ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В XVIII-XX вв. (обобщение подходов)

Казеева Ольга Сергеевна
учитель ГБОУ «Школа 2127» г. Москва
Аннотация: 
В статье представлен системный анализ деятельности педагогов-словесников в исторической ретроспективе, что позволило выявить ряд характерных особенностей в преподавании словесности (литературы). Для педагогов-словесников, реализующих в практике работы разностороннее, живое, гуманистическое преподавание, предшествующие педагогические системы могут являться некой основой. Обращено внимание на то, что основы поисково-художественной деятельности соответствуют в существенных позициях сложившейся системе литературного образования в российских школах.
Литература — художественная словесность — в современной школе является по существу единственным учебным предметом, целенаправленно формирующим образ духовно-нравственного идеала граждан Отечества, бережное и творческое отношение к русскому языку как культуросберегающему феномену, в чём заключена необходимость реформирования подходов к изучению отдельного литературного произведения и предмета в целом. Перераспределение учебных часов с преимущественного количества урочных на увеличивающуюся долю самостоятельной работы по предмету требует от учителя выработки таких алгоритмов совместной с учеником деятельности, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельной деятельности на уроках литературы, поэтому современное содержание образования   связано с поисками новых подходов и методов к структуре   и содержанию уроков литературы. Принимая, что педагогическая наука подошла к иным рубежам, многое должно быть сохранено, приумножено и переосмыслено. Возвращение забытых имен и традиций отечественной школы – специальная задача современной методики. Например, в трудах педагогов прошлых лет немало интересного и актуального сегодня. Значительные традиции отечественной практики и методики преподавания – основа поисков    учителей и ученых.
Интерес для исследователей представляет наличие различных подходов и направлений работы с учащимися. В этом своего рода заключается отличие истории преподавания литературы российских школах.  Обратим внимание на поисково-художественную деятельность.
Поисково-художественная деятельность – это одна из форм интегрированного литературного образования обучающихся разного возраста, когда они под руководством учителя включаются в комплекс педагогических ситуаций и выполняют исследовательские и творческие задания различного уровня, в совокупности направленные на изучение художественного текста во взаимосвязи с личным накопленным опытом чувств и понимания.
Поисково-художественная деятельность в преподавании словесности в отечественной школе имеет давнюю историю. Историко-педагогический анализ теоретических материалов и концептуальных идей выдающихся педагогов-словесников XIX в. показал, что многие идеи названной деятельности обучающихся на занятиях литературой зародились достаточно давно. Учителя-новаторы с XIX в. обращали внимание на важность реформирования обучения.  
Эпоха 18 в. 
Российская педагогика находилась под сильным влиянием просветительских идей.
Представители: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.К. Тредиаковский, Х.А. Чеботарёв, М.М. Щербатов и др.
Основные теории. Существовало представление о важности общего эстетического развития средствами словесности.
Ключевые идеи:
1. Затрагивается связь различных задач воспитания и обучения.
2. Ставится задача по формированию критического анализа текста читателями.
3. Поднимаются вопросы преподавания словесных дисциплин.
Центральная проблема школьного преподавания литературы – проблема анализа литературного произведения. 
Педагогические представления:
1. Уяснение учащимися теоретических основ словесности и связывание этого с собственным опытом.
2. Анализ частей произведения в контексте целого. Считалось, что таким образом ученик не только научится чувствовать прекрасное, но и приобретёт довольное число правил.
3. Воспитание человека чувствующим и думающим. 
4. Обращение внимания на то, что «хотя правила эстетики не могут сами по себе сделать людей ни разумными, ни добродетельными, но эти науки способствуют развитию и правильному ходу ума, нравственности» [4, С.466]. Искусство воплощает в себе внутреннюю жизнь, т.к. «В человеке звук имеет тайное сопряжение с внутренностью» [5, С.51].
Результаты.
1. Переход от латинских сочинений к российским.
2. Первый опыт создания учебных хрестоматий по словесности – «Письмовник» Н. Г. Курганова (1769).
3. Большое значение получила поэтика, преподававшаяся на русском языке.
4. Важное место в школьной жизни стал занимать театр.
Конец 18 – нач. 19 в.
Основные направления: схоластическое, эстетическое, практическое. 
Схоластическое направление.
Представители: Н.Ф. Кошанский и др.
Ключевая идея – насаждение религиозности и мистики. 
Результаты. 
1. Преподавание древних языков. Русский язык и словесность заняли незначительное место.  
2. Творческие упражнения учащихся утрачивают своё исключительное положение в системе обучения словесности. 
3. Вводятся официальные учебники. Они должны были поддерживать николаевский режим.
Эстетическое направление.
Представители: И.И. Давыдов, А.И. Галич, В.А. Жуковский, Н.Ф. Кошанский, В.И. Красов, А.Ф. Мерздяков М.Б. Чистяков, С.П. Шевырёв.
Ключевые положения:
1. «Поэзия – есть подражание в гармоническом слове – иногда верное, иногда украшенное – всему тому, что природа может иметь прелестного, трогательного, подражание, сообразное с намерением поэта, с его талантами и чувствами» [3, С. 34].
2. Истинный художник отбирает, соединяет и располагает материал, взятый из природы.
3. В создании художественного произведения значительна роль самого   творца.  
4. Подбор литературных произведений, высокохудожественных, интересных для старших школьников. 
5. Анализ произведения литературы как художественной целостности.
6. Вовлечение учеников к творчеству литературного характера.
7. Формирование творческой личности. Это подразумевает обогащение художественными впечатлениями, развитие образного мышления, чуткости к слову, и т. п.
Результаты.
1. Происходит вхождение литературы в повседневную жизнь школьника.
2. Существенная роль в творческом процессе отводится развитию воображения, ибо мир, считает А.Ф. Мерзлякова, познаётся посредством   своих чувств.
3.Важное внимания уделяется различным видам творческой деятельности, особенно литературно-творческой (одно из ярких педагогических достижений).  
Практическое направление. 
Преобладание идейно-содержательного компонента в преподавании словесности.
Представители: Ф.И. Буслаев А.Д. Галахов, В.И. Водовозов, А.И. Незеленов, В.П. Острагорский, Л.И. Поливанов, И.С. Ржевский, В.Я. Стоюнин.
Ключевые идеи:
1. В основе преподавания должно лежать стремление к развитию в ребёнке врождённого дара слова. Необходимо:
• «Вместе с языком образовывать и развивать все духовные способности», в преподавании словесности «идти от чувственного представления» [2, С.12]. 
• «Не подчинять учение искусственной системе»;
• «Из конкретного чувственного представления… входить к отвлечённостям, а не наоборот» [1].  
• «Развивать в человеке искусством эстетические стремления, научите его понимать всё прекрасное и наслаждаться им, и вам не нужно будет читать ему мораль» [9, С.71]. 
2. Основа школьного курса – непосредственное чтение.
• «Чтение есть основа теоретическому знанию, и практическому умению, и практическим упражнениям» [1, С. 119]. 
• «Образуя и подготавливая к жизни души, чтение является могущественнейшим помощником образованию школьному» [7, С. 39]. 
3. Основная педагогическая цель – активное отношение к жизни. «Можно быть человеком развитым, образованным, но без всякого стремления к деятельности» [8].  
4. Главные задачи учителя:
 – помочь ученикам открыть книгу, которая затронет до глубины души и запомнится надолго,
 – воспитать ко всему доброму восприимчивость искусством, 
 – развить «чувства воображения учащихся» [6, С. 25]. 
Результаты. 
1. Обнаруживаются попытки изменения традиционного онтологического подхода к изучению литературных произведений.
2. Обращено внимание на роль родного языка в деле воспитания личности, формирования её духовности.
3. С успехом реализовывалась связь театра и живописи с литературой. 
4. Соединяются традиции совместного погружения-восприятия в пространство литературного творчества.
5. Уделяется внимание воспитанию чуткости к слову.  
6. В основе изучения литературы «филологический метод», стоящий в применении «законов отечественного языка в приложении к литературе» [1, С. 6]. 
7. Изящное связывается с понятием «доброго».
8. Впервые широко стал применяться метод наглядности.  
9. Учебные пособия и методические рекомендации представителей  направлений внесли новую струю в преподавание словесности, но преобразования, в смысле приближения литературы к учащимся и углубления её понимания, они не принесли.
Начало 20 в.
Направления художественной деятельности в преподавании литературы:
- инсценировка текстов; 
- литературные выставки;
- наблюдение над языком художественного произведения.
Представители: Г.Л. Абрамович, А.Д. Алфёров, Ц.П. Балталон, В.В. Виноградов, В.В. Голубков, В.В. Данилов, Н.И. Кудряшев, Г.Н. Поспелов, М.А. Рыбникова, А. Сиротина, П.П. Смирнова, Н.М. Соколов, В.И. Сорокин, Л.И. Тимофеев, Л.И. Шепилова.
Основные теории: комплексность преподавания, концепция «Растворение поэтики в общей теории литературы».
Ключевые идеи. 
1. Изучение стилистики и композиции художественного текста.
2. Идеи медленного чтения. 
3. Основная задача преподавания литературы – наполнить учащихся художественными впечатлениями. 
4. Цель преподавания – рост юной души на гармонических и ярких восприятиях. 
Результаты:
1. Обращается внимание на важность контакта с душой юного человека. Основной метод – посредством чтения вчувствование в произведение. 
2. Поднимаются вопросы поэтики художественного текста в литературном образовании школьников (идея и тема, авторская позиция, значение его творчества, диалог, портрет, пейзажные зарисовки, отдельные эпизоды, авторский стиль). 
В термине «поэтика»  
• объединяется «практика и теория поэзии»,  
• в большинстве случаев соотносится с пониманием изобразительно-выразительных средств произведения, его целостности.
3. Пишутся работы, посвящённые изучению поэтики художественного текста. 
4. Выдвинуты интересные концепции, но они не получили воплощения в практике. Свободной, многогранной оказалась система взглядов М.А. Рыбниковой.
Итак, в представленном материале внимание   обращено на то, что структура   поисково-художественной деятельности соответствует в своих основных позициях сложившейся системе литературного образования в российских школах. Содержание такой деятельности направлено на решение важных проблем обучения литературе подростков.
Истоки преподавания литературы в школах России можно рассматривать на основе различных аспектов обучению школьников.  Интересна экспериментаторская деятельность педагогов XVIII – начала XIX в. В школьном преподавании литературы самыми значительными стали пособия А.Д. Галахова, по которым обучались школьники до XX в.
В начале XX в. имели место быть оригинальные идеи. В журналах того времени по педагогике представлены статьи, содержание которых имеются переклички с идеями поисково-художественной деятельности. 
Обобщение представленного материала позволило заключить, что отдельные приёмы преподавания прошлых лет оказали влияние на формирование у школьников черт:
1. стремление к коллективной работе;
2. желание общаться с искусством;
3. словесная находчивость.
К началу ХХ века методика литературы сделала значительный шаг от становления словесности как самостоятельной дисциплины до образования научных основ преподавания литературы в школе. 
В статье была сделана попытка показать поиски методистов, осмыслить, как закладывался   фундамент, на котором находится современная учебная дисциплина и методика науки. Изученный материал позволил познакомиться с методическим наследием прошлого, осознать степень его   влияния на методическую науку и практику современного столетия, на возникновение научных школ и направлений, определивших направление литературного образования в современных условиях.
Яркая картина развития методической мысли преподавания литературы на различных этапах позволяет представить реальную картину появления закономерностей литературного процесса и помогает полнее понять современное состояние практики преподавания дисциплины, устранив ошибки, прогнозировать будущие стратегии.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / соч. Федора Буслаева Ч.1 – 2. – М.: Унив. тип., 1844.– 336 с. – Ч. 1.  
2. Водовозов, В. И. Русская словесность в примерах и работах [Текст] / И. В. Водовозов. – СПБ.: тип. Ф.С. Сущинского, 1868. – 200 с. 
3. Мерзляков, А.Ф. Краткое начертание теории изящной словесности [Текст] / А.Ф. Мерзляков. – М.: Унив. тип., 1822. – 328 с. 
4. Новиков, Н.И. Об эстетическом воспитании // Прибавление к «Московским ведомостям». – 1784. – С. 466
5. Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 3 т. [Текст] / А. Н. Радищев. – М.: Изд-во Ан СССР, 1949. – 506 с. – 1 т. 
6. Острогорский, В. П. Детей воспитывает в чтении художник-человек и литератор // Педагогический листок – 1895. – № 1. – С. 25
7. Острогорский, В. П.  Письма об эстетическом воспитании [Текст] / В. П. Острогорский. – М.: т-во И.Д. Сытина, 1908 – 79 с. 
8. Стоюнин, В.Я. Мысли о наших гимназистах// Воспитание –1860. – № 8
9. Стоюнин, В.Я. Развитие педагогических идей в России в 18 столетии // Русский педагогический вестник. – 1867.  – № 7. – С.71.