Методический аспект воспитания толерантности у младших школьников

Сухова Елена Анатольевна,

аспирант РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
eldomm@yandex.ru

Аннотация: 
В статье рассматривается методический аспект воспитания толерантности у младших школьников

Слово «толерантность» сейчас у всех на слуху. Часто толерантность понимается как готовность терпимо общаться и взаимодействовать с представителями разных народов, культур, религиозных воззрений. Это понятие может быть рассмотрено с эволюционно-биологической, этической, политической, психологической, педагогической точек зрения. В зависимости от этого оно будет наполняться дополнительным смыслом. Для нас представляет интерес методический аспект воспитания толерантности у младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования подчеркивается необходимость «воспитания и развития качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [12]. Для того чтобы понять, что и как воспитывать, определить педагогические риски, необходимо разобраться в семантике понятия «толерантность».
Все исследователи отмечают множественность оттенков толерантности. Для подтверждения этой мысли проведем сравнительно-лингвистический анализ.
Понятие «толерантность» иногда интерпретируется как «терпение» и имеет разные смысловые оттенки в зависимости от ситуации. Например, в европейских языках существует ряд синонимов, обозначающих различные формы проявления терпения. Многие из этих слов заимствованы из латинского, в котором существуют четыре значения понятия «терпение»: «patientia, perseveration, animus aequus, tolerantia» [9, с. 334].
Латинское «patientia» (в англ. – patience, фр. – patience, итал. – pazienza, исп. – paciencia) имеет несколько коннотативных значений с оттенком пассивности: 1) перенесение, выносливость, выдержка, терпеливость; стойкость; 2) уступчивость, снисходительность, 3) равнодушие, вялость, мягкотелость, 4) покорность, подчинение [8, с. 557]. Эти дефиниции сохранились в итальянском и испанском языках.
Заимствованные слова от «perseveratio» (в пер. с латинского «настойчивость, твердость, стойкость, выдержка») обладают похожими стилистическими и семантическими оттенками: с англ. – perseverance – упорство, непоколебимость, с французского, итальянского и испанского – стойкость, настойчивость.
Третье значение латинского слова терпение (animus aequus) – равнодушие, спокойствие, невозмутимость, хладнокровие, терпение [8, с. 34].
В латинском языке «tolerantia» (в англ. – tolerance, во фр. – tolérance, в итал. – tolleranza, в исп. – tolerancia) переводилось как терпеливость, выносливость. В разных языках оно имеет следующие смысловые оттенки: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском – «умение позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»; в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению»» [10, с. 20].
В итоге сравнительного лингвистического анализа можно наблюдать пересечение значений понятия «толерантность» и их разноуровневость, где основанием является степень активного проявления толерантного отношения. Таким образом, можно говорить о том, что в разных культурах толерантность понимается как:
− равнодушие, невозмутимость;
− снисходительность, уступчивость, благосклонность;
− уважение, готовность воспринимать кого-либо, что-либо;
− упорство, настойчивость.
Если говорить о взаимозаменяемости слов «терпение» и «толерантность», то, обращаясь к английскому психологическому словарю, можно утверждать, что первое понятие гораздо уже второго. Так, patience переводится как «терпение, терпеливость, настойчивость» [9, с. 93]. Особый интерес вызывает спектр значений перевода термина tolerance: терпимость; выносливость; допуск, допустимое отклонение; приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям; этническая устойчивость.
Вопросы о «терпимости» можно назвать вечными. Они обсуждались во все времена разными философскими школами. Так, для Древней Греции характерна идея гармонического развития личности, интерес к ее внутреннему миру. Выдающими философами того времени (469–322 гг. до н.э.) толерантность понималась как «обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ), интеллектуальная самозащита (Платон), стремление к золотой середине (Аристотель)» [3, с. 9].
Основой жизни Древнего Китая было учение философа Конфуция (551–479 гг. до н.э.), который утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно различаются по своим привычкам. Понимая и принимая это, каждый человек не только сам должен терпеливо относиться к другим, но и учить своих детей терпению. «Воспитание гуманности, человеколюбия рассматривается при этом как важнейшая задача образования, а средством регулирования отношений между людьми выступают этикет и традиции, в которых выражается уважительное отношение к окружающим» [2, с. 44].
В средневековом обществе идея толерантности провозглашалась и разрабатывалась главным образом в рамках религиозных учений, она в том или ином виде присутствует во всех мировых религиях:
− «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Иисус Христос);
− «Не делай другому того, чего не хочешь себе» (Конфуций);
− «Никто из вас не правоверен, покуда вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя» (Мухаммед);
− «Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого» (Будда);
− «Не делай другим того, что ненавистно тебе самому» (Равви Гиллель, иудейский учитель веры) [14].
В дальнейшей истории понятие «толерантность» становилось более социальным, имеющим широкий спектр значений. «С 16 века «толерантность» трактуется и как уступка в вопросе о религиозной свободе. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой идеи толерантности. (...) Особая роль в теоретическом осмысле-нии и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в осо-бенности французским, это понятие прочно вошло в политический словарь» [13, с. 494].
Анализ источников по исследуемой проблеме показывает, что одним из качеств толерантности является «признание равенства или уважение других и отказ от доминирования и насилия. Толерантность – это свойство открытости и свободного мышления, это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [11, с.165–166]. Отсюда следует необходимость принятия множественности и многообразия бытия, где без толерантности невозможно сосуществование различий. Основой для толерантности могут служить общечеловеческие ценности.
Свойство открытости толерантной личности и готовность принять многообразие мира подчеркивают в своем определении Е.В. Алексеева, С.Л. Братченко, для которых «толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как такой принцип взаимодействия человека с другими людьми, который следует из понимания, принятия и уважения множественности и многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий, а также – из готовности выстраивать свой собственный мир настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для взаимодействия с другими» [1, с. 167]. Д.Б. Зиновьев также подчеркивает аксиологичность понятия «толерантность» и добавляет: «Оно является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [7, с. 54–55]. Из множества определений вытекает важное следствие того, что принцип толерантности – признание неизбежности сосуществования различий из-за многообразия условий становления и развития личности. Каждый человек несет свой отпечаток времени, культуры, религиозных взглядов, социального положения, материального достатка, уровня образования, среды и т. д. Применительно к младшему школьному возрасту под межличностной толерантностью мы будем понимать готовность на практике устанавливать диалог, цель которого принять инаковость другого и построить гармоничные взаимоотношения с его участниками. «Диалог – способ понятия себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. Именно диалогу свойственен поиск личностных смыслов, опирающийся на многогранную палитру переживаний» [6, с. 52]. Искусство в первую очередь апеллирует к чувствам. Толерантность – диалогична. Следовательно, искусство, культура способны активно влиять на формирование данного качества.
На основании лингвостилистического анализа и научных определений выделим пять уровней толерантности, основанных на разной степени активности участников межличностного взаимодействия и на разных аспектах проявления толерантного отношения:
1. Толерантность рассматривается как смирение, безропотность, пассивное принятие чужой точки зрения, подавление собственных интересов, личного мнения; такое бездействие стирает границы толерантности.
2. Толерантность как индифферентность, безучастие, игнорирование чужого мнения, сдержанность личных суждений, объяснения своей позиции; при этом собственная точка зрения ставится во главу угла. Нежелание компромисса.
3. Толерантность как снисхождение; понимание точки зрения Другого, но в то же время – отсутствие активного настроя на конструктивный межличностный диалог из-за желания избежать спора, конфликта или слабости, шаткости собственной позиции;
4. Избирательная толерантность, проявлению которой способствуют личный интерес, выгода, симпатии.
5. Толерантность как готовность признавать и учитывать точку зрения Другого, ориентир на конструктивный диалог, активная позиция миротворчества, принятие многообразия мира, множественности вариантов интерпретаций, открытость и понятность (доступность) другим участникам диалога.
Толерантный человек – открытая, свободная личность. «Толерантная личность не нуждается во внешних ограничениях, ибо ее духовная раскрепощенность органично сочетается с чувством социальной ответственности и разумным самоограничением» [5, с. 92]. У ученика начальной школы еще не развиты «социальная ответственность» и «чувство разумного самоограничения». Таким образом, в процессе воспитания толерантности существует ряд педагогических рисков:

  • вероятность отклонения от избранной педагогической цели из-за множества сфер влияния на процесс воспитания межличностной толерантности (СМИ, социум, круг общения, личный опыт и т. д.);
  • расхождения во взглядах семьи и школы на принципы и необходимость построения толерантных отношений могут сделать ребенка двуличным;
  • если недостаточно сформировать критическое мышление, не научить адекватно осмысливать ситуацию и противостоять несправедливости, есть риск воспитать конформиста, не желающего быть втянутым в конфликт, пассивно терпящего зло.

Таким образом, воспитание межличностной толерантности предстает перед нами серьезной методической проблемой, которая основана на сложности понимания «толерантности», определении ее границ, педагогических рисках, возрастных и личностных особенностях учеников младшей школы.

Литература

1. Алексеева Е. В., Братченко С. Л.: Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. СПб.: СПбАППО, 2003. С. 165–172.
2. Борытко Н. М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 80 с.
3. Герасимов С. А. Сковородкина И. З. История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: Монография. Архангельск, 2006. 148 с.
4. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. 11-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Медиа. 2008. С.557
5. Дворникова Е. И. Культура. Идентичность. Толерантность: Монография / Е. И. Дворникова; науч. ред. проф. Л.Л.Редько. М.: Илекса, 2007. 388 с.
6. Дворникова Е. И. Культурная идентичность и толерантность: концепция, теория и условия формирования. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2005. 388 с.
7. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность – ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. №1. С. 54–55.
8. Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности // Детская психология, № 8, 2004.
9. Никошкова Е. В. Англо-русский словарь по психологии. Ок. 20 000 терминов. М.: РУССО, 2006. 218 с.
10. Подосинов А. В., Белов А. М. LINGUA LATINA. Русско-латинский словарь. 3-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2002. 324 с.
11. Тишков В. А. Очерки и политики этничности в России / В. А. Тишков. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. 290 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 26.11.09, 22:12.
13. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671с.,
14. Электронный ресурс: http://www.edukbr.ru/tsc2/new_page_14.htm 19.07.09 17:12.