В современном быстроразвивающемся обществе актуальность инновационных методов обучения студентов ВУЗов стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Необходимость в быстром «погружении» студентов в профессиональную деятельность порождает новые методы и формы преподавания. Чтобы овладеть практическими навыками будущей профессии, обучающемуся уже недостаточно традиционных методов обучения, включающее в себя семинары, мастер-классы, кейсы, эссе, деловые игры, а также прохождения производственной практики в учреждениях потенциальных работодателей. Совокупность всех форм обучения позволяет охватить основной пласт теоретического материала, а также дать начальные практические навыки профессиональной деятельности. Однако, на мой взгляд, этого не достаточно для того, чтобы выпускник ВУЗа успешно продолжил профессиональный путь, мгновенно «включившись» в производственную деятельность того или иного учреждения культуры.
Согласно «Мониторингу трудоустройства выпускников», только 55% выпускникам МГИКа (77% выпускникам по всей России) удается найти работу в течении 1 года после окончания ВУЗа [3]. Более того, часть от общей массы трудоустроенных выпускников устраивается на работу не по специальности. Такие катастрофические результаты не могут не стимулировать педагогов на поиски инновационных решений проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов.
В настоящее время каждое высшее учебное заведение находит пути решения проблем: как помочь выпускнику получить работу по специальности.
Например, Современная Гуманитарная Академия активно использует метод индивидуализированного обучения, что в свою очередь позволяет студентам совмещать учебу и работу. Результат данного метода позволил увеличить процент трудоустроенных студентов до 70% [3] уже на последнем курсе обучения в ВУЗе. Разумеется, только совокупность мер позволяет добиться столь высоких результатов. Современная Гуманитарная Академия оказывает поддержку выпускникам в трудоустройстве, используя ряд апробированных и доказавших свою эффективность следующих методов поддержки выпускников:
- установление партнерских и договорных отношений с предприятиями и организациями по проведению практики студентов с дальнейшей перспективой их трудоустройства;
- содействие в организации стажировок студентов в период обучения с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- участие вуза в проведении мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников (выставки, ярмарки вакансий, конференции и семинары по проблемам трудоустройства молодёжи и др.);
- организация информационного обеспечения (посредством специальных разделов на сайте вуза, оформления стендов) [6].
Перечисленный комплекс мер, безусловно доказывает свою эффективность в поддержке молодых специалистов в поиске работы по специальности.
В то же время в НИТУ МИСиС для выработки решений проблемы трудоустройства выпускников, использовали подход инновационного менеджмента, который нацелен на разработку инноваций в любом виде деятельности. Основой для решения поставленных задач стали методы «5W1H», «Генерирование идей», «Мозговой штурм», «Шесть шляп», «Экспертная оценка», а также использование «Звездообразной диаграммы», «Диаграммы Исикавы», «Лестничной диаграммы» и др. [1]
Благодаря целому арсеналу инновационных методов в решении проблемы поиска рабочих мест молодым специалистам, НИТУ МИСиС удалось добиться высоких результатов в трудоустройстве своих выпускников – 90% [3]. Столь высокий показатель позволяет дать положительную оценку выработанной технологии по решению задач, связанных с трудоустройством выпускников. Несомненно, успешный опыт НИТУ МИСиС требует внимательного изучения, используемых методов и более того, непременного заимствования лучших инновационных идей по повышению уровня трудоустройства выпускников ВУЗов.
Анализируя пути решения высшими учебными заведениями России по успешному трудоустройству выпускников, на первый план выходит необходимость получения студентами практических навыков и углубленного опыта работы на будущем месте работы. Таким образом, ничто так не повышает профессиональный уровень будущего сотрудника, как его задействование в непосредственной работе на предприятии.
К сожалению, блестящие результаты трудоустройства выпускников некоторых ВУЗов сталкиваются с реалиями других статистических данных. Так, Академия общественных наук Китая провела исследование в 12 ВУЗах страны. Оно показало, что доля выпускников, которые в течение полугода после окончания учебы меняют место работы, составляет 48%. За три же года после выпуска 79% бакалавров сменили одно и более мест работы.
Однако, большая часть выпускников ВУЗов, которые открыли свое малое предприятие, продолжают свою деятельность в течение трёх лет и более. Согласно частным исследованиям, в нашей стране дела со сменой места работы обстоят еще хуже, а вот молодые предприниматели, создавшие свое дело, также редко закрывают его в течении 3 лет.
Сравнивая результаты всех вышеперечисленных исследований, появляется очевидная проблема в необходимости стимулирования студентов к предпринимательской деятельности. Более того, необходимо, чтобы бизнес проекты запускались не позже, чем на последнем курсе обучения. Так, студенты смогут использовать весь потенциал ВУЗа для поддержки своего начинания. Консультации педагогов, юридическая помощь, методическое обеспечение, друзья – единомышленники, использование помещений ВУЗа и др. Разумеется, при активном участии Высшего Учебного Заведения, необходимым элементом поддержки молодых предпринимателей станет бизнес-инкубатор (центр развития молодёжного предпринимательства).
Согласно статистике, лишь 4% выпускников Российских ВУЗов становятся субъектами среднего и малого предпринимательства [3]. Столь низкий показатель и приводит к печальному результату, когда доля МСП в ВВП России составляет всего 20%. В то время, как в США этот показатель равен 52%, а в некоторых странах Европы достигает показателя более 70% [2]. Таким образом, предпринимательство в Европейских странах является основой для социально-экономического развития Евросоюза.
В настоящее время правительство России активно вырабатывает и внедряет механизмы, необходимые для активного развития малого предпринимательства. Основные цели государственной политики в этой области являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [5].
На сегодняшний день существует множество форм поддержки молодых предпринимателей как на государственном федеральном и региональном уровнях (гранты, субсидии и т. п.), так и независимыми фондами и организациями. К таким относятся, Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ», торгово-промышленные палаты, фонд поддержки малого и среднего бизнеса России и многие другие.
В приоритетах развития МСП в России государством будут созданы важные условия для развития базовых институтов и инфраструктуры. И одним из направлений станет обеспечение мобильности населения, вовлечение в предпринимательскую деятельность отдельных групп населения (отставные военные, женщины, студенты) [4].
Таким образом, государство крайне заинтересовано в развитии среднего и малого предпринимательства, и именно ВУЗы могут помочь компенсировать столь значимую экономическую диспропорцию молодых бизнесменов в стране.
Исходя из всего вышесказанного, я считаю необходимым регистрации старшекурсников в качестве индивидуальных предпринимателей или учредителей обществ с ограниченной ответственностью. Куратор данного направления должен оказывать детальную поддержку начинающим бизнесменам, которая включает в себя: юридические и бухгалтерские консультации, мастер-классы, семинары, бизнес-тренинги и т. д. Я позволил себе довольно условно обозначить такой подход как метод «включенного обучения».
Таким образом, выпускники погружаются на 100% в тему предпринимательства в сфере культуры и искусств, получают неоценимый опыт работы в команде, делегирования ответственности, а также на собственном опыте получают знания реальных механизмов бизнес-рынка. Более того, студенты кровно заинтересованы в успешности их предприятий, так как от этого напрямую зависит их доход.
Не менее важным является тот факт, что защиты дипломных работ будут проходит в тесной связке с их реальными предприятиями, что несомненно повлечет за собой повышение качества и научной значимости выпускных работ.
В конечном счете, после окончания учебного заведения, выпускник продолжает свой бизнес, который за предыдущий год должен стать стабильным и выработать план дальнейшего развития, а ВУЗ повышает реальную статистику трудоустройства своих выпускников, причем по специальности и в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства.
Разумеется, что для более продуктивной работы в этом направлении, требуется создание бизнес-инкубатора на базе ВУЗа. Данный тип организации занимается поддержкой проектов молодых предпринимателей: от разработки идеи до ее коммерциализации. Успешность работы такой модели подтверждается успешным опытом в Западных и Азиатских странах.
Решение вопроса с повышением предпринимательской активности молодёжи стоит особенно остро в свете последних экономических событий: санкции, импортозамещение, политическая изоляция. И именно на малое и среднее предпринимательство правительство возлагает большие надежды как на средство выхода из кризиса. 1 октября 2015 года об этом сказал первый вице-премьер России Игорь Шувалов, выступая в Совете Федерации. По его словам: «Правительство РФ в рамках антикризисного плана готовит целый ряд структурных реформ. В первую очередь, речь идет об усилении господдержки малого и среднего предпринимательства. Ключевую роль в кризисных условиях играют малый и средний бизнес».
Анализ проблемы позволяет сделать вывод, что в настоящее время ВУЗам брошен серьезный вызов. Ведь именно на них ложится ответственность за формирование выпускника новой формации. Профессионала, который после окончания обучения будет готов мгновенно включится в активную экономическую жизнь страны.
ЛИТЕРАТУРА
Кузьминич Г. Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 21-24.