ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА

Доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, зав. кафедрой социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО РГСУ, Москва

Аннотация: 
Статья посвящена осмыслению круга задач, стоящих перед современной системой художественного образования. Анализируются взаимозависимость и взаимодействие процессов, происходящих в художественном пространстве культуры ХХ века, с формированием новых ценностных парадигм в современной педагогике искусства. Обосновывается необходимость сохранения гуманистических ценностей культуры, преодоления антитезы традиции и новации, достижения плодотворного диалога как условия становления и творческой самореализации личности.

На современном этапе развития культуры педагогика искусства стоит перед
необходимостью углубленного изучения и анализа тех сложных процессов, которые
происходили в искусстве ХХ века и кардинальным образом изменили художественную
картину мира. Это чрезвычайно важно и актуально, поскольку философское осмысление
новой мировоззренческой и художественной картины мира, сложившейся к началу ХХI
века, представляет собой фундамент, на котором строится процесс прогнозирования
дальнейших путей развития культуры и образования. И в первую очередь педагогике
искусства необходимо осмыслить процесс рождения, функционирования и
трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление
личности человека нового тысячелетия. Это дает возможность выявить условия,
способствующие самореализации и самоактуализации личности в пространстве культуры,
той потребности, которая изначально продиктована творческой сущностью человека. Эту
потребность литературовед М. Курганцев справедливо называет самооосуществлением
личности, которое, по его убеждению, является «истинным содержанием времени,
смыслом и сутью предстоящих перемен» [5, с. 5].
История культуры дает множество примеров того, что глобальные перемены
сначала вызревают в её художественном пространстве, опережая время и направляя
процесс культурного строительства к поиску новых духовных ориентиров. В этом
пространстве и происходит самоосуществление художников, каждый из которых
заключает в себе целый мир, уникальный, неповторимый, наполненный свободным духом
художественного творчества. Именно поэтому художественное пространство культуры
многоцветно и многовариантно, одновременно незыблемо и пластично, постоянно и
изменчиво. «Сокрушители традиций и их реаниматоры, трибуны и затворники, искатели
смысла и открыватели абсурда... Какую бы ноту они ни брали, каждый своим голосом –
раскатисто или шепотом, утверждая гармонию или диссонансы, упорядоченный или
свободный стих, они отстаивали, порой сами до конца не отдавая себе в этом отчета,
красоту жизни против ее уродств, доброту против злобы, любовь против равнодушия и
страха, свободу против рабства и в конечном счете правду против лжи» [5, с. 6], выполняя
основную миссию искусства – сохранения человеческого в человеке, противостояния злу,
насилию, разрушению, обращенности к творческому созиданию.
ХХ век оставил в наследство веку ХХI постоянно возникающее ощущение
крушения иллюзий гуманизма. Все эти настроения стали почвой для экспрессионизма, для
нового «остранения» (В. Шкловский), для нового противостояния, «бегства от свободы»
[7] и роста деструктивности. Эти настроения мы встречаем в творчестве Ф. Кафки,
А. Шенберга, Г. Малера, в работах многих великих художников и мыслителей,
стремящихся понять время и передать свое знание-переживание потомкам, поскольку
«каждая эпоха, каждая крупная личность, каждая религия, государства, народы, искусства
– всё это физиогномические моменты высокой символики, которые должно истолковать в
совершенно новом смысле... Отсюда падает свет на темные вопросы, лежащие в основе
всех глубочайших человеческих исконных чувствований... Есть величественная музыка
сфер, которую нужно услышать, которая будет услышана некоторыми из наших
глубочайших гениев» [8, с. 228].
Искусство ХХ века сумело услышать эту «величественную музыку сфер». Оно не
только открыло миру множественность оригинальных авторских миров, но и заставило
признать право художника на эксперимент, дало огромное ускорение рождению,
самоутверждению и функционированию новых ценностей, определило основные
тенденции развития культуры будущих столетий. Именно в этом и заключается феномен
искусства ХХ века, требующий серьезного анализа процесса формирования новой
системы ценностей: изменений в иерархической вертикали, антагонистических и
неантагонистических антитез, смены эстетических ориентиров, всего круга вопросов,
определяющих новую художественную картину мира. Только такой анализ может дать, по
выражению С. Цвейга, «спасительную ясность в постиженьи бытия» [5, с. 14].
Изучая эту удивительную, поистине безграничную картину творчества личности на
протяжении ХХ века, постигая культуру этого удивительного времени, мы постигаем
Человека, открывающего новое духовное пространство, в котором значительную роль
призвано сыграть художественное образование как особый способ познания и
самопознания Человека нового тысячелетия. Особый способ постижения того, как
происходит «вечное, единое становление, непостоянство в мире действительности, в
котором все, по учению Гераклита, умирает и возрождается вновь» [6, с. 259]. Все эти
факторы необходимо учитывать в современном художественном образовании, создавая
такие педагогические условия, при которых диалог традиции и новации является
постоянным, плодотворным, системообразующим звеном в организации целостного
художественно-образовательного пространства. Важнейшей задачей и современного
искусства, и художественного образования, как и общества в целом, является возрождение
гуманистической парадигмы, преодоление существующих в обществе антитез на почве
расовых, этнических, конфессиональных различий, поиск путей к диалогу, который
позволяет великим гениям человечества и далее доносить «музыку сфер» до своих
современников и далеких потомков, открывать им путь в художественное пространство
культуры, в мир художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей, где
бережно сохраняется духовный опыт человечества, не позволяющий человеку потерять
свою творчески-созидательную сущность.
И, несмотря на то что «чувство абсурдности и нигилизм лежат в основе
значительной части нашего опыта, в то же время есть и понятие об основных
человеческих ценностях» [2, с. 478], которое ни в коем случае нельзя потерять в
стремительном потоке времени. Открытие пути к пониманию сути художественного
творчества (как основная миссия педагогики искусства) пролегает через изучение,
проникновение, ценностное осмысление и художественное преобразование в
сотворческом акте различных авторских миров, поражающих своим многообразием,
бесконечной оригинальностью соединения «старого» и «нового», причудливыми
конструкциями синтетического единения традиции и новации в эволюционно-
синергетическом потоке саморазвития культуры. Очень важно, чтобы в художественно-
образовательном пространстве установилось понимание того, что брожение, поиск новых
средств, новое искусство и новая интерпретация творений великих мастеров прошлого
неизменно идут рядом. Что этим определяется необходимость постоянной трансформации
ценностных доминант и в художественно-образовательном процессе, необходимость
постоянного движения и развития, адекватного процессам, происходящим в
художественном пространстве культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Н.И. Личность современного музыканта в контексте освоения ценностей народной художественной культуры // Казанская наука. – 2012. – № 1. – С. 231–233.
2. Бродский И. Книга интервью. – М.: Захаров, 2007. – 784 с., илл.
3. Корсакова И.А. Структура личности в теории и социологии культуры // Наука и современность. – 2012. – № 15-2. – С. 61–66.
4. Мелешкина Е.А. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической и этической культуры человека XXI века // Наука и современность. – 2010. – № 1-1. – С. 162–165.
5. Начало света. Страницы зарубежной поэзии ХХ века / Сост. И вступ. Статья М. Курганцева. – М.: Изд. «Правда», 1990. – 480 с., илл.
6. Ницше Ф. О философах // О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 512 с.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – М.: АСТ, 2004. – 571с.
8. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. – Мн.: ООО «Попурри», 2009. – 656 с.