В Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, утвержденной в декабре 2018 года, подчеркнута необходимость развития разнообразных форм взаимодействия школ и учреждений культуры на базе внеурочной деятельности обучающихся, а также совершенствование механизмов координации взаимодействия предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием. В проект реализации данной Концепции до 2024 года включены совместные мероприятия Министерства просвещения РФ и Министерства культуры РФ.
"Культурный норматив"
Несомненно, что одной из актуальных форм подобного взаимодействия сегодня становится Всероссийский культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» (далее – Культурный норматив), главной целью которого является вовлечение обучающихся в культурную среду города, региона, страны через посещение ими учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами об искусстве. Главная идея Культурных нормативов заключается в реализации комплекса мероприятий, включающих в себя разнообразные виды освоения произведений искусства и художественной культуры, формы проверки знаний, вариативные способы обмена впечатлениями и формирования собственного мнения по поводу искусства и культуры у школьников.
Это совместный проект Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, который осуществляется при поддержке ООО «Яндекс». Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования является содержательным со-разработчиком данного проекта. В этом учебном году в реализации Культурного норматива будут участвовать восемь пилотных регионов Российской Федерации: Республика Коми, Республика Татарстан, Ставропольский край, Новосибирская область, Пензенская область, Саратовская область, Тульская область, Ярославская область. Далее планируется масштабирование проекта. Надо заметить, что некоторые пилотные регионы, такие как Республика Татарстан, Пензенская и Саратовская область, уже не один год проводят данный эксперимент и подтверждают положительные результаты.
Понятие «норматив» подразумевает рекомендованные (обращаю внимание – не обязательные, но желательные) посещения школьниками музеев, театров и других учреждений культуры и некоторое количество произведений, которые необходимо усвоить за учебный период. С учетом особенностей психофизиологического развития детей участники Культурного норматива распределены на три возрастные группы: 1) учащиеся 1-4 классов; 2) учащиеся 5-8 классов; 3) учащиеся 9-11 классов.
Основу содержания и процесса реализации Культурных нормативов составляют следующие подходы:
культурологический подход, в рамках которого культура понимается как единый процесс, проходящий определенные этапы развития;
дифференцированный подход, который позволяет учитывать интересы, запросы и цели освоения содержания Культурных нормативов школьниками разных возрастных групп и типов личности;
системно-деятельностный подход заключается в таком способе организации познавательной деятельности школьников, при котором учащиеся являются ее активными участниками.
Содержательная «рамка» Культурных нормативов формируется на основании федеральных и региональных возможностей в сфере культуры и образования. В предметном содержании, определяющем нормативы проекта, представлено семь основных направлений искусства: литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр, кинематограф, народная культура. Культурный норматив реализуется в течение учебного года и состоит из «Культурного марафона», то есть кратковременного (предположительно – месяц) погружения школьников в культурную среду региона, и постоянную внеурочную работу, которая реализуется через систему мероприятий.
"Культурный марафон" является серией мотивирующих занятий по каждому виду искусства, которые проводятся в течение месяца. Обучающимся рассказывают об особенностях разных искусств, средствах художественной выразительности, смысловой и духовно-эмоциональной насыщенности произведений искусства в доступном каждому возрасту форме. Матрицу таких занятий разрабатывают специалисты сферы культуры и искусства, а воплощать будут учителя или работники детских библиотек.
Внеурочная деятельность в течение учебного года включает такие формы работы как «Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая (то есть виртуальная) культура». Культпоход – это выход школьников в учреждения культуры (1 раз в месяц); Культурный клуб – это обсуждение искусства на базе библиотек или школ (1 раз в месяц); Цифровая культура – знакомство с онлайн-ресурсами о культуре. Распределение ответственных и организаторов мероприятий будет проводиться в регионе, при привлечении и образовательных организаций, и учреждений культуры (в первую очередь, детских библиотек).
Обучающиеся имеют возможность принять участие в различных видах познавательной, творческой деятельности, предложенных в рамках каждого из трех блоков: «Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая культура» – знакомство с произведениями культуры и искусства на информационных ресурсах о культуре и искусстве. Первый блок является обязательным для всех школьников и включает посещения культурных мероприятий: спектаклей, концертов, выставок, кинопоказов, фестивалей, а также проведение экскурсий (в т.ч. виртуальных) и прослушивание радиоспектаклей. В зависимости от особенностей регионального компонента возможны и иные оригинальные форматы в рамках «Культпохода».
"Культурный дневник"
Формами определения уровня культурных компетенций становится электронный или бумажный «Культурный дневник», в котором ученики будут делиться своими впечатлениями и размышлениями, и «Культурный диктант», который будет проводиться раз в год и станет формой оценки уровня освоения культуры обучающимися, то есть оценка событийной насыщенности и опыта «постижения культуры».
В 2017 году Министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский предложил ввести «Культурный дневник школьника» в бумажном или электронном виде, в котором школьники после посещения определенного количества выставок, музеев и спектаклей, просмотра несколько «хороших, желательно отечественных» фильмов будут делиться своими впечатлениями.
Подобная идея давно воплощена в странах Европы [3]. Например, в Норвегии с 2001 года был введен «Культурный школьный рюкзак (портфель, ранец)», то есть дневник для записи впечатлений о посещении учреждений культуры. «Культурный рюкзак» включает такие разделы как «Театральное мастерство», «Кинематография», «Визуальное искусство», «Музыка», «Литература», «Культурология (культурное наследие)». В Германии (земля Северный Рейн-Вестфалия) с 2012 года работает программа «Культурный рюкзак», на основании которой школьникам выдается «культурная карточка» для посещения музеев и других учреждений культуры. Посещение учреждений культуры тесно связано со школьной программой: урок-подготовка – экскурсия – урок-обсуждение, что способствует глубокому осмыслению материала искусства и закреплению знаний. В других странах единой формы дневника нет. Каждый регион, каждый музей, театр и каждая школа решают этот вопрос по-своему.
Данная идея получила живой отклик и к настоящему времени такие дневники активно внедряются в Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Псковской, Кировской, Архангельской области и в других регионах страны [6 и др.]. Хочется отметить наиболее активный регион – Республику Татарстан, где «Культурный дневник школьника» стал республиканским культурно-образовательным проектом для обучающихся 1-4 классов. Культурный дневник направлен на информирование и знакомство обучающихся с мероприятиями, которые проводят учреждения культуры региона, тем самым создавая социокультурные образовательные площадки проекта. Данные мероприятия предполагают активное вовлечение в культурно-просветительский проект школьников и членов их семьи. В рамках этого проекта созданы: брошюра «Культурный дневник школьника» и портал Культурныйдневник.рф, а также проводятся конкурсы «Лучший культурный дневник школьника», «Самый культурный родитель» и др.
Как пример можно привести систему этнокультурного воспитания в рамках «Культурного дневника школьников» в Татарстане. В результате совместной работы учреждений сферы культуры и образования сложились базовые направления образования учащихся с учетом региональных особенностей (из материалов статьи Тазиева С.Ф. Научно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений с этнокультурным компонентом [5]):
1. Погружение в культуру и историю своего народа, основанные на интересных встречах с деятелями культуры и науки региона. Например, встречи с учеными-историками, местными краеведами, юными следопытами; изучение древних учений и технологий, выросших из недр народного опыта; поиски своего славного предка, места героического сражения или бесподобного подвига национального героя и др.
2. Совместные творческие мероприятия, основанные на истории Татарстана, для школьников разных национальностей: экскурсии в города и деревни, осмотр их исторических памятников и реликвий, беседы на темы дружбы народов, ритуалы, связанные с почестями флагу Республики и др.
3. Путешествия и экскурсии по родному краю, такие как изучение растительного и животного мира родного края, географии родных мест, особенностей быта в климатических и географических условиях данной местности.
4. Изучение традиций национальных ремесел: занятия народными промыслами, возрождение вымирающих ремесел, освоение разнообразных специальностей.
5. Проект «Дружная семья», предлагающий школьникам составление родословной карты, проведение вечера «Завещания родного дома», «Легенды нашей семьи», «Родина начинается с родительского дома», а также активное участие родителей, бабушек и дедушек в клубной деятельности школы.
6. Фольклорные мероприятия, такие как сбор старинных и современных народных обычаев и обрядов, песен, танцев и игр, проведение праздников, создание народных фольклорных коллективов.
7. Проект «Наши друзья за рубежом», включающий в себя установление связи и переписку с детьми, являющимися татарами, но никогда не бывавшими на исторической родине, приглашение их в гости, сотрудничество школ городов-побратимов, изучение литературы и культуры татарского (русского, марийского и др.) зарубежья) [5].
На сегодняшний день на портале «Культурныйдневник.рф» в Татарстане 79.000 пользователей, одновременно проходит 100 конкурсов.
Культурный норматив школьника предполагает разработку каждым регионом своего Культурного дневника с учетом общих рекомендаций и этнокультурных и национальных особенностей данного региона.
Культурный дневник школьника направлен на актуализацию:
новых форм взаимодействия семьи и школы;
системы внеурочной работы по освоению школьниками культурного наследия региона и страны с использованием творческих форм и возможностей региональных учреждений культуры;
развитие культурной мотивации школьников и формирование у них активной социальной позиции.
Культурный дневник должен основываться на системно-деятельностном подходе, обозначенном в Федеральных государственных образовательных стандартах. Задания, предлагаемые школьникам, должны носить не просто информационный характер (где был, что видел), а системно-деятельностный, исследовательский характер. Подобные задания способствуют самостоятельной и разноплановой деятельности школьника, главным показателем которой становится отказ от репродуктивного запоминания и переход к системному знанию на основе культурных особенностей региона.
"Культурный диктант"
Другая форма определения уровня культурных компетенций – это Культурно-просветительская акция «Всероссийский диктант по культуре», или Культурный диктант. Диктант – всероссийское мероприятие, главной миссией которого являются популяризация отечественной культуры и искусства среди детей и молодежи, повышение культурной грамотности подрастающего поколения.
Диктант представляет собой тест с вопросами по семи видам искусства для трех возрастных групп. Все участники диктанта получают одинаковое время на выполнение заданий (45 минут). Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по их просьбе допускается увеличение времени написания диктанта. Задания диктанта предполагают три уровня сложности: низкий, средний и высокий, которые на основании специально разработанных оцениваются определенным количеством баллов. Победители определяются на местном, региональном и федеральном уровнях.
Задания диктанта разрабатываются авторским экспертным сообществом (авторским коллективом), проходят обязательную экспертизу, которая осуществляется специалистами в данной области. По итогам экспертизы разработчики заданий при необходимости проводят корректировку. Итоговое задание утверждается Рабочей группой.
В 2019 году диктант проводится в семи пилотных регионах Российской Федерации: Республика Коми, Республика Татарстан, Ставропольский край, Новосибирская область, Саратовская область, Тульская область, Ярославская область. Но в проведении диктанта могут принять участие регионы, не являющиеся пилотными, а также отдельные мероприятия диктанта могут проводиться на площадках зарубежных представительств. Для участия в диктанте в качестве площадки общеобразовательной организации и/или общедоступной библиотеке, осуществляющей обслуживание детей, необходимо зарегистрироваться на портале «КУЛЬТУРА.РФ» (https://www.culture.ru/)
Оценка нормативов
Экспертами сферы культуры и искусства разработана таблица нормативов, которая содержит показатели по нормативному числу посещений учреждений культуры, количеству освоенных произведений и необходимых компетенций по всем семи направлениям искусства в рамках каждой категории: «бронза», «серебро», «золото», которые школьник должен освоить за год. При этом количество освоенных произведений отличается от числа посещений учреждений культуры, так как подразумевается самостоятельное освоение произведений с помощью цифровых ресурсов в сфере культуры.
Систему оценивания степени освоения нормативных объемов знаний о культуре и соответствующих компетенций каждый регион устанавливает самостоятельно.
Школьники, успешно прошедшие испытания, награждаются соответствующим знаком отличия Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» (бронза, серебро, золото), который будет приравниваться к олимпиадам. И сегодня ведется разговор об учете этих значков при поступлении в вузы сферы культуры и искусства.
Список произведений
По каждому из семи направлений (по видам искусства) разработан рекомендуемый список произведений, состоящий из двух компонентов: произведений мирового и отечественного искусства с преобладанием последнего. Хочу отметить – списки достаточно большие, и этот факт сегодня уже подвергается критике. Но надо понимать, что все произведения искусства, представленные в списке, школьники не должны обязательно изучить. Списки адресованы организаторам мероприятий и помогают педагогам выбрать необходимые произведения искусства, облегчая поиск. Отбор произведений мирового и отечественного искусства осуществлялся экспертами по следующим критериям:
культурная и историческая значимость произведения;
отражение в произведении общечеловеческих, общенациональных, гражданско-патриотических, эстетических ценностей;
учет содержания соответствующих предметных областей в системе общего образования.
Перечень региональных произведений должен быть сформирован в каждом субъекте Российской Федерации с учетом истории культуры конкретной местности.
Наставничество
В целях привлечения школьников к участию в Культурном нормативе субъектам Российской Федерации рекомендуется разработать систему наставничества. Наставниками могут стать наиболее выдающиеся деятели культуры и искусства. Рекомендуется выбирать наставников из числа тех, кто имеет непосредственное отношение к данному региону: родился или работает в нем, создал произведение о нем (артистов, художников, композиторов и т.д.).
Педагогическое сопровождение процесса реализации Культурных нормативов осуществляется совместно органами Министерства культуры РФ и Министерства просвещения РФ. Экспертами каждого направления искусства разработаны Методические рекомендации проведения мероприятий. На региональном уровне с целью реализации непосредственного сопровождения органами культуры организуется система кураторства. В каждом учреждении культуры определяются сотрудники, обеспечивающие методическое сопровождение данных мероприятий в форме мастер-класса, обзорной экскурсии, ознакомительной лекции, беседы, консультации и т.д.
Методические рекомендации по реализации проекта «Культурный норматив школьника», которые можно посмотреть на сайте Министерства культуры РФ, включают подробное описание форматов освоения комплекса теоретических и практических знаний и навыков по каждому виду искусства, а также примерные сценарии различных мероприятий [4].
Взаимосвязь с общим и дополнительным образованием
Особенностью освоения Культурных нормативов является возможность опереться на знания, получаемые обучающимся на уроках музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры (в школах, где есть этот предмет). Активизация знаний, приобретенных на школьных уроках, во внеурочной творческой деятельности позволит сформировать устойчивые компетенции в области общей культуры обучающихся, развить художественное восприятие детей, снизить угрозы и риски в ответ на вызовы времени [1; 2 и др.]. Культурные нормативы также предполагают тесную связь с учреждениями дополнительного образования.
В данном контексте актуализируется поручение Правительства РФ (от 01.04.2019 № ОГ-П8-2479) по вопросу включения художественных практик в начальное общее образование, инициированное Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Под художественными практиками подразумеваются занятия по трем направлениям: музыка, танец, декоративно-прикладное искусство региона. Речь идет о комплексном развитии интеллектуальных, эмоциональных и физических возможностей детей средствами искусства, что способствует более эффективному освоению общего и среднего образования в рамках внеурочной деятельности.
«Культурный норматив школьника» сегодня находится на общественном обсуждении (на сайте Министерства культуры РФ), поэтому можно вносить предложения и комментарии. Однако надо понимать, что сегодня это необходимая форма приобщения детей и молодежи к культуре родной страны и региона.
ЛИТЕРАТУРА
Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, Е.П. Олесина, О.И. Радомская // Педагогика искусства. – 2017. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_olesina_radomskaya_9-17.pdf (дата обращения 15.09.2019).
Олесина, Е.П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и развития [Текст] / Е.П. Олесина // Вестник МГУКИ. – 2015. - № 2 (64). – С. 136-139.
Перминова, Е. И. Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие [Электронный ресурс] / Е.И. Перминова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 364-372. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2198/ (дата обращения: 15.09.2019).
Проект Методических рекомендаций по реализации проекта «Культурный норматив школьника» [Электронный ресурс] / Сайт Министерства культуры РФ. – URL: https://www.mkrf.ru/press/news/proekt_metodicheskikh_rekomendatsiy_po_realizatsii_proekta_kulturnyy_normativ_shkolnika_0110/?sphrase_id=2545305 (дата обращения 20.09.2019).
Тазиев С.Ф. Научно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений с этнокультурным компонентом [Текст] / С.Ф. Тазиев // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-4. – С. 986-990.
Чанилова, Н.Г., Пилюгина, С.А., Домникова, С.В. Культурный дневник школьника Саратовской области. Методические рекомендации [Текст] / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, С.В. Домникова. – Саратов: ГАО ДПО «СОИРО», 2018. – 24 с.