МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ

СЛУЦКАЯ ИРИНА ИЛЬИНИЧНА

Кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО РГСУ, Москва

Аннотация: 
В статье определяется необходимость формирования гуманистических идеалов личности на современном этапе развития общества. Рассматривается педагогический потенциал художественной культуры, способствующий осуществлению художественно-эстетического воспитания современной молодежи. Выявлены механизмы и сформулированы условия, необходимые для достижения успеха в процессе формирования гуманистических идеалов личности в современной системе высшего образования.

Формирование гуманистических идеалов у современной молодежи – важнейшая
задача, возложенная на современную систему образования, в которой должны быть
созданы условия как для профессионального, так и для духовно-нравственного
становления личности, её самоидентификации и самоопределения в окружающем мире,
поскольку от этого зависит тот импульс, который она вносит в процесс саморазвития
культуры, то Будущее, которое рождается в недрах Настоящего. Еще у истоков
цивилизации, в культуре античного мира, проблема человека, его природы,
происхождения, осмысление его идеалов, определяющих место в мире, смысл жизни и
деятельности находились в центре философской мысли.
И сегодня проблема духовного самоопределения человека находится в центре
исследований в области философии и психологии, социологии и культурологии. Конечно,
эта проблема самым непосредственным образом относится к области педагогики,
призванной обеспечить наиболее благоприятные условия для становления творческой
личности, обладающей высокими гуманистическими идеалами, поскольку эти идеалы
выступают в качестве ценностных ориентиров, определяющих стратегическую
направленность жизни и деятельности личности, ее мировоззренческие установки, те цели
и задачи, которые она определяет в качестве своих духовных приоритетов.
Значительную роль в достижении успеха в процессе становления такой личности
играет художественно-эстетическое воспитание, обращающее становящуюся личность к
великому наследию человечества – мировой художественной культуре, в недрах которой
хранится духовный опыт, накопленный за многие века исторического развития. Как
справедливо замечает М. А. Лазарев, сегодня остро ощущается «необходимость
активизации педагогического потенциала освоения художественной культуры, сущность
которой ученые связывают с духовной деятельностью и развитием системы ценностных
ориентаций» [7, с. 4]. Обращение к шедеврам мировой художественной культуры – это
одновременно и обращение к духовному миру человека и его составляющим: эмоциям,
чувствам, интеллекту. Значимость такого обращения очевидна. Ведь «наиболее
проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо
научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и
социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции
питают творчество и отвагу» [4, с. 15].
Осуществление художественно-эстетического воспитания требует от современной
системы образования проведения целого ряда серьезных исследований, связанных с
изучением «механизмов» влияния художественной культуры на эмоциональную и
интеллектуальную сферу личности, с пониманием и переживанием эмоций, возникающих
в процессе постижения художественной культуры, а также со значительным кругом
проблем, включающих в себя формирование художественно-эстетической и этической
культуры личности.
Каковы же эти механизмы? Наблюдения за процессом постижения шедевров
художественной культуры (поэзии, музыки, живописи, театра и т. д.) позволяют в
качестве обязательного условия включения личности в этот процесс выдвинуть
эмоциональный отклик. Именно он является тем «инструментом», который включает
«механизм переживания». А уже включение механизма переживания в свою очередь
является показателем того, что испытываемые эмоции трансформируются в определенные
чувства.
Большое влияние на процесс формирования гуманистических идеалов личности
оказывает механизм эстетической эмпатии. Понятие «эмпатия» трактуется в современных
словарях по психологии как «вчувствование, познание субъектом имманентного мира
другого индивида, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость субъекта на
негативные и положительные переживания-чувства-эмоции другого субъекта», что
выражается в «формах сочувствия, солидарности, сорадости, сопереживания,
сообщности»; при этом «сами сопереживания могут быть отнесены не только к реально-
конкретному субъекту, но и к переживаниям-эмоциям-чувствам-замыслам-идеям
персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства, и
выступать, таким образом, в форме эстетико-индивидуальной эмпатии» [8, с. 754].
Включение механизма эстетической эмпатии позволяет говорить о том, что
постигающая определенный художественный текст личность стремится к
«вчувствованию» в мир другого человека, к пониманию его духовных поисков. А
включение механизма сопереживания уже является показателем возникшего духовного
общения. Это очень значимый шаг в становлении личности, обретающей, благодаря
возникшему сопереживанию, потребность и способность создавать «струны общности»
[6], необходимые для гармоничного существования человека в системе «Человек – Мир».
Очень важным «инструментом» формирования гуманистических идеалов личности
является механизм ассоциативных связей, позволяющий переносить духовный опыт
прошлого в настоящее. Действие механизма ассоциативных связей подробно описано в
работе А. И. Щербаковой, посвященной освоению музыки ХХ века [7, с. 68]. Поскольку
этот механизм универсален, то применение его столь же продуктивно при освоении
любого художественного текста. Включение механизма ассоциативных связей бесконечно
расширяет творческие горизонты личности, стимулирует включение механизмов
познавательного интереса и познавательной активности, что, в свою очередь, является
стимулом для постоянного творческого роста личности.
Следующая ступень – включение механизмов духовной коммуникации, общения и
диалога. Достижение этой ступени является свидетельством высокого уровня становления
личности. На этом уровне творческого становления уже активно работает механизм
личностной интерпретации. Включение этого механизма позволяет говорить об обретении
личностных смыслов и ценностей, собственного взгляда на окружающий мир, на то, что
человек стремится воплотить с помощью механизма творческой активности в своей
дальнейшей жизни и деятельности.
Достижение такого уровня сформированности гуманистических идеалов
обязательно сочетает в себе постоянную работу механизмов совершенствования и
самосовершенствования, регуляции и саморегуляции. Комплексная работа всех ранее
перечисленных механизмов является свидетельством духовно-нравственной зрелости
личности, воплощающей в своей жизни и деятельности обретенные в процессе
творческого становления гуманистические идеалы.
Всё вышеизложенное позволяет сформулировать условия, необходимые для
бесперебойного воздействия механизмов влияния художественной культуры на процесс
формирования гуманистических идеалов личности в современной системе высшего
образования:
. признание всех участников учебно-воспитательного процесса субъектами
социокультурного творчества;
. обеспечение гуманистической направленности целей, задач и направлений учебно-
воспитательного процесса;
. создание целостного, гуманистически ориентированного образовательного и
культурно-воспитательного пространства;
. «включение» механизмов саморазвития, обеспечивающих вариативность учебно-
воспитательных практик, направленных на познание, самопознание, социальную
адаптацию и духовное самоопределение и самореализацию личности;
. соблюдение принципа ценностного взаимодействия всех его участников; создание
атмосферы конструктивного диалога;
. утверждение индивидуально-личностного подхода как основного инструмента
обеспечения творческого взаимодействия в гуманитарной социокультурной среде;
. «включение» механизмов творческой самореализации личности – студенческой
самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев Е.А. Формирование профессиональных компетенций студента-музыканта в процессе ансамблевого музицирования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 1. № 2 (113). С. 134–136.
2. Изард К.Э. Психология эмоций. – М.: СПб и др.: ПИТЕР, 2008. – 460 с.
3. Илларионова Н.Н. Формирование ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза // Человеческий капитал. 2013. № 8. С. 13–15.
4. Лазарев М.А. Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к.п.н. – М.: ИХО РАО, 2013. – 24 с.
5. Мелешкина Е.А. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической и этической культуры человека XXI века // Наука и современность. 2010. № 1-1. С. 162–165.
6. Надирова Л.Л. Струны общности. – Владимир: ВГПУ, 2000. – 318 с.
7. Щербакова А.И. Освоение фортепианной музыки ХХ века как нового мира музыкальных ценностей. – М.: МПГУ, 1999
8. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Современное слово, 1998. – 768 с.