«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Арябкина Ирина Валентиновна (1), Спиридонова Анастасия Александровна (2)

(1) профессор кафедры дошкольного и начального общего образования, доктор педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

(2) доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Аннотация: 
В статье рассматривается «Культурный дневник по изобразительному искусству», созданный авторами данной статьи в целях культурно-эстетической педагогической поддержки разностороннего развития личности обучающегося в начальной школе. «Культурный дневник» охарактеризован как образовательное средство (весьма актуальное, в числе прочего, в формате дистанционного взаимодействия с обучающимися); обоснованы цель и специфика его применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, предложены характеристика и примеры содержащихся в «Культурном дневнике» различных групп заданий.

В условиях внезапной пандемии Covid-19 педагоги столкнулись с острой необходимостью повсеместного перехода на дистанционное образование (distance education) / электронное обучение (e-learning) с применением информационно-коммуникационных технологий. Такой подход позволил избежать «сбоя» в организации и контроле учебно-познавательной деятельности учеников и продолжить процесс обучения, несмотря на необходимость находиться друг от друга «на расстоянии» и отсутствие возможности вступать в педагогическое взаимодействие с обучающимися в естественных условиях учебного класса и развивающего пространства школы. Несомненно, данная форма организации образовательного процесса в начальной школе таит в себе ряд «педагогических затруднений» (например, таких, как необходимость в сформированности у младших школьников умений и навыков работы с техническими средствами (компьютер, клавиатура и т.п.), получения информации в электронном виде (работа с образовательным сайтом, электронной образовательной платформой и др.)). Для работы «в дистанте» очень важно наличие у ученика мотивации, высокой степени самостоятельности и самоорганизации, адекватной восприимчивости нового формата взаимодействия с учителем и одноклассниками (при том, что личностный аспект взаимодействия частично исключен), устойчивости к внешним отвлекающим факторам, способности к концентрации внимания на основном и главном (знаниевый аспект), умения работать продуктивно, укладываясь во временные рамки (здоровьесберегающие интенции онлайн занятия). Кроме того, в таких обстоятельствах меняется роль учителя в образовательном процессе. Он все больше становится тьютором (tutor), основными функциями которого выступают: курирование выполнения учебно-творческих заданий обучающимися, проектирование доступной каждому обучающемуся развивающей образовательной среды, техническая и психологическая поддержка родителей и учеников.

Вместе с тем, нельзя забывать о «полифоничности» личности младшего школьника, о свойственном ему стремлении к творческо-практической деятельности художественно-эстетического содержания. При этом кажущаяся элементарной художественно-эстетическая деятельность требует от младшего школьника усердия и продолжительной работы, результат которой при правильной ее организации приносит искреннюю радость ребенку и дарит ему веру в свои пока еще не совсем окрепшие творческие силы [1]. Примечательно, что такая деятельность всегда эмоционально подкреплена, поскольку младший школьник еще в ее начале мотивирован на получение результата; стремится к тому, «чтобы у него получилось», а потому прикладывает не меньше сил, чем при решении математической задачи. При этом, младший школьник сравнивает, сопоставляет, анализирует, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи, оценивает и делает выводы [5].

При переходе на дистанционную форму работы многие учителя-практики столкнулись с проблемой сохранения специфики учебных предметов, и, в особенности, таких предметов, которые входят в предметную область «Искусство». Базовый учебный предмет начальной школы «Изобразительное искусство» в период пандемии остался незаслуженно забытым именно по причине характерной для него специфичности тем и технических способов работы обучающихся с художественными материалами. Обратимся к программе курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов (автор Н.М. Сокольникова) для выявления специфических черт данного учебного предмета. Н.М. Сокольникова выделяет следующие функции предмета:

« - эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций и чувств;

- ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;

 - арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

 -  информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.)» [3].

Среди приоритетных целей программы Н.М. Сокольникова выделяет:

«- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, раскрытие их творчества и духовной культуры;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре» [3].

Разработанный авторами данной статьи «Культурный дневник по изобразительному искусству» для 1-4 классов общеобразовательной школы направлен на решение следующих задач:

- расширить представление младших школьников о роли искусства в жизни человека, в духовно-нравственном развитии общества;

- формировать у обучающихся устойчивый (относительно самостоятельный) познавательный интерес к искусству;

- активизировать эмоциональное развитие обучающихся с целью обогащения аксиосферы личности;

- расширить культурно-эстетический кругозор младших школьников посредством знакомства с произведениями русского и зарубежного искусства;

- способствовать формированию у детей адекватного восприятия эстетических объектов, умения выделять главное, понимать, о чем «говорит» искусство;

 - способствовать формированию культурно-эстетического отношения обучающихся в начальной школе к окружающему миру;

- способствовать развитию у младших школьников способности выражать в художественно-эстетической деятельности собственное отношение к окружающей действительности;

- способствовать формированию устойчивой потребности детей в общении с искусством.

«Культурный дневник по изобразительному искусству» представляет собой альбом (в электронном и печатном виде), содержащий задания, которые младший школьник (преимущественно) может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых. Все задания направлены на расширение культурно-эстетического кругозора обучающихся и требуют поиска искусствоведческой, исторической информации в электронных библиотеках, на разнообразных образовательных сайтах, сайтах учреждений культуры, а также онлайн участия в экскурсиях, проводимых в картинных галереях, музеях и т.д. Помимо подобного рода заданий, в «Культурном дневнике» имеются творческие задания, выполнение которых позволит обучающемуся приобрести опыт работы с разнообразными художественными материалами; содержащиеся в «Культурном дневнике» игровые упражнения позволяют ребенку отдохнуть, открывая для себя при этом много нового и интересного. Авторами предусмотрены странички для записи собственных размышлений ребенка, наблюдений и впечатлений от «живого общения с искусством» и выполнения цифровых заданий (подготовка презентаций, видео интервью, фотографий на заданную тему).

Данный альбом может быть использован учителем изобразительного искусства, педагогом дополнительного образования как дополнительный материал для организации культурно-эстетического педагогического взаимодействия с младшими школьниками. Содержащиеся в «Культурном дневнике» материалы могут быть полезны родителям для организации культурного семейного досуга (что становится особо актуальным в условиях пандемии).

Задания, включенные в состав «Культурного дневника», условно разделены на несколько групп: когнитивно-интеллектуальная (Группа 1), творческо-практическая (Группа 2), досугово-игровая (Группа 3), рефлексивно-оценочная (Группа 4), мотивационно-поведенческая (Группа 5), эмоционально-ценностная (Группа 6).

Обоснуем необходимость данной классификации и приведем несколько примеров разработанных нами заданий.

Группа 1. Задания когнитивно-интеллектуальной группы.

В данную группу входят задания, направленные на отработку, повторение и закрепление уже имеющихся у младшего школьника базовых (программных) знаний по предмету «Изобразительное искусство» и приобретение новых знаний, которые способствуют расширению его культурно-эстетического кругозора и развитию способности сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Особенность таких заданий заключается в специфике младшего школьного возраста - младший школьник «изначально полихудожественен, полимодален» [4]. Поэтому в большей степени задания данной группы направлены на формирование и расширение у обучающихся уже имеющихся художественных представлений. Выполнение заданий первой группы ведет к возникновению интереса младших школьников к постепенному расширению направленности художественных предпочтений и развитию художественного воображения. По мнению Л.Г. Савенковой, именно эти составляющие и могут формировать «индивидуальное художественно-творческое мышление» [4].

Культурно-эстетический кругозор, на наш взгляд, представляет собой некий относительно стабильный (устойчивый) и условно зафиксированный объем интересов и знаний личности в области культуры и искусства, который зависит от возрастных особенностей и возможностей личности, уровня развития ее эстетического сознания, движущей силой которого выступают эстетические потребности, а результатом – сформированный эстетический вкус. В связи с этим задания первой группы направлены на формирование способности обучающегося начальной школы к анализу эстетических объектов, умения распознавать и воспринимать идею художника (творца), заключенную в художественном образе.

Ниже приведем пример задания из первой группы для 3 класса общеобразовательной школы.

Задание. Посмотрите на репродукции картин трех художников. По какому признаку они объединены? Дополните ряд еще одной репродукцией. Обоснуйте свой вариант выполнения задания.

Группа 2. Задания творческо-практической группы.

В данную группу были объединены задания, результатом выполнения которых был бы некий «творческий продукт» младшего школьника. На наш взгляд, подобные задания «заставляют» активно работать оба полушария головного мозга, т.к. процесс творческой деятельности опирается на такие виды мышления, как слуховое, визуальное, художественное и логическое. Данная группа заданий всецело направлена на развитие «творческости» обучающихся, формирование у них креативности как качества, в основу которого положено мышление не с помощью уже существующих и активно использующихся в практике шаблонов / образцов, а готовностью видеть и продуцировать новые образы, которые в дальнейшем могут стать универсальными и «уступить место» новым. Мы солидарны с исследователем И. Э. Кашековой в понимании истинного смысла творчества, который мыслится ею как «создание принципиально новых материальных и духовных ценностей» и невозможности прогнозирования его направленности и кульминации момента [2]. Несомненно, творческо-практические задания направлены на развитие таких качеств у ребенка, как беглость, четкость, гибкость мышления, восприимчивость к поставленной и требующей решения проблеме, оригинальность (неожиданность) решений, изобретательность (способность обойтись имеющимся материалом, умение видеть стратегию действия) и конструктивность. Исходя из перечисленных выше качеств, можно выделить необходимое условие для формулирования подобного задания. В основу творческо-практических заданий должна быть положена ситуация, подразумевающая незавершенность; решение ситуации должно допускать интеграцию новых элементов [2].

Приведем пример задания из группы 2 для 3 класса общеобразовательной школы.

Задание. Попробуйте себя в роли дизайнера. Разработайте дизайн фото-открытки для людей, словесные описания которых даны ниже.

Герой 1. Любит путешествовать по разным странам и коллекционирует изображения котов.

Герой 2. Любит цветы, увлекается садоводством.

Герой 3. Очень любит книги о машинах. Увлекается спортивным ориентированием и парусным видом спорта. Владеет английским языком.

Группа 3. Задания досугово-игровой группы.

Данная группа заданий направлена на формирование у обучающихся культуры отдыха и досуга и является логическим продолжением творческо-практических заданий. Такие задания вариативны. Обучающийся может выполнять их как индивидуально, так и в команде (одноклассники, родственники, друзья и др.). Обучающимся предлагаются правила игры и небольшие рекомендации. В большей степени данная группа заданий направлена на усиление эмоционального воздействия объектов культуры и искусства на чувственную сферу обучающихся, на формирование у них чувства прекрасного и эстетическую потребность в красоте и выразительности окружающего мира. Кроме того, данные задания помогут в игровой форме познакомить младших школьников с художниками и их картинами (упражнения с карточками) и принять участие в путешествии (настольные игры с игровым полем и кубиком).

После выполнения этой группы заданий обучающимся дается возможность зафиксировать впечатления, полученные в ходе игры в письменной форме или в виде фотографий. Также (по желанию) обучающиеся могут предложить свой вариант игры либо дополнить игру собственными идеями.

Ниже – пример задания из группы 3 для 3 класса общеобразовательной школы.

Задание. Игра «Найди двойняшек» (аналог игры «Парочки»).

Правила игры: Предлагаем Вам вырезать необходимые для игры карточки. Далее их нужно перемешать и разложить перед всеми игроками «рубашкой» вверх. Задача каждого игрока - найти пару одинаковых картин. Если игрок открывает одинаковую пару, у него есть право сделать еще один ход.

Рекомендации: «парочка» может формироваться из репродукций картин или портретов художников.

Группа 4. Задания рефлексивно-оценочной группы.

Данная группа заданий направлена на развитие у обучающихся способностей к рефлексии и формированию у них оценочных навыков. На наш взгляд, именно эти задания в большей степени способствуют активизации образного мышления обучающихся, учат их всматриваться в картину, замечать малейшие детали, нацеливают их на поиск «говорящих» символов, заставляют понять и почувствовать их смысл, делают возможным вступить в разговор с художником-творцом, согласившись с ним или нет. Выполнение подобных заданий может оказаться достаточно сложным процессом, т.к. требует от обучающихся честных ответов, первых оценочных суждений, понимания того, что пытается передать в своем творении автор.

Приведем пример задания из четвертой группы для 3 класса общеобразовательной школы.

Задание. Рассмотрите репродукции картин. Кто изображен на этих картинах? Попытайтесь объяснить причину состояния, поведения героев. Почему Вы так думаете? Что на это указывает?

Группа 5. Задания мотивационно-поведенческой группы.

Задания данной группы направлены на формирование познавательного интереса обучающихся, который является основой, началом и «энергетическим первоисточником» возникновения определенного мотива. Мотив же будет определять направленность поведенческого акта младшего школьника (выражаемую в том числе и в словесной форме).

Таким образом, при составлении «Культурного дневника» нам представилось необходимым отобрать для обучающихся такие произведения отечественного и зарубежного искусства, которые бы оказывали на них сильное эмоциональное воздействие, под влиянием которого у младших школьников появляется интерес к активной, вначале внутренней, а затем и внешней культурно-эстетической деятельности. Под влиянием впечатлений от знакомства с такими живописными произведениями мотивационным источником творчества и поведения младшего школьника становится сознательно принятое им решение к действию и воля. Но к сожалению, это не единственное условие, определяющее мотивацию того или иного поведения младшего школьника; нельзя исключать в данном процессе роль и характеристику окружающей его среды (в данном контексте очень важна благоприятная культурно-эстетическая обстановка) и социального окружения младших школьников (семья, родственники, друзья, товарищи). Немалую роль играют доверительные отношения с учителем.

Исходя из этого мы выдвигаем следующие требования к разработке заданий из данной группы:

1. Направленность на удовлетворение когнитивных потребностей младшего школьника («это интересно», «не каждый это знает»).

2. Минимизация разного рода «сложностей» (к которым отнесем способ поиска материала, возможность самостоятельного решения проблемы).

3. Соотношение затрат усилий и времени, которые потребуются младшему школьнику для того, чтобы выполнить задание.

4. Ориентир в деятельности на культурно-эстетическую потребность, нравственные ценности (например, «это НУЖНО мне», потому что я ХОРОШИЙ человек; я протестую против войны, потому что это БЕСЧЕЛОВЕЧНО).

Ниже приведем пример задания из пятой группы для 3 класса общеобразовательной школы.

Задание. Посмотри на репродукции картин. Какое историческое событие их объединяет? О чем эти картины? Как ты понимаешь выражение «Сила человеческого духа»? Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы не было войны? С помощью живописных средств изобрази свое отношение к войне.

Группа 6. Задания на развитие эмоционально-ценностных качеств личности.

Данные задания разработаны с целью воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности младшего школьника, на формирование у него эмпатии, чувства прекрасного и выразительного как созидающего и необходимого для каждого Человека. Эмоция рассматривается нами как некий внутренний «механизм», заставляющий младшего школьника остановиться (рассмотреть) и задуматься (разобраться, «Почему так произошло?», «Что будет?»). Живописные произведения способны вызвать у ребенка эмоциональное потрясение, что оказывает серьезное влияние на глубину восприятия им этих произведений. Важным нам представляется осмысление младшим школьником собственных эмоций как ценности, как одного из важнейших способов познания окружающей действительности через эмпатию (…я как будто сам оказался в изображаемой художником ситуации…).

В общении с искусством важно учитывать, что эмоции имеют временные, закономерные, периодические изменения, а это значит, что один и тот же эстетический объект может вызывать у обучающихся разные эмоции, причины возникновения которых непосредственно проистекают из знаний, опыта, интеллектуальных возможностей ребенка.

Ниже предлагаем пример задания шестой группы для 3 класса общеобразовательной школы.

Задание. Рассмотри репродукции картин. Какие чувства они у тебя вызывают? Ты когда-нибудь испытывал подобные чувства? Вспомни и опиши ситуации, в которых ты испытывал подобное?

Таким образом, «Культурный дневник по изобразительному искусству» интегрирует в себе разные задания (позволяющие младшему школьнику в разнообразных формах знакомиться с произведениями искусства и осваивать феномены художественной культуры посредством фиксации своих впечатлений), оказывая помощь учителям и родителям в культурно-эстетической педагогической поддержке личностного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арябкина, И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода [Текст]: теоретические аспекты : монография / И. В. Арябкина. – Москва : Флинта : Наука, 2010. – 184 с.

2. Кашекова, И.Э. Векторы развития непрерывного общего художественного образования в контексте современной культуры [ Текст]/ И. Э. Кашекова //  Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышения качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19-20 июня 2018 г.) / Сост. О.В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – с. 17 – 27.

3. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: [сборник]. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 574, [2] с. – (Планета знаний).

4. Савенкова, Л.Г. Полихудожественное в образовании, или «когда все искусства вместе» [Текст] / Л.Г. Савенкова // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышения качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19-20 июня 2018 г.) / Сост. О.В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – c. 9 – 17. 

5. Спиридонова, А.А. Формирование культурно-эстетического отношения младших школьников к действительности во внеурочной деятельности на основе полихудожественного подхода [Текст] / А. А. Спиридонова: дис. …канд. пед. наук. – Ульяновск, 2018.