КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Боякова Екатерина Вячеславовна (1), Олесина Елена Петровна (2), Радомская Ольга Игоревна (3)

(1) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) кандидат педагогических наук, заместитель директора, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(3) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
Статья раскрывает результаты исследования, направленного на выявление особенностей художественного восприятия и мышления, культурных предпочтений, компетенций и ценностных ориентаций детей и молодежи, проживающих и обучающихся в Ростовской области. Представлен материал, содержащий актуальные данные о школьниках и студентах, отражающий итоги анкетирования более двадцати тысяч респондентов. Приведены примеры анализа возрастных и индивидуальных особенностей формирования художественной культуры у детей и юношества. Авторами статьи предлагаются краткие педагогические рекомендации по повышению эффективности образовательной и культурно-досуговой деятельности средствами искусства.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания

Министерства просвещения Российской Федерации

«Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся»

на 2020 год

 

Исследование посвящено выявлению культурных предпочтений и компетенций, ценностных ориентаций, особенностей художественного восприятия и мышления современных подростков и молодежи от 12 лет до 21 года. Широкомасштабное анкетирование проведено в нескольких регионах России и европейских странах. В исследовательскую группу вошли ученые Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (Е.П. Олесина, Е.В. Боякова, Е.Н. Лиханова, Л.П. Печко, О.И. Радомская, Л.Г. Савенкова, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина). Значимость работы определяется ролью, которую играют актуальные данные о современном подрастающем поколении в повышении эффективности образовательной и культурно-досуговой деятельности.

Философ А.Л. Андреев подчеркивает, что культуротворческий подход в современном образовании — основа для социокультурного роста. Для определения стратегического направления образования необходимо понимание культурных ориентиров молодежи [1]. В докторской диссертации В.Л. Ситникова показано: «Образ ребенка в сознании детей и взрослых выполняет разные функции, важнейшими их которых являются смыслообразующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая…» [3]. Часто субъективные портреты не совпадают с реальными. Непонимание особенностей современных детей и разбалансировка с собственными представлениями педагогов об идеале приводит к напряженности в работе, неудовлетворенности результатами.

В статье обсуждаются некоторые результаты, полученные в ходе опроса в Ростовской области. Интернет-форму заполнили 22 981 респондент. Участие в анкетировании было добровольным, без обязательных вопросов, персональные данные не собирались, идентифицировать личности участников невозможно. В опросе приняли участие 44,6% респондентов мужского пола и 55,4% — женского. Наибольшее число опрошенных в группах 12—15 лет, что в сумме составило 77,7% от общего числа респондентов. Большинство заполнивших анкету отметили, что обучаются в школе (96,6%). В сельских поселениях и поселках городского типа проживают 51,1% опрошенных, в городах — 47,2%.

Одним из показателей культурных предпочтений является выбор занятий для проведения досуга: чему молодые люди посвящают время, не регламентированное образовательной организацией или родителями, посещают ли музеи, какими видами искусства занимаются?

Более половины опрошенных (57,9%) проводят свободное время в общении с друзьями. Виртуальному общению отдают предпочтение в два раза меньше — 23,2% и столько же человек предпочитают общение с родными. Занимаются любимым делом 42%. Прогулки в одиночестве (9,7%) или с животными (7,9%) не пользуются популярностью.

Юные жители Ростовской области менее увлечены социальными сетями, чем москвичи, и в три раза меньше, чем их московские сверстники, выбирают одиночество [2]. Современное молодое поколение открыто для своих сверстников и с удовольствием делится своими интересами с друзьями (86,3%). И мальчики, и девочки в равной степени готовы обсуждать со сверстниками свои жизненные приоритеты (мальчики — 81,8%, девочки — 85,1%).

Результаты указывают, что живое общение остается для подростков наиболее притягательным, что является возрастной нормой. С одной стороны, замена «живого» общения на жизнь в социальных сетях может привести к искажению реальности, глухости к невербальным эмоциональным реакциям, мимике и жесту. С другой стороны, грамотное использование социальный сетей расширяет круг общения, горизонты культурных интересов.

Компьютерные игры после уроков занимают внимание 26,0% респондентов. Эта цифра совпадает с показателями московских подростков (27,1%). Но если у москвичей любовь к компьютеру в два раза меньше, чем к чтению [2], то у ростовчан эти увлечения равноценны. Использование огромных возможностей компьютерных технологий для самообразования, повышения культурного уровня остается невысоким (13%). В понятие «компьютерная грамотность» необходимо включать не только умение пользоваться разнообразными видами редакторов, но и навыки правильного поиска и отбора информации, расширять знания подростков об организациях культуры и их представленности в глобальной сети, лицензионных ресурсах.

Лидеры среди любимых занятий после окончания уроков — слушание музыки (54,3%) и просмотр кинофильмов (34,3%). Читают 19,0% опрошенных, рисуют 22,0%, самостоятельно музицируют 5,4% подростков и молодежи. Дополнительно названы театральное творчество (4%), спорт (баскетбол, футбол, конный спорт, рыбалка), разные виды рукоделия, хореография, игра на гитаре, моделирование, телефон, сон и др.

Рейтинг предпочтений выглядит следующим образом (по убыванию): слушание музыки, просмотр кинофильмов, компьютерные игры, рисование, чтение, самообразование за компьютером, музицирование.

Ответы на один из вопросов анкеты дают представление о том, каким видом искусства занимается или хочет заниматься современная молодежь. Наибольшее число выборов отдано современной музыке (32,1%) и киноискусству (31,6%). Чуть меньше ответов досталось изобразительному искусству (24,1%) и хореографии (танцу) (28,5%). В целом, эти данные соответствуют выборам в вопросе о любимых занятиях в свободное время. Литература не привлекает подрастающее поколение. Поэзия набрала 5,5%, современная проза — 2,9%, классическая проза — 2,0%. Архитектура и декоративно-прикладное искусство — 14,2 и 9,0% соответственно, скульптура — 4,7%, классическая музыка — 8,9%. Таким образом, ростовчане хотят слушать и заниматься современной музыкой, изобразительным искусством и танцами, мечтают о кино.

В круг читательских интересов ростовской молодежи входят приключения (38,5%), фэнтези (37,9%) и детективы (25,0%). Классическую и современную прозу выбрали 8,9 и 10,5% соответственно, классическую поэзию — 9,2%, современную — 7,9%. Меньше всего ростовчане читают пьесы (4,0%). Не любят чтение 20,5% ростовских детей, что превышает показатели Москвы [2] в два раза. В графе «Другое» респонденты указали, что читают романы, ужасы, мистику, хоррор, научную фантастику, антиутопии, книги по играм и психологии.

В ходе анкетирования задавался вопрос, позволяющий оценить литературные вкусы. Для выбора предлагалось три коротких фрагмента из произведений Л.Н. Толстого «Анна Каренина», В.В. Набокова «Машенька», Л. Мюльбах «Генрих VIII и его фаворитки». Два произведения — высокохудожественная литературная классика, не вызывающая споров о ее качестве. Произведение Л. Мюльбах — пример салонного чтения. Все отрывки представляли собой описание героинь произведений. Больше всего школьникам и студентам понравилось описание из книги Г. Мюльбах (41,4%). Немного уступила ему «Анна Каренина» (37,5%). Проза В.В. Набокова традиционно (по данным Е.М. Торшиловой [4; 5]) заняла последнее место в рейтинге (21,1%).

Респонденты, узнавшие В.В. Набокова, писали: «Красивое высказывание Набокова», «Набоков интересно передает образ юной девушки». Кому-то понравился стиль текста: «Потому что душевные и “настоящие” строки», «Тут больше описания, и отрывок выглядит таким милым, нежным и сказочным», «Я не могу это объяснить, потому что этот роскошный отрывок очень очарователен» (ответ с тремя грамматическими ошибками), «Стиль написания завораживает и увлекает читателя», «Мне нравится, когда автор посмеивается над персонажем».

Много пояснений касается образов героинь в понравившихся фрагментах: «Описание девушки очень трогательно», «Потому что, мне понравились брови», «Когда читаешь отрывок, то в голове возникает образ застенчивой девушки более ярко, чем в других произведениях». Некоторые ответы показывали, что при чтении подростки ищут содержательные параллели между художественным произведением и собственной жизнью: «Я выбрала этот ответ, потому что у неё много сходств со мной», «Мне это напомнило одну ситуацию из моей жизни». Несколько школьников объяснили, что не нашли различий в отрывках произведений Л.Н. Толстого, В.В. Набокова и Л. Мюльбах: «Все отрывки по способу выражения одинаковые», «3 варианта похожи между собой и получается, можно выбрать без какой-либо разницы».

Таким образом, художественное восприятие произведений искусства современных подростков и молодежи в целом ориентировано на массовые произведения литературы и музыки. В целом данные, полученные в Ростовской области, совпадают с данными других регионов, что свидетельствует о сформировавшихся тенденциях.

Выбор кумиров среди современных деятелей искусства выявил широкую осведомленность в персоналиях. Одновременно с современниками назывались представители культуры давно ушедших времен, а также других сфер деятельности и так называемого «бомонда». Наибольшее число голосов получили: Егор Крид, Макс Корж, Илон Маск, Ольга Бузова, Баста, Сергей Лазарев, Сергей Бондарчук, Тимати, Роберт Дауни-младший, Тима Белорусских, Марина Абрамович, Квентин Тарантино, Пабло Пикассо, А.С. Пушкин, Казимир Малевич, Стивен Кинг, BTS. Единично назывались: Диана Вишнева, Хидео Кодзима, Киану Ривз, Коул Спроус, Лариса Рубальская, Леонардо да Винчи, Моника Белуччи, Николай Цискаридзе, Анна Нетребко, Ди Каприо, Илья Авербух, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Валерий Гергиев, П.И. Чайковский.

Самым популярным стал «герой» по имени «НИСКЕМ» (в одно слово). Например, «Ни с кем. Если мне нравятся чьи-то произведения, это ещё не значит, что мне было бы интересно общаться с их авторами, а авторам со мной»; «К сожалению, я не знаю современных деятелей искусства».

Мы подробно изучили ответы девушек (13 и 16 лет) и юноши (14 лет), избравших для личного знакомства архитектора Заху Хадид. Эти школьники любят архитектуру, живут в столице региона или крупном городе. Девушка 16-ти лет, желая реализовать себя, в подлиннике мечтает увидеть Дом Мельникова, предпочитает художественный музей, замкнута, не любит делиться своими интересами со сверстниками. Можно предположить о выборе ею профессии архитектора. Юноша признался, что не любит читать. Интересуясь творчеством Захи Хадид, он не дал ни одного правильного ответа в вопросе на соотнесение архитектурного сооружения и его стиля: готику назвал конструктивизмом, эклектику — классицизмом, классицизм и конструктивизм — готикой.

Анализ указывает на существование тенденции в выборе идеала среди медийных личностей из шоу- и кинобизнеса. Это, прежде всего, исполнители музыки, которую в свободное время слушает молодежь, и эталоны для личного музыкального творчества.

В ходе анкетирования выявлялись культурные интересы и предпочтения в области музеев, как хранителей культурных ценностей многих отраслей человеческого знания. Ответ не предполагал констатации, какие музеи посещаются отвечавшими. Выявлялись потенциальные желания и потенциальный выбор. Респонденты могли сделать не более двух выборов в ответе на вопрос «Если Вам предложат сходить в музей, то какой Вы выберите?». Чаще всего избирали художественный музей (32,4%), музеи фотографии и техники (29,3% и 28,3% соответственно). Палеонтологический и биологический (14,9%), исторический и краеведческий музеи (14,8%) поделили третье место рейтинга. Меньше всего молодежь Ростовской области привлекают мемориальные квартиры композиторов, писателей и ученых (менее 10,0% каждый). Не пойдут в музей 11,7% подростков и юношей. В дополнительных ответах некоторые обучающиеся писали, что не любят музеи. Все данные, полученные в результате анализа ответов на «музейный» вопрос, аналогичны показателям других российских регионов.

Не трудно заметить, что подрастающее поколение интересует зрелищность. Художественные музеи более привычны для посещения или на слуху. Молодежь не интересуют биографические сведения о тех, кто сочиняет музыку или литературные произведения, развивает прогресс, плодами которого они с удовольствием пользуются.

Были определены особенности восприятия произведений искусства современными подростками на основе их предпочтений. При выборе букетов, современные «Тюльпаны» Дж. Кунса привлекли внимание 34,9% опрошенных. Наибольшее число выборов досталось полотну И. Левитана «Одуванчики» (35,9%). Третье место занял натюрморт П. Пикассо «Букет цветов в сером кувшине» (16,2%). Наименьшее количество отметок «нравится» поставлено «Подсолнухам» В. Ван Гога. Полагаем, что выбор Дж. Кунса может быть протестным, т.к. предпочтение реалистических изображений в других тестах и оставление на последних местах картин Кандинского и Поллака, не дают повода думать, что у респондентов сформировано устойчивое предпочтение актуального искусства.

Выбор реалистического изображения сделан молодежью Ростовской области и в других подборках произведений. Среди пейзажей больше всего понравилась романтическое живописное полотно У. Тернера «Дождь, пар и дым» (44,7%). Меньше всего — абстрактный экспрессионизм Дж. Поллака «№ 5» (11,9%). Второе место занял коллаж, сформированный компьютерной программой (25,3%). Третье — В. Кандинский «Страшный суд» (18,1). В подборке изображений деревьев предпочтения отданы художественной фотографии (43,7%) и картине И. Шишкина (28,5%).

Молодежь Ростовской области одинаково высоко оценивает одновременно реализм и современное актуальное искусство. И, традиционно для школьников (по данным прошлых исследований Е.М. Торшиловой [4; 5], мало замечает изысканную красоту цветов Ван Гога и непритязательных — Пикассо. Таким образом, будучи поборниками современной музыки, молодые люди не разбираются в современной живописи и предпочитают традиционное «реальное» изображение.

Много ответов получено на вопрос о произведении искусства (картине, скульптуре, гравюре, архитектурном памятнике), знакомому по репродукциям (в Интернете, в книгах, журналах), но хочется увидеть в подлиннике. Видно, что молодежь имеет опыт восприятия искусства, знает произведения разных стилей и жанров, т.к. названные респондентами произведения — шедевры. В единичных выборах присутствуют: японская скульптура Хатико, картины Босха, «Смерть Марата» Жака Луи Давида, «Ванильное небо» Клода Моне, «Автобус» Фриды Кало, картины прерафаэлитов, Микеланджело «Пьета» и «Сотворение Адама».

Наибольшее число голосов получила картина Леонардо да Винчи «Джоконда» (часто писали «ДжАконда») или Мона Лиза (иногда в одно слово «монализа» или «моно Лиза). Второе по количеству выборов — полотно Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной». В большинстве ответов указывались только первые два слова названия. Полное название картины дано в двух анкетах и дважды с ошибкой в слове «Рона». Часто выбирали: В. Серов «Девочка с персиками», К. Айвазовский «Девятый вал», Э. Мунк «Крик», К. Малевич «Черный квадрат», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», скульптуру «Статуя Свободы» и Эйфелеву башню.

Один респондент дал развернутый ответ, но с большим количеством грамматических и синтаксических ошибок: «Таковых, на самом деле, много. Но больше мне хотелось бы увидеть архитектурные памятники искусства, т.к. они, по моему мнению, могут быть в полной мере оценены вживую, вся их мощь и сила. Особенно интересны для меня готические соборы, например, Кёльнский собор». Были и такие ответы: «Не интересуюсь особо произведениям искусства. Возможно, хотелось бы посетить разные достопримечательности в разных странах, конкретно ничего сказать не могу» или «Не люблю такое искусство, был в Эрмитаже, мне не очень понравилось», или «Я на себя каждый день в зеркало смотрю, мне хватает».

Ответов, в которых бы подробно и мотивированно излагалась личная точка зрения о выборе произведения искусства в подлиннике, было не много. Приведем несколько из них. Например, высказывание, в котором девушка-подросток тяжело переживает невозможность удовлетворить свои эстетические интересы: «Тяжелый вопрос. Я бы хотела побывать в Лувре. Также очень бы хотела побывать во Флоренции, посмотреть на статую Микеланджело Буонарроти “Давид” и сходить в галерею Уффици. Итог: 1) я так и не ответила на поставленный вопрос (все равно это никто не будет читать); 2) максимум, что мне светит, так это Эрмитаж с его Мадонной Конестабиле Рафаэля Санти».

Приведем примеры еще нескольких высказываний. «Картины И. Левитана, В. Ван Гога, А. Куинджи, В. Кандинского, Петрова-Водкина, Рериха, Шиле, и картины всех остальных художников, которые мне нравятся, но которых я сейчас не вспомнила. Не могу назвать определённую картину, потому что хочу увидеть все. Также хотелось бы в живую увидеть Флоренцию, Прагу, Лондон, Барселону, увидеть токийские небоскрёбы, посетить восточные храмы, новгородские храмы, которые построены без использования гвоздей; посмотреть дома Хундертвассера и Гауди изнутри. А вообще любую архитектуру нужно видеть вживую и снаружи, и внутри».

«“Мона Лиза”. Да, может быть это типично. То, что знают все. Но одна из причин, по которой эта картина стала столь известной — загадочная улыбка изображенной. Некоторые даже говорят о том, что это не улыбка, а что-то абсолютно противоположное. На телефоне и в учебнике качество этой картины хромает. Хотелось бы увидеть оригинал».

Ответы свидетельствует об интересе к искусству и желании высказать свое мнение.

Ожиданиями от жизни современные подростки и молодежь высказывали, отвечая на вопрос «Вы хотели бы в жизни…». Самым популярным был ответ: «Реализовать себя» (33,5%). Мотивация достижения в ответах респондентов неуклонно растет от 12 (22,6%) до 17 лет (56,6%), что соответствует психологическим характеристикам указанных возрастов и меняющуюся ведущую деятельность.

Покоя в жизни пожелали 10% респондентов, что значительно меньше результатов, полученных в Москве. Рисковать готовы только 6,1%. Богатыми хотят стать 15,8% и почти столько же — заняться творчеством (12,9%). Свойственное возрасту желание чем-то выделиться среди сверстников, показать свою индивидуальность не характерно для наших респондентов. Интересоваться искусством пожелали 3,1% опрошенных. Много дополнительных ответов дописано в графе «Другое». Подростки хотят что-то изменить в своей личности, быть красивыми и счастливыми, достигнуть успехов. Много ответов посвящено мечте о выборе профессии.

Анализ полученных данных по всем вопросам анкеты выявил, что молодежь и подростки пренебрегают правилами русского языка (часто это делается сознательно), нет потребности писать грамотно. Респонденты сделали много грамматических ошибок в фамилиях и именах своих кумиров, что говорит об отсутствии понимания, что правильное называние имени и фамилии — это проявление личной культуры и уважения к другому человеку.

На основе обработанных данных, мы можем эскизно нарисовать портрет современного молодого жителя Ростовской области.

Предпочитает проводить время в общении с друзьями, делясь с ними своими интересами и занимаясь любимым делом. Ростовчане не любят одиночество, меньше, чем москвичи увлечены социальными сетями, читают приключения и фэнтези. Любят в свободное время слушать музыку и смотреть кино. Заниматься стремятся этими же видами искусства, еще немного рисовать и танцевать. В жизни хотели бы реализовать себя.

Самыми популярными деятелями искусства, с которым желают познакомиться молодые жители Ростовской области, названы Егор Крид (российский певец) и Макс Корж (белорусский певец). Предпочитают реалистические изображения, для посещения выбирают художественный музей (галерею), музеи фотографии и техники, но не жалуют мемориальные квартиры. В подлиннике мечтают увидеть «Мону Лизу» Леонардо да Винчи и «Звездную ночь над Роной» Винсента Ван Гога.

Сформулируем выводы в форме кратких педагогических рекомендаций. Актуальна просветительская и культурно-массовая работа по ознакомлению школьников и студентов с мемориальными музеями, музеями техники и науки. Отсутствие интереса к посещению музеев свидетельствует, прежде всего, об устаревших формах работы музеев с посетителями. Необходимо интегрировать деятельность кванториумов, научно-технических, естественнонаучных музеев. Знакомя школьников, например, с ученым, рекомендуется больше уделять внимание его кругозору и культурным интересам, в том числе в искусстве.

Литература

Андреев, А.Л. Культурные предпочтения современного российского студенчества [Текст] / А.Л. Андреев // Мониторинг общественного мнения. — 2008. — № 2 (86). — С. 107—117.

Боякова, Е.В., Радомская, О.И. Социокультурный портрет современного подростка и молодого человека (на примере обучающихся Москвы) [Текст] / Е.В. Боякова, О.И. Радомская // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 5 (78). — С. 137—139.

Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). — СПб.: Химиздат, 2001. — 288 с.

Торшилова, Е.М. Ребенок и искусство [Текст] / Е.М. Торшилова. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО, 2019. — 184 с.

Торшилова, Е.М. Типы взаимосвязи восприятия произведения искусства и его эстетической оценки в практике общения детей с искусством [Электронный ресурс] / Е.М. Торшилова, Р.В. Копылов, И.А. Полосухина // Педагогика искусства. — 2013. — № 4. — URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/torshilova_kopylov_polosukhina.pdf. (дата обращения: 12.11.2019 г.).