ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Илькевич Борис Владимирович (1), Куликова Татьяна Викторовна (2)

(1) ректор Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

(2) заведующий Талдомским филиалом (Училищем декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) Московского Губернского колледжа искусств

Аннотация: 
В статье обосновывается положение, что компетенции художника-мастера в среднем профессиональном образовании будут представлять собой интегрированную личностно-ориентированную модель специалиста только в том случае, если в их число будут включены точные и определенные описания формируемых психологических и социально-психологических качеств художника традиционного декоративно-прикладного искусства, которые можно безошибочно и однозначно отделить от других качеств личности.

В настоящее время отечественные ученые-дидакты употребляют самые различные определения таких понятий, как «компетенция» и «компетентность» и обосновывают их близость, но не тождественность. В ряде исследований компетенции рассматриваются как готовность к деятельности, а понятие «компетентность» трактуется как общая способность личности, становление которой осуществляется непосредственно в практической реализации разнообразных задач профессиональной направленности.

В международном проекте «Определение и отбор ключевых компетентностей», который осуществлялся Организацией экономического развития и сотрудничества, а также национальными институтами статистки образования США и Швейцарии, были выявлены главные характеристики ключевых компетентностей, а именно, это: неалгоритмичность, понимаемая, как возможность решать нестандартные сложные задачи, которые требуют нестандартных подходов; полифункциональность, определяемая, как возможность решать нестандартные сложные задачи в ситуации повседневной жизни; надпредметность и универсальность, то есть возможность решать нестандартные сложные задачи из различных предметных областей деятельности человека; многомерность, включающая в себя ряд личностных качеств, интеллектуальных умений и знаний, способов деятельности [8, 10].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (54.02.02) ориентирует преподавателей на реализацию деятельностно-компетентностного подхода в течение обучения студентов, формирования у них комплекса профессиональных компетенций [9]. При этом данные компетенции рассматриваются в контексте различных видов деятельности: творческой и исполнительской, производственно-технологической, педагогической.

Творческая и исполнительская деятельность – это изготовление изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения.

Профессиональный модуль «Творческая и исполнительская деятельность» направлен, прежде всего, на развитие у студентов импровизационного творчества, возникающего в процессе коллективной или индивидуальной деятельности, которые подразумевают определенный накопленный багаж впечатлений от восприятия произведений искусства, которые впоследствии станут образцами для творчества. Эти виды деятельности невозможны без развитого воображения, фантазии, когда обычные явления действительности отражаются в необычных сочетаниях. Конечно, это и умение внести собственную мысль, применяя знания, полученные на практике. Профессиональный модуль «Творческая и исполнительская деятельность» в процессе обучения направлен на формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, которые подробно перечислены в федеральном государственном образовательном стандарте по данной специальности.

Производственно-технологическая деятельность – это изготовление бытовых предметов прикладного характера на художественных производствах, в организациях малого и среднего бизнеса. Профессиональный модуль «Производственно-технологическая деятельность» направлен на становление целого ряда профессиональных компетенций. Это собственно формирование технологических, художественных навыков в сфере декоративно-прикладного искусства. Это те профессиональные знания, которые позволят студенту в дальнейшем создавать высококачественную и конкурентоспособную продукцию, обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность – это учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, профессиональных образовательных учреждения.

Перечисленные компетенции не являются исчерпывающими и подлежат постоянному анализу и корректировке в контексте меняющейся социально-культурной, социально-педагогической и социально-экономической обстановки. При этом разработка комплекса профессиональных компетенций художников-мастеров в системе СПО должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: универсальности, открытости, «подвижности», целостности, диалогичности, учета регионального компонента, опоры на традиции и новаторство, адаптивности комплекса профессиональных компетенций, преемственности между компетенциями, направленными на разные виды деятельности студентов,интерпретации художественных образов [6].

Усвоение содержания модульных программ по народному творчеству и декоративно-прикладному искусству должно обеспечить формирование таких компетенций, которые выполняют следующие функции: компенсирующую – восполнение пробелов и недостатков базового образования; развивающую – удовлетворение профессиональных потребностей студентов; адаптационную – приспособление к условиям постоянно изменяющегося мира, а так же приобретение конкурентных способностей специалистов; опережающую – направленность процесса освоения содержания образования в контексте государственной политики.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что указанный в ФГОС СПО комплекс компетенций имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что он не является личностно ориентированным, не включает психологических и социально-психологических качеств личности, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность. К таким качествам можно отнести систему ценностно-смысловых образований личности, притязаний и потребностных состояний; профессиональную художественно-промышленную мотивацию; познавательный интерес; способность к художественному восприятию классических, народных, современных образцов искусства и их оценке; развитое ассоциативно-образное мышление и другие элементы потребностно-мотивационной сферы будущего художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов [2].

Существующий комплекс компетенций не учитывает, что деятельность художников-мастеров связана с «присвоением» духовно-нравственного содержания искусства, исполнением, восприятием, интерпретацией, а так же оценкой художественных образов, которые находят свое воплощение в процессе освоения ими народной культуры, традиционных ремесел и промыслов Московской области, других регионов России.

Русские философы прошлого и настоящего времени рассматривают Человека как высшую духовную ценность культуры. Так,по мнению философа А.Г. Спиркина становление универсальных способностей личностипроисходит в процессе развития способностей: а) к концептуальному мышлению; б) к «сопереживанию», деятельностному «сочувствованию» (человек, общество, природа); в) к воплощению представлений об окружающей действительности в осмысленной творческой деятельности [7]. Необходимо нацелить деятельность художника-мастера на освоение этических, эстетических, духовно-нравственных ценностей в контексте художественно-промышленного образования и эстетического воспитания, определить пути его саморазвития, самопознания, самосовершенствования на основе овладения способами творческой художественной деятельности.

В контексте идеи «становления универсальных способностей личности»целесообразно выделить проблему развития художественных способностей будущих мастеров народного искусства. Художественные способности – это способности, при помощи которых человек в различных видах художественной деятельности не только демонстрирует понимание сущности произведений искусства, но и реализует свое представление о них в разных видах творчества.

По мнению ряда ученых (Ю.А. Александрова, А.В. Бакушинского, В.С. Кузина, С.П. Ломова, А.А. Мелик-Пашаева, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.), к основным свойствам художественных способностей, относятся: художественно-творческое мышление и воображение, которые обеспечивают создание оригинальной композиции, обобщение и конкретизацию художественного образа, отбор характерного, наиболее существенного в явлениях действительности; зрительная память, способствующая созданию достаточно ярких зрительных образов в сознании художника и их успешной трансформации в художественный образ, эмоциональное отношение (в особенности эстетически развитые чувства) к изображаемому и воспринимаемому явлению; личность художника, обеспечивающая практическую реализацию творческого замысла.

Ряд авторов рассматривает вспомогательные свойства художественных способностей многопланово: это и сенсомоторные качества, направленные на последовательность действий руки художника в рисунке, живописи, и активность зрительных анализаторов при восприятии произведений искусства. [3; 4, 26].

Для развития художественных способностей большое значение имеют процессы восприятия художественных образов. Восприятие художественных образов, созданных народными умельцами или профессиональными мастерами (художниками, скульпторами, архитекторами) – необходимо рассматривать как мыслительный процесс, который позволяет осознавать их содержание (субъективное и объективное) и форму с учетом таких психологических механизмов как эмоциональная отзывчивость, индивидуальная трактовка образов, потребность в творческих проявлениях.

При этом художественное восприятие сохраняет такие значимые качества, как образность, ассоциативность, целостность, вариативность, избирательность и др. [1].

Для обеспечения полноценности художественного восприятия преподавателю, осуществляющему обучение, необходимо учитывать, что для того, чтобы восприятие произведения искусства (в том числе, народного художественного творчества, изделий декоративно-прикладного искусства) было эффективным, необходимо целенаправленно формировать соответствующую установку. В психологии восприятия под установкой понимается предрасположенность, готовность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая целенаправленный устойчивый характер протекания деятельности относительно данного объекта [5, 346].

Таким образом, компетенции художника-мастера в среднем профессиональном образовании будут представлять собой интегрированную личностно-ориентированную модель специалиста только в том случае, если в их число будут включены точные и определенные описания формируемых психологических и социальных качеств художника традиционного декоративно-прикладного искусства, которые можно безошибочно и однозначно отделить от других качеств личности. При этом должна быть решена задача разработки методики объективного выявления и диагностирования формируемых качеств.

 

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. – СПб.: Азбука, 2003.
Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. – Гжель: ГГХПИ, 2013.
Кузин В.С. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова: учебник. – М.: Высшая школа, 1982.
Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Психология искусства: типологический подход: учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.
Сергеева Г.П. Модель последипломного образования педагога-музыканта: содержание, принципы, компоненты, функции, научно-методическое сопровождение // Педагогика искусства. 2013. – № 2. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/ae-magazine. Дата обращения 02.08.18.
Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Электронный ресурс: http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/ Дата обращения 02.08.18.
Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Курск, 2011. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2011/ped4.html. Дата обращения 03.08.18.
ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1389).
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. Дата обращения 03.08.18.