КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Акишина Екатерина Михайловна
доктор педагогических наук, профессор Российской академии образования, директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Олесина Елена Петровна
кандидат педагогических наук, заместитель директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
DOI 10.34897/IAECS.2022.23.64.002
Аннотация: 
В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования процесса создания системы культурологической безопасности школьников в общеобразовательных организациях. Авторы определяют культурологическую безопасность как часть системы национальной безопасности, направленная на защиту и сохранение национальной, государственной, индивидуально-личностной, культурной самобытности и самоидентичности в культурно-природной среде; осознание гражданином как личностью своего уникального места в культуре, становление ценностных, нравственных и эстетических ориентиров. В статье раскрыты возможные риски культурологической безопасности, а также дефициты в данной сфере, ликвидация которых будет способствовать преодолению рисков. Авторами разработана примерная программа классных часов по культурологической безопасности, состоящая из четырех блоков, учитывающих региональные особенности и запросы обучающихся
В современном глобальном и информационном обществе важной задачей становится обеспечение культурологической безопасности обучающихся. Подрастающее поколение сталкивается с разнообразной информацией в Интернет-пространстве, СМИ, культуре и искусстве. Зачастую подобная информация является ложной, рассчитанной на определенный эффект (культурные фейки, пропаганда асоциального поведения, призывы к суициду, агрессии, искажение нравственной и ценностной позиции), распространение массовой культуры низкого качества, явное или скрытое деструктивное этическое и эстетическое влияние на подрастающее поколение. В данной социокультурной ситуации необходимо создание целостной системы культурологической безопасности обучающихся на основе просветительской, образовательной и воспитательной деятельности, направленной на освоение школьниками лучших образцов искусства и художественной культуры. XXI век, характеризующийся процессами глобализации и информатизации, поставил общество и отдельного человека в сложную социокультурную ситуацию, когда практически каждое действие сопряжено с колоссальной опасностью. Начиная с середины прошлого столетия страны мира стали определять основные формы безопасности государства, личности, создавая различные документы: стратегия (США), концепция (Италия), политика (Канада, Турция), «Белая книга» (Великобритания, Германия, Китай, Япония) и пр. В России также существует стратегия национальной безопасности, в которую постоянно вносятся изменения, отражающие социокультурные и экономические изменения. В 2021 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (№ 400 от 02.07.2021). Пункт 8 Указа говорит о Защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. На основе анализа стратегий национальной безопасности разных стран можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо говорить о разнообразных видах безопасности как всего общества, так и каждого человека, функционирующих на уровнях от личной до национальной безопасности. Все виды безопасности можно разделить на две группы: обеспечение стабильного материального существования людей (безопасность жизнедеятельности, экономическая, правовая, экологическая, технологическая и т.п.) и гарантия развития духовной культуры человечества (социальная, информационная, психологическая, культурная). Однако о культурологической безопасности, которую мы вводим в педагогический дискурс, информации очень мало. Культурологическая безопасность – это синергетическая система создания условий и механизмов для эффективного развития человека, включающая в себя стабильные элементы (национальные, традиционные, этнические ценности) и динамичные элементы (новаторство, творчество). Культурологическую безопасность школьников следует понимать, как систему педагогических условий для создания воспитывающей культурной среды, направленной на формирование культурных компетенций [8, 4, 10]. Таким образом, культурологическая безопасность определяется нами как часть системы национальной безопасности, направленная на защиту и сохранение национальной, государственной, индивидуально-личностной, культурной самобытности и самоидентичности в культурно-природной среде; осознание гражданином как личностью своего уникального места в культуре, становление ценностных, нравственных и эстетических ориентиров. В основе государственной политики Российской Федерации, принятой в 2014 году, культура является приоритетным направлением развития, культурная безопасность страны является одним из главных факторов национальной безопасности. Необходимость культурологической безопасности стала результатом негативных изменений в культурной среде государства, которые возникают как внутри, так и за ее пределами – это пропаганда деструктивного образа жизни, нивелирование достижений отечественной культуры, цинизм по отношению к духовно-нравственным ценностям и многое другое. Современная социокультурная среда обострила явления, не только конструктивного, но и деструктивного характера. Дети, подростки и молодежь попадают под влияние негатива, поэтому под угрозой оказывается культурологическая безопасность всего подрастающего поколения [5, 6]. На основании вышеперечисленных причин возникают риски культурологической безопасности обучающихся. Риск – это возможность возникновения неблагоприятной ситуации в каком-либо виде деятельности. Как известно, риски стимулируют дальнейшее развитие процесса, поэтому их фиксация позволяет разрабатывать методы их преодоления. Сегодня понятие риска превратилось в культурную конструкцию, расположенную между личным, субъективным мнением и общественной материальной наукой. С точки зрения науки следует говорить не о возможности возникновения рисков, а о разработке механизмов борьбы с рисками во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Педагогическая рискология стала естественным компонентом современного учебно-воспитательного процесса [2]. Управление рисками базируется на выявлении дефицитов, которые способствуют возникновению риска [9]. На основе анализа уровня культурологической безопасности обучающихся нами выявлены возможные риски, а также дефициты, ликвидация которых будет способствовать преодолению рисков [3]. В таблице 1 представлены основные риски и дефициты культурологической безопасности обучающихся. Таблица 1. Риски и дефициты культурологической безопасности обучающихся в поликультурной и информационной среде Риск Дефицит Взаимосвязь традиции и современности Риск утраты взаимосвязи современной культуры России с ее историческими основами Дефицит знаний школьников о региональной и общероссийской традиционной культуре, взаимосвязи с современностью Риск утраты национальной идентичности Дефицит или недостаток сформированной и общепринятой системы национальных культурных и духовных ценностей Задачи отечественной культуры в современном обществе Риск снижения общего культурного уровня общества Дефицит трансляции лучших образцов национальной культуры и замены их чуждыми элементами культуры Риск широкого распространения массовой культуры, противоречащей культурным ценностям и национальным особенностям общества Дефицит занятий, связанных с подготовкой грамотных зрителей и слушателей, являющихся «заказчиками» культурной продукции Российская культура в поликультурном мире Риск деформации культурной исторической памяти Дефицит у подрастающего поколения знаний и понимания значения российской культуры для мира и страны Риск манипуляций сознанием подрастающего поколения, направленных на развитие депрессивного и агрессивного восприятия отечественной культуры Недостаток знаний о позитивном, творческом, созидательном характере отечественной культуры на всех этапах истории Информационная среда как часть современной культуры Риск деструктивного влияния виртуального пространства на становление личности школьника Дефицит грамотного, высоко художественного контента в Интернет-пространстве Риск подмены истинных ценностей ложными, насаждение идеологии консьюмеризма, культа гламура Недостаток понимания сущности контекста культуры и искусства школьниками из-за отсутствия специальных занятий у подростков Основываясь на выявленных рисках и дефицитах, разработана примерная программа классных часов по культурологической безопасности. Главная цель классных часов – воспитание подрастающего поколения, направленное на передачу и освоение исторических традиций и норм общественной и семейной жизни, изучение культурного наследия, осознания самобытности государства в целом и всех национальных культур России. Примерная программа состоит из четырех блоков, включающих по три классных часа. Блок «Взаимосвязь традиции и современности»: 1. Культурологический туризм: от прошлого к настоящему (виртуальный). 2. История моей семьи – моя история. 3. С чего начинается Родина? (размышления в искусстве и жизни о понятии «Родина»). Блок «Задачи отечественной культуры в современном обществе»: 1. Базовые ценности отечественной культуры в современном обществе. 2. Культура как «оружие»: манипуляция или этическая стабильность. 3. Культура как фундамент саморазвития личности. Блок «Российская культура в поликультурном мире»: 1. Значение российской культуры в мире. 2. Единая история – единое будущее. 3. Моя малая Родина (региональная культура). Блок «Информационная среда как часть современной культуры»: 1. Распознавание фейковой информации в Интернет-пространстве. 2. Информационная гигиена: поиск достоверной информации в интернете. 3. Интернет-общение: правила безопасности. Предполагается, что каждый классный руководитель может по своему усмотрению планировать классные часы по культурологической безопасности, основываясь на региональных особенностях и запросах обучающихся. Важным аспектом проведения классных часов сегодня становится использование эффективных форм и компонентов системы культурологической безопасности обучающихся, при этом каждый учитель может использовать те формы, которые он считает наиболее актуальными [1, 7]. Система культурологической безопасности обучающихся направлена на: – формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению культурных, исторических, архитектурных и природных памятников своей и иных культур; – воспитание положительного отношения к своей Родине как уникальной культурной общности людей, проживающих на территории Российской Федерации и соотечественников за рубежом; – воспитание ценностных ориентаций, нравственно-эстетическое воспитание, формирование культурологического сознания в триаде обучающиеся – педагоги – родители. Таким образом, культурологическая безопасность обучающихся заключается в освоении и сохранении социальных норм, морально-этических принципов, духовно-нравственных идеалов, эстетических эталонов искусства, которые являются ценным культурным ресурсом страны. Работа по созданию системы культурологической безопасности школьников направлена на выявление современных форм и способов приобщения обучающихся к культурным ценностям страны и базируется на современном педагогическом, психологическом, культурологическом и социологическом анализе социокультурной ситуации, психолого-педагогических особенностях современных школьников в рамках реализации национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». ЛИТЕРАТУРА 1. Акишина Е.М. Художественное образование в контексте континуума искусства [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2022. № 3. С. 6–12. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/1_akishina_e.m.pdf 2. Зубков В.И. Социальная теория риска. М.: Академический Проект. 2009. 379 с. 3. Комлева В.В. Риски и дефицит культурологической безопасности подростков [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2022. № 2. С. 15–20. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/2_stranicy-10-15.pdf 4. Красильников, И.М., Красильникова, М.С. Обеспечение культурологической безопасности российских школьников в процессе музыкально-образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2022. № 1. С. 37–44. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikov_krasilnikova_37-44.pdf 5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. 272 с. 6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М: Смысл, 1999. 425 с. 7. Олесина Е.П., Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2019. № 4. С. 120–128. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_polyudova_120-128.pdf 8. Радомская О.И., Шемякина Е.М. Интегрированный подход к обеспечению культурологической безопасности обучающихся средствами искусства [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2022. № 3. С. 13–18. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/2_radomskaya_o.i._shemyakina_e.m.pdf ( 9. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М: Республика, 1992. 349 с. 10. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Компания Спутник+, 2004. 253 с.