МЕДИАТВОРЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПЕТРОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Аспирант ТГПИ, Таганрог, Таганрогский государственный педагогический институт

Аннотация: 
В статье раскрываются исторические предпосылки возникновения термина «медиатворчество учителя». Автор рассматривает особенности развития медиатворчества педагога в системе дополнительного профессионального образования. Сущность понятия «медиатворчество» уточняется с учетом особенностей творческой педагогической деятельности, что приводит к формированию термина «педагогическое медиатворчество».

В условиях развития современной системы образования к личности и
профессиональным компетенциям учителя выдвигаются высокие требования. В
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на 2008–2020 гг.
прослеживается ориентация системы образования на усиление информатизации и
комплектацию кадрами, отвечающими современным требованиям. В законе РФ «Об
образовании» (ред. от 28.02.2012) среди перспективных направлений современной
системы образования отмечены тенденции к формированию условий обеспечения
самоопределения личности учителя и её самореализации в условиях информатизации
общества и образовательного пространства. На сегодняшний день перед учителем в
качестве основной задачи стоит трансляция творческого компонента использования
мультимедийных технологий в систему образования. Недостаточный уровень развития
творческого потенциала учителя при работе с мультимедийными средами формирует
проблему в образовательной сфере, решение которой прежде всего стоит перед системой
повышения квалификации.
В зарубежном опыте можно отметить тенденцию к пониманию роли учителя как
творца образовательного пространства средствами медиа на ранних этапах. Творческая
активность педагога в процессе деятельности средствами мультимедийных технологий
при работе c детьми рассматривалась в трудах европейских исследователей С. Френе,
Д. Брауна, Б. Брехта, Дж. Шевалье, М. Мартини и др. В дальнейшем их идеи были
поддержаны и развиты в работах Ж. Мура, Е. Маркюсена, А. Хогкинса, М. Маклюэна,
Дж. Педерсена и др. Следует отметить, что в данных работах недостаточно рассмотрена
проблема формирования творчества учителя в медийной сфере и отсутствует аспект его
развития в системе дополнительного профессионального педагогического образования.
В 60–70-х гг. повышается интерес к личности учителя и формируется направление
медиаобразования как элемента в системе повышения квалификации. Дж. Педерсен
отмечает, что в Дании с 1966 г. была сформирована Национальная ассоциация
кинопедагогов, способствующая обмену идеями между учителями, в рамках деятельности
которой Министерство образования Дании финансировало курсы по медиа. Данная
организация заложила фундаментальные предпосылки деятельностного подхода к
формированию личности учителя в медийном пространстве.
К концу столетия за рубежом сформировалась тенденция к интеграции
деятельностного компонента медиаобразования с системой повышения квалификации
учителя, реализующая развитие его медиакомпетентности. В 1983 г. в Париже был открыт
центр связи образования и средств медиа (Centre de liaison de l'inseignement et des moyens
d’information – CLEMI) по инициативе медиапедагога Ж. Гонне. Основной задачей
организованного центра, который продолжает действовать до сих пор, стало оказание
помощи педагогам учебных заведений различного типа в том, чтобы эффективно внедрять
средства массовой информации в образовательный процесс, повышать уровень
медиаграмотности и медиакультуры. Благодаря работе организаторов CLEMI Ж. Гонне и
П. Пандервуду в число приоритетных целей системы повышения квалификации включают
деятельностный компонент внедрения учителем творческих педагогических инноваций в
свою профессиональную деятельность средствами медиа.
В начале XXI века креативный деятельностной подход при работе учителя с медиа
используется во многих зарубежных странах (Великобритании, Австралии, Канаде, США
и др.). Например, Э. Харт отмечает, что анализ и обработка медиатекстов учителем стал
осуществляться с помощью практических упражнений, дискуссий, творческих заданий
ориентированных на практическую значимость. Несмотря на это, творчество учителя
средствами медиа не рассматривается за рубежом как полноценное альтернативное
дополнение классической системы образования. Английский медиапедагог К. Бэзэлгэт
отмечает, что до сих пор наблюдается разрыв между педагогами и практиками в области
медиа и медиаобразование опирается на энтузиастов, а не учителей. Таким образом, в
системе зарубежного медиаобразования можно отметить отсутствие теоретической и
практической базы развития медиатворчества учителя и недостаточную динамику
внедрения креативного медийного компонента в систему дополнительного
профессионального педагогического образования.
В отличие от зарубежного опыта, в России с самых истоков зарождения
медиаобразования наметилась тенденция к его слиянию с учебными предметами
школьного образования и ориентацией на креативное осмысление учителем средств и
технологий медиа. С. И. Черепинский, К. К. Парамонова, Н. А. Лебедев,
Н. П. Старосельцева, Н. Ф. Познанский и др. отводят особую роль учебному воздействию
медиа, отмечают перспективы его внедрения в систему образования и ставят проблему
воздействия медиа на личность. Тем не менее, аналогично зарубежному опыту,
отечественное медиаобразование было также ориентировано на ученика и развитию
творчества учителя не уделялось внимания.
С 20-х годов до середины прошлого столетия предпосылки стремления
медиаобразования к эстетическому направлению, воздействию на личность и развитие
творчества учителя были уничтожены особенностями политического развития общества,
что привело к застою развития представлений о креативном подходе использования медиа
в учебном процессе.
С 60-х гг. в России И. В. Вайсфельд, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. Я. Бернштейн
отмечают ориентацию отечественного медиаобразования на эстетическое восприятие
медиа, их творческое осмысление и личностный резонанс в системе общего и
профессионального образования.
В 1974 году впервые в России Министерством образования была рекомендована к
внедрению программа факультативных курсов средней школы М. С. Шатерниковой,
Ю. Н. Усова и Ю. М. Рабиновича «Основы киноискусства». На занятиях основной задачей
было развитие эстетических вкусов и творческих способностей учащихся, что повлекло
необходимость образования учителя подходам и методикам работы с медиа. В системе
дополнительного профессионального педагогического образования были сформированы
курсы по эстетическому восприятию киноискусства. Наряду с семинарскими и
лекционными занятиями на курсах проводился практикум, посвященный творческому
созданию игрового фильма.
В современной системе медиаобразования возникает понятие «новые медиа»,
которые В. В. Мантуленко интерпретирует как цифровые медиа, которые дают
возможность мультимедийности, т. е. интеграции различных медиа в некоторое
компьютерное представление (гипертекстовая структура, нелинейный текст и др.) [1].
Необходимо отметить, что с изменением представлений о средствах медиа изменяются
представления о процессе творчества учителя в области медиа, что особенно затронуло
деятельность педагогов искусства.
Педагогическая творческая деятельность учителя гуманитарно-художественного
профиля средствами медиа, на наш взгляд, имеет ряд отличий от традиционного
представления о медиатворчестве. Во-первых, достижение учителем достаточного уровня
культуры при работе с медиа является лишь необходимым условием включения в процесс
медиатворчества, но не достаточным. Во-вторых, сформированные представления о
культуре общения с медиа – медиакультуре – позволяют сформировать статичный
уровень восприятия медиа, но не создают условий для формирования мотивации к
креативной созидательной деятельности учителя на протяжении всей педагогической
деятельности. Медиатворчество в качестве образовательной непрерывной деятельности
учителя искусства, на наш взгляд, процесс более сложный и многогранный.
По нашему представлению, учитель гуманитарно-художественного профиля для
успешной работы с медиа должен обладать достаточным уровнем медиаграмотности и
медиакультуры как для дальнейшего профессионального роста в направлении
использования средств медиа, так и в повседневной работе с ними. К. М. Ворсноп
рассматривает в качестве основного критерии медиаграмотности способности к
экспериментированию в интерпретации медиатекстов, то есть их креативному
восприятию. Обладание учителем искусства достаточного уровня медиаграмотности
формирует его активную творческую позицию в процессе восприятия медиатекстов, их
анализу и транслированию валидности результатов их использования на свою
профессиональную деятельность, что, на наш взгляд, является важным критерием
готовности к творческой педагогической деятельности средствами медиа.
Эстетическая ориентация российской системы медиаобразования в сочетании с
богатым зарубежным опытом в области деятельностной реализации личности средствами
медиа создало основу для возникновения в российской системе медиаобразования
термина «медиатворчество». Н. Ф. Хилько определяет процесс медиатворчества как
«процесс созидательной деятельности в медийной сфере и его предметные результаты,
взаимосвязанные процессы проективной деятельности и производства медиатекстов» [5,
с. 30]. С точки зрения М. В. Кузьминой, медиатворчество − это не только художественная
деятельность: оно предполагает использование более широкого пространства технических
средств, включающих радио, телевидение, печать, аудиозапись, компьютерную графику
и т. д.
В отечественной системе повышения квалификации проблема творчества учителя
средствами новых медиа поднимается относительно недавно. Так, Н. Н. Огольцова среди
основных задач повышения квалификации отмечает индивидуально-творческое
самовыражение личности с помощью медиатехники [3]. С. И. Гудилина и
Ю. Ф. Катханова основную задачу при подготовке будущих учителей в педагогических
вузах представляют как развитие их творческих исследовательских качеств при работе с
новыми медиа. По нашему мнению, основная задача системы дополнительного
профессионального образования заключается в создании условий и формировании
предпосылок для дальнейшей непрерывной реализации процесса медиатворчества
учителем в профессиональной педагогической деятельности.
Транслируя понимание медиатворчества на систему педагогической деятельности,
следует отметить, что важным условием его развития является включение учителя
искусства в процесс педагогического творчества как умения выстраивать личностные
индивидуальные стратегии, методические и дидактические инновации. О. Б. Модулина
отмечает, что рефлексивная позиция учителя как аспект «проживания» педагогической
ситуации является неотъемлемой частью педагогического творчества, что определяет
необходимость рассмотреть медиатворчество с точки зрения перцептивной позиции
учителя как неотъемлемого показателя включения в креативную деятельность при
контакте с образовательными медиа и их создании [2].
Творческая педагогическая деятельность приводит к формированию
индивидуального стиля учителя, который, по мнению А. В. Торховой, может быть создан
в процессе непрерывной аналитической и креативной деятельности [4]. Следовательно,
творческая педагогическая деятельность учителя гуманитарно-художественного профиля
средствами новых медиа должна иметь непрерывный характер и сопутствовать
прогностической и пропедевтической деятельности, обеспечивающей валидность
результатов. В результате анализа исследований творческого направления педагогической
деятельности учителя в системе как зарубежного, так и отечественного дополнительного
профессионального образования нами выявлена необходимость исследования включения
учителя в многоаспектную педагогическую креативную деятельность средствами новых
медиа.
В соответствии с перечисленными аспектами проблемы творческой деятельности
учителя искусства, мы полагаем, целесообразно ввести термин «педагогическое
медиатворчество». По нашему представлению, это особая форма творческого познания,
создания и сочетания электронных мультимедийных медиатекстов, сопровождающаяся
прогностической, пропедевтической, аксиологической и конструктивной деятельностью
учителя. В связи с этим процесс медиатворчества является неотъемлемой частью процесса
курсовой подготовки и выражается в осознанном креативном восприятии, оценивании и
создании медиатекстов образовательного назначения. Следовательно, мы можем
сформулировать термин «педагогическое медиатворчество» как непрерывный процесс
креативно-конструкторской деятельности в течение всей педагогической деятельности
учителя, в значительной степени определяющий степень его профессионального и
творческого развития.
Развитие педагогического медиатворчества учителя искусства наиболее
эффективно в процессе самостоятельной работы над мультимедийными проектами.
К. Т. Алдияров и А. М. Байганова утверждают, что метод проектов с использованием
технологий мультимедиа обеспечивает условия для самореализации при выполнении
обязательного цикла действий: 1) разработка темы; 2) моделирование; 3) анализ
выполненного проекта; 4) корректировка результатов; 5) защита. И. В. Жакулина
акцентирует внимание на том, что в состав учебного мультимедийного проекта могут
входить рисунки, аудио- и видеозаписи, различные тексты, что позволяет учителю
искусства в процессе работы над ним в процессе повышения квалификации
совершенствовать свои профессиональные и творческие компетенции.
В системе повышения квалификации учитель искусства работает над созданием
мультимедийных проектов к уроку с использованием интерактивной доски,
информационно-коммуникационных технологий, сред и средств удаленного доступа и
сетевых ресурсов. Наиболее эффективная среда для развития медиатворчества учителя
искусства формируется в процессе работы с проектами Intel. Практическая
направленность проектной деятельности Intel на основе использования программных и
технических компьютерных средств позволяет формировать такие умения и качества
учителя XXI-го века как:
 ответственность и адаптивность,
 коммуникативные умения,
 креативность и любознательность,
 критическое и системное мышление,
 умение работать с информацией и медиасредствами,
 межличностное взаимодействие и сотрудничество,
 умение ставить и решать проблемы,
 направленность на саморазвитие,
 социальная ответственность.
Таким образом, развитие представлений о творческой педагогической деятельности
средствами медиа закладывалось как в зарубежной, так и в отечественной системе
медиаобразования, что определило необходимость его интеграции с профессиональной
деятельностью учителя. Необходимость креативного использования медиа в учебном
процессе, сформированная современными требованиями к системе общего и
профессионального образования, заложила основу возникновения понятия
«педагогическое медиатворчество» учителя. Решение проблемы формирования и развития
медиатворчества педагога является основной задачей системы повышения квалификации,
которая играет пропедевтическую роль в процессе непрерывного совершенствования
медиатворчества учителя в процессе его педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мантуленко В.В. Образовательные возможности новых медиа. – Самара: Самарский университет, 2005.
– 285 с.
2. Модулина О.Б. Формирование у педагога рефлексивной позиции в процессе дополнительного
профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2009. – 57 с.
3. Огольцова Н.Н. Мультимедийные проекты как средство повышения квалификации педагогов: дис. …
канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2007. – 35 с.
4. Торхова А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной
деятельности будущего учителя: дис. … док-ра пед. наук. – М., 2006. – 43 с.
5. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: Монография.
– Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001. – 446 с.