Повышение требований к качеству подготовки специалистов, рост конкуренции на рынке труда и общие гуманитарные тенденции в жизни современного общества обуславливают необходимость повышения уровня профессионального образования, в том числе и в области искусства и дизайна. Сегодня обществу нужны современно образованные, предприимчивые и нравственные люди, способные самостоятельно анализировать и принимать необходимые правильные решения в ситуациях выбора. Необходимы специалисты, имеющие развитое чувство ответственности за судьбу страны способные к прогнозу возможных последствий своих действий, открытые к конструктивному сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и толерантностью. Сверхзадача педагога художника и педагога-дизайнера – сохранить и развить этническую художественную традицию, передать учащимся навык ее воплощения в актуальном дизайне, обогащая окружающую предметную действительность высокохудожественными и высокосодержательными контекстными предметами. Репродуцируя тем самым этнокультурную среду социума, и внося вклад в формирование этнической самоидентификации нового поколения. Формируя эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь и уважение к собственным художественным традициям, уважение и интерес к культурам других этносов.
Сегодня существует определенное противоречие между декларированным задачами изучения этнического искусства и состоянием его преподавания в вузе, которое не соответствует запросам современного общества.
В профессиональной подготовке дизайнеров, наряду с репродуктивным (лекционным) методом, значительное место занимают дидактические методы практического характера. Основная цель использования практических методов – стимулирующие развитие творческих и познавательных способностей студента. Наиболее высоким уровнем познавательной активности характеризуется исследовательский метод. Формированию профессиональных компетенций художника способствуют методы практической творческой деятельности. Метод технологической реконструкции художественных процессов этнического искусства, по мнению автора, может считаться одновременно и исследовательским и практическим. Это очевидно комплексный метод, так как он обеспечивает различные виды учебной деятельности: наблюдение, демонстрацию, работу с различными источниками информации, практическую работу (для художников это и эскизирование, и работа в материале), эксперимент.
Суть метода реконструкции состоит в максимально полном экспериментальном воспроизведении аутентичных технологий и материалов с целью глубокого освоения и изучения определенного технологического процесса или специфического объекта творчества [4]. Метод реконструкции способен с успехом решать задачи воссоздания в ходе эксперимента процессов обработки исходного материала, этапов изготовления и декорирования предмета этнического искусства. Используя аутентичные сырье, материалы и специфический инструмент, исследователь получает возможность более глубоко понять и оценить их свойства, потенциальные возможности и изучить природу тех или иных художественных проявлений. Метод реконструкции может стать ведущим в преподавании дисциплины «этнодизайн».
Метод реконструкции в разной степени полноты воспроизведения имеет достаточно широкое распространение в современном мире. Например, так называемая «историческая реконструкция». «Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях: Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. И как деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.
В области восстановления художественных процессов и технологий этнического искусства в процессе подготовки специалистов в высшей школе, метод реконструкции, к сожалению, еще не получил такого широкого применения, как в исторических науках,
хотя его эффективность, подтвержденная отдельными экспериментальными проектами и практическими опытами, – уже очевидна. Прием реконструкции представляется перспективным как в практике обучения художников и дизайнеров, так и в искусствоведении. В своей книге «Историческая реконструкция по данным археологии» А. В. Коробейников применительно к археологическим исследованиям и атрибутации вновь найденных объектов предлагает метод реконструкции процессов «как наиболее эффективный и дающий объективные данные, в отличие от классического метода этнографической аналогии, при котором отдельные характеристики объекта определяются в ходе поиска аналога среди уже описанных предметов. Что не дает возможности применения измеряемых параметров и зачастую приводит к повторению ранее допущенных ошибок. Метод исторической реконструкции технологий становится важным и достоверным источником получения информации наряду с методами поверхностного изучения вещей и морфологического метода» [3].
Регламент образовательного процесса высшей школы не позволяет широко осуществлять большие экспериментальные проекты в рамках аудиторных занятий. Оптимальным выходом из ситуации, по мнению автора, представляется использование различных видов практик, являющихся обязательной составляющей учебного процесса для студентов художественных специальностей. Отдельные этапы реконструкционного эксперимента, например сбор исходной информации, эскизная работа, апробация материалов и инструментария, может быть проведена в рамках музейной, пленэрной или производственной практик. При этом эффективность и содержательность самих практик может существенно повыситься за счет включения элементов процесса реконструкции.
Освоив данный метод на примере отдельных технологических процессов изученных в ходе практик, студенты начинают эффективно пользоваться им в своей самостоятельной учебной деятельности, что проявляется в ходе проведении курсовых и дипломных исследований [1]. Студенческие работы приобретают исследовательский характер, индивидуальность, региональный аспект. Метод становится инструментом, позволяющим студентам сделать шаг от примитивного списывания и компилирования чужих текстов к собственной поисково-творческой работе.
К сожалению, в современном декоративно-прикладном искусстве возникла тенденция расширения репродуктивного (и даже просто копировального) творчества. Это проявляется в использовании готовых эскизов и целых проектов, реализованных при помощи хорошо прописанной пошаговой инструкции. Изданные за последнее десятилетие книги по декоративно-прикладному искусству – наглядная иллюстрация тенденции. Красиво иллюстрированные эффектные издания содержат готовые
художественные идеи и подробное описание их реализации. Приведем лишь один фрагмент из подобной инструкции по созданию поверхности с эффектом патины: «Нанесите равномерный слой основы (продукт 1), высушите в течении часа и нанесите два слоя золота (продукт 2). Пока металлическая краска еще сырая и липкая, нанесите поверх нее слой синей патины (3)» [2]. И ни слова о химическом составе ингредиентов (что такое продукт 1 и 2), о процессах их взаимодействия, приводящих к возникновению эффекта трещинок. Все это остается тайной для молодого художника. Привычка работы по инструкции исключает творческий процесс, нет и речи о возможностях эксперимента, об открытии новых художественных свойств материалов. Такая ситуация грозит тупиком в личном развитии дизайнера или художника.
В ходе входного контроля знаний первокурсников 2008–2009 годов приема было выявлено, что большинство имеет поверхностные представления о художественных материалах и умеют работать только по инструкции. В частности, 70% из них не имели представления даже о составе элементарной масляной краски. Проведенная в рамках дисциплины «этнодизайн» реконструкция процесса создания масляной краски (включающая в себя растирание природных пигментов, введение растворителей и маслянистых связующих) позволила снять эту проблему. Студент смог понять химическое родство красок через использование одних и тех же пигментов в гуаши, масле, темпере и их различие, основанное на применении разных связующих веществ. Смог оценить художественные свойства материалов, возникающие в результате взаимодействия ингредиентов и особенностей технологической обработки. Такой личный опыт приводит к осмысленному владению красками, грунтами и растворителями.
Говоря о художественных материалах, следует отметить, что материалы из области этнического искусства в большей мере подходят для исследования и реконструкции. Эти материалы имеют, как правило, природную основу, они экологичны и легко доступны. Для их изготовления не нужно высокотехнологичного оборудования, их возможно получить самостоятельно. В ходе реконструкционного эксперимента, варьируя ингредиенты, можно найти оптимальное сочетание и пропорции, наиболее полно определить художественные свойства материала, области его применения и способы создания художественного эффекта.
Использование метода реконструкции обогащает личный, профессиональный опыт будущего педагога не только в области материаловедения, но и в сфере секретов художественного мастерства – в технологии. Например, в ходе изучения в рамках этнодизайна традиционной керамической игрушки была выявлена одна особенность, характерная только для Абашевской традиции. Камеру будущего свистка народные
мастера делали, применяя деревянную коническую заготовку – «дупель», на которую наматывался кусок глины раскатанной в пласт. Получался полый конус, который и служил камерой будущего свистка. В процессе реконструкции изготовления свистка было сделано два важных открытия. Первое – тембр звука свистульки сделанной с применением «дупеля», значительно отличался от других игрушек, сделанных по рекомендуемой в литературных источниках методике. Второе – характерные черты общего пластического решения игрушки в данной традиции напрямую связаны с технологией изготовления конусообразной камеры. Именно конусовидная камера и создает общий абрис изделия: длинную шею, маленькую головку, утяжеленный зад. Интересно, что большинство исследователей этнической игрушки, описывая особенности пластики в Абашевской традиции, не связывают их со своеобразным приемом изготовления и обычно даже не упоминают использования «дупеля». Так, в книге широко известного популяризатора народных ремесел Геннадия Федотова «Послушная глина» [5] предлагается сделать «оленя-свистульку» из целого куска глины, прилепив свисток выполненный отдельно (на пальце), что, очевидно, не только лишает ее этнографической достоверности, но меняет звук и общее пластическое решение изделия.
Развитие творческих способностей – бесспорная составляющая образовательного процесса. Говоря о творчестве применительно к художественным специальностям, чаще всего понимают процесс создания образа и способы его воплощения. Но необходимо помнить и о другой области возможного применения творческих способностей – области художественных технологий. В формировании профессиональных компетенций художника-дизайнера отсутствие опыта творческой конструктивно-технологической деятельности может значительно сузить его возможности как профессионала. «Специалист с высшим образованием должен решать не полностью предписанные или вообще не предписанные профессиональные задачи, становление у него в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из сторон общепрофессиональной подготовки специалиста» [6]. Реализация метода реконструкции в учебной дисциплине «этнодизайн» позволяет студенту эффективно действовать и в научно-исследовательской парадигме. Это подразумевает: исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных технологий по различным параметрам (материал, фактура и структура, технологический прием, рабочий инструмент, красочные материалы), исследование вариабельности моделирования форм, исследование возможностей создания объектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных технологий.
Наиболее продуктивным и полноценным является реконструктивный эксперимент, проведенный на реальном этнографическом материале. Необходимо на нескольких
примерах отработать принципиальную методику реконструкционного подхода и показать ее практическую значимость. Региональные принципы подбора изучаемого материала определяют высокую степень приближенности к собственной, этнически, исторически и национально близкой культуре. Исследование особенностей собственных локальных традиций и связанные с этим открытия как индивидуально, так и общественно значимого характера придают методу технологической реконструкции в системе преподавания очевидную нравственную и даже патриотическую воспитательную окраску.
Метод технологической реконструкции художественных процессов можно считать комплексным, так как в процессе реконструкции студентами осуществляются различные виды учебной деятельности. По работе с источниками информации, метод технологической реконструкции отождествляем с репродуктивными и поисковыми методами учебной деятельности. По уровню наглядности и доступности он схож с демонстрационным методом. По типу познавательной деятельности – это эвристический исследовательский метод. При этом отличительным достоинством метода технологической реконструкции применительно к образованию художников является то, что результатом деятельности всегда становится художественный, творчески преобразованный продукт.
Литература
1. Исаева Т. И. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля. Автореферат / Санкт-Петербург, 2009. 17 с.
2. «ИДЕЯ». Краски для прикладного творчества. – Милан: (для Маимери С.п.А.),1998. 82 с., ил.
3. Коробейников А. В. Историческая реконструкция по данным археологии. / А.В.Коробейников Ижевск, 2005. 180 с.
4. Семенов С. А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / Новые методы в археологических исследованиях. С. А. Семенов М.-Л., 1963.
5. Федотов Г. Я. Послушная глина / Г. Я.Федотов М.: Аст-пресс,1999. 144 с.: ил.
6. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. / Ю. Г.Фокин М.: Академия, 2002. 224 с.
Метод реконструкции художественно-технологических процессов и его использование в образовательной практике при подготовке специалистов в области дизайна
Аннотация:
Метод реконструкции художественно-технологических процессов и его использование в образовательной практике при подготовке специалистов в области дизайна