Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы

Шевчук Светлана Витальевна

Соискатель кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1716 «Эврика-Огонек», Москва

Аннотация: 
Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
А. Дистервег
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – всё, что может сделать учитель, – это указать дорожки.
Р. Олдингтон


В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы на первый план выступает обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, и ведущим стратегическим направлением этого образования становится личностно ориентированный подход к учащимся.
Понятие «личностно ориентированное образование» появилось в педагогической литературе в 80-е гг. XX века. В своей диссертационной работе С. М. Гульянц определила степень разработанности данной проблемы. Наиболее полное раскрытие термина «личностно ориентированное образование» представлено в работах Е. В. Бондаревской [7, 8], Н. А. Алексеева [1], В. В. Серикова [19, 20], И. С. Якиманской [22, 23] и других ученых. В их исследованиях определена сущность этого понятия, выделена специфика этого типа образования, обоснованы его основные принципы, функции, намечены пути внедрения в практику школы. По всем этим критериям личностно ориентированное образование является принципиально новым направлением в педагогике, однако, по
свидетельству самих авторов, идеи, на которых базируются их работы, имеют глубокие исторические корни.
Начало изучения личностного подхода в отечественной педагогике относится к XIX и XX векам (труды Л. Н. Толстого [22] и К. Д. Ушинского [23], педагогическая литература В. А. Сухомлинского, Д. А. Белухина [5, 6], Е. Н. Ильина [12], Ш. А. Амонашвили [2] и других ученых). Большое влияние на развитие этого направления оказали психологические исследования А. Н. Леонтьева [13], С. Л. Рубинштейна [18], JI. С. Выготского [10], а также других зарубежных педагогов и психологов гуманистического направления (К. Роджерс [16], А. Маслоу [14], В. Сатир [19], М. Монтессори, Г. Олпорти др.) [11].
В педагогической литературе [6, 7, 9, 15, 20, 21, 25 и др.] указывается, что назначением личностно ориентированного подхода к образованию является содействие становлению человека, развитию его индивидуальности, творческого начала. Е. В. Бондаревская пишет, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка [7, 8]. И речь здесь идет не о формировании каких-то компетенций, заранее определенных учителем, и не об изменении ребенка в заданном педагогом направлении, а о помощи ученику в развитии личностных качеств, заложенных в нем изначально.
В педагогической практике, в основу которой кладут личностно ориентированный метод, возникает вопрос о том, какие качества считать собственно личностными. Анализ этой проблемы позволяет выделить в качестве собственно личностных проявлений следующие:
мотивацию (принятие решений и обоснование деятельности);
рефлексию (конструирование и удержание определенного образа «Я»);
смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного – смысла жизни);
ориентацию (построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения);
обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности);
самореализацию (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими);
обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям).
В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта. Переживание как способ существования личностного опыта предполагает и присущие именно ему субъект-субъектные формы учебного взаимодействия: общение-диалог, игровое моделирование, рефлексию, смыслотворчество. Личностная ориентация в образовании меняет понимание целей обучения, воспитания, развития.
Для лучшего понимания сущности личностно ориентированного подхода проведем его сравнение с традиционным, наиболее распространенным в настоящее время подходом в обучении.
Традиционный
подход
Личностно ориентированный подход
Целевые ориентации
Выполнение программы, знания, умения, навыки. Формирование личности с заданными типовыми характеристиками
Условия для саморазвития личности ученика, для поиска своей индивидуальности в процессе учения
Приоритеты
Программы, дидактические средства
Личность ученика, самоценность, самобытность ученика как носителя субъективного опыта
Главный фактор
Обучение (знания, умения, навыки)
Учение (процесс).
Главная фигура
Учитель
Ученик
Взаимодействие двух видов опыта (индивидуального и общественно-исторического)
Общественно-исторический опыт вытесняет индивидуальный. Наполнение индивидуального опыта общественным
Постоянное использование индивидуального опыта, его согласование с общественно-историческим. Учение не есть прямая проекция обучения.
Развитие личности, социализация
Путем овладения нормативной
Преобразование субъектного опыта.
деятельностью
Субъектный опыт – важный источник собственного развития.
Принципы
Научность,
логичность,
доступность,
наглядность
и т. д.
Продолжение жизни на уроке.
Принцип доставления радости.
Принцип свободы и ненасилия.
Опора на эмоциональный чувственный опыт.
Природосообразность.
Позитивная Я-концепция.
Опора на опыт.
Метод
Преподавание (принуждение)
Учение. Результаты учебной деятельности переводятся в сферу личных интересов.
Мотивация
Внешняя
Внутренняя
Отношения
Субъект-объектные.
Субъект-субъектные.
Философия
Не умеешь – научим,
не хочешь – заставим.
Сделай по-своему, выбери свой путь.
Отличия в целях и ценностях этих подходов приводят к построению различных типов взаимоотношений между учителем и учеником, к использованию различных методов, принципов, к выбору путей развития.
Личностно ориентированная система обучения предполагает:
- признание ученика основным субъектом процесса обучения;
- признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:
- установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
- позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
- опора на субъективный личностный опыт ученика;
- развитие мотивационной сферы учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке;
- направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся;
- диалогическая позиция в общении с учащимися;
- направленность на осознание мотивов собственных действий;
- заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;
- поощрение творческой активности учащихся.
Существенным образом меняются функции педагога: он становится собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом.
Личностно ориентированную направленность урока обеспечивают психолого-педагогические характеристики, среди которых выделяются такие, как:
- формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся;
- создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся;
- ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации);
- знание и учет психофизиологических особенностей учащихся;
- ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения;
- организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга;
- обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.
Обратимся к некоторым общим рекомендациям по использованию личностно ориентированной ситуации в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках гуманитарных предметов чаще всего состоит в понимании индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия. Это приобретает форму:
- выражения отношения к изучаемому;
- актуализации эстетических переживаний;
- осознания собственных переживаний.
При этом от учителя требуется постоянное введение учащихся в состояние диалога [20], с тем чтобы:
- провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области;
- выявить проблемы, интересующие субъекты диалога;
- рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей,
- способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений,
приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
С. М. Гульянц отмечает, что литературному образованию принадлежит особая роль в развитии личности учащихся. Через попытки глубинного усвоения литературных произведений изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности [16]. Речь идет о формировании и развитии гуманистического сознания, без которого невозможен прогресс общества.
В настоящее время литература как учебный предмет переживает трудные и неоднозначные процессы. Современные ученые, (Г. И. Беленький, Г. Н. Ионин, А. А. Леонтьев, Е. С. Романичева, А. И. Княжицкий и др.) называют следующие их причины:
Смена социальных и нравственных ориентиров в обществе, вследствие чего молодежь оказывается изолированной от норм и идей культуры [17].
Уход от гуманистической культуры, что приводит к отсутствию у школьников потребности в чтении серьезной классической литературы, заставляющей думать: «XXI век открылся прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства» [17].
Перенасыщение школьной программы по литературе при ограниченном количестве учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом не выполняются, учебный материал плохо усваивается, учащиеся обращаются не к художественному тексту, а к его краткому изложению [3].
Столкновение между традиционным и новаторским подходами в методике преподавания литературы в школе часто приводит к тому, что обсуждение произведений превращается в хаос суждений и мнений [13].
К этим противоречиям следует добавить разрыв между жизненным опытом ученика и содержанием изучаемых произведений, ведущий к постоянному увеличению расстояния между культурой и современным человеком [11].
Выбирая произведения для чтения школьников, учитель должен обращать внимание на личностные и интеллектуальные возможности и интересы каждой возрастной группы учащихся, свойственные ей проблемы. Это облегчает определение предпочтений в сфере чтения в том или ином классе и группировку текстов, разделенных во времени и пространстве, вокруг стержневых для данного возраста интересов и проблем. Очень важно при этом, чтобы литературный текст ни в коей мере не служил назидательной иллюстрацией к каким-либо житейским ситуациям, выполняя функцию так надоевших всем нравоучений.
Управляемый учителем круг чтения должен формировать у ребят литературный вкус, приобщать учащихся к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное – учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение. Именно такие задачи призван решить личностно ориентированный урок литературы.
Исходя из методических концепций В. В. Серикова [21, 22], С. В. Беловой [4], И. С. Якиманской [24, 25] и др. педагогов, ведущим направлением личностно ориентированного обучения считается личностно ориентированный диалог, на основе которого разработаны методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы.
Метод активизации субъектного опыта (концепция И. С. Якиманской). Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то
конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Например, изучая рассказ И. А. Бунина «Косцы» (5 класс) учащиеся представляют откликающийся на песни косцов березовый лес; рисуют в своем воображении людей, которые ложками таскают из чугуна куски чего-то розового; и т. п. Затем учитель просит учеников вообразить себя одним из этих героев, попробовать ощутить чувства косцов, понять, о чем размышляют крестьяне, что для них особенно важно. После этого ребятам дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников.
Метод интроспективного анализа – один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя – поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Эту проблему можно обсудить на примерах сказок В. М. Гаршина «Attalea princeps» и А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (5 класс). Отвечая на вопросы учителя, ребята получают знания о самих себе – своем внутреннем мире. Можно выбрать следующие вопросы для обсуждения: Как бы ты поступил в этой ситуации? Каким был бы твой выбор?
Метод личностно ориентированной театрализации ориентирован на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе (методика театрально-импровизационной деятельности подростков подробно разработана И. Л. Масандиловой [15]).
Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.
Таким образом, приведенный выше комплекс личностно ориентированных методов создает на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств учащихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы.
В заключение приведем общие рекомендации для учителя по проектированию личностно ориентированного урока и овладению им самоанализа, что позволит существенно повысить качество образовательного процесса в современной инновационной среде школы.
1. При проектировании урока, необходимо определить его место в теме и в общем курсе, а также следует задать себе вопрос при самоанализе: насколько ясным стало непонятное для учащихся место после урока.
2. Нужно соотнести поставленные перед уроком цели для учащихся и учителя с тем, что было достигнуто на уроке, и определить причины успеха и неудачи.
3. Необходимо определить уровень сформированности знаний и умений.
4. Следует ответить на вопрос, что привнес данный урок для развития внимания, памяти, ума, умения слушать, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету
5. Необходимо подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса, интересам и темпераменту педагога?
6. Следует оценить степень активности учащихся на уроке. Как стимулировалась работа, если ребята не хотели отвечать на вопросы учителя?
7. Проанализировать: каким был темп урока? Каким образом была организована смена видов деятельности учащихся? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
8. Следует ответить на вопрос, каким образом в ходе урока была организована опора на имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и понять, насколько актуальным для них был учебный материал урока.
9. Нужно подумать, каким образом давать детям домашнее задание, как предоставить учащимся возможность выбора задания, продумать технологию его проверки.
10. Необходимо охарактеризовать психологическую атмосферу ypoка, характер общения и взаимодействия.
11. И, наконец, оценить настроение учителя после урока. Что в нем изменилось? В чем причина этих изменений? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Учитель, реализующий личностно ориентированный подход к обучению, не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое он предлагает как научное знание. Ученик при этом воспринимается учителем как «творец» своего знания; участник его порождения. Именно такие уроки необходимы современным учащимся в
инновационной среде школы, в условиях все усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.
Литература
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. 216 с.
2. Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996. 496 с.
3. Беленький Г. И: «Информпробежка» или изучение? // Литература в школе. 2003. № 9. - С. 26–29.
4. Белова С. В. Диалог как инструмент влияния на личностную сферу воспитанника. // Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И. С. М.: 2001. С. 102–126.
5. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах. М.: 2006. 312 с.
6. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Часть 1. М: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996.
7. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. М: 1997. № 4. С. 11 - 17.
8. Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. // Школа Духовности. М.: 1999. № 5. С. 41–66.
9. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
10. Выготский JI. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1996. 536 с.
11. Гульянц С. М. Личностно-ориентированный подход на уроках литературы: 5-9 классы основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 2009. 165 с.
12. Ильин Е. Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика. 1991. 228 с.
13. Леонтьев А. А. Поэтический язык как способ общения с искусством. // Вопросы литературы. М.: 1973. № 6. С. 93–101.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999. 478 с.
15. Масандилова И. Л. Театрально-импровизационная деятельность подростков как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Л. Масандилова. М., 2007. 22 с.
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. Группа «Прогресс». 1994. 480 с.
17. Романичева Е. С. Проблема целеполагания и современные программы литературного образования // Ученые записки МШИ. Т. 1. М: МПЖ. 2003. С. 90 - 95.
18. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. 1957. № 3. С. 131–139.
19. Сатир В. Вы и Ваша семья: Руководство по личностному росту М.: Институт общегуманитарных исследований. 2007. 288 с.
20. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании Волгоград: Перемена. 1994. 152 с.
21. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: опыт методологической рефлексии. Волгоград: Перемена. 2001. Выпуск 5. 174 с.
22. Толстой Л Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание: В 90 т. М.-Л.: 1928–1958. Т. 73.
23. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения // Собрание сочинений: В 11 т. М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. Т.9.
24. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика. 1979. 144 с.
25. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 2000. 112 с.