МАСТЕР-КЛАСС В ПЕДАГОГИКЕ ИСКУССТВА (ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ДИДАКТИКЕ)

ЛАВРЕНТЬЕВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Cоискатель ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МАОУ детского сада № 25 «Матрёшка», Коломна

Аннотация: 
В статье раскрывается ведущая роль гуманистического личностно ориентированного подхода в художественном воспитании детей. Раскрыта специфика мастер-класса как дидактической формы. Описаны педагогические условия, а также конкретные способы и методы организации мастер-класса в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены особенности построения мастер-класса на основе принципов дошкольной дидактики, основанные на закономерностях психического и личностного развития детей дошкольного возраста. Сделан вывод о целесообразности использования в художественном воспитании детей традиций народного образования в сфере культуры и искусства на основе методологии педагогики искусств с использованием опыта зарубежной педагогики в этой области.

Формы и методы воспитания, основанные на гуманистических принципах,
заложены в многовековых традициях народной педагогики и впервые описаны
К.Д.Ушинским [18]. Идеи и традиции народной педагогики нашли отражение в
педагогических трудах Н.Ф.Бунакова, П.Ф.Каптерева, Д.Д.Семёнова и с успехом
воплощены в Яснополянской школе Л.Н.Толстого [16]. Излагая понимание высших
социальных ценностей, педагоги и психологи (Л.С.Выготский, В.А.Караковский,
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, И.П.Иванов, Л.В.Школяр и др.) подчеркивают, что
управлять нужно не личностью, а процессом её целенаправленного систематического
развития [1].
Методы народного воспитания, откристаллизованные веками, имеют глубокие
мировоззренческие, культурные корни, основанные на понимании народом единства
эмоционально-чувственного и рационального как формы целостности системы природы,
её бесконечного движения и развития в потоке времени (М.С.Каган, Э.Кассирер,
А.Н.Леонтьев, Б.Н.Неменский, М.Хайдеггер и др.) [4, 13, 20].
Бережное отношение к растущей личности ребенка выработало определенный
подход к воспитанию: от назидательности и догматизма – к диалогу, сотрудничеству,
совместному поиску истины, к опосредованному педагогическому воздействию в
разнообразной творческой деятельности.
Поиски научных основ моделирования и проектирования художественно-
эстетической деятельности дошкольников в детском саду на основе принципа
культуросообразности обратили нас к традиционным формам передачи опыта, чувств,
эстетических представлений и оценок народными мастерами, нашедшими
методологические основы в ряде современных педагогических технологий, концепций и
подходов к воспитанию растущей личности ребенка-дошкольника: в личностно
ориентированном подходе к воспитательной деятельности (Ш.А.Амонашвили,
Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.А.Сухомлинский и др.), в системном подходе к
построению воспитательного процесса (Аверьянов А.Н., Блауберг И.В., Караковский В.А.,
Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Юдин Э.Г.); в деятельностном подходе к воспитанию
(Выготский Л.С., Каган М.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.); в концепции
воспитания ребенка как человека культуры (Бондаревская Е.В.), а также в «Технологии
мастерских» («Groupe Francais d'Education Nouvelle» – «Добровольный творческий союз
ученых и практиков Франции» в составе: П.Ланжевен, А.Валлон, Ж.Пиаже, А.Бассис и
др.).
Новые возможности модернизации дошкольного образования в связи с введением
ФГОС ДО опираются на традиции и ценности личностно ориентированного воспитания,
основной идеей которого является бережное отношение к природе ребенка. Это вызывает
необходимость систематизации элементов народной педагогики как воспитательной
системы. Одним из ведущих элементов может стать мастер-класс художественного
направления как форма и метод художественного воспитания. Рассмотрим, как сегодня
понимается «мастер-класс»: мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в
какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего
занятия по приобретению практических навыков при помощи различных методик с целью
обмена опытом, расширения кругозора и приобщения участников мастер-класса к
новейшим технологиям.
Мастер-класс в детском саду – это новая форма организации воспитательно-
образовательного процесса, которая позволяет ставить и решать образовательные задачи
на философском уровне и может рассматриваться как аналог передачи жизненного опыта
народа.
Мастер-классы народных мастеров – традиционная форма передачи и обмена
технологиями ремесел, художественных промыслов на основе партнерства,
самовыражения каждого мастера в открытом диалоге с учеником посредством
эмоционального погружения в совместную продуктивную творческую деятельность.
Л.В.Школяр и Л.Г.Савенкова подчеркивают, что «стремление приобщать детей к
разным видам искусства основано на природном стремлении ребенка к творчеству, к
деятельности; зиждется на интересах маленького человека, его стремлении к
занимательности, игре, общению к художественной деятельности. Именно это дает
ребенку возможность понять и осознать смысл действий, понятий, явлений, с которыми
ему приходится сталкиваться, формируя, таким образом, собственный жизненный опыт»
[19, с.28].
Близость детям творчества народных мастеров обусловлена именно тем, что его
образы связаны со всем укладом их жизни, отражают жизненный опыт, накопленный
целыми поколениями, и передаются в красках и формах с ярко выраженной авторской
позицией – позицией Мастера.
Народные мастера – люди удивительные! Любой материал в своих руках они
одушевляют, разговаривают с ним, как с другом и помощником. У каждого мастера есть
свой излюбленный материал: глина, дерево, солома, шерсть, шерсть, лён, железо, серебро
и т. д. Из него мастер создает настоящие чудеса! В расписную посуду, резные узорчатые
ларцы, лепную расписную игрушку, снежно-белое кружево мастер вносит свое
представление о красоте, о добре, о мире, наделяя его художественной образностью и
одухотворенностью. И тогда чаша становится распустившимся цветком или утицей,
шкатулка – резным теремом, а простой кумган (кувшин) – птицей Сирин.
Мастера делятся с нами опытом многих поколений и своим собственным через
разнообразные предметы художественных промыслов и в непосредственном общении в
специально организованных мастер-классах. Опыт мастера включает и технические
приемы, и знание свойств излюбленного материала, способов его обработки,
художественных приемов создания образов самих вещей, их украшения, декорирования, и
развитое чувство красоты, душевный, эмоциональный настрой к любимому делу.
Премудростям ремесла раньше начинали учить с детства. Самые тонкие,
воздушные кружева из нитки-паутинки, например, могли сплести на крошечных
волосяных булавках только детские пальчики. Мастерицы садились в кружок, рядом с
опытными и знатными плели кружева девочки-ученицы. Такие «посиделки»,
неторопливая беседа за интересным делом сближают мастера и ученика, помогают глубже
проникнуть в суть ремесла, его премудрость. Как никто другой, мастер, владея
тонкостями искусства, способен донести до ребенка сохранившиеся традиции, в деле
растолковать значения уже забытых слов. «Вот какие игрушечки! Сходим на луга,
накопаем глины, принесем в корзиночке, замесим, мягонькую сделаем. Умесим, как
тестицо», «Молочко разведем, покроем глинку, чтобы куколка стала беленькой»,
«личико», «конюшок», «лапочка» – такой эмоциональный тон мастерицы Е.А.Кошкиной
наполняет радостью весь процесс художественного труда детей во время создания
дымковской игрушки [17, с. 61–64]. «Полотнянка (об узоре) вьется непрерывной
волнистой линией – «вилюшкой». Каждая её петля – «носочек». Есть узоры у кружевниц,
ласково названные «бабочка», «лапочка», «медвежья лапа», «тимошкина лапа».
М.М.Пеленкин, мастер скопинской керамики, вспоминает, как «придумали братья
Оводовы глину пропускать через решето, чтобы у льва грива пышной вышла. Что тут
началось! Стали удивлять мастера выдумкой и мастерством друг друга» [12, с.115]. Так
появляется опыт у каждого мастера – свой, неповторимый, передать который можно лишь
в непосредственном общении с учеником.
Мастер находит слова и жесты для передачи вербального и невербального
отношения к своему ремеслу, которые помогают детям (ученикам) в доступной для них
форме понять ценность труда, выраженного через предметы народного искусства, и
перенять творческое отношение к делу.
Концепция непрерывного художественного образования Б.Н.Неменского
«Искусство как духовная культура» предполагает использование не только
общедидактических методов обучения, но также методов художественного воспитания,
развивающих эмоционально-ценностное отношение к искусству и окружающему миру
[13, с. 87–91]. Мастер-класс художественного направления, по нашему мнению, является
формой, сочетающей словесные, наглядные методы обучения (прямой показ) и методы,
создающие специальную эмоциональную атмосферу – метод проживания и
сопереживания (Б.Н.Неменский, Е.И.Коротеева).
Эмоциональная атмосфера, создаваемая мастером, передает ребенку личное
отношение к предмету изучения как к источнику эмоциональной апперцепции и
направлена не только на внешнюю деятельность ребенка (хотя это тоже важно), а на его
внутреннее активное психологическое состояние, которое в описании традиционных
методов обучения не учитывается. Диалог ученика с мастером как метод и педагогическое
явление стимулирует развитие у дошкольника интеллектуальной независимости, навыков
критического мышления. Учебный диалог мастера и ученика воспитывает потребность
осмысления искусства с разных позиций, пронизывается желанием ученика понять, по
словам Л.С.Выготского, то, что его окружает. В результате диалога ученик может по-
новому отнестись к содержанию художественной деятельности: с более высоким уровнем
мотивации и с разнообразными вариациями решения художественной задачи. Ребенок
проявляет свой собственный, индивидуальный стиль художественной деятельности, –
отмечает И.А.Лыкова, – как интегрированный знак уникальности своей личности,
который проявляется уже в дошкольном возрасте [11, c.24].
Таким образом, цель мастера не прямая передача собственного опыта ребенку, а
раскрытие его творческого потенциала, воспитание чувств, развитие эмоциональной
сферы, умения находить нестандартные решения, делать свой собственный,
неповторимый выбор [11, с. 3].
Мастер должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка, найти меру и
качество своего взаимодействия с учеником: «репетитор», «наставник» или «проводник»
за рамки установленных внешних ориентиров. Ян Амос Коменский в «Великой
дидактике» советовал искать пути к личности ребенка через его естественные
способности, врожденные природные задатки. «Человеческое ремесло» (воспитание
растущей личности) идет от «собственных корней» (природных задатков) ребенка:
«Правильно обучать – это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно
из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из
почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет
целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» [6, с. 68]. Выход за
внутренние границы и расширение внешних ориентиров культуроосвоения дает
ощущение радости от собственного открытия, осознание своей значимости и уважение
неповторимости другого (мастера, ученика).
Содержание мастер-классов, как правило, расширяет границы образовательной
программы. Встречи детей с народными мастерами в форме мастер-классов,
организуемые в детских садах, могут чередоваться с мастер-классами по ознакомлению с
новыми изобразительными материалами, представленными в широком ассортименте в
сфере торговли, как отечественных, так и зарубежных производителей. Часто
современные изобразительные материалы имеют и новые технологические возможности,
с которыми связаны применяемые способы их обработки.
Расширить представления детей о современных художественных технологиях,
доступных дошкольникам, увлечь новыми возможностями собственного творчества
поможет мастер-класс взрослого наставника – «мастера». В таком качестве может
предстать воспитатель группы, или воспитатель другой группы, или один из родителей,
бабушки или дедушки воспитанников, музейный работник, мастер художественного
салона, владеющий интересной художественной технологией. Если технология трудна для
освоения детьми, можно организовать включение детей в деятельность взрослого, то есть
дать возможность в рамках техпроцесса выполнить несложное, но необходимое действие:
в процессе валяния из шерсти поработать иглой под присмотром мастера, при
изготовлении художественной свечи вылепить из воска украшения и т. д. В качестве
основного метода обучения технологии выступает метод прямого показа: мастер «шаг за
шагом» показывает последовательность технологических приемов, комментирует
действие, находит образные, художественные выражения, рассказывает об утилитарном
назначении языком метафоры и т. д.
«Мастер» может привлечь детей в качестве своих помощников – «подмастерьев»,
если обучение проходит с большим количеством детей. Еще Я.А.Коменский описывал в
ХIХ главе «Великой дидактики» основы кратчайшего пути обучения – введение
помощников педагога из числа самих детей – «декурионов» [2, с. 92]. «Мастером» может
предстать и сам ребенок, если он уже чему-то научился и может этому научить другого
ребенка, других детей и даже, взрослых.
Методологическая основа мастер-класса как формы воспитательного и
образовательного процесса предусматривает ступенчатое прохождение (восхождение)
ребенка от позиции «ученика» через сотрудничество с «другим» к позиции «мастера».
Мастер-класс может стать серьёзным инструментом влияния на психическое развитие
ребенка, на формирование его духовного мира, эмоциональной сферы в процессе
активной художественно-продуктивной деятельности. Так выстраивается модель
перспективы художественного развития ребенка (В.Т.Кудрявцев, В.И.Слободчиков,
Л.В.Школяр): выход из «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) в «зону более
отдаленного развития и через нее – в перспективу бесконечного становления человека
субъектом культуры» [7, c. 4–64].
Системность проведения мастер-классов имеет ярко выраженный воспитательный
эффект и несет характер локальной технологии с четко выраженной структурой и
квалификационными характеристиками технологии мастерских («Groupe Francais
d'Education Nouvelle»), описанные Селевко Г.К. Мастерские (мастер-классы) технологии
мастерских осуществляются группой французских педагогов «Французская группа нового
воспитания» – последователями идей свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого,
С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса. В технологии
мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы,
предоставить детям «психологические средства, позволяющие им личностно
саморазвиваться». Воспитание на положительных примерах людей творческих,
увлеченных своим делом, в показе светлых сторон творческого, художественного труда
позволяет ученикам «проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства
(человек самоценен)» [15] .
Системность мастер-классов, проводимых в детских садах, может выстраиваться на
основании тематического планирования образовательной программы. Введение
сказочного персонажа (например, Мастерилкина), который многое умеет сам и «находит»
народных мастеров, наличие сюжетной линии и внешней сквозной интриги представляют
образовательный материал в интересной для ребят игровой форме.
Так, программа по художественному труду в детском саду «Умелые ручки» (автор
И.А.Лыкова) знакомит детей в ситуации «живых дел» с разнообразными видами
народных ремесел и их технологиями [10]. В сказах о народных мастерах в
художественно-поэтической форме дети знакомятся с мастером народной игрушки
Тетешем Забавичем, со сказочной рукодельницей девой Кружавой, с мастером медово-
расписных пряников Прянухой Медовичем и еще со многими народными мастерами
(автор сказов В.Шипунова). Включение ярких, сказочных образов программы «Умелые
ручки» наполняет мастер-классы, проводимые воспитателями в детском саду, интересным
содержанием, интригой, развивают у детей интеллектуальные эмоции как основу их
личностного роста.
Структура мастер-класса зависит от состава участников и определена условиями их
включения в педагогический процесс: наличием личной заинтересованности к
содержанию мастер-класса, готовности учеников и мастера к развитию собственной
преобразующей деятельности, владением начальными навыками практической
деятельности, возрастом, уровнем креативности, способностями к самовыражению в
художественно-творческой деятельности и т. д. Так как мастер-класс предполагает
поэтапный показ действий с материалом с параллельными действиями учеников, лучше,
если группа детей будет небольшой, с примерно одинаковым уровнем развития
практических навыков, интересов, индивидуально-психических процессов. Направляя
интересы детей личностно мотивированной проблемной ситуацией, мастер создает
условия для включения каждого участника мастер-класса в практическую деятельность.
Широкий спектр разнообразных игровых приемов, создающих интригу, позволяет
направить детей на разрешение загадки, тайны, проблемы.
Освоение технологии работы с полимерной глиной в ходе мастер-класса позволило
детям создать множество звонких колокольчиков. При этом автором статьи в МБДОУ
общеразвивающего вида № 31 «Жемчужинка» г. о. Коломна была развернута
экспериментальная деятельность по созданию новых форм, технологий, конструкций,
способов звукоизвлечения. Новый художественный материал, представленный педагогом-
мастером, дал детям возможность самостоятельного экспериментирования с его
свойствами. Поскольку полимерная глина самозатвердевающая, то колокольчики,
выполненные детьми, зазвучали: маленькие колокольчики – звонкими голосами, большие
– гулкими, протяжными. Посредством изменения конструкций и размеров дети нашли
воплощение идеи звуков-образов: колокольчики-зайчики, колокольчики-куколки,
колокольчики-домики и т. д. При экспериментировании с ударными язычками
колокольчиков ребята нашли способ изменять их звучание: многообразные наборные
элементы, нанизанные на веревочку, позволяют варьировать не только декоративность, но
и звучание одного и того же колокольчика.
Во время мастер-класса ученики обмениваются мнениями; создается деловая,
творческая атмосфера сотрудничества с мастером, который напутствует и предлагает,
помогает и направляет, стараясь не навязывать своего мнения, а искать вместе со всеми
творческие решения из разнообразных ситуаций. Гибкость общения мастера с учениками
строится в логике художественного процесса, который тем полнее раскрывается,
наполняется глубиной содержания, чем непосредственнее, доверительнее будут их
отношения. Мастер строит атмосферу доброжелательности в опосредованном, незаметном
руководстве деятельностью, избегая прямых оценок, но демонстрируя готовые работы,
подводит каждого ребенка к самооценке и самокоррекции. Осваивая художественную
технологию, постигая культурный опыт, расширяя знания о культуре и искусстве, ребенок
присваивает нравственные нормы мастера, его эмоционально-ценностное отношение к
художественному творчеству. Со временем ребенок-дошкольник может и сам представить
её для других детей в собственной, осознанной художественной деятельности с позиции
мастера художественного ремесла.
Новое знание, полученное в процессе освоения материала, позволило Владику П. (6
лет) с помощью педагога создать лошадку-колокольчик с подвесками-ножками. При
раскачивании лошадка-колокольчик звучит как настоящая – слышится стук её копыт, что
вызывает чувство радости и восторг от успеха у Владика и его друзей. Дети
подготовительных групп смогли освоить опыт юного «мастера»: так появились
разнообразные расписные лошадки-колокольчики и даже колокольчик Олень – «Золотые
рога». Нарядные «авторские» колокольчики стали достойным украшением новогодней
ёлки в детском саду. Своим опытом Владик поделился и с читателями журнала «Цветной
мир» (№ 6 – 2013 г.).
Содержание мастер-класса могут составить и нетрадиционные художественные
технологии. Например, игрушки из перчаток дети научились создавать на мастер-классе,
проведенном для дошкольников ученицей СОШ № 15 г. о. Коломна Станкевич В. (10 лет),
бывшей воспитанницей детского сада МБДОУ № 31 «Жемчужинка». Куколки-девочки и
куколки-мальчики из перчаток, созданные руками дошколят, были по достоинству
отмечены Всероссийским конкурсом детского творчества «Наши куклы».
Освоенные способы и приемы художественной деятельности могут быть
представлены детьми и для взрослых: для родителей в Школе молодой семьи, для
студентов, для школьников. В форме «все учат всех» прошел мастер-класс в МБДОУ
№ 31 «Жемчужинка» г. о. Коломна для студентов МГОМПК г. Егорьевск, в ходе которого
дети подготовительной группы научили студентов приемам лепки «волшебной птицы» из
соленого теста, а студенты колледжа помогли ребятам её красиво декорировать.
Увлеченная созданием декоративных свечей из цветного воска, семья Сучковых –
мама Татьяна Борисовна и Саша – решили поделиться своим опытом с читателями
журнала «Цветной мир» (№ 6 – 2013 г.). Не все процессы изготовления свечи доступны
для освоения шестилетним ребенком, но как хочется участвовать в таинстве её создания,
как завораживает её трепетное свечение, особенно в ожидании Нового года! Актуальность
«проблемы» способствовала поиску пути безопасного (без нагревания воска) для ребенка
освоения технологии свечного ремесла. Светлана Борисовна и Саша не только рассказали
и показали в своем мастер-классе новый способ создания свечей из цветного воска
(послойного), но и нашли множество интереснейшей информации об их истории,
всевозможных видах свечей (фигурные, резные, свечи-статуэтки и т. д.). Декорирование
свечи мама и сын посвятили предстоящим ХХ Зимним Олимпийским играм 2014 г.
Уверенно можно сказать, что их увлеченность найдет отклик в душе каждого. И еще не
одна семья в завораживающем пламени свечи, сделанной своими руками, соберется за
семейным вечерним столом.
Технологические свойства и художественные возможности нового
изобразительного материала «плавающий пластилин» были освоены в мастер-классе
«Черепаха Тортилла» по сказке А.Толстого «Буратино». Дети, уже знакомые со способами
лепки черепахи из обычного пластилина, нашли приемы декорирования и различные
конструктивные решения для придания «плавучести» сказочному персонажу на
поверхности воды. Осваивая приемы лепки плавающего пластилина, уравновешивая части
и стороны игрушки, дети получили универсальный опыт создания плавающих игрушек-
конструкций. А еще в мастер-классе ребята не только встретились с любимыми героями
сказки, но и узнали множество интересных фактов из жизни черепах, о многообразии их
видов, о необходимости их беречь от уничтожения. Наполнение эмоциональными
переживаниями художественной деятельности детей и сопереживание сказочным героям
дали положительный результат: симпатичные черепашки Тортиллы поселились в
сказочном пруду изостудии. Там, на дне пруда, они берегут Золотой ключик,
открывающий заветную дверь, за которой ребят ждут увлекательные путешествия в
волшебный мир искусства.
Выделим педагогические условия организации мастер-класса художественного
направления в условиях детского сада:
– выдвижение мотивации к деятельности, создание для детей интриги, загадки,
проблемы (игра художественного содержания, представление нового
художественного материала, художественного произведения, художественной
технологии как средства расширения творческих возможностей и
самовыражения детей);
– налаживание коммуникации с детьми при активном личном участии автора
мастер-класса (мастера),
– описание мастером базовой технологии, затем демонстрация (пафосное
афиширование) собственных, авторских творческих «находок», позволяющих
вывести базовую технологию на более высокий уровень;
– демонстрация собственной технологии, её «изюминок»;
– постановка задач для «учеников» в рамках технологии, работа в малых группах;
– построение проблемной ситуации для творческой импровизации в технологии
каждым участником;
– поощрение инициативы детей, выражающееся в отказе от запланированной
работы в пользу предложений, исходящих от «учеников», построение диалога
мастер – ученик, ученик – ученик – работа только на положительной оценке
действий участников мастер-класса;
– открытое афиширование результатов, самооценка детьми собственных
результатов;
– рефлексия.
В традиционных занятиях художественно-продуктивной деятельностью педагог
как носитель культуры ставит воспитательную, развивающую и образовательную задачи,
направленные на достижение конкретной цели: нарисовать, слепить, изобразить и т. д.
Деятельность детей в этом случае, как замечает И.А.Лыкова, ограничивается овладением
стандартизированными способами художественной практики и исключает собственное
творчество детей [9]. Такой «багаж готовых рецептов» не преобразует личность ребенка,
не ведет к ее «восхождению»: к самостоятельности, саморазвитию, самоопределению в
культуре и социуме. Ребенок привыкает к подражанию, копированию взрослых образцов
и постепенно попадает в зависимость от них [8]. Методы мастер-классов (независимо от
содержания) направлены на развитие внутреннего мира его участников (мастера,
ученика), способностей к сопереживанию и пониманию других людей, осознание своих
переживаний в контексте истории культуры и благоприятствуют превращению
деятельности ребенка из подражательной в подлинно детскую самодеятельность
(А.В.Запорожец [3, с. 59–79], В.Т.Кудрявцев [8, с. 12–257], Н.Н.Поддьяков [14]).
Итак, можно определить такие особенности мастер-класса художественного
направления в детском саду:
– увлеченность деятельностью, рожденная интересом мастера к предмету, его
авторской позицией;
– создание условий (эмоциональный настрой) для активизации творческих
поисков с помощью методов проживания и сопереживания;
– замена принуждения желанием, которое порождает успех;
– налаживание атмосферы сотрудничества, фасилитации (практика партнерского
общения в творческом процессе);
– метод самостоятельной работы в группах, малых группах;
– раскрывается потенциал не только участников мастер-класса, но и самого
мастера;
– развитие творческой личности: формирование уверенности в себе, в своих
способностях, самоидентификации в творческой работе, целенаправленность
деятельности;
– процесс познания важнее, ценнее, чем само знание;
– результат выражается не только в овладении новой технологией, способами
практических действий, но и в формировании заинтересованности, в
дальнейшем продвижении по вектору культуроосвоения, в стремлении к
построению собственных художественных компетенций.
Таким образом, формирование ценностных эстетических ориентиров, принятие
нравственной позиции мастера по отношению к художественному ремеслу, развитие
способности к художественно-эстетической оценке, овладение основами творческой
деятельности в форме мастер-класса дает возможность каждому ребенку-дошкольнику
открыть для себя мир искусства в свободной художественно-творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред.
З.И.Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С.92.
3. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функциях и структуре эмоциональных процессов
у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-79.
4. Каган М.С. Детство и творчество // «Философия детства и творчество». – Санкт – Петербург: Изд-во
СПбГТУ, 2000 – С. 12-17.
5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2000.
6. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М.Кларин,
А.Н. Джуринский. М., 1989. С.68.
7. Кудрявцев В.Т., Cлободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные
основания // Известия РАО. 2001. № 4. С.4-64.
8. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании.
М.: Макс-пресс, 2005. С.12-257.
9. Лыкова И.А. О модернизации художественного образования дошкольников на основе принципа
культуросообразности/ Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: //www.arteducation.
ru/AE-magazine. № 4. 2008. 16с.
10. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский
дом «Цветной мир», 2010. – 144с.
11. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии
(книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – С.24.
12. Маленькие чудеса: Очерки/Составитель Н.Тарановская. – Л.: Дет.лит., 1981.
13. Неменский Б.Н. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.– 255 с.
14. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект.
Волгоград: Перемена, 1995.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
16. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. – М.: Просвещение, 1989. – 544с.
17. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-
е. М., «Просвещение», 1972. С.61-64.
18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945.
19. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. САД ДЕТСТВА: новая модель дошкольного образования / Л.В.Школяр,
Л.Г.Савенкова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – С.28.
20. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. – Республика, 1993. – С. 41-
62.