Эффективность занятий по музыкальной литературе в значительной степени определяется правильным подбором учебного материала с учетом единства воспитательных и образовательных задач. При этом опора на его культурологические аспекты способствует развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе.
В настоящее время одной их сложных педагогических задач музыкального образования является развитие личностного потенциала учащихся детских школ искусств. В условиях модернизации современного образования особую значимость приобретает совершенствование его содержания, направленного на эстетическое воспитание школьников посредством реализации его культурологической составляющей. Существенным при этом является учебно-воспитательный процесс на уроках музыкальной литературы, изучение которой, согласно всем вышедшим за последнее десятилетие вариантам Федеральных государственных образовательных стандартов, направлено не только на формирование знаний о деятелях различных музыкальных эпох и продуктах их деятельности, но и на воспитание духовной культуры личности учащихся.
Реализация целей и задач в рамках программы предмета «музыкальная литература» предполагает образовательную деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе. Согласно этому, содержание учебного материала на уроках должно быть неразрывно связано с искусством в целом и составлять общую картину с окружающим нас миром. При этом применение культурологического подхода к изложению учебного материала является особенно актуальным в последние годы и направлено на развитие у школьников мыслительных операций анализа и синтеза, речи, восприятия и воображения, а также на формирование их активной деятельности, самостоятельности.
На данный момент в педагогической науке имеются разнообразные исследования по изучению сущности и содержания понятия учебного материала, а также по проблеме его структурирования. Данные разработки широко применяются в практике музыкального образования, но требуют серьезной корректировки с учетом новых вызовов, связанных с изменениями, происходящими в общественном сознании. В связи с этим возникает необходимость решения таких вопросов, как духовно-личностная направленность учебно-воспитательного процесса, специальная подготовка преподавателя к урокам музыкальной литературы, тщательный подбор материала, имеющего культурологическую направленность, выбор эффективных методов его изложения.
Для глубокого понимания феномена «учебный материал» в философской и педагогической литературе зарубежных и отечественных авторов следует дать определение данному понятию. Так, В.В. Краевский и И.Я. Лернер трактуют учебный материал как «конкретное предметно выраженное воплощение (фиксацию) различных видов содержания образования, подлежащее освоению за определенное время» [6, с. 308]. Оно включает в себя «не только сведения из определенной области знаний, “описание правил и способов действий”, подлежащих усвоению школьниками, но и задания на развитие творческих способностей учащихся, содержание эмоциональной и оценочной деятельности» [1].
Большинство исследователей считают, что учебный материал является одним из компонентов средств обучения, входящих в понятие «процесс обучения». По мнению Т.С. Назаровой и Е.С. Полат, для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития средства выступают в качестве «материальных объектов, предметов естественной природы и искусственно созданных человеком носителей учебной информации». При этом историю становления и развития учебного материала авторы связывают с развитием системы средств массовой информации и коммуникации [3, с. 51]. А.В. Хуторской описывает термин «учебный материал» как средства-инструменты, необходимые для достижения общеобразовательных и воспитательных целей обучения, и предлагает классификацию согласно «составу объектов, их сложности и особенности строения, способу использования, характеру воздействия, виду носителя информации, а также уровню содержания образования и отношению к технологическому прогрессу» [8, с. 434].
Помимо этого, сущность учебного материала раскрывается через теоретические положения (фактические материалы), предоставляемые для усвоения учащимися. Так, В.И. Колесов в своей работе «Основы педагогики» определяет данный феномен как «систему идеальных моделей, представленных материальными или материализованными моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебной деятельности» [2, с. 90].
Многие исследователи считают, что основу содержания учебного материала составляют эмпирические и теоретические знания, которые имеют разные фундаментальные опоры. Н.В. Бряник пишет, что явление в эмпирическом знании «отражается со стороны его внешних связей и изменений», то есть его формой является отдельный факт (или несколько), описывающий то или иное явление. При этом теоретическое знание автор характеризует как «попытку целостного охвата действительности – систему абстракций, объясняющей объект, обобщенные результаты общественно-исторического и научного познания мира, основные теории науки, идеи, идеалы, эстетические, моральные и правовые нормы» [4, с. 299].
В последние десятилетия, благодаря стремительному развитию компьютерных технологий, наблюдается разработка новых видов учебного материала. Большинство исследователей как в области педагогики, так и в междисциплинарных областях науки считают, что инновационные цифровые учебные материалы играют значительную роль в усовершенствовании образовательного процесса в целом, так как они существенно упрощают поиск необходимой информации, предоставляя доступ к редким изданиям, позволяют самостоятельно проверить свои знания и приобрести новые навыки. Прежде всего, это электронная форма подачи информации – сетевые или компьютерные программы, электронные учебники, электронные базы данных, виртуальные тренажеры и стимуляторы, банки тестовых заданий и другие.
Учитывая непрерывность технического прогресса в контексте модернизации музыкального образования, наиболее острым встает вопрос о проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения в детской школе искусств. Так, изучение предмета «музыкальная литература», согласно Государственным образовательным стандартам, направлено на воспитание духовной культуры учащихся посредством формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов. Для достижения поставленных целей и задач, современному преподавателю при подготовке к занятиям необходимо опираться на специфику учебного материала, а именно, на его культурологические аспекты. Прежде всего, данный подход к обучению предполагает развитие личностного потенциала учащихся, их гуманистических взглядов через реализацию культурной составляющей музыкального образования. При этом задача по активизации внимания и интереса у воспитанников должна решаться на каждом занятии независимо от его темы.
В контексте музыкального образования понятие «культурологический аспект» рассматривается с точки зрения культуры личности учащегося, ее повышения на основе выявления и развития музыкальных, творческих и духовных способностей посредством культурологической направленности учебного материала. Прежде всего, речь идет о формировании духовной культуры человека, способности к ее самостоятельному совершенствованию в будущей взрослой жизни. Поэтому учебно-воспитательный процесс на занятиях по музыкальной литературе должен опираться на принцип диалога культур и искусств, а учебный материал содержать культурологическую направленность.
В современном образовании исследователи в области педагогики акцентируют внимание на трех основных культурологических аспектах учебного материала: аксиологическом (ценностном), технологическом (деятельностном) и личностно-творческом. Рассмотрим их более подробно. Под аксиологической составляющей учебного материала подразумевается его гуманистическая направленность, связанная с отношением личности к окружающему миру – природе, обществу, самому себе. В данном понимании процесс изучения всех биографических очерков о композиторах, а также созданных ими музыкальных произведений превращается для учащихся в серьезнейшую мыслительную деятельность, в основе которой лежит мировоззренческая оценка рассматриваемых явлений и событий.
Таким образом, на занятиях по музыкальной литературе происходит формирование следующих категорий ценностей, составляющих гуманистическое начало личности: жизнь, любовь, образование, здоровье, красота, труд (и другие). При этом культурологически направленным является не только сам материал, но и методы его изложения, посредством которых закладывается «духовное зерно» самоценности человека, уважения его достоинства, где индивид рассматривается как высшая ценность постоянно развивающегося общества [5].
Помимо этого, основным средством развития культурно-нравственной личности на уроках по музыкальной литературе является наличие в учебном материале заданий культурологической направленности, содержащих технологический аспект формирования самостоятельной деятельности учащихся. Так, М.А. Федорова предлагает классификацию упражнений, структурированных по типу деятельности. Прежде всего, это «задания для стимуляции усвоения материала, предполагающие создание преподавателем недостающих условий для осуществления учащимися самостоятельной деятельности по их поиску». При этом М.А. Федорова рекомендует опираться на индивидуальный и дифференцированный принципы обучения с целью поддержания познавательного интереса у школьников [7, с. 157-164]. Другая группа заданий направлена на целенаправленную работу учащегося с учебным материалом посредством его осмысления и систематизации путем сравнений, выводов, обобщений. Большое значение для формирования перечисленных навыков и умений имеет опора на чувственное восприятие школьников с помощью метода наблюдения, а именно, просмотра видеофильмов, с помощью которых осуществляется приобщение к различным музыкальным эпохам в контексте мировой истории. Помимо этого, объектом наблюдения могут выступать и наглядные пособия в виде рисунков, портретов, схем и таблиц, требующих сложных самостоятельных мыслительных операций [7, с. 159].
Многие преподаватели считают, что активизация восприятия и умственной деятельности учащихся является эффективным методом для формирования их духовно-нравственной культуры. При этом визуально воспринятый учебный материал имеет культурологическую направленность лишь при наличии последующей беседы. Так, в случае просмотра на уроке видеофайла необходимо осуществлять его анализ посредством обсуждения и высказывания различных точек зрения. Если же преподаватель применяет схемы и таблицы, эффективным является не только визуальное рассмотрение их содержания, но и выявление взаимосвязи элементов демонстрированной структуры. Таким образом, в обоих случаях учебный материал, подобранный для занятий согласно их целям и задачам, имеет культурологическую направленность, так как формирует у обучающихся аналитические навыки и умения.
Одним из самых значимых культурологических аспектов учебного материала является лично-творческий аспект. Так, М.А. Федорова в своей статье подробно описывает модель организации деятельности учащегося посредством специально подобранного для занятий учебного материала, способствующего развитию творческих способностей личности. Согласно этой модели, культурологическая направленность разработанных заданий позволяет школьникам не только применять полученные знания, но и приобретать новые в процессе творческого поиска. При этом автор модели рекомендует опираться на интеллектуальную сферу, поощрять нестандартное мышление, его гибкость, креативность, ассоциативность и образность [7, с.159].
Учитывая тот факт, что понятие «творчество» как продукт деятельности имеет мыслительную, духовную и практическую стороны, учебный материал должен быть направлен на развитие таких специальных способностей, как продуктивность мышления (рождения большого количества идей), семантическая гибкость мышления (быстрое переключение мыслительной деятельности с одной области на другую), оригинальность мышления (способность к нестандартным решениям, создание оригинальных образов и идей), способность совершенствования объекта путем добавления новых деталей. По мнению М.А. Федоровой одной из важных сторон данного процесса является личная рефлексия учащегося, которая позволяет оценить весь творческий процесс, осознать результаты своей активности, переосмыслить содержание своего познания и соотнести его с общепринятыми нормами. Таким образом, личностная рефлексия, тесно связанная с эмоциональной деятельностью и направленная на анализ идеалов, мотивов и возможностей, является важным психическим процессом для формирования духовно-нравственной культуры учащегося.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что культурологические аспекты учебного материала по музыкальной литературе характеризуются наличием определенных специфических компонентов, которые предполагают практическую реализацию принципов гуманизации общества и диалога культур. Реализуемые в таких направлениях, как аксиологический, технологический и личностно-творческий, данные аспекты раскрывают разные грани мировой культуры, приобщают учащихся к фундаментальным ценностям бытия, формируют духовный мир личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Головеева, Л.Ю. Конструирование учебного материала на основе интегративного подхода / Л.Ю. Головеева [Электронный ресурс]. – URL: https://old.altspu.ru/Journal/vestbspu/2001/psih_ped/PDF/goloveeva.pdf. – дата последнего обращения – 20.07.2020.
- Колесов, В.И. Основы педагогики [Текст] / В.И. Колесов. – СПб: 7СТУДИЯ РИК, 2014. – 119 с.
- Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования [Текст] / Т.С. Назарова, Е. С. Полат. – М.: УРАО, 1998. – 203 с.
- Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей [Текст] / Сост. и общ. ред. Н.В. Бряник. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 318 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В.В. Краевского и И.Я. Лернера. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1983. – 325 с.
- Федорова, М.А. Технологический аспект формирования самостоятельной деятельности школьников [Текст] / М.А. Федорова. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2002. – № 2. – С. 157-164.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учебное пособие [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.