащейся молодежи //Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Сб. научных трудов. Серия: «Художественная культура и образование», Выпуск II. – Москва, ИХО РАО, 2008.- 298 с. 5. Крылова Н.Б. Культурология образования. – Москва: Народное образование.- 2000.- Вып.10 - 272 с. 6. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 666-674. 7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. ТомI (А-Л) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.