КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Командышко Елена Филипповна (1), Надолинская Татьяна Васильевна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии  Российской академии образования»

(2) доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального и художественного образования Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону

Аннотация: 
В статье раскрывается взгляд на исследование истории музыкального образования в России в контексте основных этапов развитии русской цивилизации. Авторы считают, что в подготовке педагога-музыканта необходимо использовать культурологический подход, который объединяет педагогические принципы изучения отечественной музыкальной культуры. Авторы придают важное значение принципу освоения духовных доминант исторических периодов и раскрывают его на примере первых трактатов теоретической музыкальной мысли.

 Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7394.2017/8.9

В настоящее время пристального внимания требуют процессы приобщения учащейся молодежи к ценностям культуры и искусства России. В широком и сложном ряду факторов, существенно влияющих на динамику этих процессов, всегда присутствует уровень общих культурологических познаний.

Качество профессиональной подготовки педагога-музыканта, его соответствие современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта зависят от готовности педагога в исследовательской деятельности, стремлению к самообразованию и творческой самореализации.

В настоящее время учеными и педагогами интенсивно разрабатывается широкий круг культурологических проблем, раскрывающих принципы типологии культур и ценностное отношение к произведениям  искусства.

В исследованиях ученых XXI века отмечается, что современное образование в качестве своего метатекста избирает культуру, которая понимается как среда, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Именно такая среда создает условия для самореализации человека, превращает его в личность, позволяет обрести себя, найти свое место в мире [1, с.251].

Так, культурологический подход в современном музыкальном образовании позволяет учитывать различные взгляды к разным историческим этапам развития культуры и искусства, анализировать характерные особенности исторических эпох и периодов.

По мнению многих русских ученых (Н.А. Бердяев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.), отечественная культура противоречива и  многослойна, так как  развивалась через прерывность и изменение типа цивилизаций. В исследованиях современных ученых-культурологов (Р.Г. Абдулатипов, В.А. Сапрыкин, С.Н. Комиссаров и др.) [2, с.232] выделены основные этапы развития русской цивилизации и культуры:

Россия Киево-Новгородская (Древняя Русь, раннефеодальное государство, в котором преобладали идеи общинности, соборности).
Россия Московская (борьба за спасение и создание новой русской государственности, национальной и культурной независимости).
Россия «петровская» (обновление и укрепление государства и общества, европеизация культуры, формирование русского Просвещения).
Россия «императорская» («золотой век» русской культуры, взлет национального самосознания народа; развитие капитализма, культурно-философские искания справедливости и социальной правды).
Россия советская (переход к новому типу цивилизации, где власть, собственность и культура принадлежат трудовому народу).
Россия постсоветская, современная  (смена культурно-ценностного вектора развития общества, новый этап строительства капитализма, многовариантность в развитии культурных форм).

Вклад культурологического подхода в обновление музыкального образования состоит в том, что он дает возможность реконструировать традиционное обучение, позволяет подойти к решению культурологических проблем с разных позиций, приближая обучающихся студентов к осмыслению сложного культурно-исторического пути становления музыкального образования в России.

На основе культурологического подхода выделим основные педагогические принципы изучения истории отечественного музыкального образования в подготовке  педагога-музыканта:

принцип освоения духовных доминант исторических периодов;
принцип этнонациональных особенностей и характеристик народного творчества;
принцип выразительно-смыслового содержания произведений искусства.

Существует мнение ученых-музыкантов, что национальный характер музыкальной культуры имеет большую устойчивость (несмотря на прерывность развития русской цивилизации), так как веками удерживались одни и те же концептуальные представления о сущности музыки, её значении, соотношении с другими феноменами искусства.

Первые периоды развития образования на Руси, в основном, связаны с воспитанием и обучением детей в духе христианской религии и нравственности, где детей обучали латинскому языку, чтению молитв и церковному пению. Сохранились свидетельства о широком распространении грамотности на Руси в ХI - ХII вв. Сотни берестяных грамот, найденных в последние годы в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске свидетельствуют о том, что Киевская Русь по распространению образования не только не уступала странам Западной Европы, но и превосходила многие из них. В XI в. упоминаются такие учебные курсы, как риторика, диалектика и логика. Однако на протяжении многих столетий на Руси не было специальных учебных заведений по подготовке учителей. Учительская профессия являлась уделом отдельных лиц и представителей различных классов и слоев населения.

Тем не менее, обучение детей происходило, преимущественно, в городской среде. С XI веке в зажиточных семьях купцов и ремесленников обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Система образования строилась на  устной передаче знаний и опыта от преподавателя к ученику. Главное место в  образовании занимали церковная музыка и церковное обучение.

Так, на этапе формирования Древнерусского государства были заложены особенности дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси.  Древнерусская педагогика зарождалась при взаимодействии двух культур: языческой  и христианской.  В исследованиях ученых отмечается, что древнейшие ветви национальной музыки – народные и церковные хоры – жили всегда полной жизнью и бытовали повсеместно.

Яркой чертой высокой музыкальной культуры России было тональное слышание даже ударных инструментов (к примеру,  колокола имели точную гармоническую высотную настройку). Россия – одна из самых «мелостных» стран мира [5, с.48]  «Мелостность» выразила себя в особенности русского церковного пения, что заключается в чистой вокальности и акапельности.  Любовь к акапельному исполнению до сих пор остается устойчивой массовой традицией. Народная протяжная песня, дающая простор мелодическому распеванию, - это и есть своеобразный жанр отечественной музыкальной культуры.

Таким образом, вокально-певческая и хоровая культура определили основное направление развития музыкального образования в России. Это способствовало появлению на Руси церковно-певческих школ и первых певческих рукописей.

Церковь являлась главным центром в области просвещения и образования. К концу XV века начали появляться первые рукописи (но это еще не настоящие учебники церковного знаменного пения). Знаменные мелодии записывались с помощью системы крюковых знаков, которые только указывали общее направление мелодии, не фиксируя точную высоту звука. Постепенно крюковая запись уточнялась дополнительными обозначениями, а для певцов были созданы специальные руководства – «азбуки» знаменного пения. Наиболее ценными являются древнейшие певческие азбуки XV века.

 Следует отметить, что условно азбуками принято называть все древние руководства, независимо от их содержания, направленности и времени появления (сам термин «азбука» появляется намного позже возникновения самих азбук – только в XVII веке).

А.В. Преображенский провел тщательный сравнительный анализ письменных памятников «древнейшего греческого пения» и русских певческих рукописей ХI-ХII вв. Исследования показали, что «напевы»  русских песнопений  во многом заимствованы у «греческой церкви» и переведены на славянский язык. Так, певческие рукописи XVI-XVIII вв.  подтверждают существование на Руси особых школ церковного пения.

Важный этап в развитии музыкального образования связан с именем Н.П. Дилецкого — знаменитейшего в свое время теоретика церковного партесного пения, регента царского певческого хора в Москве конца XVII века, сочинителя 8-, 12- и 24-голосных концертов. Дилецкий издает «Мусикийскую грамматику» на украинском, белорусском, русском языках, которая стала первым музыкальным учебником в России и отразила теорию и методику обучения пению. В основу обучения детей, по Дилецкому, были положены принципы: наглядности, эмоциональной отзывчивости.      Уделяя в своем труде большое внимание пению, нотной грамоте, содержанию и характеру музыки, сочинению, Н. П. Дилецкий разработал новые методы и приемы обучения пению, создал новаторскую для своего времени систему музыкального образования и обучения детей. Данный опыт работы в России был первым обобщенным опытом обучения пению, получившим признание не только на родине,  но и за рубежом.

Важным шагом в развитии теоретической музыкальной мысли стал трактат Юлия Крижанича – хорватского богослова, философа, писателя, историка, этнографа, проживающего в России.  Его трактат «Повествование о музыке»  носил чисто теоретический характер. В отличие от учебника Дилецкого, который посвящен исключительно певческому искусству, Крижанович раскрыл принципы исполняемых музыкальных жанров.

В последней редакции труда Дилецкого, относящейся к 1681 году, есть вступление диакона Сретенского собора Московского Кремля, - Ивана Трофимовича Коренева под названием «Мусикия».

«Мусикия» – греческое слово, по-славянски оно означает «пение». Определяя музыку как «вторую философию и грамматику», он подчеркивал, что для занятия ею необходимо, прежде всего, знать правила «мусикийского согласия». Эти правила, по мнению И.Т. Коренева, одинаковы для всех видов музыки, как духовной, так и светской. В трактате содержится первое в русской теоретической мысли определение музыки как искусства («художества»). Подобное суждение было весьма прогрессивным для того времени [3, с.134]. Содержание трактата И.Т. Коренева охватывает общеэстетическую и теоретическую стороны музыкального искусства.

Таким образом, культурологический подход на примере исторических этапов позволяет исследовать самые разные признаки развития отечественного музыкального образования и его  направлений: пение и инструментальная игра, сочинения композиторов и фольклор, искусство устной (импровизационной) и письменной традиции и другие. При этом общемузыкальные черты, объединившие мировоззренческие, социальные, психологические особенности, - также результат многовековой истории отечественного музыкального развития и образования.       

Выводы: Реализация культурологического подхода  в исследовании определенного исторического пласта  отечественной  культуры проектирует воображаемый мир  музыкального образования сквозь  историческую эпоху и цепь разнообразных музыкальных особенностей. Это ведет к существенному расширению общего объема профессионального опыта, осваиваемого студентами.

Реализация культурологического подхода в исследовании музыкальной культуры прошлых эпох также обеспечивает развитие общей художественной культуры педагога-музыканта, делает его субъектом жизнедеятельности, который реализует педагогические стратегии, потребности, интересы, к созданию которых он как субъект имеет непосредственное отношение.

 

Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография / В.П. Борисенков. –М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. -464 с.
Культурология в исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Авторский коллектив: Абдулатипов Р.Г., Сапрыкина В.А., Комиссаров С.Н. и др.-М.: МГУКИ, 2011. -520с.
Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. // Памятники музыкально-эстетической мысли. Т. 5. – М., 1973. -246с.
Терентьева Н. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб., 1997. -168с.
Холопова В.Н.  Музыка как вид искусства.  –СПб: «Лань», 2000. -320с.