В настоящее время необходимо создание продуктивной модели образования и воспитания дошкольников, направленной на раскрытие творческого потенциала и способствующей развитию эстетического мировосприятия современных детей [12].
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Учитывая характерную для дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог должен обеспечивать условия для развития детского творчества, инициативы, самостоятельности.
Поэтому особое значение в работе с дошкольниками приобретает театрализованная деятельность. На наш взгляд использование в работе такого вида театра, как театр теней поможет сформировать у ребенка правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. Участие в подготовке и показе теневого спектакля становится ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями, педагогами в необычном волшебном мире, а также ярким воспоминанием детства.
Учитывая вышесказанное, автором программы «Театр теней в детском саду» была выстроена методика приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству театра теней. Предлагаемая методика имеет художественно–эстетическую направленность и нацелена на раскрытие творческого потенциала, воспитания индивидуальных способностей ребенка. В условиях дошкольного образовательного учреждения дети привлекаются к участию в подготовке и показе теневого спектакля. Данная методика позволяет сформировать условия для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству театра теней.
Важным этапом подготовки теневого спектакля становится организация большого творческого процесса, где дети принимают непосредственное участие: рисуют, клеят, макетируют, занимаются формообразованием, производят действия с теневыми фигурами, а так же говорят, общаются, разыгрывают сценки. Таким образом, они проходят весь путь художественного развития от восприятия до исполнительства и творчества.
Программа разработана с учетом много- и разнообразия программ и методических пособий дошкольного образования по театрализованной деятельности, которое существует на сегодняшний день.
Генов Г.В. в своем методическом пособии «Театр для малышей» (1968 г.) [4], одним из первых предложил использовать театр для детей дошкольного возраста. В своем пособии автор рассматривает различные виды театров (настольный, театр-книжка, кукольная эстрада, театр кукол, теневой театр) для детей и предлагает разные способы их организации. Для каждого вида театра предложен разнообразный репертуар, выкройки и чертежи, а также методические рекомендации по организации спектаклей. Большое внимание Генов Г.В. уделяет театру теней и использованию его в работе с детьми дошкольного возраста. Автором выделены следующие виды театра теней: театр ручных теней, пальчиковый теневой театр, трафаретный теневой театр, театр «живых» теней. Для организации каждого вида театра теней даются режиссерские и методические рекомендации.
В Программе «Кукляндия», разработанной Бурениной А.И., Родиной М.И.[3], дается обоснование системы работы с детьми театрализованной деятельностью. Авторами пособия представлено описание разработанных уникальных кукол и атрибутов для детских театрализованных постановок, а также предложен обширный игровой репертуар, который может быть использован и как тренинг на занятиях, и как материал для проведения досугов и театрализованных представлений. В книге имеются упражнения, этюды, игры; сценарии инсценировок, сценок, театрализованных представлений, а также описания танцев для спектаклей.
Программно-методическое пособие Куцаковой Л.В., Мерзляковой С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного»[6] адресовано педагогам дошкольных учреждений всех видов. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. в данном пособии предлагают программу художественно-эстетического развития ребенка-россиянина любой национальности и методику реализации этой программы. Авторы предлагают образовательно-воспитательную систему, в которой раскрыты все виды детской художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной.
Программа Комаровой Т.С. «Красота – радость - творчество»[7] является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии раскрыты задачи и содержание работы по худо¬жественно–эстетическому воспитанию дошкольников с учетом всех возрастных ступеней (от трех до семи лет). В основу Программы положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. В Программе широко используются нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства такие, как досуги и развлечения.
Пособие Лыковой И.А., Шипуновой В.А. «Теневой театр вчера и сегодня» [9] посвящено искусству театра теней и его использованию в работе с детьми дошкольного возраста. В пособии представлены история возникновения и традиции искусства театра теней и силуэта в разных странах, в том числе и в России. Автор пособия раскрывает тайны теневедения и раскрывает секреты, как приручить тень. Даны рекомендации по изготовлению оборудования для театра теней (экрана, кукол – актеров, декорация).
Также исторический очерк, конкретные рекомендации по подготовке экранного оборудования, теневых кукол и декораций представлены в пособии Лыковой И.А. «Теневой театр в детском саду»[10].В пособии автор раскрывает сценические секреты, предлагает конкретный фольклорный и литературный материал, сценарии спектаклей, выкройки сказочных персонажей. Данное пособие поможет педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОО и родителям приобщить детей к искусству театра теней.
В книге Чуриловой Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»[13] читатель познакомится с развивающей программой по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия». В Программе даны рекомендации, как с помощью театрализованных игр и упражнений развить у детей внимание, память, воображение, фантазию, активизировать мышление и познавательный интерес. В пособии даны игры и упражнения на раскрепощение ребенка, снятие мышечного и эмоционального зажимов, раскрытие его творческих возможностей, а также как помочь ребенку гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Программа состоит из пяти разделов: театральная игра (развитие игрового поведения, эстетического чувства, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях); ритмопластика (ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения); культура и техника речи (игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата); основы театральной культуры (овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией); работа над спектаклем (сценарии, этюды).
Таким образом, анализ имеющихся на сегодняшний день программ и методических пособий по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста показывает, что на сегодняшний день театральное искусство широко используется в работе детского сада. Виды театров, предлагаемых для дошкольников, очень разнообразны. Многие авторы (Г.В. Генов [4], И.П. Кошманская [8], Е.В. Мигунова [11] и др.) предлагают использовать в работе с детьми дошкольного возраста кукольный театр, так как именно он наиболее близок ребенку. Другая группа авторов (Е.А. Антипина [1], Л.В. Артемова [2], О.В. Гончарова [5], Э.Г.Чурилова [13] и др.) подчеркивают неоценимую пользу игр-драматизаций в работе с детьми, доказывая, что самостоятельное проигрывание ролей дает ребенку больше возможностей для развития. Однако в пособиях и программах неоправданно мало внимания уделено такому виду театрального искусства как театр теней. Театр теней как самостоятельный вид театрализованной деятельности в детском саду в рассмотренных выше пособиях упоминается лишь в работах Лыковой И.А. [9; 10]
Цель программы «Театр теней в детском саду» – разработать и апробировать систему занятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству тетра теней.
Педагогическая работа по реализации Программы направлена на то, чтобы ввести ребенка в мир театра теней, помочь в выборе выразительных средств и творческого развития.
Содержание методики строится на одновременном восприятии нескольких видов искусств, взаимно влияющих друг на друга и вызывающих у детей яркие эмоционально-эстетические переживания. Это помогает возникновению целостного художественного образа.
Основные принципы педагогической деятельности:
• Принцип последовательности: предполагает определение последовательности этапов в подаче материала (от простого к сложному) и усложнение видов театра теней (от пальчикового через трафаретный к театру «живых теней»);
• Принцип эмоциональной привлекательности: предполагает создание ситуаций психологического комфорта для детей, а также подбор эмоционально насыщенных игровых заданий и упражнений;
• Принцип творчества: определяет характер действий детей.
В процессе разработки содержания педагогической деятельности нами были выделены несколько тематических разделов. Каждый раздел имеет свою направленность (по Э.Г. Чуриловой с обработкой).
Театральная игра. Направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие умение представлять предлагаемые ситуации с помощью пластики, жестов, выразительности телодвижений, кукольных персонажей (трафаретных и не только).
Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, творческие игры со словом.
Основы театральной культуры. Создание условий для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (теневого театра).
Работа над спектаклем. Основной раздел, базирующийся на общеизвестных и авторских сценариях, от этюдов к спектаклю.
Содержание: подготовка теневых фигур (подбор или изготовление кукол), декораций, музыкального оформления спектакля.
Праздники и досуговая деятельность на основе театрализации. В раздел входят мероприятия, позволяющие прививать детям любовь к театру теней (посещение театров, подготовка и показ теневых спектаклей по литературным произведениям и собственным сценариям, семейные гостиные и др.), способность сопереживать героям сказок, оценивать их поступки и свои собственные.
Система педагогической деятельности предполагает определенную логику построения, а также психологически обоснованную последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Программа предполагает, что узкотехнические задачи, связанные с освоением способов деятельности, а также развитием координации движений руки, мелкой моторики, будут решаться на занятиях в совокупности с задачами эмоционально–познавательными, содержательными (выражение отношения), творческими (создание посильного для ребенка художественного образа).
В работе нами было выделено три этапа:
1 этап – подготовительный. На данном этапе осуществлялся подбор литературы: методической (методика проведения занятий театрализованной деятельностью), педагогической, литературы по истории теневого театра, секреты организации теневого театра (в т.ч. в условиях детского сада и семьи). А также происходило знакомство детей с историей теневого театра, его разновидностями и основной театральной терминологией.
Прежде, чем предстать перед детьми со спектаклем театра теней и предложением им разыграть небольшую сказку, мы изучили историю возникновения это вида театрального искусства, познакомились с секретами организации (экрана, кукол-актеров, правила кукловедения и т.п.) и видами теневого театра. Затем мы сами попробовали разыграть несколько отрывков из сказок. Проведенная работа позволила нам сделать вывод о том, что для того, чтобы быть актером-кукловодом теневого театра действительно нужна определенная подготовка, иначе куклы могут не слушаться, а тени ведут себя не так, как хотелось бы.
Знакомство детей с театром теней проходило в виде проектной деятельности «Театр теней. Знакомьтесь». В рамках проекта была проведена серия бесед, практических занятий и посещение Московского детского теневого театра с детьми. В ходе проекта дети познакомились с историей, устройством и видами театра теней. В играх-экспериментах учились приручать тени рук, кукол, трафаретных фигур и т.п.
Знакомство с театральными терминами происходило в игровой форме. На этапе ознакомления детей с профессиями театра теней были использованы дидактические и подвижные игры такие, как «Покажи профессию…», «Узнай, кто это?», «Тень, ты кто?» и др. На начальных этапах дети называли лишь несколько театральных терминов, связанных в основном с профессиями (актер, режиссер, художник). Постепенно словарь детей обогащался такими терминами, как мизансцена, этюд, антракт, монолог и др. Для закрепления театральных терминов нами были использованы игры (например, игра «Крокодил»), загадки, пантомима. Знакомство с театральными профессиями происходило в основном в сюжетно-ролевых играх, играх-экспериментах. Например, чтобы освоить азы профессии осветитель, дети экспериментировали с фонариками: учились правильно направлять луч света на героя, чтобы контуры тени были четкими, большими или маленькими. А звукорежиссеры придумывали, как можно передать звук дождя, шум ветра, скрип и т.п. для этого использовали различный подручный материал, чтобы добиться сходства с выбранным звуком (детская лейка для передачи шума дождя). Неописуемый восторг вызвали игры с собственной тенью. В зависимости от направления луча от осветительного прибора и расположения ребенка относительно него (ближе или дальше) получались забавные тени: огромные или маленькие. На первых порах дети просто играли, экспериментировали с собственными тенями (в зале с осветительным прибором или на улице в солнечную погоду). Затем задания усложнялись: детям предлагалось с помощью тени изобразить литературного персонажа, а впоследствии один ребенок должен был загадать и показать героя, а остальные дети отгадывали.
Одним из самых простых для освоения ребенком дошкольником видов теневого театра является театр ручных теней. Для оборудования и проведения данного вида театра нужны лишь настольная лампа, экран (белый лист бумаги, светлая ткань или просто стена) и актер (человек, который размещается между экраном и лампой и показывает театр ручных теней). На первых занятиях с детьми разучили показ с помощью рук некоторых животных (собака, петушок, зайчик и др.), которые использовали для показа самых первых теневых представлений, в основу которых легли малые формы фольклора (потешки, пестушки, поговорки, загадки и др.). Поскольку в данном виде теневого театра задействованы руки, то перед каждым показом с детьми проводилась пальчиковая гимнастика, что позволило не только подготовить пальцы рук к показу, но и развивать речь детей, создать положительный эмоциональный настрой. Осваивая технику показа ручных теней, дети придумывали разные ситуации с персонажем: собака открывает пасть и говорит всем привет, зайчик машет вам лапой и т.п. А затем на основе литературного материала, каждый ребенок создавал свой мини-спектакль: с помощью пальцев рук показывал какое-либо животное и сопровождал показ текстом. После того, как дети овладели техникой показа ручных теней, задачу усложнили: нужно было показать мини–спектакль с участием двух или более детей. А значит, нужно договориться, кто какую роль исполняет, занять нужное место между экраном и лампой, чтобы не мешать друг другу. Сначала дети разыгрывали маленькие диалоги. Например, показывая собаку и зайчика, персонажи здороваются друг с другом и знакомятся. После этого дети разыгрывали спектакли на основе литературного текста («Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «Зачем ежику колючки?» и др.)
В процессе освоения техники показа ручных теней важно показать детям взаимосвязь между силуэтом (тенью) на экране и образом реального животного или предмета, который изображают. Чем лучше у ребенка развито воображение, тем разнообразнее ассоциации. Для этого в работе мы использовали такие задания, как «Обведи силуэт тени мелком или карандашом», «Дорисуй по своему замыслу», «Раскрась» и др.
Перед ребенком – актером теневого театра стоит задача ясно, четко и понятно изъясняться, ориентируясь при этом на зрителя (слушателя). Работа над выразительностью речи и интонацией приобретает особую значимость, т.к. актер находится за экраном, на котором зрители видят силуэт ведомого им персонажа и передать эмоциональное состояние героя теневого спектакля очень трудно. В процессе работы над выразительностью речи и интонацией (темп, высота, сила голоса) нами были использованы скороговорки, игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции. Разучивание пестушек, поговорок и песенок позволило ребятам научиться соотносить движения персонажа со словами, которые он произносит. Ведь именно в этих жанрах фольклора слово является главным и ведет за собой жест или действие. Работа в данном направлении позволила сделать вывод о том, что необходимость одновременно произносить реплики своего героя и следить за его движениями, оказалась сложным для дошкольников.
Поскольку на подготовительном этапе работы дети еще не очень хорошо овладели техникой показа теневых спектаклей, для них были организованы показы спектаклей, подготовленных педагогами, а также посещение Московского детского театра теней совместно с родителями. После просмотра с ребятами проводились беседы о том, что же они увидели в спектакле, предлагалось пройти за сцену (в условиях детского сада), где актеры еще раз показывали элементы спектакля и предлагали детям самим попробовать управлять куклой. Это позволило еще больше вызвать интерес детей к данному виду искусства и привлечь их к участию в подготовке, а впоследствии к самостоятельному показу теневых спектаклей.
2 этап – содержательный.
На данном этапе осуществлялась работа с текстом литературного произведения, которое подбиралось с учетом интересов детей, их возрастных и психологических особенностей, а также тех умений управления тенью, которые они получили на занятиях подготовительного этапа. Малые формы фольклора, народные и авторские сказки (русские и зарубежные). После чтения с детьми проводилась беседа по содержанию произведения, о том, кто герои, их внешнем облике и характерах, поведенческих и речевых особенностях.
Далее намечали сценарий спектакля и разбирали мизансцены будущего спектакля. Затем создавали макет спектакля на бумаге, т.е. прорисовывали каждую мизансцену на бумаге, чтобы учесть все необходимое и определить количество необходимых персонажей и декораций. Иногда для одного персонажа требуются две или более фигурок в зависимости от того, что персонаж делает. Затем приступали к изготовлению необходимых персонажей и декораций (рисовали сами либо использовали готовые шаблоны). Контуры персонажей и декораций переводили на картон, вырезали, покрывали черной краской, чтобы силуэты были более четкими. В завершение к силуэтам героев прикрепляли палочки, с помощью которых происходит управление персонажем.
Затем проводились занятия по обучению детей кукловождению. Дети учились правильно располагать фигуру своего героя на сцене-экране, правильно располагать героев во время диалогов, соотносить слова и движения, уходить со сцены и т.п.
После того, как все готово, дети делились на актеров и других «работников» театра теней (осветитель, звукорежиссер, билетер и т.п.). Это деление происходило с учетом пожеланий детей.
3 этап – заключительный.
Постановка и показ теневого спектакля. Для постановок спектаклей с использованием плоскостных силуэтных фигур работа велась от простого к сложному. На начальных этапах ребята учились управлять простыми фигурками, а затем более сложными, имеющими подвижные части (иногда куклой управляли несколько детей одновременно, что усложняло задачу еще более).
Беседа и обсуждение по итогам показа. Что получилось, что не получилось. Что нужно сделать в следующий раз, чтобы избежать неудач.
Программа по приобщению детей к искусству театра теней рассчитана на старший дошкольный возраст. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Система художественных творческих заданий выстраивается с учетом сбалансированности изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности, которые выделены как системообразующая триада, обеспечивающая полноценное художественное развитие.
Содержание занятий включает два взаимосвязанных направления: теоретическую и практическую подготовку обучающихся.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. На 1-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. На 2-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Оптимальное количество детей в группе – до 12 человек.
Занятия включают в себя несколько частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
1. Подготовка к занятию или вводная часть. Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками группы. Основные формы работы: игры и упражнения на сближение и настрой на совместную деятельность («Волшебный мяч», «Доброе слово» и др.)
2. Теоретическая часть: Цель: введение в тему (чтение, обсуждение литературного произведения).
3. Этюды, игры, упражнения, направленные на развитие воображения, восприятия, развитие выразительности речи, пальчиковая гимнастика и т.п.
4. Практическая часть: самостоятельная творческая деятельность ребенка (продумывание образа героя, декораций, составление макета спектакля, изготовление кукол и декораций для спектакля, показ сценок и спектаклей с использованием разных видов теневого театра).
5. Заключительная. Основная цель данной части – подвести итоги проделанной работы. В ходе бесед выясняли, что удалось и что не получилось, что необходимо сделать в следующий раз, чтобы избежать неудач. С целью научить детей обращать внимание на удачи своих друзей и отмечать то, что получилось лучше всего, с детьми проводились игры «Похвали друга», «Мы вместе» и др. Таким образом, у каждого ребенка появлялось чувство принадлежности к общему делу и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Все занятия в театре теней имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием. Знания, полученные на занятиях, дети переносили в свободную деятельность в группу или на уличную площадку.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия по программе «Театр теней в детском саду» дают безграничные возможности для детского творчества. Занятия в театре теней увлекательны по тематике, обладают развивающим и воспитательным потенциалом в работе с дошкольниками. Внедрение в работу дошкольных образовательных организаций инновационной методики «Театр теней в детском саду» позволит не только успешно сочетать решение задач художественно-эстетического, нравственного, познавательного развития каждого ребенка, но и позволит педагогам приобщить детей в доступной для них форме к искусству театра теней.
Литература
1.Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М., 2003.
2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3.Буренина, А.И., Родина, М.И. Программа «Кукляндия». – СПб., 2005.
4.Генов, Г.В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 1968.
5.Гончарова, О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: Изд-во Сфера, 2010.
6.Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С.И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного - Программно – методическое пособие. – М., 2003.
7.Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. «Красота – радость - творчество». Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – Педагогическое общество России, 2005.
8.Кошманская, И.П. Театр в детском саду (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
9.Лыкова, И.А., Шипунова, В.А. Теневой театр вчера и сегодня. - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
10.Лыкова, И.А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
11.Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебн.-метод. пособие. – НовГУ имени Ярослава Мудрого – Великий Новгород, 2006.
12.Савенкова, Л.Г. «Сад детства» – новый подход к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. VI Международная научно-практическая конференция. – М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. С379-387.
13.Чурилова, Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - М., 2004.