Культурологические идеи М.М. Бахтина как методологическая основа современной педагогики искусства (2 часть, начало в №1 2006г.)

Стукалова О. В.

Кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории интеграции искусства и мировой художественной культуры ИХО РАО, Москва

Аннотация: 
Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики. Идея гуманизации педагогики предполагает осуществление принципиально новой направленности образования, которая меняет привычное представление о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», когда ни средняя, ни высшая школы не передавали ценности общечеловеческой и национальной культуры. Философские идеи М. М. Бахтина, открывающие значимость и сложную структуру диалога во всех его проявлениях (в частности, как «диалога культур»), обращают наше внимание на особенности постижения культуры и истории в каждом индивидуальном человеческом бытии. Задача педагога — открыть ученику путь к такому Диалогу.

3. Диалог — педагогическое взаимодействие — воспитание «человека культуры».
Одно из наиболее «педагогических» положений философии М. М. Бахтина — это положение о значимости человеческого общения. По Бахтину, «быть — это общаться», т. е. мыслить о человеке представляется невозможным — тогда будешь мыслить не о человеке, а о вещи. Можно мыслить лишь к человеку, т. е. обращаясь к человеку. Следовательно, воспитание человека как цели гуманистической педагогики превращается в процесс диалога с учеником — диалога, который предполагает, в первую очередь, взаимопонимание (или, по крайней мере, стремление к нему…).
Это означает также переход от диалога «голосов» к диалогу личностных позиций. Формой такого диалога оказывается сознание (и такой его вид как самосознание). В данном случае мы сталкиваемся с некоторыми трудностями в интерпретации идей философа. Очевидно, что сознание присуще всем так называемым «нормальным» людям. При этом сознание имеет собственный смысл лишь в отношении к личности, в некоем невозможном, «несказанном» пределе. Так, Бахтин пишет: «Персонализация ни в коем случае не есть субъективизация. Предел здесь не я, но я во взаимоотношении с другими личностями, то есть я и другой, я и ты» (Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 343). Термин «несказанное» воспринимается как передвигающийся предел, «регулятивная идея» творческого сознания» (Там жею С. 365). Именно в этом парадоксальном соотношении, по идее Бахтина, сознание, ориентированное на бытие в культуре, выступает синонимом диалога в контексте культуры.
Таким образом, в философии Бахтина утверждается одно очень важное для гуманистической педагогики понятие: сознавать — это одновременно знать свое бытие и знать бытие другого. Имеющий сознание человек должен обладать способностью смотреть на свое бытие со стороны. Значит, чтобы полно и глубоко осознать свое бытие, необходимо «находиться» вне него. Сознание, по логике Бахтина, трактуется как со-знание, бытие как со-бытие, как диалог. Сознавать — значит, уметь видеть, слышать что-то, находясь между мгновенным, исчезающим «Я» и между «Я» окончательным, завершенным.
Самый сложный вопрос для педагога: «Откуда взять ученику это второе «Я», завершенное, окончательное?». М. М. Бахтин находит ответ на него в своем основном предположении: «Сознание есть там, где есть два сознания», «дух есть там, где есть два духа». Очевидно, что это значительнейшее определение ученого имеет смысл только в отношении культуры, в особенности
в сфере эстетической деятельности, в ее предельном воплощении — в опытах художественного во-ображения жизни человеческого духа, когда «два сознания» и «два духа», соединенные в личном самосознании (Я и Другой, Я и Ты), во-ображаются в окончательной завершенности, в абсолютной «вненаходимости».
Именно так раскрываются всеобщие определения духовной жизни человека, способного свободно преображать свое бытие. Жизнь духа открывается усилиями самосознания, осуществляясь в культуре, в общении культур, в эстетической деятельности. Бытие в культуре, следовательно, и есть форма становления и преобразования сознания. Тут возникает другое насущное для теории Бахтина понятие — понимание культуры как диалога культур. Ведь именно на грани различных культур возможно выйти за пределы жизненных смыслов и целей, присущих данной культуре, при этом выйти в особое межкультурное пространство, в иные культурные миры, обрести возможность полностью срастись с новой культурой, одновременно сохраняя свободу как по отношению к иной культуре, так и по отношению к своей собственной. Такой диалог осуществляется только на уровне духа.
Понятие «диалог культур» по своей сути может показаться на первый взгляд противоречивым. С одной стороны, оно столь же древнее, как сами цивилизация и культура, а с другой, — это достаточно новая философская идея, появившаяся во второй половине ХХ века.
Для понимания сути «диалога культур» нужно дать определения таких понятий, как культура, человек. Эти определения должны соответствовать современному толкованию понятия «диалог культур», поэтому необходимо делать акцент на социальной природе самого человека, на широком и всеобъемлющем понимании культуры, а так же и на том обстоятельстве, что ни одна великая культура не создавались в отрыве от других культур и цивилизаций. Иначе говоря, смогли выжить и развиться лишь те культуры, которые были способны «обмениваться» с другими цивилизациями своими достижениями, т. е. обладали умением вести диалог — «говорить» и «слушать».
Подчеркнем, что умение «слушать», в данном случае — особо важное качество, которое приобретается нелегко. Ведь для этого человек должен обладать «культурой»: получить нравственное воспитание, выработать дисциплину ума. Слушание не есть простое чувственное восприятие. Оно является сложной деятельностью, предполагая активность, благодаря которой слушающий готов к восприятию образов того мира, который создан или открыт говорящим. Если нет слушающего в истинном значении этого слова, то «диалог» не состоится.
В контексте педагогики понятие диалог тесно взаимосвязано с понятием «взаимодействие», в самом широком смысле отражая универсальную форму влияние объектов друг на друга. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию. Взаимодействие — согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей: и предметно-практических, и душевных.
Педагогическое взаимодействие является одной из основных категорий педагогики, оно понимается как особый тип связи, отношения, предполагающего взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью. Педагогическое взаимодействие основано на постоянных коммуникативных действиях учителя.
В авторитарной педагогике взаимодействие трактовалось как педагогическое воздействие педагога на ученика, как обусловленность и порождение поведения ребёнка активными действиями взрослого, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого (воспитуемость).
Гуманистическая педагогика предполагает более сложное и глубинное взаимодействие педагога с учеником, основанное на системе тонких педагогических ситуаций. Взаимодействие в данном случае всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера. Педагогический потенциал диалога, таким образом, открывает широкие перспективы для совершенствования всей системы образования, для углубления профессионализма, для формирования новой концепции взаимодействия «учителя и ученика» в целом.
Проектирование диалога в педагогическом процессе опирается на несколько значимых положений: 1. Диалог может быть реализован при наличии различных смысловых позиций по поводу объекта рассмотрения; 2. Для диалога необходимо сформулированное отношение к высказыванию (модальная информация). 3. Для формирования сознания, понимания предмета обсуждения недостаточно получения знаний, необходимо выраженное к ним отношение (диалогическое с ними общение). 4. В диалогических отношениях существуют 2 формы диалога — внутренний и внешний — для которых важно создавать условия их возникновения. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера: • выбор решения из альтернатив; • разрешение проблемных ситуаций; • поиск суждений на определённый факт или явление; • решение задач неопределенного характера (не имеющего однозначного решения); • выдвижение гипотез и предложений. Для создания условий внешнего диалога проектируются: • вопросительный образ общения; • обмен мыслями, идеями, позициями, дискуссии; • коллективная генерация идей; • оппонирование идей, предложений, доказательств; • полифункциональный анализ идей и гипотез. 5. Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается: противоречивость, оценочность, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого участника диалога. 6. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не предпринимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, формы и внутреннее содержание общения не согласуются.
Рассматривая образование как процесс становления «человека культуры» в ходе его приобщения к ее миру, к самоактуализации, современные ученые склонны утверждать, что процесс воспитания и обучения не является механической суммой воздействия воспитания на активность ученика.
Педагогическое взаимодействие включает в себя правильное соотношение педагогического влияния, его активного восприятия, собственную активность ученика, что проявляется в моментах «самораскрытия» и взаимного влияния на педагога. Характер проявления активности учителя и ученика в учебной и во внеучебной деятельности может быть разный, и отсюда могут наблюдаться различные варианты взаимодействия.
Процесс педагогического взаимодействия часто носит внутренне противоречивый характер. Причинами являются, прежде всего, наличие различных, разнонаправленных мотивов поведения людей, несовпадение их устремлений или ценностей, неумение определять свои действия или регулировать свою деятельность в соответствии с деятельностью других людей.
Основные черты педагогического взаимодействия: • целенаправленность (стремление к общей цели); • мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности); • целостность (взаимосвязанность участников деятельности); • структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности); • согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности); • организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению); • результативность (способность достигать результата).
Взаимодействие в образовании не является самоцелью. Это, скорее, инструмент создания особой творчески заряженной атмосферы, который: 1) обеспечивает осознание общей цели, которое способно мобилизовать и учителя и учеников; активизировать их стремление к достижению этой цели, испытывая при этом взаимную заинтересованность в положительном результате; 2) порождает взаимную ответственность за результаты деятельности, вырабатывая гуманистический, демократичный стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач, а именно: взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Такой стиль стимулирует интерес учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Он исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие готовой информации. Педагогическое взаимодействие мыслится и как самостоятельный коллективный труд школьников на основе отношений взаимного интереса и доверия. Категория взаимодействия в педагогическом сознании сопрягается с категорией гуманизации образования, основной идеей которого является бахтинская идея Диалога, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности.
4. Заключение. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.
Одна из первостепенных задач в данном контексте состоит в выявлении гуманистической сущности педагогики, её отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Особую значимость в этой связи приобретает образование как компонент культуры. Именно образование является основным средством развития гуманистической сущности человека. Идея гуманизации педагогики предполагает осуществление принципиально новой направленности образования, которая меняет привычное представление о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», когда ни средняя, ни высшая школы не передавали ценности общечеловеческой и национальной культуры.
Таким образом, необходимо пересмотреть содержание образования: оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Идея гуманизации образования имеет широкое значение — от её решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Гуманизация современного образования делает актуальной проблему развития личности, эффективное развитие которой возможно только в процессе овладения опытом предшествующих поколений, иначе говоря — ценностями человеческой культуры.
Философские идеи М. М. Бахтина, открывающие значимость и сложную структуру диалога во всех его проявлениях (в частности, как «диалога культур»), обращают наше внимание на особенности постижения культуры и истории в каждом индивидуальном человеческом бытии. В этом контексте человек оказывается способным, пребывая в «настоящем времени», превратить это «настоящее» в постоянное, вечное, общаясь с непреходящими произведениями, отображающими ту эпоху, в которую они были созданы. Диалог с искусством — это глубокий искренний разговор с художником, смело взявшимся в своем «тексте» за решение важнейших проблем, претворяя в жизнь идеи «диалога культур» в интересах построения более справедливого, прекрасного и гуманного будущего, важнейшими условиями которого являются выдержка, верность обязательствам и сотрудничеству, единство рационального начала с чувством доброжелательности по отношению к Другому и его культуре. Задача педагога — открыть ученику путь к такому Диалогу.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Литература
1. Аверинцев С. С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. 1988. №3. 2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 3. Бахтин М. М. Искусство и ответственность // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 3—4. 4. Бахтин М. М. К философии поступка. Автор и герой эстетической деятельности (фрагмент) // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984—1985. М., 1986. 5. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 26—90. 6. Бахтин М. М. Свидетель и судия // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Худож. лит., 1979. С.341—342. 7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.
8. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 9. Волкова Е. В. Эстетика М. М. Бахтина. М.: Знание, 1990. С. 64. 10. Перлина Н. Диалог о диалоге: Бахтин - Виноградов (1924 — 1965) // Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 155—157. 11. Шляпов Е. И., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Донк, 1995. 12. Hirschkop Ken. Mikhail Bakhtin: An Aesthetic For Democracy. Oxford: Oxford University Press, 1999.