МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ЖИВОПИСНЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ ПО МОТИВАМ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ Methodological recommendations for the creation of pictorial and graphic compositions based on traditional folk crafts of Russia

Копцева Татьяна Анатольевна Tatiana Koptseva
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования», Москва Ph.D., associate professor, senior researcher of the Institute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of Education, Moscow E-mail: kopceva@yandex.ru
Аннотация: 
Аннотация. В статье анализируется роль народных художественных промыслов России в художественном образовании подрастающего поколения, изучается исторический опыт эффективного использования воспитательного потенциала культурного наследия народов, предлагаются методические рекомендации по созданию живописных и графических композиций по мотивам народных промыслов; делается вывод о том, что педагогические условия, основанные на поликультурном подходе к образованию, при котором обучающийся выражает эстетическое отношение к культурному наследию, – это важный компонент системы культурологической безопасности российских школьников в современной информационной среде. Abstract. The article analyzes the role of folk art crafts of Russia in the art education of the younger generation, reveals the historical experience of the effective use of the educational potential of the cultural heritage of peoples, offers methodological recommendations for the creation of pictorial and graphic compositions based on folk crafts, concludes that pedagogical conditions based on a multicultural approach to education, in which the student expresses aesthetic attitude to cultural heritage is an important component of the system of cultural safety of Russian schoolchildren in the modern information environment. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
Формирование художественной культуры является важным целевым ориентиром художественного образования России как в системе общего, так и дополнительного образования. Народное искусство, обладающее огромным воспитывающим потенциалом, оказывает развивающее воздействие на подрастающее поколение. В этой связи перед педагогами стоит задача приобщения детей и подростков к народному искусству как источнику мудрости и традиции. Народное искусство, будучи результатом художественной коллективной творческой деятельности людей, отражает их жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемые и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративноприкладное искусство не исчезают, а передаются из поколения в поколение. Народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов отражают неповторимость традиционной культуры, поэтому знакомство с ними детей и подростков – актуальная образовательная цель сегодня. Приобщение к культурному наследию подрастающего поколения – это важный компонент системы культурологической безопасности российских школьников в поликультурной и информационной среде, педагогические основы которой разрабатываются в настоящее время в ФГБНУ «ИХОиК РАО». М.Н. Карамзин отмечал, что «народ, который не знает своей культуры и истории, – презренен, легкомысленен». Уже с дошкольного возраста необходимо организовывать систематические занятия с детьми по ознакомлению с народными художественными промыслами. Образное их осмысление позволит юным художникам выразить в своих работах отношение к творениям народных мастеров. Создание оптимальных условий для выполнения живописных и графических композиций по мотивам традиционных народных промыслов России – это задача эстетического воспитания и художественного развития. Валентина Николаевна Полунина – знаток народного искусства, замечательный учитель, создавший педагогическую систему приобщения детей к народной культуре. Ее книга «Искусство и дети» [5] и сегодня не потеряла своей методической значимости, поскольку в ней обоснован и проверен на практике комплексный подход к преподаванию народного искусства в единстве образных задач разных его видов (фольклор, промыслы, праздники) – подход, способствующий не поверхностному, а глубинному погружению в мир народной культуры. В.Н. Полунина придавала особое значение собиранию подлинников народного декоративно-прикладного искусства, в том числе коллекции народной игрушки, разработке и практическому осуществлению программ занятий по народному искусству в классе, кружке, факультативе, в изостудиях. На ее концептуальных идеях сегодня выстраивается практически вся работа по приобщению детей к народной культуре. При формировании системы занятий по декоративно-прикладному искусству на первый план выдвигается эмоциональное развитие личности ребенка, воспитание его эстетического восприятия природы, окружающей действительности и произведений русских народных промыслов. В.А. Сухомлинский отмечал, что в период детства «мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» [6]. Поэтому создание на уроке особой эмоциональной атмосферы – залог его успеха. Художественнодраматургичеcкая канва занятия, основанная на поликультурном подходе к образованию, на сравнительно-сопоставительных связях между разными народными культурами, развивающаяся по законам театрального искусства [3], с привлечением народных песен, загадок, донесения информации в сказочной форме, способствует раскрытию творческого потенциала личности. Любование уголками родной природы, сменяющейся в соответствии с временами года, традиционно является источником вдохновения для взрослых и детей. Если нет возможности выйти на улицу и созерцать картины природы из окна, то необходимо показать электронную презентацию или рассмотреть фоторепродукции в книге с целью проведения аналогий: природа-художник, народный мастер учится у нее творчеству. Народное искусство обладает великой воспитательной силой [1], и эту силу учитель должен направить на занятии в созидательное русло. Художественное восприятие произведений художников-живописцев (Б.М. Кустодиев, И.И. Машков, В.Ф. Стожаров, Ф.И. Малявин и др.) и книжных иллюстраторов (И.Я. Билибин, Ю.А. Васнецов и др.), которые в своем творчестве отразили народный быт, праздничные гуляния или особенности работы народного мастера, красоту национального костюма, также важная составляющая урока, которая может повлиять на зарождение замысла композиций на тему «Народные гуляния», «Масленица», способствовать выполнению оригинальных иллюстраций к сказкам по таким темам как, например, «Три девицы под окном…», «А сама-то величава, выступает, будто пава…» и др. Практический опыт показывает, что показ и анализ результатов детского изобразительного творчества, живописных и графических композиций по мотивам традиционных народных промыслов России – еще одно очень эффективное средство развития воображения. Проведен анализ исторических детских рисунков из Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» [1; 4] и декоративных работ, созданных в наши дни. Сравнение образных средств выражения, которые используют дети для достижения замысла в разные исторические эпохи, позволяет увидеть движущие факторы, влияющие на готовность учеников создать произведение. Народное искусство благодаря его наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное. Педагогу нужно всегда помнить, что нарядность предметов народных промыслов не должна привести к чистому функционализму, потребительскому характеру использования общения детей с народным искусством, а должна восприниматься как носитель народной традиции, имеющий живое художественное наследие. В символике предметов народных промыслов выражена духовная культура нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, природными сезонными ритмами. Педагогу необходимо создавать такие условия общения с памятником народной культуры, которые не были бы слишком «заорганизованы» и «давали бы возможность ребенку силой своей детской интуиции проникнуть вглубь содержания вещей, порой не открытых нашему взрослому восприятию» [5, с. 8]. О значении игры в эстетическом развитии ребенка указывали многие авторы (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина и др.). Игра с подлинной народной игрушкой и всестороннее рассматривание предметов народного промысла с целью ответа на вопросы: «Что они означают? Какое их предназначение? Почему они так украшены?» всегда мотивируют ребенка к размышлению, высказыванию своей точки зрения, своей интерпретации увиденного. И, как показывает практический опыт, дети интуитивно чувствуют главное: в образе кружевного цветка или дерева видят красоту родной природы, в образе глиняной бабы – женщину-мать, в образе птицы – прилетающую из дальних стран птицу – предвестницу весны. После ознакомления детей с игрушкой можно попросить их выбрать понравившуюся, поиграть с ней и нарисовать с натуры. Дети также с удовольствием вовлекаются в игровую ситуацию «Как бы!». Им предлагается представить ситуацию, где бы игрушка могла находиться, описать будущую изобразительную композицию, придумать ей название и нарисовать ее. Фантазия детей продуцирует такие картины: «Игрушка на народной ярмарке», «Мастер создает игрушку в мастерской», «Игрушку расписывают красками», «Игрушка сломалась, ей грустно», «Нарядная игрушка на полке в моей комнате» и др. Формирование ярких впечатлений от восприятия образцов народных промыслов – важное условие успешной педагогической работы. У каждого учителя с годами формируется коллекция произведений народного искусства. Живое созерцание подлинника не может заменить никакая виртуальная презентация, поскольку ребенок может посмотреть его со всех сторон, а главное – подержать в руках и вместе с учителем или воспитателем составить натюрморт, состоящий из 3-4 предметов народного быта. Это может быть глиняная игрушка (каргопольская, дымковская, филимоновская) и кружево (вологодское, елецкое или др.), красивые жостовские подносы и гжельские вазы или др. Если дошкольники 6-7 лет, составляя натюрморт, скорее играют, чем осознанно выстраивают его композицию, то дети постарше уже могут обосновать выбор предметов для постановки, грамотно поставить натюрморт и придумать ему название: «Голубая гжель и хохломская братина на праздничном застолье», «Жостовский поднос со спелыми яблоками на Яблочный спас», «Чаепитие с тульским самоваром» и т.п. Элементы театрализации и игровых ситуаций обогатят опыт детей. Например, педагог дает возможность ученикам примерить настоящие кружевные вологодские воротнички, которые хранятся в школьном музее, или принесенные родственниками детей. Примерка всегда сопровождается повышенным интересом не только к процессу, но и к рассматриванию образца. Такая игра может сопровождаться демонстрацией разных вариантов кружев в электронном виде: презентация на экране может раскрыть страницы истории того или иного промысла не только России, но и других стран. Желательно, чтобы видео-ролики, презентации включали в себя и образцы регионального промысла. Посещение местного краеведческого музея или музея декоративноприкладного искусства, зарисовки, которые там сделают юные художники, будут способствовать расширению у них представлений о богатстве форм народного творчества, обогащать опыт наблюдений, развивать способность «смотреть и видеть». Итогом такого погружения в мир образов народного искусства может стать выполнение портрета. Дети всех возрастных групп с удовольствием рисуют с натуры и по поводу натуры. В качестве натурщика может выступить любой ученик или сам учитель. А прикрепив павлопосадскую шаль, елецкую кружевную косынку или воротник на манекен или на куклу, учитель может предложить детям создать образ человека по памяти или портрет сказочного персонажа по представлению, нарисовав, например «Портрет мамы (бабушки) в павлопосадском платке», «Чудесные вологодские кружевные воротнички на моем платье», «Кружевная косынка – подарок для сестры», «Варвара-краса, длинная коса» или др. Самым распространенным видом творческой деятельности на уроке или на занятии в студии является выполнение эскиза декоративного орнамента в круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике по мотивам того или иного народного промысла. Главную ошибку, которую совершают начинающие учителя – это установка на повтор орнамента: «повтори узор, скопируй орнамент или его фрагмент». Такой подход является формальным, поскольку не вскрывает содержательную суть народного искусства. Дошкольник и ученик начальных классов еще не в состоянии точно скопировать узор в меру своих возрастных особенностей. Но он может выразить свое отношение к узору как к чему-то красивому. Поэтому не нужно от него требовать точного повтора. На основе художественного восприятия произведения необходимо ориентировать его на создание чего-то своего, но с использованием тех выразительных средств, которые характерны для промысла. Например, на основе холодной цветовой гаммы создать эскиз красивой вазы по мотивам Гжели или эскиз подноса по мотивам жостовских букетов, создать узор в круге «Древо жизни» на основе восприятия вышивок местных народных мастериц или по мотивам мезенской росписи или др. Младшие и старшие подростки при систематических занятиях с ними уже обладают достаточными знаниями, навыками и умениями и могут вполне точно воспроизводить (скопировать) народные орнаменты, но это приносит мало пользы для художественного роста, кроме развития репродуктивно-подражательных способностей. Поскольку современный федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) одной из главных задач ставит творческое развитие личности, то приоритетным направлением педагогической работы должна быть нацеленность на творческую интерпретацию детьми образного смысла орнаментов и создание творческого продукта, в котором находят осмысление солярные знаки: Солнце, Земля, Баба, Конь, Древо, Птица и др., как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов. Детям всегда интересно узнать о том, что, например, солнце – символ тепла, который издавна почитался земледельческими народами, изображался в виде круга. Не случайно русская пословица гласит «не земля хлеб родит, а небо». Конь олицетворял движущееся по небу солнце. В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков. Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие). Мать-Сыра земля – родительница, почиталась на Руси особо и символически изображалась в виде стилизованного образа женщины. При создании декоративной композиции желательно использовать наряду с традиционными материалами (цветными карандашами, акварелью, гуашью и др.), необычные художественные техники и материалы, которые будут мотивировать юных художников к творчеству. Например, использовать восковую (масляную) пастель и акварель. Рисуя восковыми мелками ажурные кружевные узоры на платье Снегурочки, по мотивам народных промыслов, ученик потом перекроет его акварельными красками в технике по-сырому, что придаст рисунку особое очарование и загадочность. Использование гелевой ручки с белым, серебряным, золотым стержнями на темном фоне квадрата (10 см х 10 см) создаст впечатление нарядной салфетки. Сочные гуашевые цветы на предварительно вырезанном зеленом, черном или красном картоне передадут впечатление автора от любования жостовскими подносами и усилят впечатление праздника. Рисование белой гуашью по синему фону тонкой кистью или белым маркером потребует особую сноровку при рисовании орнамента в круге или треугольнике по мотивам Мценского кружева, которое развито в городе Мценске Орловской области. У юных художников, так же как и у народных мастеров, проявляется избыток художественности, бесхитростности творческого взгляда на мир. В их рисунках, по меткому замечанию А.В. Бакушинского [2], находит отражение не повторение пройденных этапов творчества, а на новой основе, вновь пережитое «начальное» состояние художественного творчества. Создание педагогических условий, при которых бы обучающийся выразил эстетическое отношение к культурному наследию, – это важный компонент системы культурологической безопасности российских школьников в поликультурной и информационной среде, которую разрабатывают сотрудники Института художественного образования и культурологии Российской академии образования. Создание живописных и графических композиций по мотивам традиционных народных промыслов России – это путь к достижению органической связи художественного-эстетического и нравственного начал в формировании у детей духовной опоры, понимания того, что созидание красоты и всех окружающих нас артефактов должно нести отпечаток хорошего вкуса и содержать преемственность с народной культурной традицией. ЛИТЕРАТУРА 1. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России: Монография. М.: Альтекс, 2006. 346 с. 2. Копцева Т.А. Система художественного воспитания А. В. Бакушинского в общеобразовательной школе // Художественное воспитание и творчество. М.: Карапуз, 2009. С. 180–274. 3. Копцева Т.А Художественно-педагогическая драматургия занятия по изобразительному искусству // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2011. № 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm (дата обращения 11.03.2022). 4. Копцева Т.А. Декоративное рисование в школе как форма приобщения детей к народной культуре: по материалам коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» / круглый стол «Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры», 25 мая 2016 г., ФГБУ ВО «Гжельский государственный университет» // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2016. № 3. URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm. (дата обращения 11.03.2022). 5. Полунина В.Н. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. 191 с. 6. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений. М., 1976. Т. 3. С. 48.