В преподавании классического танца индивидуальный подход к учащимся очень
важен, причем в данном случае имеется в виду не столько педагогический метод подачи
материала для изучения, сколько психологическая сторона процесса обучения. Если
говорить о педагогической деятельности в области хореографического образования
последних лет, то следует отметить, что всё более актуальным становится вопрос о
психосоматическом состоянии учащихся. Это следует из того, что за последние несколько
десятилетий значительно увеличились психосоматические расстройства у детей.
Возможно, что причина этого кроется в значительном усложнении программы обучения в
учебных заведениях, сложных ситуациях в семье, в социуме (например, трудная
адаптация в школе), возможно – в ухудшении экологической обстановки в целом. По этой
причине всё больше возрастает интерес к течению психосоматических расстройств у
детей, а также к механизмам их возникновения и способам их устранения. Таким образом,
преподавателю необходимо не только владеть материалом, который он должен донести до
учеников, но также обладать хорошими знаниями в области психологии.
В личностно ориентированном обучении детей классическому танцу присутствует
психолого-педагогический компонент. Например, познавательный аспект психолого-
педагогической составляющей подразумевает развитие внимания и памяти, что
необходимо для успешного освоения программы классического танца.
Кроме вышеперечисленных качеств, на уроках классического танца преподаватель
должен развивать у учащихся творческую активность, воображение, эмоциональность,
необходимые будущим исполнителям классической хореографии. Поэтому одним из
условий реализации вышеперечисленных требований является стремление учащегося к
самовыражению. Для этого педагог должен создавать на занятиях атмосферу свободы
творчества (при безусловном соблюдении дисциплины). В результате у учащихся будет
формироваться свой внутренний мир, который в творческом процессе играет
немаловажную роль. Это поможет ученикам более адекватно воспринимать ситуации,
возникающие на уроках – например, замечания в свой адрес или похвалу [4, с. 317].
Кроме внешних факторов и причин возникновения психосоматических расстройств
у детей, существуют еще внутренние факторы, которые являются в основном
личностными особенностями ребенка. В их число входят тревожность, заниженная
самооценка, агрессивность. При этом на сам факт появления психосоматических
расстройств у детей не всегда обращают внимание, поэтому за помощью обращаются
редко. Среди обратившихся за помощью к детским врачам распространенность таких
расстройств специалисты расценивают в диапазоне от 49 до 70%. Отсюда можно сделать
вывод, что довольно большое значение имеет наблюдение педагога за состоянием
учащихся [2, стр. 150].
Конечно, в хореографическом училище должны учиться дети с сильным медико-
психологическим статусом. Тем не менее в задачу педагога классического танца входит
дать детям определенные психологические установки на полноценное творческое
развитие и преодоление эмоциональных зажимов, а также телесных ограничений.
Психолого-педагогической основой преподавания классического танца учащимся
младших классов на основе личностно ориентированного подхода является понятие
системной целостности личности ученика и проявления его личностных качеств на всех
структурных уровнях.
При выполнении учащимися заданий на уроках классического танца,
преподаватель, наблюдая за проявлением характера исполнения определенных движений,
должен найти связь с психосоматической симптоматикой учащихся на уровне их
индивидуальных психологических особенностей.
Кроме этого, одной из составляющей психолого-педагогической основы личностно
ориентированного обучения классическому танцу детей младших классов
хореографических училищ является необходимость наличия системной педагогической
технологии, обеспечивающей развитие хороших координационных навыков, приводящих
к свободным и согласованным движениям при выполнении заданий на уроках
классического танца. При выполнении танцевальных комбинаций на уроках необходимо
добиваться от учеников самостоятельной творческой интерпретации образа. Большое
значение имеет постановка у учащихся регулируемого и правильного дыхания при
исполнении сложных движений экзерсиса, особенно движений из раздела «прыжки»
урока классического танца.
На первом году обучения уже во время первых занятий классическим танцем при
внимательном наблюдении педагога можно выявить в теле ребенка большое количество
мышечных зажимов. Например, дети не могут спокойно и плавно переводить руки из
позиции в позицию. Причем часто это является не только результатом недостаточно
развитых координационных навыков. Наличие так называемого «мышечного панциря»
определяется общим психологическим напряжением организма. Это связано прежде всего
с тем, что ребенок попадает сразу в новый социум и вокруг него уже совсем другая
обстановка, предполагающая тяжелые физические нагрузки каждый день. Происходит
период адаптации [5, с. 98].
Впоследствии, при своевременной и грамотной работе педагога, происходит
постепенное улучшение состояния, в теле учащихся тоже происходит снятие мышечного
зажима, начинается процесс психологического расслабления.
Хорошо известен факт о связи, которая существует между эмоциональной
реактивностью и реактивностью к болевым ощущениям. Следовательно, при
расслаблении мышц снижается чувствительность к болевым раздражениям. Это важно
учитывать при занятиях классическим танцем, где очень часто учащимся приходится
терпеть болевые ощущения, разрабатывая профессиональные данные, так как в период
первых трех лет обучения классическому танцу одной из основных задач является
развитие профессиональных данных, таких, как шаг, прыжок, выворотность.
Первые занятия классическим танцем в хореографическом училище не должны
быть для ребенка очень сложными. В ходе занятий педагог должен установить
доверительную атмосферу, это является залогом более успешного обучения в
дальнейшем. На первых занятиях большое внимание уделяется работе с руками –
движениям portdebras. При этом движения рук, переходы из позиции в позицию должны
быть плавными, без рывков, что является методическими требованиями правильного
исполнения движений. Если педагог классического танца будет уделять внимание
музыкальному материалу, сопровождающему урок, то перед ребенком будут вставать
интересные для него задачи различного характера. Известно, что на уроках классического
танца на начальном этапе образования музыкальное сопровождение должно быть
максимально простым. Главное – передавать ритм движения, но во время исполнения
portdebras (упражнений для рук) музыкальное сопровождение имеет значение, и
преподаватель должен обращать на это внимание, находиться в постоянном творческом
контакте с концертмейстером. При повторении одного и того же монотонного движения
много раз можно с помощью грамотно подобранного музыкального материала ставить
перед учащимся различные творческие задачи, добиваясь таким образом правильных и
адекватных скоординированных движений. В результате такой работы у ученика
появляется музыкальная пластичность в движениях, ребенок постепенно начинает
чувствовать себя комфортнее на уроках классического танца [3, с. 75].
Если добиваться от учеников организованных координированных движений,
которые соответствуют музыкальному сопровождению, музыкальной теме, то со
временем это поможет снять существующие мышечные блоки и зажатость в исполнении,
а также даст возможность научиться чувствовать музыкальное действие, которое всегда
неразрывно связано с творчеством артиста балета.
В начале своей работы преподаватель классического танца ставит в основу
достижение некоторого автоматизма в изученных и проработанных движениях по
программе. Соблюдение должного принципа необходимо для того, чтобы учащийся
постепенно мог почувствовать некоторую свободу движений, понять, что у него
получается выполнение сложных движений классического танца. Если движение
исполняется методически правильно, то и непосредственно двигательная задача, с точки
зрения развития координации, также начинает решаться в правильном направлении.
Постепенно принцип исполнения некоторых движений классического танца на уроке
начинает приобретать характер «повторение без повторения».
Таким образом, на уроках классического танца с первых дней обучения через
пластику движения можно постепенно добиться снятия у детей мышечного «панциря».
Многократный повтор движений, безусловно, приводит к раскрепощению тела. При этом
преподаватель должен следить за согласованностью между характером музыкального
сопровождения на уроке классического танца и внешним выражением эмоций (движения
рук, направление взгляда). Такой подход в преподавании помогает развитию координации
движений и снятию мышечного зажима.
В изучении движений программы классического танца преподаватель
придерживается принципа «от простого к сложному». Такому же принципу надо
следовать и в работе над музыкальным сопровождением на уроках.
При таком педагогическом подходе учащиеся будут всё чаще получать
удовлетворенность от своей деятельности и, несмотря на тяжелый физический труд,
который всегда является неотъемлемой частью дисциплины «Классический танец», дети в
процессе обучения будут испытывать больше положительных переживаний.
Обучение – всегда двусторонний процесс. Помимо того, что педагог должен
научить детей, дать им определенные знания, дети сами тоже должны проявлять
стремление учиться, достигая положительных результатов в обучении. Следуя важным
целям педагогики, и учитель, и ученик должны стремиться к осуществлению единой цели
в обучении.
Психолого-педагогическая составляющая личностно ориентированного подхода в
преподавании классического танца в младших классах хореографического училища
методически направлена на развитие дифференцированной координации при исполнении
движений экзерсиса классического танца, на развитие правильного для хореографии
регулируемого дыхания с возможностью управления длиной и интенсивностью выдоха,
вдоха и паузы между выдохом и вдохом. Помимо этого, идет направление на раскрытие
способностей к самостоятельной интерпретации музыкального образа при исполнении
учащимися танцевальных комбинаций на уроках классического танца.
Таким образом, личностно ориентированный подход в преподавании классического
танца у детей младших классов хореографических училищ опирается не только на
педагогические технологии, направленные на развитие координационных навыков
учащихся с целью более успешного освоения программы классического танца в младших
классах, но также и на развитие импровизационных способностей у учеников. Это
реализуется при помощи комбинаций, изученных на уроках классического танца, с целью
дальнейшего раскрытия танцевальных способностей учащихся в младших классах и
развития этих способностей в средних и старших классах.
Психологически личностно ориентированный подход в преподавании
классического танца на начальном этапе направлен на уменьшение симптомов
психосоматического профиля у детей 10–12 лет. Проявлением таких симптомов являются
зажатость выполняемых движений экзерсиса классического танца, нарушение тонкой
координации, неконтролируемая асимметрия движений при исполнении более сложных
танцевальных движений на уроке классического танца. Кроме того, к признакам
проявления психосоматических расстройств можно отнести инфантильность и, как
следствие, ограниченное воображение и пониженный уровень чувственно-
эмоционального восприятия окружающей действительности [1, с. 205].
Сказанное выше ставит педагога перед необходимостью реализации такого
индивидуального подхода, который способствовует не только индивидуализации
сочетания отдельных комплексов педагогической технологии, но и развитию творческих
коммуникативных способностей учащихся в групповом занятии по классическому танцу.
Психолого-педагогическая основа личностно ориентированного подхода в
преподавании классического танца детям 10–12 лет обладает эффективностью потенциала
сохранения здоровья учащихся. Данная эффективность может быть зафиксирована с
помощью специальных комплексных методик, включающих педагогические,
психологические и медицинские наблюдения и измерения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вилюнас В.К. Психология эмоций. 2-е изд. / Под ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Издательство МГУ. 1993. – 304 с.
2. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. М. Эксмо. 2005. – 1024 с.
3. Мелик-Пашаев А.А. Вопросы психологии №5. М. 1989. – 122 с.
4. Михайленко О.И. Общая педагогика. Нальчик. Полиграфсервис. 2008. – 487с.
5. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с английского. М. 2009. – 224 с.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Аннотация:
В статье отмечается важность психологического аспекта при личностно ориентированном
подходе в обучении классическому танцу на начальном этапе хореографического образования. Рассмотрены
проблемы психосоматического состояния учащихся младших классов хореографического училища.
Рассматривается вопрос о необходимости наличия системной педагогической технологии в
хореографических учебных заведениях, способствующей развитию творческих способностей учащихся
младших классов. Поднимается вопрос о реализации в обучении такого подхода, который обладает
определенным потенциалом, ведущим к снижению психосоматического профиля у детей.