ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Вагнер Ирина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
DOI 10.34897/IAECS.2022.19.99.003
Аннотация: 
Статья актуализирует изучение личного эстетического опыта школьников, который они приобретают в информационной среде. Разработан и представлен диагностический инструментарий. Полученные эмпирические данные обусловливают проектирование образовательного пространства для реализации детьми их социальных инициатив, примерное содержание их творческих проектов
В рамках научно-исследовательского проекта «Формирование у школьников эстетической культуры средствами творческой и проектной деятельности в информационной образовательной среде», реализованного в 2022 году ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», проведено исследование личного эстетического опыта школьников, который они приобретают в информационной среде. В условиях информатизации общества, образовательной среды и цифровизации искусства происходит существенная трансформация процесса формирования эстетической культуры личности. Влияние информатизации во всем многообразии современного информационного пространства на эстетическое развитие детей – массивных информационных потоков, социальных сетей, опыта общения и собственной информационной деятельности детей в виртуальной среде и мн.др. – и нарастающей тенденции цифровизации искусства требует своевременного системного анализа. У подрастающих поколений формируется принципиально новый личный эстетический опыт в виртуальном пространстве, который, как это обосновано в отечественной педагогике и психологии, является фундаментом развития личностной позиции, ее качеств, компонентов ее культуры. Поэтому в рамках научно-исследовательских проектов особое значение имеет мониторинговая составляющая, задачи изучения и выявления динамики социокультурного опыта подрастающих поколений в целом и эстетического опыта в частности под влиянием информатизации. Изучение социокультурного опыта представляет собой весьма непростую задачу в силу его многоаспектности, вариативности и определенной значимости для субъекта воспитания, носителя данного опыта. Поэтому разработка диагностического инструментария – самостоятельная задача с учетом того, что проблематизация трансформаций эстетического опыта детей и подростков в условиях информатизации осуществлена впервые. Разработка диагностического инструментария опирается на сформированные в рамках исследования представления о феномене эстетической культуры и видах личного эстетического опыта школьников, который они получают / могут получить в информационной среде и который оказывает / может оказать определенное влияние на процесс развития у школьников эстетической культуры личности. Разработанный и представленный ниже опросник представляет собой экспериментальную разработку, апробация которой была одной из задач проведенного исследования. По этой причине опросник совмещает в себе закрытые и открытые вопросы, чтобы последние позволили в перспективе сформировать наиболее подходящие варианты ответов для выбора респондентам. В целом разработка диагностического инструментария и проведение пилотного исследования в экспериментальном режиме позволило сформировать эмпирическую базу данных, которая дает представления о некоторых особенностях развития личного эстетического опыта школьников в информационной среде и ориентиры для его дальнейшего изучения. Представим далее разработанный опросник и некоторые результаты проведенного мониторингового исследования. Наименование методики: «Мой опыт творческой деятельности в информационном пространстве». Содержание опросника следующее. Обращение к респондентам: Здравствуй! Расскажи, пожалуйста, о своем личном опыте творческой деятельности в информационном пространстве, который был накоплен в школьные годы. Возможно, тебе удалось поучаствовать в творческих конкурсах, представить в Интернете свои творческие работы – рисунки, фотографии, видеоролики и другие медиа-продукты. Возможно, это было художественное, музыкальное творчество, чтение стихотворений или участие в театральных постановках. Рассказать о своем опыте тебе помогут предложенные ниже вопросы – из ответов на них и сложится твой рассказ. 1. Были ли твои рисунки представлены в Интернете? Варианты ответов: 1) Да, я много рисую, посещал(а) изостудию / школу искусств и т.п. / и изостудия размещает наши работы в Интернете. 2) Да, был такой опыт – несколько рисунков были на сайте школы по итогам выставки детских рисунков. 3) Да, я самостоятельно выкладывал(а) мои рисунки в Интернете. 4) Хотя я хорошо рисую, у меня не было опыта размещения моих рисунков в Интернете. 5) Нет, рисовать – это не мое хобби, не люблю и не умею. 2. Важно ли для тебя, чтобы твои рисунки или другие творческие работы были представлены в Интернете? Варианты ответов: 1) Да, это мое творческое портфолио, я планирую приобрести творческую профессию. 2) Да, мои творческие работы – это мое «Я», моя характеристика, моя жизнь. 3) Это важно для моих родителей, близких – мои творческие достижения. 4) Не очень важно – это просто хобби, для друзей. 5) Нет, не важно, мне некогда этим заниматься. 5) Нет, я не хочу, чтобы мои творческие работы висели в Интернете. 3. Приходилось ли тебе представлять сделанные тобою фотографии на виртуальные конкурсы? Варианты ответов: 1) Да, часто – от школьных до Всероссийских и др. 2) Да, несколько раз мои фотографии были представлены на фотовыставках в сети Интернет. 3) Ну может пару раз на школьном сайте были сделанные мною фотки / Нет, я не делаю фотографий для выставок и конкурсов. 4) Нет, как-то не было возможности, хотя это мне было бы интересно. 4. Расскажи, в каких информационных творческих проектах ты участвовал(а) вместе с одноклассниками? Какие медиа-продукты вами были созданы и где размещены? Приведи, пожалуйста, самые интересные, на твой взгляд, примеры. 5. Каких видов творческой деятельности в информационном пространстве в твоем опыте больше всего? Варианты ответов: 1) художественное творчество – рисунки акварелью, гуашью и др. 2) музыкальное творчество – исполнение / пение / вокал; 3) музыкальное творчество – игра на музыкальном инструменте (видеоролики исполнения); 4) народные промыслы (роспись, резьба по дереву, игрушки и т.п.) 5) создание видеороликов; 6) фотография; 7) бальные / народные танцы или др. 8) театральные постановки; 9) поэзия (создание и/или чтение стихотворений). 6. Поделись опытом поиска творческих конкурсов в виртуальном пространстве. Какие сайты или пути поиска ты порекомендовал бы тем, кто хочет найти подходящий для себя творческий конкурс, поучаствовать в нем? Приведи примеры – где поискать, что посмотреть? 7. А школа в курсе твоих творческих хобби и достижений? Были ли твои творческие работы / выступления представлены на школьном сайте? Варианты ответов: 1) Да, мои творчески работы / выступления часто размещаются на школьном сайте. 2) Да, но редко. Пару раз мои творческие работы / выступления размещались на школьном сайте. 3) Нет, все мои творческие хобби и достижения вне школы. 4) Нет, я не очень творческий человек, у меня нет творческих хобби и достижений. 5) Школьный сайт не предусматривает размещение на нем творческих работ и / или выступлений школьников. 8. Приходилось ли тебе совершать виртуальные экскурсии в художественные выставки / галереи / музеи? Если да, приведи примеры. 9. Есть ли у тебя друзья, одноклассники, знакомые, творческие работы, выступления которых представлены в Интернете? Варианты ответов: 1) Да, много таких и творческих работ у них много; 2) 1-2 человека, пожалуй, имеют творческие работы в Интернете сложно сказать – как-то не интересовал меня этот вопрос; 3) нет таких. 10. Как относятся (или отнеслись бы) твои родители к представлению твоих творческих работ / выступлений в Интернете? Варианты ответов: 1) они гордятся (гордились бы) моими творческими достижениями; 2) их больше порадуют мои успехи в учебе и приобретение хорошей профессии; 3) они не одобряют (не одобрили бы) моей самопрезентации в Интернете. 11. В каких видах творческой деятельности в информационном пространстве ты хотел(а) бы попробовать себя? Назови 3 самых привлекательных для тебя вида творчества в виртуальной среде. 12. Какой опыт творческой информационной деятельности, приобретенный в школьные годы, ты оцениваешь как важный, значимый для тебя, для твоего личностного развития? 13. А есть ли творческая деятельность вне информационного пространства? Варианты ответов: 1) Конечно есть: настоящие картины, сцена, театр, концерты, танцевальные и другие конкурсы и т.д.; 2) Творческая деятельность есть, но ее результаты / презентация в любом случае должна быть и есть в Интернете; 3) Вне информационного пространства может что-то и есть, но мало кому интересно и мало кто об этом знает; 4) Нет, все только в информационном пространстве – и картины, и театр, и конкурсы; 5) Творческая деятельность – не моя тема, не знаю, меня не интересует. В исследовании приняли участие 462 респондента из 17 регионов (Москва, Московская область, Республика Башкортостан, Алтайский край, Ставропольский край, Красноярский край, ХМАО-Югра, Нижегородская, Томская, Самарская, Свердловская, Кемеровская, Владимирская, Тульская, Тамбовская, Челябинская, Волгоградская области). Представим отдельные результаты проведенного исследования, которые показались нам наиболее интересными и позволяющими сделать некоторые выводы. Казалось бы, в современных условиях все детство уже проходит в виртуальном пространстве, а один из самых распространенных видов детского творчества – конечно же, рисунок. Все дети рисуют, и в большинстве случаев это детское творчество – достояние семьи и школы. Существует ли школа, в которой дети не участвовали в конкурсах/выставках рисунков? Вряд ли. Поэтому в качестве первого пробного вопроса и был выбран именно вопрос о рисунках – мы предполагали почти 100% «да». Но результат оказался иным. Только 7% респондентов выбрали «да» с дополнением «Да, я много рисую, посещал(а) изостудию / школу искусств и т.п./ и изостудия размещает наши работы в Интернете». Только 13% опрошенных выбрали «Да, был такой опыт – несколько рисунков были на сайте школы по итогам выставки детских рисунков. И еще только 11,5% выбрали «Да, я самостоятельно выкладывал(а) мои рисунки в Интернете». Итого мы получили только 30% положительных ответов (31,5%) – то есть только третья часть обучающихся имеет опыт презентации своих рисунков в сети «Интернет». Из тех, кто не имеет такого опыта, 39% вряд ли будут об этом сожалеть (ответили, что «рисовать – это не мое хобби, не люблю и не умею). А вот 26,5% (тоже почти третья часть обучающихся) очевидно не реализовала свои таланты в информационном пространстве, в информационной деятельности – они выбрали ответ «Хотя я хорошо рисую, у меня не было опыта размещения моих рисунков в Интернете». В ответе на следующий вопрос мы видим, что 2/3 обучающихся считают так или иначе важным или даже если не очень важным, то привлекательным (хобби) размещение своих работ в сети «Интернет», а третья часть обучающихся (скорее всего именно те, кто не имеет такого опыта) дали отрицательный ответ («не важно»). И еще один сюжет из результатов исследования мы представим в этой статье. Это ответ на вопрос: «А школа в курсе твоих творческих хобби и достижений? Были ли твои творческие работы / выступления представлены на школьном сайте?». Только 12% обучающихся ответили «Да, мои творчески работы / выступления часто размещаются на школьном сайте». Еще 19,5% ответили, что «да, пару раз мои творческие работы / выступления размещались на школьном сайте». 34,8% обучающихся ответили «Нет, все мои творческие хобби и достижения вне школы» 18% ответили «Нет, я не очень творческий человек, у меня нет творческих хобби и достижений» и еще 13,5% обучающихся отметили, что «Школьный сайт не предусматривает размещение на нем творческих работ и / или выступлений школьников». Даже только эти три рассмотренных сюжета делают очевидным то, что мы теряем аудиторию школьников, которая открыта к совместной творческой деятельности со школой, педагогическими работниками в виртуальном пространстве (третью часть обучающихся – точно и, возможно, значительную часть из тех, кто заявил о том, что не является творческим человеком или для него это не важно – такие ответы сигналят об отсутствии позитивного опыта) и что школьная информационная среда имеет нереализованные ресурсы для того, чтобы стать виртуальным пространством воспитания у школьников эстетической культуры – пространством самореализации обучающихся при педагогической поддержке школы. ЛИТЕРАТУРА 1. Акишина Е.М., Савенкова Л.Г. Современные направления исследований Института художественного образования и культурологии РАО // Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития: материалы IV международной научно-практической конференции. Москва – Ярославль – Вологда, 27-29 марта 2019 г.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 8–13. 2. Акишина Е.М. Культурное развитие ребенка в современном обществе // Воспитывающая культурная среда образовательных организаций: модели развития: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2021 года. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. С. 8–16. 3. Акишина Е.М. Художественно-эстетическое содержание общего образования в условиях цифровизации // Педагогика искусства. 2021. № 2. С. 8–13.