КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Никулин Алексей Александрович

к.п.н., доцент кафедры цивилизационного дизайна, факультет дизайна и цивилизационных коммуникаций, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва

Аннотация: 
В статье рассмотрено понятие «культурно-творческая компетенция», являющаяся одной из важных личностных способностей будущего специалиста в решении ряда педагогических задач профессиональной самореализации студентов-дизайнеров. Художественное профессиональное образование представлено одной из составляющих развития культурного опыта и самообразования, регулируемое зависимостью культуры социальных отношений «преподаватель-студент» и «студент-студент». В статье представлена модель формирования основ культуры социальных отношений.


На сегодняшний день в нашей стране в высшем профессиональном образовании решается целый ряд задач, направленных на интеллектуальное, общекультурное и профессиональное развитие обучающихся с целью подготовки полноценных специалистов, способных к инновационной и исследовательской деятельности, мотивированных к саморазвитию и самообразованию, в соответствии с потребностями общества и государства. В это же время, организационные формы и методы обучения по самостоятельной деятельности являются одними из наиболее слабых мест в практике высшего образования на протяжении длительного времени, что объясняется несистемным подходом догоняющего характера модернизации в образовании Российской Федерации на всех уровнях.
Решение этих задач возможно не только при использовании традиционной устоявшейся модели социальных отношений «преподаватель - студент», также необходимо обратить внимание на такую систему отношений, как «студент-студент» и «студент-общество». Необходимо позволить студенту из пассивного потребителя организоваться, путем развития культуры социальных отношений, в будущего активного специалиста, создателя креативных идей и самостоятельных творческих проектов. 
Исследуя проблемы взаимодействия теории и практики культуры и творчества в обучении дизайну в истории художественного образования, можно сделать вывод, что огромное влияние на обучение дизайнеров играют:
- экономические взаимоотношения,
- социальные отношения,
- научно-технический прогресс,
- общекультурная воспитанность, 
- самоорганизация студентов.
Актуализация этой темы обусловлена необходимостью выработки у обучающихся собственного отношения к нарастанию глобальных изменений в обществе и отношению к культурным, духовным и нравственным ценностям, с которыми они себя идентифицируют. Осознавая свои достижения и недостатки, студенты выступают субъектами собственного развития, формируя потребности в самосовершенствовании посредством творческой деятельности и общения с другими людьми.
Большую часть элементов культурно-творческой компетенции определяется и развивается человеком с рождения. Формирование происходит на протяжении всей жизни под влиянием близкого окружения (семья, родственники), окружающей действительности (страна, политический режим), дружеского и приятельского окружения (детского сада, школы, колледжа, института, трудовой деятельности и т.д.). Примерами поведения в различных ситуациях служит близкое окружение (родители, друзья), герои произведений (художественная литература, кинематограф), а также отдельные личности, позиционирующие себя в социальных сетях (интернет-каналы, социальные сети), где последнее вызывает недоверие и опасение, и в то же время, это становится большой распространенной проблемой современного общества при формировании социальной культуры.
Если принять во внимание понятие толкового словаря «социальная культура» как «отношения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты» [1], то в ВУЗе, играющего важную роль социального института, определяются «совокупность социальных ролей и статусов, предназначенных для реализации определенных социальных потребностей» [5].
Одним из важных условий совершенствования и реализации индивидуальных социальных потребностей в профессиональной деятельности будущих дизайнеров является формирование культуры социальных отношений. Способствующая этому профессиональная готовность студента обуславливается совокупностью общих, специальных, универсальных, общепрофессиональных, культурных и творческих компетенций, сочетание которых направлено на формирование необходимых качеств специалиста, позволяющих эффективной самореализации в профессиональной и творческой деятельности благодаря накопленному опыту и навыкам.
Изначально компетенция обучающегося подразумевала триединство – получение знаний, умений и навыков. Сегодня только овладение знаниями недостаточно, важно суметь применить их на практике (учебной и производственной) в решении реальных производственных, технических, профессионально-художественных, дизайнерских и жизненных (культурных и социальных) задач, с необходимостью передачи полученного опыта другому обучающемуся.
Культурно-творческая компетенция соотносится нами с общекультурным самовоспитанием, осознанием собственного культурного наследия, мудрости и культурных ценностей; восприятием произведений искусств в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода; выражением своих отношений, открытий, пониманием нового в искусстве и стремлением к культурным встречам, обмену мнениями, творческому диалогу и поиску решений проблем искусства разных стран на различных дискуссионных площадках.
В парадигме нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) [6] взаимоотношения систем «студент-студент», «студент-педагог», «студент-общество» представлены универсальными и общепрофессиональными компетенциями. Обозначим взаимосвязи влияния компетенций на культуру социальных отношений на примере НАНО ВО «Института мировых цивилизаций» (НАНО ВО «ИМЦ») [4] (Таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязи влияния компетенций на культуру социальных отношений студентов-дизайнеров
Культурно-творческие компетенции Культура социальных отношений
Анализ и синтез культурологической информации Применение на практике групповых методов и способов организации профессиональной трудовой деятельности, в том числе в поиске информации и способов решения задач
Определение задач и способов реализации творческих проектов Определение целей и задач коллективом в работе над проектом с возможностью учесть мнения каждого члена группы
Стремление к командной работе и лидерству Социальное взаимодействие и распределение ролей в выполнении проекта, мотивация к деятельности в группе, контроль деятельности группы над проектом
Направленность к формированию деловой коммуникации Культура вербального общения с использованием профессиональной терминологии, этика невербального общения, как при встрече, так и дистанционно, в том числе в социальных сетях
Восприятие межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах Общекультурная воспитанность, понимание культурного наследия, мудрости и культурных ценностей, а также умение общаться и взаимодействовать с людьми разных культурных групп
Управление своим временем, построение траектории профессионального и культурного саморазвития Постановка задач профессионального и индивидуального развития в совместной деятельности 
Овладение профессиональной ориентацией в области истории и теории искусств, дизайна Восприятие произведений искусств в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода; выражение своих отношений, открытий, понимание нового в искусстве на различных дискуссионных площадках
Сознательный поиск изобразительных средств и способов реализации творческих достижений Разработка творческого проекта в команде единомышленников с обоснованием утилитарных, эстетических и культурных потребностей для определенных культурных групп
Желание участвовать в выставках, творческих вечерах, конкурсах и культурной жизни страны Стремление к культурным встречам, обмену мнениями, творческому диалогу и поиску решений проблем искусства разных стран
Понимание важности и осторожность в работе с информационно-коммуникационными технологиями Осознанное стремление к коммуникации с другими культурными группами и коллегами из других стран, обсуждение и решение задач профессиональной деятельности
Патриотическая позиция в развитии культуры своей страны в парадигме развития культур других стран Обоснованная позиция в общении и решении творческих задач в разных культурных группах
Культурно-творческая компетенция, проявляющаяся в способах взаимодействия в коллективе, обоснованности патриотической позиции поведения и стремлении к коммуникации с другими культурными группами, находится в зависимости от саморазвития и осознанного формирования культуры социальных отношений. Из этого вытекает условие осознания себя – будущий специалист находится в тесной связи с миром, в том числе:
а) во взаимодействии с другими людьми,
б) с умением осознанно пользоваться своими знаниями, навыками и компетенциями,
в) корректным выстраиванием отношений с социумом.
Опираясь на сказанное, целью профессиональной самореализации становится поэтапное развитие готовности специалиста к осуществлению маршрута профессионального самообразования путем взаимодействия и развития культуры социальных отношений между студентами, педагогами и обществом. Обозначим ряд параметров, формирующих условия профессиональной самореализации через культурно-творческие компетенции студентов-дизайнеров:
- понимание собственного потенциала и одногруппников;
- овладение и применение в работе инструментальных и социальных ресурсов;
- профессиональная и социальная сознательность;
- доступность и взаимодействие с профессиональной и социальной средой;
- осознание самореализации, как предназначения по отношению к другим людям,
- построение культуры социальных отношений.
А.Н. Леонтьев [3] выделяет социальную направленность с позиции личностного роста: «…человек может самореализоваться как целостная личность только во взаимодействии с другими личностями. Важной составляющей процесса самореализации являются желание изучить окружающий мир и себя в этом мире (самосознание и рефлексия)» [3].
Представим для наглядности модель формирования основ культуры социальных отношений студента-дизайнера в виде схемы (рисунок 1).
Творческая деятельность студента-дизайнера, как и уровень результативности выполнения работы во многом зависит от:
1) сложности выполняемых учебных задач,
2) включенностью студента в учебную и общественную деятельность, сформированную средой будущей профессиональной деятельности,
3) мотивации к обучению, регулируемой сформированностью основ культуры социальных отношений, а в частности социальных отношений «преподаватель-студент», «студент-студент».
По мнению В.И. Шипилова [8] высоких результатов в обучении и самореализации возможно достигнуть при четко сформулированной цели обучения и формирования культурно-творческих компетенций своей деятельности. Это возможно благодаря развитию навыков: коммуникативных, самоорганизационных навыков эффективного мышления и управленческой работы:
- коммуникативные навыки, помогающие развивать отношения с людьми, можно представить, как умение слушать, убеждать и аргументировать, организовывать презентации, выступать с публичными докладами, работать в команде, нацеливаться и достигать результат;
- навыки самоорганизации, результативно контролируют состояние, время, процессы, представляются управлением чувствами, регулированием стресса, управлением собственного маршрута развития и самообразования, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, рефлексия;
- навыки эффективного мышления, управление процессами, способствуют упорядочиванию и систематизации, представлены, как креативное и логическое мышление [8].
- управленческие навыки, требующиеся в профессиональной деятельности, представляются в виде контроля, планирования самостоятельной деятельности и её исполнения.
Для получения высоких результатов в обучении и самореализации по мнению И.Б. Ветровой [2] имеет место значение предметно-пространственной среды, духовно-творческой атмосферы и характер межличностных отношений [2].
Одним из важных условий, по мнению профессора Л.Г. Савенковой [7], является внедрение в обучение принципов интегрированного направления в образовании и формирования развивающей среды, соответствующие государственному стандарту, запросам самих обучающихся и работодателей.
Все вышеописанные требования и условия представляют собой систему педагогических условий формирования культуры социальных отношений педагогического пространства НАНО ВО «ИМЦ»:
1) «соревновательная» практико-ориентированная среда взаимодействия и сотворчества, регулируемая взаимодействием системы «педагог - студент», которая в свою очередь основывается на доверии и коммуникации.
2) творческая образовательная среда, регулируемая взаимодействием модели «педагог-студент», как творческое сотрудничество и сотворчество преподавателя и студентов.
Отличительной чертой подобного интерактивного характера обучения является непрерывный творческий диалог, что проявляется в готовности к самостоятельной творческой деятельности студента, когда овладение знаниями и умениями происходят при формировании культуры социальных отношений.

ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М. : Вече 2000 : АСТ, 2003. 
2. Ветрова, И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: авт. дис…д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / И.Б. Ветрова. – М.: ГУ «ИХО» РАО, 2004. 
3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 509 с. – URL: http://window.edu.ru/resource/328/42328/files/index.html (Дата обращения 01.04.2022).
4. Негосударственная автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт мировых цивилизаций» (НАНО ВО «ИМЦ»). – URL:  http://www.imc-i.ru (Дата обращения 01.04.2022).
5. Педагогический словарь // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров / — М.: Академия. – 2005.
6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1015 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн" (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/540301_B_3_15062021.pdf (Дата обращения 01.04.2022).
7. Савенкова, Л.Г., Никулин, А.А. Педагогическая модель формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов-дизайнеров [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова, А.А. Никулин // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал, 2019. – № 4. – С. 78-87. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/nikulin_savenkova78-87.pdf  (Дата обращения 01.04.2022).
8. Шипилов, В.И. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.html (Дата обращения 01.04.2022).